Житие преподобной Параскевы

Спонсор странички : Первая медицинская помощь.

 

Житие преподобной Параскевы


 

  Святая Параскева16 родилась в Сербии, вблизи города Каллиократиа, в селении Епиват17. Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был священному Писанию, с согласия родителей, принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите18 где прославился добродетельною жизнию и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес.
   По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественным желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской19, стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаивая то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем укрыться от вихря, от бури (Пс 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. "Тебя, жених мой, ищу!" - говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение книги Песни Песней: "Скажи мне, которого любит душа моя" (Песн 1:16). Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. "Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?" (Пс 41:3) - непрестанно говорила святая.
   Когда, таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста Параскева "Всевышнего избрал ты прибежищем твоим" (Пс 90:9) и при Его помощи, - знамением святого креста Его, - отгоняла врагов и разрывала, как бы паутину, все козни диавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей женской природе, имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид - Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческие слово: "И возжелает Царь доброты твоей" (Пс 44:12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковию Живого Бога.
   Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал: "Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу".
Преподобная, проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление; она радовалась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было расставаться с пустынным уединением, - ибо ничто так не очищает души и не приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. Однако, повинуясь воле небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество.
   Прибыв в царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись перед чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, - поста и молитв.
   Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, - как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она20.
   Бог, восхотевший прославить свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее при следующих обстоятельствах.
   Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнию и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою: "Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес".
   С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящую на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:
   - Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.
   Также и та светлая царица сказала ему:
   - Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо и я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.
Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. Поутру они оба рассказали всем о том, что видели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возожженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые презирали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие.
   В 1238 году, во время владычества крестоносцев, (католиков) в Царьграде, благочестивейший Иоанн Асень21, король болгарский и сербский, получил известие о месте, где почивают святые мощи преподобной Параскевы. Тогда он поручил блаженному Марку, - бывшему тогда митрополитом Переяславля Болгарского, - со многими епископами и священниками, перенести те честные мощи в престольный город болгарской земли - Тернов22. Там св. мощи были с почетом положены в придворной церкви, где, нетленно почивая, источали различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.
   По прошествии значительного времени, по Божию попущению, мусульмане постепенно завоевали всю Греческую империю, а вместе с ней покорили и царства Болгарское и Сербское. Сие завоевание происходило в XIV веке, во времена турецкого султана Баязета23. Когда султан Баязет взял болгарский город Тернов, то все церковные драгоценности и царские украшения были разграблены. Тогда святые мощи Параскевы, одетые в одно рубище, были перенесены в Валахию24. По завоевании турками и Валахии, в 1396 году, святые мощи, по ходатайству сербской царицы  Милицы перед султаном, перенесены в Сербию в Белград25.
   В 1521 году, султан Сулейман II26, взяв Белград, похитил оттуда также честные мощи преподобной Параскевы; привезя затем в Константинополь, он поставил их здесь в своих палатах. Но многоценное сие сокровище не затерялось и здесь, ибо многочисленные чудеса от мощей преподобной способствовали к прославлению ее не только у христиан, но даже и среди мусульман. Последние, смутившись сим обстоятельством и убоявшись, как бы вера в чудодейственную силу мощей святой Параскевы не распространилась еще шире, а больше всего по усердию и заботливости христиан, передали сии святые мощи константинопольским христианам, а те с честию положили их в патриаршей церкви.
   В 1641 году благочестивый Василий-Лу- пул27, воевода и господарь молдавский, получив известие о том, что в Константинопольской патриаршей церкви находятся мощи святой Параскевы, усердно желал, чтобы они были перенесены оттуда с честию в его славный господарский округ. Его желанию споспешес- твовал прославляемый во святых Своих Господь, желавший и в Молдавии прославить преподоб- ную Параскеву. Тогда Константинопольский патриарх Парфений28, с согласия всего своего освященного собора и соизволения иных честнейших патриархов, отправил честные мощи преподобной Параскевы благочестивому государю, воеводе Василию, в первопрестольный город его, Яссы29. Здесь, в храме трех святителей, с великими почестями, при большом веселии и радости жителей всей Молдавии, святые мощи и были положены в 1641 г. по Р. Х., октября 14 дня30.
 

   Примечания
 

   16 Мирское имя Параскевы было - Петка. В Петке-Параскеве рано открылось пламенное желание жить для Господа. Слова Евангелия: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя"
(Мк 8:34), слышанные Параскевою в храме, как стрела пронзили ее сердце, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Через несколько времени Параскева опять отдала свою одежду нищенке и потом не один раз повторяла то же самое. Ее бранили за это, но она отвечала, что иначе она не может жить.

   17 Епиват (Пиват, Турецкий Баядос) - местечко, на взморье, между Селимвриею и Константинополем.

   18 Мадит - морская гавань в Херсонесе Фракийском.

   19 По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, Параскева, прежде чем удалилась в Иорданскую пустыню, в Палестине, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету она поселилась в предместье Ираклийском при уединенном храме Покрова Богоматери, где провела в молитвах, посте и слезах пять лет. А затем, исполняя давнее желание свое, она отправилась в Палестину и, поклонившись св. местам, освященным жизнию Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне.

   20 Это было в первой половине XI столетия.

   21 Иоанн Асан или Асень II, сын Асеня I (царствов. с 1221 по 1241 г.) - знаменитейший из государей Болгарского царства; он прославил и просветил Болгарское царство больше всех царей, прежде него бывших; построил много монастырей и украсил их золотом и драгоценными камнями; все церкви он одарил многими дарами, а духовенство их наградил великими почестями. Иоанн Асень был любим не только своими болгарами, но и греками.

   22 Тернов - главный город Болгарии, на реке Етре или Янтре, впадающей в р. Дунай - ныне Тырново.

   23 Баязет I, турецкий султан, вступил на престол в 1389 г. Воспользовавшись раздорами между византийским императором Иоанном и сыном его Андроником, Баязет поставил Византийскую империю в полную от себя зависимость; он завоевал Болгарию, Македонию, Фессалию и многие другие земли. В 1402 г. Баязет был взят в
плен монгольским завоевателем Тамерланом, где и умер в 1403 г.

   24 Валахия - юго-западная часть нынешнего Румынского королевства.

   25 Белград - главный город Сербского королевства, в месте соединения р. Дуная с р. Савою.

   26 Царствование Сулеймана II заключает собою период расцвета турецкого могущества. Турки чтят в нем величайшего из своих государей.

   27 Василий-Лупул - господарь (т. е. государь) молдавский, с 1634 по 1654 г.

   28 Парфений I - патриарх Константинопольский, с 1639 по 1644 г.

   29 Яссы - главный город Молдавии, одного из Придунайских княжеств, составляющих в настоящее время вместе с Валахией королевство Румынию.

   30 Там святые мощи пребывают и ныне.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четырнадцатый день (27.10), С. 45. Жития святых, С. 11823 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 406)]

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz