Содержание:
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"
"Русская изба" иллюстрированная энциклопедия С-Пб, "Искусство-С-Пб"
ЛОЖКА
(БУТЫРКА, ВЕСЁЛОЧКА, ВОЗИЛКА, ДОЛГО-НОСКА, ДОЛГОЧЕРЕНКА, ЗАГИБКА,
КАРОБКА, КЕРЖАНКА 1, КОКОВКА, КОПАЛКА, КОРЕНУШКА, КРЕСТОВКА, ЛАПЁШКА,
ЛОЖКА БАСКАЯ, ЛОЖКА БЕЛАЯ, ЛОЖКА БУРЛАЦКАЯ, ЛОЖКА ВОСТРОНОСАЯ, ЛОЖКА
ГЛАДКАЯ, ЛОЖКА КОРНЕВАЯ, ЛОЖКА ПИСАНАЯ,
Ложки
ЛОЖКА ПОЛУБАСКАЯ, ЛОЖКА СОУСНАЯ ЛОЖКА ХОХЛАЦКАЯ, ЛОТАЧЁК, ЛУЗКА
МЕЖЕУМКА, НАЛИВКА 3, НОСАТКА, РЬШКА СЕРЕБРУШКА, СИБИРКА, ХЛЕБАЛКА,
ШАЛАБОЛКА, ШЕВЫРКА). Деревянный, костяной, металлический предмет для
зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или
овальную вогнутую, неглубокую емкость на длинном или коротком, плоском
или круглом черенке (иначе черенок называли «стебло», «рукоять», «цавье»).
Изготовление ложек с короткими черенками объясняется тем, что их
помещали в ставцы, служившие индивидуальной и дорожной посудой. Ложки
украшались росписью (широко известны — хохломская, северодвинская,
палащельская роспись) или резьбой. Использовались ложки как в городах,
так и в крестьянских хозяйствах, подавались к столу в будние и
праздничные дни и долгое время, пока не появились вилки, служили
единственным приспособлением для приема пищи.
Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого
зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова
опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова
брали ложку со стола и черпали ею из
миски; тот, кто не
выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда,
когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как
хозяин даст указание: стукнет ложкой по
столу. Если кто-нибудь вел себя за столом
не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив
ложкой по лбу.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить
ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на
тарелку, так как по ложке, как по мосту, в
миску может проникнуть
нечистая сила. Не
разрешалось стучать ложками по столу, так
как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед
злыдни» (существа, олицетворяющие собой
бедность и несчастье). Считалось грехом убирать ложки со стола в
заговенье, накануне положенных церковью
постов, поэтому ложки оставались на столе
до утра. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или
сядет за стол нечистая сила. В качестве
подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба,
солью и деньгами.
К ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а
простые деревянные хранили дома в
ложечниках — полках для ложек или ложечницах — специальных корзинах для
хранения ложек. Широко применялась ложка и в обрядовых действиях. В
родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол
ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши пили за здоровье
новорожденного, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал
за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). Кроме того, отцу
новорожденного давали ложку каши с солью («пересол» или «бабкину кашу»),
добавив туда острые приправы: горчицу, перец, хрен, уксус — и посыпав
сахаром. Он тоже должен был вытерпеть муки, как и мать при рождении
ребенка, еще это объяснялось, как очищение отца, оскверненного рождением
ребенка, с помощью соли, которая являлась оберегом от
нечистой силы. Съев ложку такой
каши, отец новорожденного закидывал ложку
на полати и прыгал по избе со словами: «Дай Бог, чтобы так новорожденный
вспрыгивал».
В северных губерниях на крестинном обеде повитуха
ела очень круто сваренную пшенную или гречневую кашу с медом черенком
ложки, стараясь съесть кашу как можно быстрее, чтобы новорожденный начал
скорее говорить. На крестинах было принято
также гадать на ложках, которыми ели
крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадет
кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если
вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а
молодец на ножки».
Во время свадебного ритуала ложки, повернутые лопастью к сидящим,
выкладывались перед женихом и невестой перед венчанием за «тихим»
столом; эти ложки сваха после трапезы забирала с собой для молодых. За
свадебным столом для жениха и невесты существовал запрет на участие в
пире, поэтому перед ними ставили пустое блюдо и клали ложки черенками к
краю стола или связанные ручками в разные стороны. При разрешении им
принимать пищу соблюдались определенные правила: молодые должны были
есть одной ложкой из одного блюда, пить из одного стакана и т. д. При
подаче новобрачным каши они ели одной ложкой, черпая три раза, молодым
давали по три ложки молока, одной ложкой ели молодые и яичницу. Две
ложки вместе с другими предметами утвари и свадебным хлебом (баенником)
зашивали в скатерть, которая расшивалась новобрачными после бани. На
«блинках» (угощение молодых тещей в их первый приезд) молодой брал на
ложку яичницу, складывал деньги и подавал теще. На поминках для умершего
ставили отдельный прибор либо на общий стол,
либо на особый стол в углу под образами,
ложку выкладывали черенком к иконам или под скатерть, помещая сверху
кусок хлеба. Первую ложку (или первые три) каждого блюда и первый стакан
водки отливали покойнику на угол стола. Вначале поминок все пробовали
кутью, которую нужно было взять ложкой три
раза. Есть за поминальным столом полагалось только ложками, использовать
вилки и ножи не разрешалось. На Урале в сорочины
хозяева старались накормить не менее сорока человек и раздать сорок
ложек. Получали деревянную ложку после поминального обеда на память о
покойном и гости в северных губерниях.
В календарной обрядности накануне Рождества,
в Крещенский сочельник и на
Пасху хозяин брал ложку
кутьи или овсяного
киселя, выходил на порог
сеней или влезал на
печь и, бросив ложку кутьи или
киселя в окно,
приглашал Мороза
поесть, чтобы он за это не портил лен,
коноплю и овес.
Во время ряжения на
святках ложка наравне с морковью,
кукурузой,
колокольчиками, поленом
использовалась в качестве фаллического символа при обозначении наготы.
Употреблялась ложка в гаданиях. В Вятской губ. девушки наливали в
столовые ложки воду и ставили их в
сени, когда вода
замерзала, приносили ложку в избу и смотрели: если замерзшая вода
образовывала «пупочек», то это значило, что загадывающая проживет
наступающий год хорошо, образование «ямки» означало смерть. После ужина
перед Филипповским (Рождественским) постом
хозяйки определяли судьбу членов своей семьи. Оставив на столе ложки или
вынеся их с водою в сени, утром смотрели: чья ложка будет опрокинута на
спинку или в чьей вода замерзнет «логом» (с углублением) — того ожидает
несчастье или смерть.
Во время масленичной недели ложку вместе с
чашкой приносил кум своему
крестнику, родившемуся в этом году. В
Курской губ. на Маргоскиной неделе (вторая
неделя после Пасхи или неделя
Жен Мироносиц) женщины, съев
яичницу, подбрасывали вверх ложки и
кричали: «Родись, лен, такой-то здоровый и
высокий». У кого ложка взлетала выше, у того и лен
должен вырасти лучше. На Вознесенье (за
десять дней до Троицы) во время мужского
гуляния в лесу парни, отправив пастись
лошадей, запекали в
чугуне яйца, выпивали по стакану
купленной вскладчину водки, съедали
яичницу, после чего бросали вверх ложки и
приговаривали: «Как моя ложка легко летит вверх, так чтобы и мои
лошади веселы были, поигрывали!» В период
сенокосной страды женщины, оставшиеся дома,
шли обычно «мыть ложки», т. е. помогали по хозяйству тем соседкам, у
которых в семье было много косарей. В Великолуцком у. Псковской губ. в
начале жатвы принято было варить крутую
кашу из свежих ржаных зерен, при этом
хозяйка дома ударяла каждого ложкой по лбу и приговаривала: «Будь сыт
одной кашей!»
В народной медицине использовали ложку в различных способах лечения. В
Вологодской губ. при лечении испуга зачерпывали ложкой
воду из блюда и поливали на четыре утла
стола; затем снимали воду ложкой обратно в
блюдо и этой водой лечили человека или скот.
Чтобы избавиться от лихорадки, нужно было набрать
воды из трех колодцев и облиться этой водой на двенадцати зорях:
шести вечерних и шести утренних, начиная с головы, через
решето, поставленное на голову, в котором
черенками крест-накрест лежали четыре ложки. Сквозь
решето с лежащими в нем ложками, ключами и
другими предметами поливали наговоренной водой
ребенка при лечении сглаза в с. Кильце
Мезенского у. Архангельской губ. Существовало поверие, что за
столом нужно положить лишнюю ложку и кусок
хлеба игошу,
т. е. безрукому, безногому невидимому духу, чтобы он не мог подшутить
над человеком, когда тот торопится и
что-либо делает без молитвы.
Ложка упоминалась в пословицах, поговорках, загадках: «Ложкой кормит, а
стеблом глаз колет» (о том, как делая кому-то добро, потом получаешь
попреки за это); «По два гриба в ложку, а третий к стеблу пристал»; «Не
по две воложки (грибы) на одну ложку»; «В час по чайной ложке» (очень
медленно); «Дорога ложка к обеду»; «Если просо
в Петров день с ложку, то будет его и на
ложку»; «В бочке меда ложка дегтю» (говорили о чем-то неудавшемся, не
получившимся); «На красную ложку жить» (жить, как в праздник); «Пора
играть в ложки» (говорили, приглашая к столу);
«Работник из чашки ложкой» (о ленивом, но любящем поесть человеке);
«Бегут голубочки к одной полубочке» (ложки и чашка щей); «Полно корыто
людей набито» (миска с ложками). «Деревянка (деревяга, деревячка,
деревяшка) везет, сечка сечет, Емельян на возу поворачивается» (так
называли ложку в загадках в Екатеринбургской, Нижегородской,
Новгородской, Тамбовской губ.). Термин ложка был известен в Киевской
Руси уже в X в. Ею пользовались дружинники князя Владимира. В XVII в.
массовое производство
ложек известно во Владимирской, Вятской, Нижегородской, Московской губ.,
слободах Сергиева Посада и др. Особенно много изготовляли ложек в
Семеновском у. Нижегородской губ. — до 3 млн. штук в год (здесь они
получили различные названия: «баская», «полубаская», «тонкая», «рыбка»,
«межеумка»), отсюда ложки развозились по всей России. Термин ложка
распространен в России повсеместно.
ЛОЖКА БАСКАЯ. То же, что ложка, деревянная, продолговатой формы с тупым
носом и резным черенком, украшенная росписью. Семеновский у.,
Нижегородская губ.
ЛОЖКА БЕЛАЯ. То же, что ложка, деревянная, без росписи. Семеновский у.,
Нижегородская губ.
ЛОЖКА БУРЛАЦКАЯ. То же, что ложка, деревянная, большая, грубой работы,
без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.
ЛОЖКА ВОСТРОНОСАЯ. То же, что ложка.
ЛОЖКА ГЛАДКАЯ. То же, что ложка, деревянная, не украшенная росписью.
Нижегородская губ.
ЛОЖКА КОРНЕВАЯ. То же, что ложка, изготовленная из корня дерева. Шуйский
у., Владимирская губ.
ЛОЖКА ПИСАНАЯ. То же, что ложка, деревянная, украшенная росписью.
Нижегородская, Ярославская губ.
ЛОЖКА ПОЛУБАСКАЯ. То же, что ложка, более округлой формы, чем баская, с
простым черенком, без росписи. Семеновский у., Нижегородская губ.
ЛОЖКА СОУСНАЯ. То же, что ложка, глубокая, с крутым изгибом черенка или
стебля, предназначенная для разливания соусов и подливок.
ЛОЖКА ХОХЛАЦКАЯ. То же, что ложка, с хохломской росписью. Нижегородская
губ.
ЛОЖКОМОИКА. То же, что лохань, небольшого размера, широкая, бондарной
работы, использовавшаяся для мытья посуды.
ЛОПАТА ВЫГРЕБАЛЬНАЯ. То же, что закидывалка. Псковская губ.
ЛОПАТА ЗАГНЁТОЧНАЯ. Приспособление для выгребания угля и золы.
Бурятия (русское население). См. совок.
Ложки. Уезд Хунедоара (Румыния). Музей человека. Париж.
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
ЛОЖКА
Пролить соус из соусной ложки — накликать семейную ссору, (Корнуолл).
Две ложки в одном соуснике — к свадьбе. (Повсеместно).
Шотландские няньки всегда замечали, какой рукой ребенок в первый раз
брался за ложку. Считалось, что, если он сделает это левой рукой, он
лишит себя удачи на всю оставшуюся жизнь. Это суеверие записал магистр
Уилки.
"Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя
собой конкретного члена семьи — живого или умершего... Ложки помечали,
избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас
противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее охотно применяли в
народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно
избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.
п." [1].
В контексте представления о том, что ложка метафорически "замещает''
своего хозяина, становится понятным смысл английского поверья о двух
ложках в соуснике - они олицетворяют молодую чету. (Ср. "ложка, забытая
на столе, — к гостю" [2]).
В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во
время гаданий: "Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри — к
долгой жизни; ямка сверху - к смерти" [3] (см. ГАДАНИЕ О СМЕРТИ).
Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка, в тех случаях,
когда крестная мать была беременной (см.
БЕРЕМЕННАЯ*).
"ЛОЖКИ АПОСТОЛЬСКИЕ"
Он родился с серебряной ложкой во рту. (Распространенная поговорка).
Так говорят о человеке, имеющем богатых родителей или родственников. Это
поверье (если его можно назвать поверьем) возникло в XY-XYI вв., когда
богатые крестные родители по традиции дарили
своим крестникам ложки. Обычно это были так называемые "апостольские
ложки", то есть ложки, на черенках кото¬рых были вырезаны или
выгравированы изображения апостолов.
Состоятельные крестные дарили 12 ложек, и только одна из них была
серебряной. Менее состоятельные дарили меньшее количество ложек, а самые
бедные — одну единственную ложку из простого металла.
На этот обычай намекает шекспировский Кранмер, утверждая, что он не
годится в крестные отцы королевской дочери. И король отвечает ему:
"Ну, ну, милорд, на ложки трат немного1".
1) Перевод Г. Томашевского. —Прим. переводчика.
"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"
ЛОЖКА
Обычно говорят, что если падает ложка, то скоро в дом придет ребенок, а
в некоторых регионах — дурак. Там, где превалирует последнее, гость,
которого ожидают в наши дни, — это просто утомительно глупый человек, а
в прошлые времена, как представляется весьма вероятным, имелся в виду
юродивый (см.), один из тех невинных
безмозглых существ, что отмечены особым Божьим расположением.
К. Дж. Билсону (17) в Дестершире однажды сказали, что упавшая ложка
предсказывает приход женщины. Но поскольку это событие повсеместно
связывают с падением вилки, то надо полагать, что тот, кто ему это
сказал, просто перепутал. С другой стороны, ложки были в ходу много
раньше вилок, так что не исключено, что это
просто более древняя форма того же суеверия.
Но предсказанием прихода гостей не
исчерпывается магическая роль ложек. Миссис Радкин (161) сообщает, что в
Гейнсборо ложка, падающая под чашку, предвещает приятный сюрприз, а если
наоборот, то уронившего чашку с ложкой ожидает разочарование. В
срединной Англии уроненная столовая ложка предсказывает скорую ссору в
семье, а на западе страны тот же результат ожидается в случае, если
разливать соус или другую жидкость ложкой через руку.
Если в одно блюдце случайно положили две ложки — это к свадьбе. По
херефордширскому варианту той же приметы, если две ложки оказываются в
тарелке у девушки, это значит, что она
будет замужем дважды. Раньше в Уэльсе парни вырезали из дерева красивые
ложки и дарили девушкам в знак любви — их так и называли «любовными
ложками».
В рукописном альманахе «Wilkie MS» отмечается шотландское верование о
том, что будущее ребенка можно предсказать по тому, как он первый раз в
жизни использует ложку. Если он возьмет ее правой рукой, все будет у
него хорошо, а если левой, то он будет в жизни несчастен.
"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999
ПРИМЕТЫ ПО ЛОЖКАМ
После ужина берут большое блюдо, раскладывают в нем кружком столовые
ложки с отметками и потом ставят в скрытном месте на ночь. Поутру
смотрят, как они лежат: перевернутая ложка означает смерть; набок
поворотившаяся — болезнь; в обыкновенном положении — долгую жизнь. По
этому самому способу гадают в семействе: кому долго жить, а кому скоро
умереть. Сколько слез, если перевернулась ложка! Я знаю, что когда одной
девушке пришлось увидеть перевернувшеюся свою ложку, тогда она
задумалась крепко. Подруги шутили над нею, но задумчивость овладела ею
до такой степени, что она впала в чахотку и истаяла как воск. Так сильно
действует воображение!
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ЛОЖКА — предмет домашней утвари; в обрядах — символ члена семьи, живого
пли умершего. Ложка была одной из немногих личных вещей
крестьянина; свои ложки помечали и избегали
пользоваться чужими. Ложка мужчины иногда противопоставлялась остальным
по размерам и форме; ее использовали в народной медицине. Крестьяне
верили, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от
родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.п.; она имела
даже особое название — «одмирська» или «видмирська». Ложки парня или
девушки иногда использовали в любовной магии (прижигали ее, чтобы
приворожить понравившегося человека).
Перед едой ложку обычно клали выемкой кверху, что обозначало приглашение
к еде; а после трапезы ложку переворачивали, показывая этим, что
наелись. Во время поминальной трапезы ложку за каждым приемом пищи нужно
было класть на стол, чтобы ею ели деды;
класть ложку нужно непременно выемкой вверх, иначе «покойники
перевернутся в могилах лицами вниз». Ложка, оставленная на
столе на поминках, символизировала одного
умершего члена семьи, а много ложек — всех умерших родственников или
семью в целом (и живых, и мертвых); после поминок
все ложки складывали в кучу и оставляли до утра на
столе, чтобы на «том свете» быть всем вместе. На «деды» ложки
складывали на ночь вокруг миски с
номинальным блюдом, а утром по положению ложек судили о том, приходили
ли ночью «деды» (если ложка утром окажется
перевернутой, значит, ею пользовался умерший).
В ночь под Рождество участники ужина оставляли свои ложки на столе,
складывая венчиком на бортик миски с остатками кутьи; считали, что если
ложка за ночь упадет или перевернется, то
ее владелец в этом году умрет. На Русском Севере на ночь выносили на
улицу ложки, наполненные водой: если она замерзала с ямочкой, то это
сулило хозяину смерть, а если с бугорком — жизнь.
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
ЛОЖКА ж. орудие
для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка,
шевырка, едалка. Разливная ложка,
ковш. || Род железного черпака, которым разливают медь, при мелкой
отливке; такой же, более плоский ковш, которым достают каления ядра, или
штыки, слитки из изложниц; || широкая лопасть бурава; широкий насадок
земляного бура; || нижний конец грудной кости, ложечка, ямочка
под грудною костью. Деревянная ложка (главный промысел Ниж. губ.
Сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою,
острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем
точатся пилкою, от руки. Ложка бывает: межеумок, простая
русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и
грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская,
покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой,
чистой отделки. Белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9—18
руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75
руб. асссигнаций тысяча. || Ложки, у песенников, скоморохов
кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков,
унизанных гремушками. || На Волге, ванты с юнферами, смоленые
снасти, держащие мачту с боков. || Западины, ящики лопастей наливного
колеса. || Бороздки, желоба в столпах, колонах, канелюры. Столпы,
с ложками, ложбинчатые. В ложке Волги не переедешь. Ложкой моря
не исчерпаешь. Перестав поставишь, так хоть ложкой вычерпай. Я бы его в
ложке утопил! Коровушка с кошку, надоила с ложку. Вымыла ложки, да
вылила во щи. Богатого ложка ковшом, убогого ложка весёлком. Я тебе улью
щей на ложку! Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. Ни пест, ни
ложка. Наш Мирошка ест и без ложки (подбирает и крошки).
Досужа кума: ложки вымыла, и щей налила (в щи слила). Это
потоп в ложке. Ты ему ложка, он тебе плошки. Красна ложка едоком, лошадь
ездоком. Не ложкою, едоком; не лошадью, ездоком, берут, славятся и
пр. Словно впотьмах ложкой рта ищет. Без ложки и добрый едок станет.
Едоку и ложкой владеть. Не хлебать, так и ложки не держать. Пришлась
ложка по рту, да хлебать нечего (да в кувшин не лезет).
Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по
шести! Летом ложкой, а зимой спичкой, молоко. Ложка забытая на
столе, к гостю. После обеда порожних (гуляющих) ложек
много. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку! Красна ложечка с
похлебочкой, а не сухая. Красненькая ложечка охлебается, под
лавкой валяется. Посла обеда с ложкой. Сыт, тетушка, ложки нет. На
готовое с ложкою. Ладно, а со своей ложкой, да по чужим обедам. Ложка в
бане не посуда; девка бабе не подруга. Запасливый гость без ложки не
ходит (а бурлак ее на шляпе носит). Хоть ложку деревянную,
да украсть что-нибудь с постою надо. Руки
за ложкой не протянешь, так не придет сама. Один с сошкой (т. е.
работник), а семеро с ложкой. Замораживают к новому году воду в
ложке: пузыри, к долгой жизни; ямка сверху, к смерти. Ложка меду, а
бочка дегтю, т. е. перемежкой; но обыкновенно говор. в др. смысле:
бочка меду, а ложка дегтю все испортит. Станем заводить артельщину:
работа ваша, харчи ваши, а наше брюхо да ложка. Ложечный,
к ложке относящ. Ложечная трава или ложечник,
м. растен. Сосhleariа. Ложечник, кто бьет ложками, подыгрывает в
лад песенникам. Ложечник, ложкарь,
промышляющий выделкою деревянных ложек. Ложечница
ж. у серебряников, изложница, сосудец, куда отливают сплавы, слитки.
Ложкарник ниж. закупщик ложек,
торгующий ими. Ложкарный,
ложечный, к ложкарям и ремеслу их относящ. Ложкарев,
ложкарю прнадлежщ., ложкарничий,
к ложкарям относящ. Ложкарить,
промышлять выделкою деревянных ложек; ложкарничать,
то же, или перекупать ложки, торговать ими. Ложчатый,
ложковатый, —видный,
—образный, вообще, похожий на
ложку. Ложкомой м.
ложкомоя об. ложкомойка
ж. кто моет посуду, судомой, ложкомо(я)йка. || Ложкомойкой
зовут и лоханочку. Ложкомойный,
ложкомойня ж. судомойня, комната,
где перемывают столовую посуду. Ложкорез
м. ложкарь.
М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"
|
Стадии производства деревянной ложки
Разливательные ложки
Ложки
|