Роза

Спонсор странички :

Содержание:

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

"Славянская магия и ведовство" Леонард Малевин, Павел Гросс, Изд. дом "РИПОЛ КЛАССИК" Москва 2002

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Словарь символов" справочник Надя Жульен изд. лтд. Урал

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003


"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

Роза

   Вот уж поистине удивительный цветок — символ молодости, грации, красоты, чести. Недаром же новобрачные украшали головы именно розовыми венками, их изображения чеканили на своих гербах представители древнейших и знатнейших родов, а дождем из розовых лепестков осыпали победителей гладиаторских боев в Колизее.
В мусульманских странах розу почитали цветком священным, полагая, что она появилась из капель кровавого пота пророка Магомета. А родина цветка — древняя Персия — даже называлась когда-то Гюлистан, что значит по-персидски «Страна роз».
   Искренне веря в то, что роза — цветок, способный хранить чужие тайны, ее гирляндами украшали колонны и стены древнеримских храмов. Да и в домах бедняков можно было частенько обнаружить скромный розовый кустик, стоящий где-нибудь в уголке у изголовья кровати. Кстати, эта традиция сохранилась до сих пор, а вместе с ней и расхожее когда-то выражение «суб роза диктум», что означает «сказанное под розой», то есть под большим секретом.
   Но, по мнению прекрасных патрицианок, не только тайны способен был хранить этот роскошный, ароматный цветок. Окуривая себя розовым фимиамом и принимая ванны, настоенные на розовых лепестках, богатые римлянки пытались продлить цветение собственной молодости и красоты.
   А на Руси о розах узнали лишь в XVII веке. Именно в это время первые махровые, или, как их тогда называли, бархатные розы, преподнесли в дар царю Михаилу Федоровичу немецкие послы. Но понадобилось еще несколько десятилетий, прежде чем заморские чудо-цветы стали не только благоуханным украшением российских садов, а еще вошли в состав удивительных препаратов, способных помочь нам забыть о том, что молодость и красота — явления быстротечные.

РОЗА В КОСМЕТИКЕ

   Для освежения кожи лица стакан розовых лепестков залить стаканом водки, закрыть крышкой и настоять в темном месте 10 дней. Затем настой процедить, добавить к нему 2 чайн. ложки дистиллированной или кипяченой воды и протирать полученным лосьоном лицо и шею вместо умывания.

   Для протирания сухой, нежной, чувствительной, а также стареющей кожи 2 ст. ложки мелко нарезанных лепестков залить стаканом кипятка, укутать, настоять 30 мин, процедить. Настой можно использовать и для орошения лица из пульверизатора два раза в день. Такая процедура тонизирует кожу и хорошо освежает в жаркую погоду.

   Для протирания лица утром и вечером из настоя лепестков роз можно приготовить кубики льда. Для смягчения и увлажнения вялой, морщинистой кожи следует использовать розовый компресс, настояв 2-3 ст. ложки измельченных лепестков в стакане кипятка.
   Сухую кожу лица рекомендуется протирать по вечерам молоком, разбавленным розовой водой 1:1. Чтобы приготовить розовую маску для любой кожи лица, следует положить в стеклянную баночку 5 целых розовых цветков, залить их стаканом минеральной или кипяченой воды, настоять 30 мин и процедить. В этом настое развести немного рисовой муки или толченого геркулеса до получения кашицы. Нанести ее на предварительно очищенную кожу лица, шею, грудь и, подержав 30 мин, смыть теплой водой. После чего кожу надо смазать подходящим для нее кремом.

   Для приготовления розового масла в эмалированную посуду надо всыпать стакан сухих лепестков роз и залив их стаканом растительного масла, поставить на водяную баню на 2 ч. Полученное после процеживания розовое масло очищает, тонизирует, питает сухую и нормальную кожу, делая ее более эластичной.

   Для ухода за потрескавшийся кожей рук и губ употребляют розовый крем, растирая лепестки роз со свиным салом в пропорции 2:1. Полезно смазывать руки смесью, состоящей из равных частей глицерина и розовой воды.
   Чтобы предупредить сухость кожи, сделать ее шелковистой, в воду для ванны следует время от времени добавлять несколько ложек розового масла.
   Лепестки розы обладают вяжущим и тонизирующим свойством, поэтому они употребляются в народной медицине как вяжущее и кровоостанавливающее средство. В наибольшей мере этими качествами наделены едва раскрывшиеся бутоны, собирать которые нужно в прохладное, сухое утро, сушить в тенистом, хорошо проветриваемом помещении, а хранить в плотно закрытой посуде.

БЛЮДА ИЗ РОЗ

   А сейчас мы хотим предложить несколько «розовых рецептов» для любителей экзотических блюд, гурманов и любознательных хозяек, постоянно пополняющих свои знания новыми кулинарными изысками. Розовый мед. Розовые лепестки промыть в холодной воде, подсушить, залить кипятком, потомить на слабом огне 15 мин и дать сутки настояться. В полученный настой добавить мед, все хорошенько размешать и вновь прокипятить, помешивая, на слабом огне, до тех пор пока масса не станет однородной.

   Розовый мед не только имеет приятный вкус- и неповторимый аромат, но еще обладает целебными качествами.
Состав: на 100 г лепестков— 1/2 стакана кипятка, 100 г меда.
   Варенье из лепестков роз. Свежесорванные лепестки бутонов розовых или красных роз промыть, смешать с небольшим количеством сахара и оставить на сутки. Из оставшегося сахара, воды и лимонного сока сварить прозрачный сироп. В него, не давая ему остыть, всыпать лепестково-сахарную массу и на медленном огне довести варенье до готовности.
Состав: на 500-600 г розовых лепестков —
1200-1500 г сахара, сок 1/2 лимона, 1 стакан воды.
   Розовый сироп. Лепестки роз перебрать, промыть в холодной воде, подсушить и положить в стеклянный сосуд слоями толщиной 0,5 см, пересыпая каждый слой сахарным песком. Полученную смесь поставить на солнце и оставить на неделю-другую. Затем выделившийся сироп слить в бутыль и поставить ее на хранение на нижнюю полку холодильника а оставшуюся розово-сахарную массу можно использовать для приготовления варенья. Розовый сироп хранится около года и служит полуфабрикатом для приготовления шербетов, ароматизации варенья и различного рода кондитерских изделий.
   Наливка из лепестков роз. Снять лепестки с цветущих роз, заполнить ими до самого верха бутыль, залить водкой и настаивать до тех пор, пока жидкость не станет темно-янтарного цвета. Полученный настой слить, процедив сквозь мелкое сито (ни в коем случае не отжимая розовых лепестков, иначе наливка будет горькой), добавить по вкусу сахар и поставить на хранение в темное место.


"Славянская магия и ведовство" Леонард Малевин, Павел Гросс, Изд. дом "РИПОЛ КЛАССИК" Москва 2002

Роза

   Согласно мусульманской легенде, розу людям подарил сам Аллах, когда все растения Земли обратились к нему, чтобы он дал им нового повелителя вместо чванного Лотоса. Аллах прислушался к просьбе и сотворил чудесный цветок — розу. Темно-красными розами на Востоке лечат головную боль, успокаивают нервную систему, они никогда не одурманивают.
   Белая и розовая розы, имеющие тонкий аромат, — богатейший источник витамина Е, а это витамин молодости, высокой половой возможности и способности, прекрасный стимулятор для работы яичников, улучшения сперматогенеза у мужчин. Необходимо собирать лепестки белой и розовой розы и готовить из них воду, масло, сироп.
   Розовое масло. В бутыль с растительным (оливковым, кукурузным, подсолнечным) маслом кладут лепестки красной розы, ставят на солнце. Когда лепестки станут белыми, их извлекают и опускают другие. И так делают семь раз.
   Розовая вода. Вода из розовых лепестков использовалась еще в древности при лечении венерических заболеваний. Чтобы получить розовую воду, достаточно смешать розовое масло с водой — чайной ложки достаточно на пол-литра дистиллированной воды.
   Можно приготовить розовую воду по-другому. Две горсти темных ароматных лепестков розы поместить в банку или бутыль с широким горлышком. Налить в посуду 1 литр воды и добавить 200 г сахара. Через 2 часа взболтать, процедить и хранить в прохладном месте.
   Тонизирующий лосьон. Смешать 3/4 стакана розовой воды и 1/4 стакана настоя молодых веточек лесного ореха. Если кожа жирная, то можно розовой воды и настоя ореха брать поровну.


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Роза, в этнографии, литературе и искусстве


— занимает видное место в литературе и фольклоре южно- и западноевропейских народов. Египет фараонов, древнейшие памятники евреев и ассиро-вавилонян не знают еще этого цветка. Родиной Р. считают древний Иран и Закавказье. Оттуда Р. распространилась по всем культурным странам древнего Востока, в Греции и Риме. Египет александрийской эпохи славился уже разведением Р. Она упоминается в древнейших греческих памятниках — у Гомера, Гесиода, Сафо. Древнегреческое название Р. — βρόδον — производят от армянского vard, зендского vareda — цветок, что указывает на иранскую родину Р. По свидетельству Геродота, в V столетии до Р. Х. Р. были известны в Вавилоне (украшения на палках в виде Р.) и в Македонии. Греческие колонисты разнесли Р. по всему древнему культурному миру; кроме Египта, культурой Р. более всего славилась южная Италия. Римские писатели (Вергилий, Колумелла, Гораций) упоминают о Р., как любимом и распространенном цветке. Издавна Р. заняла видное место в религиозных ритуалах и в народной медицине. Греческие легенды происхождение Р. ставят в связь с мифами об Афродите и об Адонисе: в одном мифе в розовый куст обратился Адонис, в других Р. возникли из капель крови Адониса или крови Венеры, или из капель пролитого богами нектара. Р. является постоянным атрибутом Афродиты, чаще всего в виде венка из Р.; она служит также атрибутом Эроса, граций, муз, Флоры. Весной, в мае — в период цветения Р., — были праздники Р. в Риме, Капуе и других итальянских городах. Р. стала эмблемой весны, красоты, любви, кратковременности житейских благ (brevis), девственности, символом возлюбленной (mea rosa), символом веселья и пиров, роскоши и изнеженности; отсюда эпическое выражение "спать на розах", которое прилагалось к сибаритам и другим изнеженным народам и лицам. Классические писатели расточают Р. щедрые похвалы; у Анакреона она — "радость и наслаждение богов и людей", у Филострата — "око земли". С Р. сравнивают лицо, губы, щеки, персты красавиц (чаще всего розоперстая Аврора — у Гомера, Гесиода, Феокдита, Вергилия и др.). Поговорка древних: "часто крапива растет рядом с Р." (urticae proxima saepe rosa est — y Овидия) перешла к западным народам нового времени. Р. входили в венки при религиозных процессиях, для украшения храмов и статуй, особенно на свадьбах, как символ любви и радости; ими украшали головы на пирах, на играх, их бросали к ногам победителей. Широко распространены были так называемые Rosaria — поминки по умершим, когда Р. украшали могилы. В древности в духовных завещаниях при пожертвованиях оговаривали себе или ближним розарии. В классическом искусстве Р. также нашла себе место, например на помпейских фресках, в сценах свадебных и погребальных, в мозаике и на монетах.

   В средние века, особенно к их концу, значение Р. еще более возросло. Хотя Тертуллиан и Климент Александрийский высказывались против венков из Р., но вскоре католическая церковь всецело усвоила Р., применила ее к своим собственным целям и стала усердно культивировать и восхвалять. Раньше Р. возделывались в монастырских садах, затем в садах владетельных особ, городских и частных, все в большем районе. С XIII в. культура Р. быстро развивается на Западе, преимущественно в Провансе, Иль-де-Франсе, по Рейну, в Болгарии; позднее она проникает к юго-западным славянам и останавливается на русской границе, которую переходит лишь в новейшее время; поэтому Р. остались совсем чужды русской народной поэзии и обрядности.

   Развитие сказаний и песен о Р. шло в двух направлениях: восточно-мусульманском и западно-христианском. Мусульманская обработка сюжетов о Р. развилась преимущественно в Персии и в Испании, среди арабского населения. На Востоке особенно усердно разрабатывался мотив о любви соловья и Р. Байрон пересадил этот мотив в европейские литературы; под его влиянием Пушкин написал несколько стихотворений на эту тему. Более разнообразны европейские мотивы о Р. В искусстве и литературе христианских народов Р. первоначально прославляется как райский цветок, как символ чистоты и святости. В таком значении Р. встречается уже в древнейших катакомбах. У Амвросия Миланского Р. — символ крови Спасителя, у других духовных писателей — символ самого Христа или, еще чаще, Пресвятой Девы Марии. Петр Дамиани называет Богородицу "Р. рая", Бонавентура и многие др. — "Р. без шипов" (rosa sine spina — peccatorum medicina), Трувер Готье де Куанси — "la fresche rose, en qui sainz Espris repose". Возникает множество духовных стихов, в которых Пресвятая Дева Мария восхваляется как "rosa delicata", "rosa spatiosa", "la grant rose" и т. п. У Данте Пресвятая Дева — "La rosa, in che'l Verbo Divino carne si fece" (P., в которой воплотилось божественное Слово). По житиям святых у монахов, почитавших и славивших Пресвятую Деву, после смерти изо рта или на груди вырастают Р.; благочестивые девушки собирают Р. и подносят Спасителю, бросают их на небо или получают с неба; благочестивый монах или королева (имена меняются) несут тайно хлеб нищим; на дороге их задерживают и осматривают (приор или муж), причем хлебы (или деньги) обращаются в Р. Во Франции в XIV столетии эта тема получила даже драматическую обработку. В некоторых легендах Р. служит пугалом демонов. В светской поэзии Р. часто встречается как символ любви, красоты, девицы, весны, скоротечности удовольствий (в сходных чертах у трубадуров, миннезингеров и в народных песнях нового времени). Общие эпические выражения для любви — "собирать Р.", "найти три Р. на одном стволе" (Rosenkönig). Р. входит в содержание многих средневековых романов и поэм, например "Roman de Perceforest" (жена дает мужу Р., как знак верности; то же самое в одном рассказе "Gesta Romanorum" и в новелле Банделло), "Rhyllis et Flore", "Roman de la R.", "Il flore" (подражание роману R.), "Ortnit", "Ameto" (Боккачиo) и многих др. Во многих народных песнях говорится, что Р. падают из уст, когда смеется красавица (в русских сказках — вместо Р. жемчуг или золото).

   Р. занимала видное место в религиозных процессиях, преимущественно в весенний праздник Вознесения Христова (Festum rosae, по документу 1366 г.). В Риме и других городах бросали в этот день Р. с церковных башен. В Испании и в Италии праздник св. Троицы называется розовым воскресеньем (Rosarum pascha), по обрядовому употреблению Р. Местами, например, в Голландии, обрядовое разбрасывание Р. переносится или на Иванов день (24 июня), или на Петров (29 июня). Во многих местах при танцах употребляют венки из Р.; ими украшают также могилы и алтари, как делали древние. В средние века Р. употреблялись на турнирах, между прочим, в игре так называемой "осады крепости любви", когда дамы защищали крепость, бросая в осаждавших рыцарей Р. В рыцарское время клали Р. в ванну при омовении. Девушки надевали на свадьбах венки из Р.; мужчины иногда надевали такие венки в знак почтения к сюзерену, прислуживая ему. Обычай этот бытовал во Франции в XII в. и позднее, до XV в. включительно. Изображения Р. встречаются на криптах римских катакомб, в мозаиках равенских церквей, позднее в виде роскошных розеток на порталах готических храмов (см. Роза, в архитектуре), в миниатюрах XV в., на картинах Джотто, Гоццоли, Перуджино, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ван-Эйка, большей частью при изображении Пресвятой Девы Марии или окружающих ее ангелов. Р. входит во многие гербы и составляет декоративное украшение ковров и др. тканей. С давних времен существует обычаи поднесения папами золотой Р. в подарок владетельным особам за услуги, оказанные католической церкви. На такие подарки есть указания уже в памятниках XII в. (золотые Р., подаренные Урбаном II, Александром III и др.). Генрих VIII Английский получил две золотые Р. от Юлия II и Льва X, что не помешало ему отделиться от католической церкви. В средние века Р. имела еще одно значение, не известное в древности: значение тайны. Изображение Р. над столом знаменовало, что нужно сохранить в тайне беседу приглашенных к обеду. Отсюда произошли выражения "sub rosa", "unter der Rosen" в памятниках немецкой литературы XV и XVI столетий, сохранившиеся и до настоящего времени для обозначения тайны. На стаканах вырезали надпись, "чтобы здесь мы ни говорили, должно остаться под Р." (Was wir all hier thun kosen — das bleibe under der Rosen).

Лучшие сочинения о Р. в литературе, искусстве и в фольклоре: Schleiden, "Die Rose" (1873) и Joret, "La Rose dans l'antiquité et au moyen âge" (1892).

H. Сумцов.
 

Роза, растение из семейства розанных

   (Rosa Tournf.) — весьма большой род растений из семейства розанных, обнимающий более 100 хорошо установленных видов, дико растущих только в северном полушарии, а именно в умеренном климате и на горах под тропиками. Виды Р. разнообразны: одни из них прямостоячие, другие — цепляющиеся кустарники. Ветви у них бывают голые или волосистые, иногда железисто-волосистые; ветви обыкновенно усажены иглами и шипами. Листья попеременные, большей частью непарноперистые, с приросшими к черешку прилистниками, только у R. persica (R. berberifolia Pall.), растущей в пустынях Персии и Туркестана, листья простые и без прилистников. Цветки правильные, обоеполые, обыкновенно крупные и яркие (белые, красные, желтые), одиночные на концах ветвей или собранные в метельчатые соцветия. Цветоложе обыкновенно более или менее кувшинчатое, суженное у зева. К краю цветоложа прикрепляются чашечка, состоящая из 5, редко из 4—6 простых или перисто-рассеченных листьев, в почкосложении черепитчатых, венчик из 5, редко из 4—6 ярких и крупных лепестков, в почкосложении также черепитчатых, и андроцей из множества тычинок; край цветоложа за тычинками обыкновенно утолщен от медового диска. В центре цветоложа помещаются многочисленные пестики; каждый пестик состоит из верхней одногнездной, односемянной завязи и конечного или бокового столбика, с головчатым рыльцем. Плод сборный, состоящий из голых или волосистых орешков (семянок), заключенных в разросшееся, обыкновенно мясистое, яркое цветоложе. Семена с пленчатой кожурой и толстым мясистым зародышем. Этот большой род подразделяется на два подрода: 1) Hulthemia (листья простые, без прилистников; сюда относится R. persica) и 2) Eurosa (листья непарноперистые, с прилистниками); последний подрод очень богат видами; в недавнее время известный знаток Р., Crepin дал новую классификацию их ("Nouvelle classification des Roses", в "Journ. of the Roy. Hortic. Soc.", 1889 г., и в "Journ. des Roses", 1891); на основании этих данных Koehne подразделил подрод Eurosa на 14 секций (Systyleae, Stylosae, Indicae, Banksiae и др.). Одни из роз не имеют никакого практического значения, другие разводятся с давних пор как излюбленные декоративные растения наших садов, оранжерей и комнат.

   "Розами" обыкновенно называются только культурные, большей частью махровые виды и разновидности Р., тогда как дикорастущие и не махровые Р. известны под общим именем "шиповника". В Европейской России диких Р. ("шиповника") встречается около 7 видов; из них наиболее обыкновенны следующие: 1) Rosa cinnamomea L. (шиповник, сирбаринник, серболина, чипорас, шипняк, шюпшыпа и пр.), кустарник до 2 м высотой, растущий по кустарникам, лесам, оврагам и в полях. Ветви шиповатые, молодые, с прямыми шиловидными шипами, старые с согнутыми шипами, расположенными на цветущих ветвях попарно у основания черешков. Лист состоит из 5—7 овальных или продолговатых пильчатых на нижней стороне сизых или сероватых листков. Цветки крупные розовые, одиночные или собранные по три (реже по 4—5); чашелистики цельные, превышающие лепестки и при плодах вверх сходящиеся. Цветоложе при плодах гладкое, шаровидное, красное. 2) Rosa canina L. (реже русские названия, что и у предыдущего вида), кустарник до 3 м высотой; ветви усажены одинаковыми крепкими, сплюснутыми, серпом вниз загнутыми шипами. Лист состоит из 5—7 листков яйцевидных или эллиптических, голых и остропильчатых (зубцы загнуты к верхушке листка). Цветки крупные, розовые, похожие на цветки предыдущего вида, но чашелистики перисто-надрезанные, при плодах вниз отогнутые. Цветоложе при плодах шарообразное или продолговатое, красное. Этот вид встречается реже предыдущего; часто разводится для подвоя. Раньше корни его употреблялись против бешенства, отсюда латинское название: "canina" (собачья Р.). 3) Rosa villosa L. (волосистый шиповник), более южная форма; кустарник до 2 м высотой с шиловидными прямыми шипами и листьями, на обеих сторонах густо-пушистыми. Цветки — розовые лепестки, по краю иногда реснитчато-железистые. Цветоложе при плодах шаровидное или овальное, иногда усаженное железистыми щетинками.

   Культурных Р. довольно много; одни из них представляют чистые виды или разновидности, другие (так называемые "гибридные" Р.) получены путем скрещивания разных видов и разновидностей. В наших садах и оранжереях наиболее часто встречаются следующие Р.:

   1) Rosa rugosa Thbg., кустарник до 1½ м высотой, дико растущий в Китае, Японии и на острове Камчатка. Ветви волосистые, обильно усаженные неодинаковыми шипами: под черешком всегда находятся два более крепких шипа. Листья с верхней стороны матово-зеленые, с нижней — бледно-зеленые или беловато-войлочные. Цветки темно-пурпурно-карминовые, очень пахучие, на шиповатых цветоножках. Из махровых разновидностей особенно распространена так называемая "северная царица" с обильными цветками; встречаются разновидности и с белыми цветками, простыми, например "flore alba" и махровыми — "Souvenir de Yeddo". Известно несколько помесей этого вида с другими, например R. Iwara Sieb. (из Японии) = R. rugosa + R. multiflora, "Madame Georges Bruant" = R. rugosa alba + R. chinensis indica и др.

   2) Rosa pimpinellifolia DC, кустарник до 1½ м высотой, дико растущий у нас в юго-западной России, в Сибири и в Западной Европе; ветви густо покрыты шипами. Лист состоит из голых, довольно мелких листков. Цветки белые; цветоложе при плодах почти черное, шаровидное, сплюснутое. Махровые разновидности этого вида, например R. scotica Mill, R. Ciphiana Sm. известны под именем "шотландской P.". Из разновидностей, с простыми или полумахровыми цветками, иногда разводятся Altaica Willd. (белые цветки), melanocarpa Lk. (очень мелкая Р., цветоложе при плодах черное), argentea Sér. (листочки снизу бело-войлочные), poteriifolia Bess. (нижняя сторона листьев очень сизая), flava Wickstr. (с желтоватыми цветками) и др.

   3) Rosa gallica L. (французская Р., садовая Р.) — невысокий кустарник, покрытый неодинаковыми шипами: редкими крупными, короткими сплющенными и многочисленными мелкими в виде игл или щетинок (иногда железистых). Лист состоит из 3—5—7 более или менее кожистых, голых или (с нижней стороны) волосистых, слегка морщинистых листков. Цветки разных цветов; душистые, по несколько на концах ветвей. Чашелистики неодинаковые, перисто-рассеченные, отстоящие или отвороченные, опадающие. Этот вид распадается на четыре подвида: a) provincialis Will. (прованская Р.), кустарник до 1½ м высотой. Лист о 3—5—7 двоякотонкозубчатых листках, сверху голых, снизу жестко или мягко волосистых, сизых или беловатых, большей частью без железок. Цветки разных цветов (но не желтые), слабо пахучие; чашелистики отстоящие или отогнутые. Разновидности: hybrida Gaud (с белыми цветками, по краю розоватыми, цветоножка железистая), hispida Rau (цветки пурпурно-красные, цветоножка усажена шипами), officinalis Red. et Thory (цветки розовые) и многие др. b) Centifolia L. (центифольная Р.), кустарник до 1½ м высотой; листки с обеих сторон мягко волосистые, по краю почти двоякозубчатые и железистые; чашелистики отстоящие, но не отогнутые; цветки поникающие, разных цветов (но не желтые), очень душистые. Известны только махровые садовые разновидности, например foliacea Red. (чашелистики удлиненные и перистые), carnea Dum.-Cours (Rose Vilmorin, почки пурпурно-красные, цветки розовые), mutabilis Pers. (Rose unique, почки пурпурные, цветки молочно-белые); из других разновидностей лучшими считаются des Peintres, New Galbage Rose и др.; известны и карликовые разновидности, каковы, например, pulchella Willd. и др. c) Muscosa Sér. (моховая роза), от центифольной отличается тем, что цветоножка и чашечка густо усажены железистыми щетинками ("мхом"); кустарник достигает до 120 стм высоты; цветки красивые, сомкнуто-махровые; существуют красные и белые моховые Р. Карликовая форма моховой Р. есть разновидность muscosa pomponia (Pompon feu, Pompon d'Angers и др.). d) Damascena Mill. (дамасская Р., ремонтантная Р.), кустарник до 180 стм высотой; листки просто зубчатые и не железистые; чашелистики отвороченные вниз или сильно оттопыренные; большинство садовых разновидностей получено от этой розы, таковы: belgica Mill. (белые или розовые цветы), bicolor, variegata, portlantica и др. Из садовых разновидностей лучшими считаются следующие: а) белые: Merveille de Lyon, Boule de Neige, Mabel Morisson, Elise Boelle, Impératrice Eugénie. b) Белые с розовым: Capitaine Christy, Julius Finger, Catherine Soupirt, La France. с) Розовые: Baronne A. de Rotschild, John Hopper, Mademoiselle Eugénie Verdier, Paul Neyron, Magna Charta, Victor Verdier, Queen of Queens. d) Красные: Marie Baumann, Alfred Colomb, Madame Victor Verdier, Sénateur Vaisse, Souvenir De Spaa и др. e) Темно-красные: Prince Camille de Rohan, Louis van Houtte, Pierre Notting и др. Наиболее стойкими считаются следующие разновидности: La Reine (лилово-розовая), Triomphe d'Exposition (ярко-красная), Horace Vernet (пурпурно-красная) и др. Для массовых культур в садах рекомендуют следующие разновидности: Boule de Neige (белая), Baronne A. de Rotschild (розовая), Marie Baumann (розовая), Général Jacqueminot (розовая) и др.

   4) Rosa chinensis Jacq. (китайская роза), невысокий кустарник, прямостоячий или почти ползучий, покрытый редкими одинаковыми, более или менее изогнутыми, шипами. Молодые ветви и молодые листья красного цвета и блестящие. Листков чаще 1—2, редко 3—5. Цветки крупные, на конце ветвей. Известно чрезвычайно большое количество разновидностей этого вида, часто не резко различающихся друг от друга. Более или менее различимы шесть разновидностей: a) Indica Lindl. (индийская, или чайная роза), невысокий кустарник (до 1 метра), с редкими, иногда висячими ветвями, изредка покрытыми загнутыми крючком шипами. Лист о 3—   5 голых, сверху блестящих, снизу матовых и часто сизых листках; конечный листок часто крупнее боковых. Черешок с нижней стороны усажен шипами; прилистники небольшие, шиловидные, слегка железистые. Цветоножка толстая, гладкая или немного железистая, часто нагнутая; цветки крупные, одиночные или по несколько на концах ветвей. Чашелистики отогнутые вниз, лепестки разного цвета: желтые (лучшие разновидности) у Maréschal Nil, Perle des Jardins, Etoile de Lyon, Belle Lyonaise, Gloire de Dijon и другие; желтые с розовым у Madame Bèrard, Marie van Houtte и другие; белые у Niphetos, Marie Guillot, The Bride, белые с розовым у Marie van Houtte, Madame Bravy, розовые и красные у Reine Marie, Henriette, André Schwarz и др. b) Semperflorens Curt. (месячная роза), кустарник с прямостоячими или лежащими стеблями; цветков по несколько; они средней величины или мелкие, без запаха, большей частью розового или красного цвета, изредка белого; эта разновидность обладает почти постоянным ростом побегов и продолжительным временем цветения; особенно удобна для культуры в оранжереях и в комнате. Лучшие разновидности следующие: Hermosa (розовая), Cramoisi supérieur (ярко-розовая), Ducher (белая), Sanglante (темно-розовая), Louis Philippe (темно-пурпурная) и др. c) Minima Curt. (карликовая роза), кустарничек до 30 стм высотой, с тонкими, нежными, почти голыми стеблями; листки мелкие (по 3—7), округло-яйцевидные, заостренные, мелкопильчатые. Цветки мелкие, розовые или темно-пурпурные, одиночные без запаха. Чашелистики простые, отвороченные. Лучшими разновидностями считаются Miniature (белые с розовым), Mignonnete (светло-розовая), Little White Pet (чисто белая), Madame Cécile Branner (красная), Perle d'or (желтая) и др. d) Longifolia Wild., кустарник до 65 стм высотой, листки линейно-ланцетные до 5 стм длиной. Цветки красные. e) Noisetteiana Sér. (Нуазет-роза); считается только R. indica + R. moschata (мускусная роза); стебли до 2 м высотой; листков 7—9. Цветки средней величины, очень пахучие, большей частью слабо махровые; лучшие разновидности: William Allen Richardson (оранжево-желтая), Céline Forestier (бледно-желтая), Ainé Vibert (чисто белая), Rêve d'or (темно-желтая), Ophirie (медно-красная) и др., все необычайно пахучие. f) Borbonica hort. (бурбонская Р.) считается помесью R. chinensis + R. gallica; лучшие разновидности: Souvenir de la Malmaison (нежно розово-белая), Baron Gonella (светло-розовая), Louise Odier (розовая), Mistress Bosanquet (белая) и др.

   5) Rosa lutea Mill. (желтая Р.), кустарник до 3½ метров высотой, дико растущий в южной Европе и на Востоке. Листья о 5—9 эллиптических или округлых светло-зеленых, сверху блестящих, снизу и по краям железистых листках. Чашелистики короче ярко-желтых лепестков. Известны махровые и простые разновидности.

   Из других видов Р. следует еще упомянуть ползучую Р., R. Banksiae R. Br. — кустарник до 7 м высотой, родом из Китая из Японии. Стебли у него слабые ползучие; цветки многочисленные, белые или желтые; разводится эта Р. в теплом климате; во Франции и в Англии — излюбленное растение.

   Важнейшая литература: J. Lindley, "Rosarum Monographia"; Fr. Crépin, "Primitiae monographiae Rosearum"; H. Christ, "Die Rosen der Schweiz"; Déséglise, "Catalogue raisonné du genre Rosier"; Nictner, "Die Rosen, ihre Geschichte, Arten, Cultur etc."; Wesselhöft, "Der Rosenfreund"; периодические издания: "Rosenzeitung", "Journal des Roses" и др.

С. Ростовцев.


В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

роза ж. розан м. куст и цветок rosa, южн. рожа, зап. ружа. дикая роза, шиповник; садовая, центифолия, махровая. китайская роза, hybiscus. садовых и горшечных роз разведено уходом бесчисленное число пород. будь пригожа, як рожа, зап.

пирожное, пряженье, хворост, в виде роз, сиб. розанцы.

роза, розет, розетка, мелкий алмаз плоской с исподу грани.

розет, растен. reseda luteola, желтуха, церва, вау, красильная резеда.

розетка, всякая прикраса, резная или лепная, в вид цветка розы. альпийская розочка, розанчик, цветок, похожий на розу и растущий на снежных пределах альпов. розановка ж. водочная настойка на розовых лепестках. розовый, к розе относящ. розовая водка. розовое масло, эфирное, летучее, из роз. розовое платье, цвета алых роз. розовая лошадь, светло-железистая и с медным отливом. розовое варенье. розовый кварц или розовик, цвета роз; есть и розовый шпат (известковый), и розовый турмалин, шерл. розоветь, становиться розовым, по цвету. она порозовела. розоватый цвет, самый бледный розовый, или с легким розовым (алым) отливом. розовид м. сочиненное, кустарник rhodora. розанель ж. герань, реlаrgоnium.


"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

РОЗА

   Почти повсеместно роза — символ любви, и ее раньше широко применяли в любовных гаданиях и заклинаниях. Хорошо увидеть розу во сне — это предсказывает успех в любви, хотя, согласно одной из традиций, это так только в том случае, если роза красная. Увидеть белую розу столь же плохая примета, как и любой другой белый цветок.
   Когда девушка желала знать, за кого она выйдет замуж, она срывала розовый бутон в Иванов день, заворачивала в белую бумагу и прятала до Рождества. В Рождество надо было, чтобы он сохранился свежим и ароматным как ни в чем не бывало, и тогда она брала его с собой в церковь, и тот, кому суждено было стать ее мужем, подходил и брал его у нее. Но если оказывалось, что бутон увял и потемнел, то ворожба не сработала, и вообще это плохая примета.
   Загулявшего возлюбленного можно было вернуть с помощью сложного ритуала, связанного с собиранием трех роз в Иванову ночь, одну из которых на рассвете Иванова дня надо было закопать под тисом, другую в свежевырытой могиле, а третью положить девушке под подушку. Если она оставит ее там на три дня, а потом сожжет, она станет посещать своего возлюбленного во сне, и он не будет знать покоя, пока не вернется к ней.
   Розы, особенно белые, — символ молчания, потому что это священные цветы Гарпократа, бога молчания. (На самом деле Гарпократ — не бог молчания, а некое существо египетской мифологии, изображавшееся с пальцем у уст, что и воспринималось греками как знак молчания. — Прим. пер.) Отсюда происходит выражение «под розой», относящееся к вещам, которые не следует разглашать. В древности те, кто хотел говорить свободно, не опасаясь, что их слова кому-нибудь передадут, носили венчики из роз, а в Германии в тех же целях розу рисовали или выгравировывали на потолках пиршественных залов или залов заседаний. Этот последний обычай не ограничивался, по всей видимости, пределами Германии, ибо Пичем в своих «Правдивых рассказах о наших временах (Peacham, «Truths of our Times», 1638) рассказывает, что «во многих местах, как в Англии, так и в Нидерландах, над столами вывешивают живописные изображения роз, и то, что говорится под розой, нельзя открывать другим». Далее он объясняет, что «причина тому такова: роза — священный цветок Венеры, чьи тайные любовные развлечения, чтобы о них никто не узнал, сын ее, Купидон, должен был посвятить в виде роз Гарпократу, богу молчания».
   Согласно одному старинному и широко известному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые были запятнаны кровью. Чьей кровью — это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном, или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны розовыми шипами, когда она бежала вслед за ним. Для мусульман это кровь Магомета. Старинная христианская легенда говорит, что Терновый венец был сделан из стеблей розы, и когда кровь со лба Спасителя пала на землю, у подножия распятия выросли красные розы.
   В христианской традиции роза посвящена Богородице и служит символом девственности. В Уэльсе белые розы раньше часто сажали на могилах девственниц, а красные — на могилах людей, прославившихся своей добротой и добродетелью. Обри (9) говорит об обычае сажать красные розы на могилах возлюбленных и сообщает, что на погосте в Окли «среди могил растет много красных роз, которые находятся там с незапамятных времен. Мужчина или женщина сажает розы в головах могилы своего сердечного друга; одна девушка, потерявшая своего любимого двадцать лет назад, каждый год заново покрывает его могилу дерном и до сих пор не вышла замуж». Рассказывают легенды о несчастных влюбленных, безвременно умерших и похороненных рядышком, из чьих могил вырастают розовые кусты (или другие растения), склоняются друг к другу и со временем неразрывно переплетаются в знак бессмертной верности друг другу тех, что лежат внизу.
   Очень нехорошо, если лепестки розы, которую человек несет в руке или на одежде, опадут. Это, разумеется, не относится к лепесткам, ритуально разбрасываемым по земле или на могиле. Розы, как и все другие цветы, предсказывают несчастье, если зацветут не вовремя. В Вустершире, если среди лепестков розы появляется листок, это предвестие смерти в семье того, кому принадлежит куст.


"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

РОЗА

   Разбросанные по земле лепестки алой розы — дурной знак. (Повсеместно. В некоторых районах Великобритании дурным предзнаменованием считаются разбросанные по земле лепестки любой розы любого цвета).
   Если осенью зацветут розы и фиалки, в следующем году начнется эпидемия.
Если кровохлебка зацветет в неподходящее время года, то это предвещает кораблекрушение. (Острова в Бристольском Заливе).
   7 апреля 1779 г. в галерее у входа в театр "Ковент-Гарден" некто Хакман убил г-жу Ри. В этот момент рядом с ней находилась г-жа М. Дж. Льюис.
В "Life and Correspondence of M. G. Lewis" имеется следующее описание происшествия, имевшего место незадолго до убийства:
   "Когда объявили, что подана карета, которая должна была везти г-жу Льюис и г-жу Ри в театр, г-жа Льюис случайно обратила внимание на прекрасную розу, прикрепленную к платью г-жи Ри. Последняя как раз поправляла платье; и вот, при этих словах роза упала на пол. Когда она наклонилась, чтобы поднять ее, лепестки осыпались, и у нее в руке остался один только голый стебель. Бедная девушка, пребывавшая до этого в веселом расположении духа, была очень удручена происшедшим и сказала чуть-чуть дрожащим голосом: "Боюсь, что это дурное предзнаменование".
   Но вскоре, овладев собой, она с улыбкой заявила г-же Льюис, что надеется встретиться с ней снова после спектакля. Увы, надежде этой не суждено было осуществиться".
   Весьма вероятно, что связь розы с несчастьем и смертью мы унаследовали от древних римлян.
Этот цветок широко представлен как в древнеримском, так и в древнегреческом похоронных ритуалах. Могилы древних греков часто украшались розами, ибо считалось, что она защищает покойников. Римляне часто указывали в своих завещаниях, чтобы их могилы были украшены рядами роз. Одним из следствий этого были, конечно, рассыпанные по земле лепестки роз.
   Старинные английские авторы — Обри, Кемпден и Ивлин — в один голос утверждают, что их юные современницы имели обычай сажать розовые кусты на могилах своих возлюбленных.
В Уэльсе существовал обычай сажать белую розу на могилу молодой и незамужней женщины, а алую розу — на могилу человека, отличавшегося при жизни щедростью и милосердием.
   У индейцев Томпсона (Британская Колумбия) существует совсем другое поверье о розах на могиле. Вдову (или вдовца) после смерти супруга (или супруги) заставляют пройти сквозь розовые кусты четыре раза с целью избавиться от духа покойного (покойной), который, как полагают, цепляется за шипы куста.
В Трансильвании считается, что ведьмы будут ездить верхом на коровах, пока у въезда на выгон не посадить кусты шиповника.
   Между прочим, легенда, объясняющая цвет алой розы, повествует: Афродита спешила к своему раненому возлюбленному Адонису и наступила на куст белых роз. Шипы поранили ей ступни, и священная кровь навсегда окрасила белую розу в красный цвет.


"Словарь символов" справочник  Надя Жульен изд. лтд. Урал

РОЗА

звезда или Солнце

   На Западе роза имеет то же значение, что на Востоке лотос.
Распустившаяся роза символизирует Солнце. Геральдическая роза с пятью лепестками имеет то же символическое значение, что и звезда с пятью лучами, пентаграмма или пламенеющая звезда масона-Подмастерья.

Роза и Крест

   - Бывшая когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства роза олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы — эта церемония называлась Розалией — и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

   - Она может означать также молчание, необходимое при Посвящении, свободную мысль, избавленную от предрассудков и суеверий,— эта символика является общей для всех скульптурных изображений роз на замках церковных сводов, которые в стилизованном виде превратились в круглые розетки на потолках. В этом же значении используется роза и в эмблематике политических партий.

   - Символ божественного слова в Индии, библейская роза имеет то же значение, что и роса, но если розовый куст символизирует возродившегося к жизни человека, то роса означает сам процесс возрождения.

   - В христианской иконографии роза служит символом Священного Грааля — чаши, в которую была собрана кровь Христова, розенкрейцеры изображали ее в центре своего креста — там, где находится сердце Иисуса.
   Белая роза считалась символом монашеской мудрости и отречения от мира. Красная означала приобщение к божественной любви.

  - Для греков она была символом мудрости и любви и посвящалась Минерве, а также Венере. Роза с пятью лепестками венчала голову Гекаты, древнеримской богини смерти, символизируя собой переход в новое состояние.

   - В искусстве геральдики этот цветок превратился в символ таинств духовной жизни.

   - На языке цветов роза говорит о любви. Белая роза — любовные воздыхания; розовая — клятва любви; чайная — ухаживание; ярко-красная — страстная любовь, восхищение красотой.

   - Роза — это символ Я, выявляющегося в конце процесса психической трансформации, и означает великую духовность.
   Но в то же время, хотя розы, увиденные во сне, предвещают нечто прекрасное ... не следует забывать и о шипах, говорящих о предчувствии тяжкого испытания ... о страдании.


"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999


РОЗА

   Символ завершенности, полноты и совершенства. Подобно лотосу на востоке, один из самых символических цветов. Символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Венеры, сада Эроса, рая Данте, возлюбленной и т.п. Символические значения розы являются производными от ее цвета, формы и количества лепестков. Белая и красная розы имеют соответствующие алхимические значения. Голубая роза является символом невозможного. Золотая роза -знак абсолютного успеха. Круглая роза по значению соответствует мандале. Роза оконных витражей ассоциируется с кругом, колесом или солнцем как символом Христа. Роза с семью лепестками ассоциируется с принципом семиричности: семь дней недели, семь планет, семь соответствующих им металлов, семь степеней совершенства, как в Ars Symbolica И.Босха. Роза с восемью лепестками символизирует возрождение. Средневековая геральдическая роза имеет 5 или 10 лепестков, что выражает духовное таинство человека через пифагорейскую пентоду и декаду.
   1. Принцип женственности, физической любви, весны, юности, связанный с Великой Матерью и с анд-рогинными божествами. В Древнем Египте роза - священный цветок Исиды. В «Золотом осле» Апулея роза является символом посвящения в культ Исиды и искупления людей и даже осла. В Библии она является символом возлюбленной - роза Шарона. В греческой мифологии - символ любви и страсти - священный цветок Афродиты: роза впервые расцвела, когда Афродита родилась из морской пены (Анакреон). Торопясь к умирающему Адонису, Афродита оцарапала ноги о шипы розы [до того бывнгую белой) и окрасила некоторые цветы в красный цвет. По другой версии розы возникли из крови Адониса в то время, когда Афродита оплакивала его. Розы служили короной Дионису. Участники попоек надевали венки из роз, поскольку розам приписывалось охлаждающее мозги влияние. Роза - священный цветок граций, «розовоперстой» богини утренней зари Эос (Авроры), богини любви Венеры (и тем самым, символ любви и красоты), Персефо-ны (роза для нее - провозвестник весны), Гименея (новобрачные спали в постели, устланной розами, на подушках, наполненных розами, носили венки из роз). В Риме роза -символ победы, гордости и торжествующей любви - была цветком Венеры - богини любви, а также знаком вечной любви - этот цветок помещался в изголовье умерших и на могилах. В христианском символизме роза - атрибут Девы Марии. В христианской мистике Матерь Божия изображается в розовых кущах. Красная роза адресована пролитой крови и ранам Христа, а также мистическому рождению. В эпоху Возрождения роза означает влечение, желание, любовь. В женщине роза символизирует радость, обходительность, богатство, юность, в то время как шипы знаменуют в ней черты, препятствующие любовным домоганиям: гордость, злословие, скромность и страх. В эпоху декаданса конца XIX века роза символизирует поругание любви («роза болот» у Суин-берна), похоть, порок.

Крест и розы роценкрейцеров


   2. Принцип духовной любви, целомудренной красоты, интеллектуальной красоты, совершенства. В христианстве роза - эмблема Христа и девы Марии, Царицы небесной. Как знак духовной любви символизирует триаду Любви, Терпения и Мученичества Богоматери. Богоматерь называют розой без шипов. Согласно св. Амвросию, в раю роза была без шипов. После падения человека на розе появились шипы, чтобы напоминать человеку о его падении, в то время как запах и красота самих цветов продолжают напоминать ему о рае. Ее цвета: красный (цвет огня), означает милость, духовность (лепестки), очищение и освобождение от грехов, мученичество, а белый - означает чистоту, добродетель, девственность, любовь к Богу. Роза также означает небесное вознаграждение за святость. Венки из роз, изображаемые на головах ангелов, святых или умерших, означают небесную радость. В суфизме роза -символ совершенной любви к Богу. У розенкрейцеров -роза вечности, ее можно получить через отречение от Креста Времени. Роза означает мистические условия, при которых происходит преображение любви, красоты, добра и радости и видимая множественность явлений уступает вечному и нетленному единству. Розенкрейцеры обозначали гирляндами роз места концентрации мистических вихрей, называемых в Библии «семью церквами Азии». Роза с крестом символизирует единство противоположностей. Роза в центре креста символизирует первоначальное единство, из которого развился мир. Крест в сочетании с пятью лепестками розы - символ Воскресения и радости. Если в верхней части креста были три розы, а в нижней - четыре - это означало синтез духовного мира (обозначенного цифрой 3) с земным, смертным (обозначенным цифрой 4). Помимо ордена Золотого Рассвета у розенкрейцеров существовал орден Алхимической Розы. У алхимиков роза означает трансмутацию материи в дух, «экстаз бесстрастия», отсутствие желаний. В Каббале роза - это мистический центр, сердце творения. Роза в мистическом исламе - символ космической силы, ее сердцевина ассоциируется с солнцем, а лепестки - с лунами. Как луна обращается вокруг солнца, так солнце является источником жизни и красоты. «Роза Мира» Даниила Андреева - универсальная религия будущего, корни которой на небе, а лепестки - мировые религии, исходящие из единого центра.

Роза и крест. Эмблема розенкрейцеров
 


   3. Источник вдохновения. В персидской мистике соловей, влюбленный в белую розу, поет и умирает от шипов любви (недостижимости объекта любви), окрашивая розу своей кровью. Роза также символизирует вдохновение мистической поэзии. В Греции роза - священный цветок муз, также Диониса. Означает плодородие, изобилие, ассоциируется с вином, опьянением, выражает идею полноты радости: вино, любовь, пение, весну, и юность. Цветок, носимый на себе, - знак зачатия. То же обозначает сироп из красных роз. Роза символизирует также природную красоту как источник поэтического вдохновения.
   4. Время, смерть и воскрешение. В Риме увядшая роза - символ краткости жизни и быстротечности радости, эмблема царства теней и посмертия. Омар Хайям: роза лучше цветет на пролитой крови царя. Шекспир: лучший аромату умирающей розы (сонет 54). В XVIIb. символ тщеславия, веселья и легкомыслия. У Данте роза означает завершение духовного пути, постижение духовной любви, осуществленную вечность. В заключительной главе «Рая» блаженные духи образуют на небе огромную Розу с девой Марией Царицей небесной в центре. У Уильяма Блейка роза символизирует невинность, отравленную опытом, добро, искаженное злом, бесконечность, заслоненную временем.
   5. Символ молчания, тайны. В Египте роза ассоциируется с Гором, богом солнца. В Греции - с Гарпок-ратом, богом молчания. В католических храмах часто изображается в исповедальнях.
   6. Психологический и космологический символизм. У К.Юнга роза - символ целостности личности, баланс между сознанием и подсознанием. В.А..А.Р.


Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.


РОЗА

   В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви. Белая роза — эмблема целомудрия, чистоты и девственности, красная символизирует страсть и желание, чувственную красоту. Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Распустившаяся роза символизирует смерть, красная роза может означать пролитую кровь, мучение, смерть и возрождение. Древнеримские мифы связывают красную розу с богом войны Марсом, его супругой Венерой (в греческой мифологии Афродитой) и ее убитым любовником Адонисом. Согласно греческой версии мифа, Адонис был смертельно ранен вепрем. Когда Афродита бежала к своему раненому возлюбленному, она уколола ногу о шипы белой розы, и капли крови сделали цветок красным. Роза была также эмблемой солнца и утренней зари; ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса, богини Гекаты и Муз.

Каббалистическая эмблема ордена розенкрейцеров — крест с символом розы внутри


Для христиан кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Христовых. Роза стала главной эмблемой и символом оккультного и каббалистического ордена розенкрейцеров, основанного в XVII в., чьей эмблемой был крест из роз или деревянный крест с розой в центре. Большое количество лепестков символизировало ступени посвящения, а центр розы, по мнению членов ордена, представлял собой точку единства, сердце Иисуса Христа, божественный свет, солнце в центре колеса жизни. Розетка и готическая роза также уподоблены колесу и несут ту же символику, но имеют и дополнительное значение как символы жизнетворной энергии — западный эквивалент эмблематического восточного лотоса. В родственной символической системе франкмасонов три розы Святого Иоанна представляют свет, любовь и жизнь. Деву Марию иногда именуют Розой Небес и безгрешной Розой без шипов, напоминая о ее целомудрии. В Древнем Риме гирлянды из роз также были символом девственности. Золотая Роза — эмблема Папы Римского. Важной, хоть и не первостепенной составляющей символизма розы являются благоразумие и осторожность. Это подтверждают различные источники. В древнеримском мифе Купидон прекратил слухи о неверности Венеры, подкупив бога тишины розой. Другое подтверждение — существование поверья, что розы уменьшают опьянение и не допускают пьяную болтовню, — гирлянды из роз украшали праздники в честь Диониса (Бахуса). Позднее по этой же причине розы развешивали или рисовали над совещательными или банкетными столами как знак того, что беседа за ним — sub rosa («под розой») — частная, не для публики.


"Энциклопедия символов", Шейнина Е.Я. Издательство "Торсинг" Москва 2003

Роза

   Роза — эмблема весны, красоты, любви. Бутон розы — символ девственности; увядшая роза — кратковременности земных благ. «Усыпать путь розами» означало устранить все препятствия, сделать дорогу легкой и безбедной. Лепестки роз были олицетворением изнеженности. Ходило представление о том, что в раю розы растут без шипов.
   В христианстве роза посвящена Деве Марии. Алый цвет розы признан цветом крови Христа.
Роза и Крест — символы Христа и масонства. Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадои и декадой. Роза является символом йони и западным эквивалентом лотоса. В готическом искусстве так назывались розетки в виде мозаики, украшавшие фасады трансептов и главный вход соборов. Одна из роз, северная, черная, никогда не освещалась солнцем. Другая, южная, белая сверкала в лучах полуденного солнца; последняя, красная, освещалась зарей заката, находилась над главным входом в собор и называлась Rota, колесо. Роза изображает действие огня и его продолжительность. Эмблема синтеза.
   Роза с красными лепестками и белыми тычинками — полуофициальная эмблема Англии (бэдж).
Ярко-пунцовая роза — неофициальная эмблема Болгарии.

Геральдические розы:
1. Ланкастеров. 2. Йорков. 3. Тюдоров. 4. Англии (бэдж). 5. Немецкая роза Розе-
нов. 6. Русская гербовая. 7. Эмблема СДРПШ
 

 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру