День Первый (14 августа)
Происхождение честного и животворящего Креста Господня
Праздник изнесения честного Креста установлен в день
первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою1
при царе Мануиле2, а в России - митрополитом
Киевским Константином3 и Нестором, епископом
Ростовским4, при великом князе Андрее
Юрьевиче5. Причина его установления была
следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире
и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому
из Константинополя на сарацин6, и второму из
Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: Болгарами же
назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и
свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами:
царь греческий одолел сарацин7, а князь
Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих
данников. Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону
Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа
нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который
носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко
Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных
Тайн Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели
мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на
храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не
на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит;
Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс
146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером
собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на
колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным
Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в
своей молитве:
- О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий,
надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею
в Тебе стену и покров и - Крест Сына Твоего - как оружие обоюдоострое на
врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы
сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в
брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть
их.
После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и
безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и
Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред
Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий
князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея,
подобно царю Константину8 в древние времена,
впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, после сражения с
болгарами, русская рать обратила последних к в бегство и, преследуя их,
захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме.
Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели,
что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные
огненным, лучи, осиявающие все войско; это было в первый день августа
месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества
и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег
большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю
землю, после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.
Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против Сарацин, в тот
же именно день видел также подобное же чудо - исхождение от находившейся
вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со
Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.
Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг
другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии,
исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в
знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они
установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы
крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить
священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для
поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на
кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в
этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название -
изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе
с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.
Празднуем, братия, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и
Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице,
благоговейно почитая и честный Крест Христов; но празднуем с
благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви,
оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов
чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного
празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына
Человеческого нанебеси (Мф 21:30), - честный Крест Христов, предыдущий
пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и
осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же
суда, предидет всем святым, предводя их в Царство Небесное, и будут
блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам
Пречистая Владычицы
нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш
Христос9. Аминь.
Примечания:
1 Лука
Хрисоверг - патриарх Константино- польский (1156 - 1169 гг.).
2 Мануил Комнен -
греческий император (1143-1180 гг.).
3 Константин II,
митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в
летописи еще под 1169 г.
4 Нестор - шестой
епископ Ростовской епархии; упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г.
Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними, подпал
запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году
из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем
Боголюбским.
5 Андрей Боголюбский -
сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха
- родился вероятно в 1111 г. По достижении совершеннолетия Андрей
Боголюбский получил "для кормления" город Владимир на Клязьме, и с этого
времени начинается его деятельность по устроению
обширного и почти незаселенного края Северо-восточной Руси, в который
начался прилив поселенцев с юга. Он принимал участие и в ратных
предприятиях своего отца на юге России, оказывая мужество и храбрость,
хотя, по выражению летописца, и "не величав был на ратный чин", но
вообще он не любил Южной Руси и поэтому в 1165 г. тайно ушел от отца,
взяв с собою из Вышгорода (близ Киева), где жил, чудотворную икону
Божьей Матери, ставшую впоследствии славною святынею Северной Руси.
Летописец так объясняет этот уход Андрея Боголюбского: "князь...
смущашеся о нестроении братии своей и братанников и сродников и всего
племени своего, яко всегда в мятении и волнении все яко и мнози крови
лияше, - скорбяше о сем..., и восхоте ити на великокняжение в Суздаль и
Ростов, яко там, рече, спокойне есть". Когда Андрей Боголюбский,
покинувший юг, "был уже на берегах Клязьмы, - говорит описатель его
жития, - кони, везшие чудотворную икону Богоматери, вдруг остановились и
не могли сдвинуть с места колесницы. Благоверный князь Андрей счел это
за тайное извещение Божие, совершил здесь молебствие пред чудотворной
иконой и дал обет соорудить тут церковь. Настала ночь, и князь решил
переночевать. Он долго молился - и вот во время сна явилась ему
Пресвятая Дева с хартиею в руке и сказала: "Не хочу, чтобы ты нес образ
Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь
каменную во имя рождества Моего и устрой обитель инокам". Восстав от
сна, князь повелел написать икону Божией Матери в том виде, как Она
явилась ему с хартиею в руке. Впоследствии он построил церковь и основал
монастырь на месте явления, который доселе существует и называется
Боголюбским... Андрей вскоре же построил тут и город и прозвал его, как
место избранное Самим Богом, Боголюбовым". Отсюда и наименование князя
Андрея Боголюбским. В 1157 г. умер отец Андрея Боголюбского, и он, как
"старейший" сын был избран ростовцами и суздальцами и посажен на
отеческом великокняжеском "столе" в Ростове; но Андрей не остался здесь
и избрал себе столицею любимый Владимир. Наступил расцвет его
деятельности. Он принимал и устроял переселенцев, оберегая их от
монголов, болгар и от раннейших поселенцев, заботился об объединении
разноплеменного населения Северо-восточной Руси и о просвещении ее
светом христианства; строил города и храмы; с особенным великолепием
отстраивал он свою новую столицу Владимир на Клязьме. Во Владимире он
воздвиг такой храм, "каких, по словам летописца, никогда не бывало на
Руси и никогда не будет". Эта созидательная деятельность дала Андрею
Боголюбскому право заявить на собрании князей и бояр во Владимире (в
1162 г.): "Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдную
учинил". И современники дивились его деятельности: "Мужество и ум в нем
жили, - говорит современник-летописец, - правда и истина в нем ходили;
вторым мудрым Соломоном был он". Св. Андрей Боголюбский был убит 30 июня
1175 г. - Местное почитание его во Владимире началось тотчас по его
кончине, но потом прекратилось и снова возобновилось в 1702 г., когда
были открыты его мощи.
6 Сарацины -
мусульмане.
7 Ясных указаний на
праздник Всемилостивому Спасу и Преч. Богоматери, по случаю победы над
сарацинами императора Мануила, нет ни у греческих историков, ни в
богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего
немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны
были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное
окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя
внимание жестокая война царя Мануила с Турецким султаном или сарацинами.
Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь
чрезвычайным опасностям. Правда, победа досталась врагу, но самое
спасение царя поистине было чудом милости Божьей. Это было в сентябре,
поход же, конечно, начался ранее - в августе. После этой войны у греков
были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под
предводительством самого царя. Эти события, в соединении с известием из
России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя
Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало
которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но
службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.
8 Св. Константин
равноапостольный - память его празднуется 21 мая.
9 Становясь на строго
определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа
православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему
происхождению: 1) происхождение честного и животворящего Креста
Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение
первого праздника: "по причине болезней, весьма часто бывавших в
августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное
древо креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение
болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы,
полагали на святой трапезе великой церкви (т. е. св. Софии), С
настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему
городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть
предисхождение (prуodos) честного Креста". 14 августа Крест снова
возвращался в царские палаты. "Этот обычай в соединении с другим обычаем
Константинополя - освящать в придворной Константинопольской церкви воду
первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение
совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14) и послужил
основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного
освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа". Уже в IX
в. существовал этот обычай изношения честного древа из царских палат в
церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднество Креста 31
июля, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест
предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастрвдскому,
жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьраде. В Обряднике императора
Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила,
когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой
день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв.,
когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было
никакой службы Кресту, которая появляется в XIV - XV вв. с введением
Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой
Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений
от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя
Мануила (1143- 1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея
Боголюбского с болгарами в 1164 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Первый день (14.08), С. 37. Жития
святых, С. 8831 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 850)] |