Память святого пророка Малахии
Святой пророк Малахия происходил из колена
Завулонова6. Он жил и пророчествовал
во времена Неемии7 по возвращении
иудеев из плена Вавилонского (т.е. приблизительно за 400 лет до
Р. Х.), когда храм Иерусалимский был снова построен, и в нем
совершалось богослужение и приносились священниками жертвы.
Благочестивою своею жизнию он приводил в удивление народ,
который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу
Божию, назвал его Малахиею, что значит - Ангел Господень.
Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным
поборником веры, закона и благочестия. По возвращении иудеев из
плена, среди них было много неустройств в
нравственно-религиозном их состоянии, которые от нерадения и
беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не
могли не возмущать и не огорчать пророка. Он выступил с сильным
и грозным обличением народа и священников. Пророк обличал народ
и
священников за то, что они не имеют должного благоговения к
Богу, приносят ему худые жертвы (Мал 1), обличал священников,
что они своими неправдами, уклонением от правого пути,
несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят
Бога, производя соблазн в народе (Мал 2:1-9). Грозно обличая
народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что
беззаконно поступают с женами своими и, несправедливо отвергая
законных жен, берут жен иноплеменных (Мал 2:10-16), святой
пророк Малахия угрожал им судом Божиим и за разные другие их
пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы,
за удерживание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот,
за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно
десятин и приношений в храм Божий (Мал 3:5-12). Наконец пророк
обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные
слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать
Его постановления и ходить пред лицом Его в печальной одежде,
что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут, лучше
устраивают свои дела и остаются целы (Мал 3:13-15; 2:17).
Обличая эти пороки, святой пророк Малахия вместе с тем провидел
славу
второго храма и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии,
явление Предтечи пред Его пришествием, грядущий суд Божий на
нечестивых, прославление праведных и распространение славы
Божией пред всеми народами (Мал 1:5.11; 2:1-6; 3:16-18; 4).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен
со своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был
последним ветхозаветным пророком, почему у св. отцов он
называется печатью пророков8.
Примечания
6 3авулон - шестой сын патриарха Иакова
от Лии. Колено его занимало лучшую часть земли на севере Палестины, от
Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере с
коленами Асировым и Неффалимовым и на юге с Иссахаровым, занимавшим
великую равнину Изреельскую.
7 Неемия - еврей, виночерпий персидского царя
Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный Иерусалим
стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим многих
иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в
Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его
именем и вошедшей в состав Библии.
8 С именем пророка Малахия осталась книга,
последняя в числе книг "малых" пророков. Она состоит из четырех глав и
излагает одну его пророческую речь, по всей вероятности выражающую
сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи
служит обличение нравственных недостатков современного пророку
еврейского народа, угроза наказанием Божиим и обетование о Спасителе.
Книга пророка Малахии изобилует мессианскими пророчествами, в
соответствии с мессианским характером содержания книги (3:1-3, 6-7,
12:17-18; 4:4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи
Господня, читаются, как паримия, во все праздники в честь св. Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Третий день (16.01), С. 17. Жития
святых, С. 282 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 60)]
|