Память святого пророка Наума

Спонсор странички :

 

День Первый (14 декабря) Память святого пророка Наума


   Святой пророк Наум - один из двенадцати, так называемых, малых пророков - происходил из Галилеи, из селения Елкоша1.
   Главное содержание книги пророка Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии2, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима3 на Иегову4. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Иона 1:2) не было отменено, но лишь отсрочено.
   Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.
   Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем5.
   Вся книга пророка Наума представляет собой одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т.е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое
разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, через которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя6.
   Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования иудейского царя Езекии, т.е. к 745-714 гг. до Р. Х. (после разрушения царства Израильского).
О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.
 

Примечания

   1 Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянинам (см. Наум 1:1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым, но большинство толковников (напр, блаж. Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и др.) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски сын Елкесиев) за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

   2 Ниневия была главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигр в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.

   3 Сеннахирим - царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.

   4 Иегова (по-славянски Сущий) - одно из имен
Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия и постоянно употребляется в Святом Писании об одном Истинном Боге.

   5 Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксарром, царем Мидийским, и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р. Х.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Наум 3:14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис 30:38).

   6 Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно найти и мессианские черты. "Наум изрекает, - говорит блаж. Феодорит, - гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиль; но, - продолжает он, - есть в книге и пророчество о Спасителе такое: Взыде вдыхай в лице твое (Наум 2:1); ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, дуну на апостолов и глагола: примите дух сей. Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную". - За богослужением правосл. церкви книга прор. Наума не употребляется.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Первый день (14.12), С. 51. Жития святых, С. 13915 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 824)]
 

реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народ;  

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру