День Первый (14 декабря) Память святого
пророка Наума
Святой пророк Наум - один из двенадцати, так называемых,
малых пророков - происходил из Галилеи, из селения Елкоша1.
Главное содержание книги пророка Наума есть пророчество о
падении и погибели Ниневии2, предсказание
бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое
изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и
сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии
как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского
царства и за хулу Сеннахирима3 на Иегову4.
Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было
изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии
(Иона 1:2) не было отменено, но лишь отсрочено.
Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди
пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова
обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и
оскорбили Его долготерпение.
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско
Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима и
Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому
освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова
соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под
стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк
Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную
погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а
сокровища города будут разграблены и истреблены огнем5.
Вся книга пророка Наума представляет собой одно
последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии
за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т.е.
Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига
Ассирии. Затем следует описание осады и самое
разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне
заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим
развратом и волшебством, через которое она порабощала народы. Посему
никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что
избавились от такого жестокого притеснителя6.
Время служения пророка Наума относится ко второй половине
царствования иудейского царя Езекии, т.е. к 745-714 гг. до Р. Х. (после
разрушения царства Израильского).
О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию,
он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.
Примечания
1 Почему пророк и называет себя
Елкошеянином или Елкосеянинам (см. Наум 1:1). По славянскому и другим
переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым, но большинство
толковников (напр, блаж. Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и
др.) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски сын
Елкесиев) за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному
блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в
царстве Израильском.
2 Ниневия была главным городом ассирийцев,
с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия
лежала на восточном берегу реки Тигр в Месопотамии. Это был
многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в
окружности.
3 Сеннахирим - царь Ассирийский, сын и
преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.
4 Иегова (по-славянски Сущий) - одно из
имен
Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа
Божия и постоянно употребляется в Святом Писании об одном Истинном Боге.
5 Это пророчество о погибели Ниневии от
воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами
(Циаксарром, царем Мидийским, и Набопалассаром, царем Вавилонским около
600 г. до Р. Х.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив
реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем
ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его
до основания (Наум 3:14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в
своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой
костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми
наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого
пророка Исаии (Ис 30:38).
6 Кроме пророчества о падении Ниневии в
книге пророка Наума можно найти и мессианские черты. "Наум изрекает, -
говорит блаж. Феодорит, - гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что
они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и
пошли с оружием на Израиль; но, - продолжает он, - есть в книге и
пророчество о Спасителе такое: Взыде вдыхай в лице твое (Наум 2:1); ибо
как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя
сей образ, дуну на апостолов и глагола: примите дух сей. Поэтому и под
всем сокрушенным царством ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть
диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем
ликующую о спасении вселенную". - За богослужением правосл. церкви книга
прор. Наума не употребляется.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Первый день (14.12), С. 51. Жития
святых, С. 13915 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 824)]
|