Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Спонсор странички : Модные детские модели детские резиновые сапоги большой выбор цветов для мальчиков!

 

Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

   Святой Иоанн родился на острове Кипр и был сыном князя Епифания1. С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости. Придя в возраст, он, по воле родителей своих, вступил в супружество и имел детей. Но вскоре Иоанн лишился детей, а потом и жены, ибо так благоизволил Бог, дабы Иоанн, освободившись от служения плоти, предался жизни духовной. Освободившись от уз брачной жизни, он возблагодарил Бога и с этого времени, уже без всяких препятствий, усердно стал служить Господу, упражняясь в частой молитве и во всех богоугодных делах. Особенно же он был милосерд и милостив ко всем, терпящим бедствия от нищеты. За эти добродетели Бог прославил его среди людей, и не только среди равных себе, но и самим царем он был почитаем и прославляем. Спустя несколько времени, патриарший престол2 Александрийской церкви остался без пастыря; тогда император Ираклий3, по Божественному усмотрению, почтил Иоанна саном патриарха. Святой, хотя и не желал этого, но принужден был принять посвящение, и стал архипастырем Александрийской церкви.
   Вступив на патриарший престол, Иоанн прежде всего, как пастырь словесных овец, позаботился очистить свою паству от ереси, возмущавшей стадо Христово. Эта ересь получила свое начало от некоего Петра, по прозванию Фуллона, иначе Кнафея, Антиохийского лжепатриарха; он осмелился прилагать такие хульные слова к трисвятой песни: "Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас", - как будто бы в Господе нашем пострадало Божество4.
   Искоренив это еретическое учение, святой Иоанн всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом;
он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и наполняющей всех жаждущих.
   В начале своего пастырства Иоанн призвал церковных экономов5 и дал им такое поручение: "Обойдите весь город и перепишите всех господ моих".
Экономы спросили его: "Кто же это твои господа?"
   Патриарх ответил: "Это те, которых вы называете нищими и убогими; они мои господа, ибо они воистину могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители".
Экономы пошли и переписали всех убогих, найденных на улицах, в больницах и на гноищах. Всех их было найдено семь тысяч пятьсот человек, и всем им святой Иоанн повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания.
   В то время персы сделали нападение на Сирию и Палестину, сожгли святой город Иерусалим, взяли честное древо Святого Креста и отвели в плен много христиан6. Блаженный Иоанн отправил корабли с золотом и пшеницей для выкупа пленников и для оказания помощи находящимся в бедах; таким образом по своему милосердию он многих вывел из заключения и избавил от бедствий плена. А так как не всякий мог невозбранно приходить к нему, ибо слуги его не о каждом приходящем сообщали патриарху, то, вследствие этого, он выбрал два дня в неделю: среду и пятницу, и в эти дни сидел с некоторыми благочестивыми людьми при церковных дверях, принимая всякого желающего, выслушивая его просьбы, обсуждая случавшиеся распри, защищая обижаемых и водворяя между верующими мир. При этом святой патриарх говорил окружавшим его: "Если для меня никогда не возбранен вход к Господу Богу моему и в молитве я беседую с Ним и прошу у Него, чего хочу, то почему же мне не дозволить моему ближнему невозбранного доступа ко мне, дабы он сообщил мне о своей обиде и нужде и просил у меня, чего хочет? Должно бояться сказавшего: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить"7.
   Иногда случалось, что к блаженному Иоанну никто не приходил с просьбой в то время, когда он сидел при церковных дверях, ожидая желающих прибегнуть к нему; тогда он вставал огорченным и со слезами возвращался домой. При этом некоторые спрашивали его иногда:
    - Отчего ты скорбишь и сетуешь?
   Святой отвечал им:
   - Ныне смиренный Иоанн ничего не нашел и ничего не принес Богу за грехи свои.
   Друг его, блаженный Софроний8,утешая его, говорил ему:
   - Тебе поистине следует веселиться ныне, отче, так как словесные овцы твои живут мирно, без распри и споров, как ангелы Божии.
   Однажды церковные экономы сообщили святому Иоанну, что в толпе убогих9 стоят хорошо одетые девицы, испрашивающие милостыню, и при этом спросили его - нужно ли тем девицам, как и прочим нищим, подавать милостыню? Патриарх ответил: "Если вы действительно рабы Христовы и верные слуги смиренного Иоанна, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица, не расспрашивая о жизни тех, которым вы даете. Знайте, что мы не свое отдаем, но Христово; и так будем давать, как повелел Он. Если же вы думаете, что церковного имения не хватит для столь великой милостыни, то я не желаю быть участником вашего маловерия. Я верую Богу, что если бы со всей вселенной сошлись в Александрию убогие, желая получить от нас милостыню, то и тогда не оскудеет наше церковное имущество".
   И для того, чтобы они не были маловерны, святитель рассказал следующее: "Когда, на шестнадцатом году моей жизни, я находился еще на острове Кипре, то однажды ночью я увидал во время сна весьма прекрасную девицу; она была блестяще одета и имела на голове масличный венок. Став близ моей постели, девица коснулась меня и разбудила. Проснувшись, я увидал, что она стоит предо мной уже не во сне, но наяву, и спросил ее: "Кто ты такая, и как ты осмелилась войти ко мне?"
   Она же, смотря на меня светлым взором и улыбаясь кроткими устами, сказала: "Я - старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его".
Услыхав это, я поклонился ей. Она же продолжала: "Если ты сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и приведу тебя пред Лице Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я низвела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей".
   Сказав это, она стала невидима. Удивляясь этому пречудному видению, я сказал себе: "Поистине в образе девицы явилось ко мне Милосердие. Об этом свидетельствует масличный
венок на ее голове, который является знамением милосердия; то же показывают и слова, произнесенные той девицей: я, сказала она, низвела с неба на землю Бога, и Он воплотился. Создатель, видя человека погибающим, пожелал избавить его от погибели, ничем другим не побуждаемый, как только милосердием, ибо восхотел помиловать Свое создание. Поэтому, кто желает обрести милость у Бога, тот должен иметь милосердие к ближним и подавать милостыню".
   Так, размыслив сам с собой, я поспешно встал и пошел с рассветом дня в церковь. На пути я встретил нагого нищего, дрожавшего от холода. Я снял с себя верхнюю одежду и отдал ее тому нищему, говоря сам себе: "теперь я узнаю, правда ли то, что я видел, или это было обольщение", - и пошел далее. Прежде чем я дошел до церкви, мне встретился одетый в белые одежды человек и передал мне в руки узел, в котором было завязано сто серебряных монет. При этом он сказал: "Друг! возьми это и употребляй по своему желанию". Я принял с радостью, но сейчас же раскаялся в том, что я принял, рассуждая, что находящееся в узле для меня не нужно; поэтому я обернулся назад, желая возвратить обратно то, что получил; но более, несмотря на тщательные поиски, уже не видал вручившего мне узел. Тогда я понял, что виденное мной была правда, а не обольщение. И с того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за то, как Он говорил, сторицей. И, многократно испытав это, я убедился, что это действительно так. Наконец, я сказал себе: "Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!"
Однажды, когда святой Иоанн шел в больницу навестить больных (что он делал в течение недели дважды или трижды), его встретил какой-то странник, который просил милостыню. Иоанн приказал слуге дать встретившемуся страннику шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переменил на себе одежду и, отправившись по другому пути, снова встретил блаженного Иоанна и умолял его: "Помоги мне, господин, бедному пленнику".
   Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Слуга же тихо заметил патриарху: "Владыка, ведь это тот самый нищий, который раньше получил шесть серебряных монет".
Но патриарх, притворившись, как будто не слышит этого замечания, снова повторил повеление подать просящему шесть монет.
   Странник, вторично получив милостыню, снова переоделся и иной дорогой встретил патриарха и в третий раз просил у него милостыни. Слуга опять сказал патриарху: "Владыка! тот, который в первый и второй раз взял у тебя по шесть серебряных монет, теперь просить в третий раз".
   Тогда блаженный отвечал слуге: "Подай ему двенадцать монет, не Христос ли это искушает меня?"
   Один купец, потеряв все свое богатство в море, придя в крайнюю нищету, просил святого помочь ему. Святой дал ему пять литр10 золота. Получив золото, купец накупил на него множество товаров и, сев на корабль, отправился по морю в другие города. Но, потерпев кораблекрушение, он снова потерял все и только сам еле живым спасся от потопления. Тогда он снова пришел к святому Иоанну, и рассказал ему о случившемся Иоанн заметил ему: "Ты имел еще иное золото, собранное неправдой, и его ты смешал с церковным золотом, данным тебе мной. Вот почему погибло и то и другое".
   Сказав это, он дал ему еще золота, вдвое более прежнего, около десяти литр. Но и в третий раз купца постигло то же злоключение. Весь товар его погиб в море, и он уже не осмеливался показаться на лицо патриарху, но рыдал, сидя в своем доме, посыпав пеплом свою голову и намереваясь лишить себя жизни. Узнав об этом, святой призвал купца и сказал ему: "Зачем ты приходишь в отчаяние от печали? Уповай на Бога, и Он не оставит тебя! Но я думаю, что это несчастие случилось с тобой от того, что ты владел неправильно приобретенным кораблем".
Сказав это, Иоанн приказал дать купцу церковный корабль, наполненный пшеницей, и затем отпустил его. Получив данный ему корабль с пшеницею, купец поплыл по морю. И вот внезапно поднялся сильный ветер и понес корабль в неизвестную страну. Купец, узрев в видении своего благодетеля, святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, стоявшего на корме и управлявшего кораблем, оставался в надежде, что по молитвам святого плавание придет к доброму концу.
   Через двадцать дней и столько же ночей они пристали к берегу Британии. В этой стране был тогда сильный голод. Народ, узнав, что к городу их подплыл корабль с пшеницей, весьма обрадовался и стал поспешно раскупать пшеницу. И так купец этот прибыльно продал там пшеницу, получив за одну половину проданного - золотом, а за другую - оловом11. На возвратном пути он прибыл в Декаполь12. Желая здесь продать олово, он увидел, что оно превратилось все в золото. Обогатившись таким образом, купец с радостью возвратился в Александрию и рассказал всем об этом удивительном чуде, которое произошло по молитве и милостыни святого Иоанна.
   Как-то раз, когда святой шел в церковь, к нему подошел почтенный и благородный муж, у которого воры украли все имущество, так что он остался нищим. Пожалев, что столь почтенный и известный человек внезапно дошел до крайней нищеты, патриарх незаметно обратился к слуге и повелел ему сказать церковным экономам, чтобы они дали тому человеку пятнадцать литр золота. Экономы же, видя, что в церковном казнохранилище золота немного, ослушались патриаршего распоряжения и дали только пять литр, а десять удержали при себе. Когда святой патриарх возвращался из церкви домой, к нему подошла некая весьма богатая и почтенная женщина и дала ему в руки хартию, в которой она написала, что жертвует в церковь пятьсот литр золота. Приняв хартию и прочитав ее, патриарх, по благодати Святого Духа, уразумел, что та женщина не все передала, что определила дать в уме своем. Господь Бог это устроил для того, чтобы обличить экономов, которые не все отдали тому бедному человеку, которому патриарх приказал дать пятнадцать литр. Вернувшись домой, Иоанн позвал экономов и спросил, сколько они дали человеку, обокраденному ворами. Те солгали, говоря: "Как ты, владыка, приказал, пятнадцать литр".
   Обличив их ложь, скупость и прослушание, святой сказал им: "Да истребует от вас Бог тысячу литр золота, потому что та благочестивая женщина намеревалась дать нам полторы тысячи. Но так как вы, не послушавшись меня, удержали десять, то поэтому Бог устроил так, что женщина удержала тысячу. Если же вы мне не верите, скоро сами о том точно узнаете".
Призвав к себе эту женщину, он, в присутствии экономов, спросил ее: "Скажи нам, госпожа, сколько раньше ты предполагала, по любви твоей к Богу, пожертвовать золота в церковь?"
Она же, заметив, что от святого не утаилось ее намерение, сказала: "Действительно, владыка, за несколько дней ранее я решила передать в твои святые руки полторы тысячи литр золота, на что и составила письменное удостоверение. Но сегодня, развернув его, я нашла - не знаю, каким образом, слово "тысяча" вытертым; осталось только пятьсот, и я помышляла в себе, что Бог не благоволит более, как только пятьсот литр передать твоей святыне. Так я и поступила".
   Выслушав это, экономы весьма убоялись и устыдились и, упав к ногам святого, просили прощения.
   Однажды в Александрию, по причине нашествия иноплеменников13, собралось множество народа, следствием чего был сильный голод. Святой Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил все церковное имущество и даже остался должен тысячу литр золота. Тогда один второбрачный клирик, не имевший возможности вследствие второбрачия своего удостоиться получения священного сана, написал патриарху следующее: "Я имею множество пшеницы, которую всю через твои руки желаю отдать Христу; при этом еще обещаю сто пятьдесят литр золота, только сделай меня диаконом".
   Святой, призвав его, стал укорять за желание приобрести за деньги священный сан: "Раскайся в своем грехе и убойся наказания Гиезия14; Бог силен и без твоей пшеницы прокормит нас во время голода".
   В то время, как он говорил это, явился вестник с сообщением, что из Сицилии15 прибыли два корабля с большим количеством пшеницы; услыхав о том, патриарх упал на
колени и возблагодарил Бога, не оставляющего уповающих на Него.
   Здесь уместно припомнить еще о кротости, смирении и незлобии святого Иоанна. Двое клириков за одно прегрешение были наказаны временным отлучением от Церкви.
   Один из них покаялся, но другой, напротив, еще более утвердился в своей злобе и, в гневе на патриарха, делал весьма много худого. Услыхав об этом, патриарх пожелал призвать его к себе и кротко убедить его отстать от своей злобы; но забыл это сделать, по Божественному о том устроению, дабы для всеобщей пользы обнаружились смирение и кротость Иоаннова. В один из воскресных дней, совершая в церкви Божественную литургию, Иоанн вспомнил про того гневавшегося на него клирика и вместе с тем припомнил и слова Христа: "если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда пойди и принеси дар твой" (Мф 5:23-24). Выйдя из алтаря, он подозвал того клирика и припал к ногам его, прося у него прощения. Клирик, увидав такое смирение своего патриарха, убоялся и сам упал ему в ноги, с плачем испрашивая прощения. Таким образом, Иоанн примирился со своим клириком, возвратился к алтарю и, дерзновенно совершив жертву, с чистой совестью мог произнести слова молитвы Господней: "и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим" (Мф 6:12). Клирик же тот, исправившись, стал проводить богоугодную жизнь, а затем сподобился и священнического сана.
   Не менее поразителен другой пример кротости, обнаруженной святым Иоанном. Один содержатель гостиницы в Александрии обесчестил ругательными и укорительными словами племянника блаженного по имени Георгий. Придя к своему дяде, Георгий горько жаловался на обесчестившего его человека.
   Видя своего племянника весьма смущенным и желая успокоить его, Иоанн сказал: "Он, худородный, осмелился обесчестить моего племянника! Свидетельствуюсь Богом, что отомщу этому оскорбителю и поступлю с ним так, что от того придет в изумление вся Александрия!"
   Немного успокоившись от этих слов патриарха, Георгий перестал рыдать. Тогда кроткий и смиренный сердцем Иоанн стал говорить ему: "Возлюбленный сын! Если ты хочешь быть моим родственником, то будь готов претерпевать не только оскорбления, но подъять и раны, и для Бога все прощать ближнему. Желаешь ли ты быть благородным? Тогда ищи благородства не по крови, но от добродетели. Истинное благородство украшается не столько славой предков, сколько добрыми делами и богоугодною жизнью".
Таким образом, умиротворив своего племянника, святой позвал надсмотрщика над гостиницами и приказал ему, чтобы он с того человека, который обесчестил Георгия, не брал церковной подати, которую тот должен был давать ежегодно, но предоставил ему жить свободно.
   И действительно, Иоанн, согласно своему обещанию, поступил с оскорбителем так, что удивилась вся Александрия: вместо наказания и мести он оказал ему благодеяние.
Желая непрестанно содержать в своем уме память смертную, блаженный Иоанн приказал устроить для себя гроб, только не отделывать его. При этом он приказал экономам, чтобы они во все торжественные праздники приходили к нему и в присутствии всех громко говорили: "Владыка! твой гроб еще не доделан; прикажи его доделать, ибо смерть приходит, как тать, и ты не знаешь, в какой час она появится".
   Так святой Иоанн имел постоянную память о смерти и всегда был готов к ней.
   Однажды к святому пришел некий богатый вельможа, и ему удалось увидать постель святого, которая была покрыта худым одеялом. Отправившись домой, вельможа послал патриарху одеяло стоимостью в тридцать шесть золотых монет и просил его покрываться тем одеялом. Патриарх, не желая оскорбить вельможу, взял, по усиленной его просьбе, одеяло и оделся им на одну только ночь. При этом он говорил сам себе: "Горе тебе, окаянный Иоанн, так как ты одеваешься многоценным одеялом, а Христова братия - нищие застывают от мороза. Сколько человек ночуют без всякого покрова на ветру и стуже и имеют только небольшую рогожку или изодранное рубище! Сколько нагих валяются по навозным кучам и дрожат от стужи, страдая вдвойне: от голода и холода, оставаясь без сна в течение целой ночи, хотят есть и умирают от стужи! Увы, мне! Сколько убогих, подобно Лазарю, желающих насытиться от крупиц, падающих с моей трапезы! Горе мне! Сколько в этом городе странников и пришельцев, не имеющих где преклонить голову, которые, проводя ночи на улицах и претерпевая всякие бедствия, благодарят за все Владыку Христа! Ты
же, Иоанн, желая получить вечный покой, здесь пребываешь в роскоши и покое и имеешь все, что ни пожелаешь: живешь в прекрасных палатах, носишь мягкую одежду, пьешь вино, ешь отборную рыбу. И при всем этом ты оделся еще и многоценным одеялом. Чего же ты можешь ожидать в будущем веке? Нет, окаянный Иоанн, проводя такую жизнь ты не получишь вечного царствия, но услышишь то же, что и евангельский богач: "ты получил уже доброе твое в жизни твоей" (Лк 16:25). Бог - свидетель, что смиренный Иоанн не оденется этим одеялом в другую ночь, но на деньги, полученные от продажи одеяла, будут одеты нищие и убогие".
   С наступлением дня святой поспешно отправил одеяло на рынок для продажи, дабы за цену стоимости его купить одеяние убогим. Но когда продавали одеяло, случайно проходил мимо тот вельможа, который подарил одеяло блаженному Иоанну. Увидав, что оно продается, вельможа купил его и снова отослал к Иоанну, упрашивая его, чтобы он сам им покрывался. Взяв одеяло, святой снова отослал продавать его. Вельможа, увидав, что одеяло продается опять, вторично купил его и отослал к Иоанну с просьбой, дабы он сам одевался им. Иоанн же и в третий раз послал продать одеяло, но вельможа и в третий раз, купив, отослал к Иоанну. После этого Иоанн велел сказать этому вельможе: "Увидим, кто из нас утомится первый: я ли - продавать, или ты покупать и вновь отдавать мне?"
   Таким способом святой Иоанн приобрел от того вельможи много золота, которое и роздал убогим.
   Блаженный умел привлечь к подаянию милостыни и скупых и сребролюбцев. Зная про некоего епископа по имени Троил, что он весьма скуп и сребролюбив, Иоанн пригласил его с собой в больницу навестить болящих и убогих. Заметив, что Троил имеет при себе золото, он сказал ему: "Отче Троил! Вот тебе случай, чтобы утешить эту убогую братию, подав им милостыню".
Троил, стыдясь показаться скупым, вопреки своему желанию начал всем раздавать милостыню, начиная с первого до последнего и истратил тридцать литр золота. Но потом он стал сожалеть, что роздал столько золота убогим. Придя домой, Троил так много печалился о розданном золоте, что слег в постель. Между тем святой Иоанн послал за ним, приглашая его на обед. Троил отказался идти на обед, говоря, что болен. Догадываясь о причине его болезни, что он разболелся, сокрушаясь об истраченных деньгах, Иоанн захватил с собой тридцать литр золота и отправился навестить болящего. Придя к нему, он сказал: "Вот я принес тебе золото, которое взял у тебя в больнице взаймы, возьми его, а мне дай расписку в том, что ты передаешь мне ту награду от Господа, которая предназначалась для тебя за розданное золото. Увидав золото, Троил сильно обрадовался и, получив его, тотчас выздоровел и тут же написал следующее: "Боже милосердый! Даруй награду господину моему Иоанну, патриарху Александрийскому, за тридцать литр золота, которые я роздал нищим, ибо он возвратил мне мое золото".
   Получив эту записку Троила, Иоанн позвал его к себе на обед. Угощая его, святой внутренне молился Богу, дабы он избавил Троила от такого сребролюбия. И вот ночью Троил в видении узрел весьма прекрасный дом, неописуемой красоты, над дверьми которого была золотая надпись: "Обитель и вечный покой епископа Троила".
Троил весьма обрадовался столь прекрасному уготованному для него дому. Но внезапно явился какой-то величественный и грозный муж, как бы царский кувикуларий16, и сказал слугам: "Господь всего мира повелел изгладить эту надпись".
   И немедленно слуги изгладили. Явившись вторично, тот же муж сказал слугам: "Напишите так: это обитель и вечный покой Иоанна, патриарха Александрийского, который купил их для себя за тридцать литр золота".
   Пробудившись от сна, Троил исполнился ужаса, сильно скорбел, что лишился приготовленного ему дома на небе, и укорял себя за любовь к золоту. Встав, он поспешно пошел к блаженному Иоанну и рассказал ему о том, что видел. Блаженный Иоанн с обычной своей кротостью преподал ему наставление и отпустил с миром. С того времени Троил исправился и сделался весьма нищелюбивым и милостивым ко всем.
   Господь, испытывавший некогда терпение праведного Иова, посетил и блаженного Иоанна тягостным испытанием. Однажды корабли, принадлежавшие Александрийской церкви и нагруженные доверху товарами, были в Адриатическом море17. Вдруг поднялась буря и такое сильное волнение, что корабли едва не потонули. Опасность была так велика, что пришлось весь груз бросить в море. Так случилось по Божественному попущению, "что испытанная вера" Святого Иоанна "оказалась драгоценнее гибнущего" (1 Пет 1:7). Кораблей было тринадцать, цена же всех находившихся на них товаров достигала до трех тысяч трехсот литр золота. Лишившись такого имущества, которым он мог бы в течение многого времени питать и одевать нищих, святой Иоанн переносил это с благодарностью, часто повторяя слова Иова: "Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословено" (Иов 1:21). Когда же к нему явились многие из начальствующих горожан, желая утешить его в печали, он отвечал им: "Я виноват в гибели церковного имущества, ибо если бы я не превозносился умом, что подаю большую милостыню, тогда не погибло бы в море такое ценное имущество. Я возгордился, отдавая не свое, но Божие. И вот Бог, желая смирить меня, попустил такое обнищание, ибо нищета смиряет человека. Теперь же я и сам сознаю, что из-за гордости лишился награды у Бога и причинил большую потерю неимущим, ибо те, пища которых погибла, будут претерпевать голод. Но не ради меня, а ради их самих Господь не оставит неимущих и подаст им все потребное".
   Таким образом, придя утешать Иоанна, сами получат от него утешение и наставление. Господь же вскоре послал Иоанну вдвое более прежнего.
   Иоанн подавал нищим большую милостыню и особенно помогал терпящим какую-либо обиду. Однажды, когда он шел в церковь святых мучеников Кира и Иоанна18, к нему подошла бедная вдова и, рассказав о великой обиде, причиненной ей зятем, просила защиты у святого патриарха. Сопровождавшие Иоанна сказали ему: "Владыка, выслушай просьбу этой вдовицы уже по возвращении домой!"
   Святой отвечал: "Как же Бог услышит мою молитву, если я не выслушаю ее немедля?"
   И он не тронулся с места, пока не выслушал вдовицу и не защитил ее от обиды.
   Один юноша по смерти своих родителей остался без всяких средств к существованию. Иоанн, узнав об этом, спросил находившихся при нем, каким образом этот юноша впал в нищету (ибо он слышал, что его родители были весьма богаты). Боголюбивые мужи рассказали ему, что родители этого отрока были весьма милостивы и все свое имущество роздали убогим, а своему сыну оставили только десять литр золота. Но перед своей смертью отец юноши (мать его умерла раньше), позвав его, предложил ему на выбор золото и образ Пречистой Богородицы и сказал: "Любезный сын! Из всего нашего имущества осталось только десять литр золота; все остальное мы передали в руки Христу. Отвечай же мне, чего желаешь ты: золото ли или образ Владычицы нашей Богородицы, твоей помощницы и питательницы?"
   Отрок, презрев золото, взял икону Пречистой Богородицы, а золото просил раздать бедным. И вот нищим было отдано и последнее имущество, когда отец умер, отрок остался бедняком, и стал испытывать всевозможные лишения. Несмотря на это, он каждый день и ночь молился в церкви Пресвятой Богородицы.
Выслушав этот рассказ, преподобный Иоанн подивился добродетели и разуму этого отрока, душевно полюбил его и с того времени, как истинный отец сирот, имел попечение о нем и размышлял, какое бы оказать ему благодеяние. Однажды он тайно призвал своего эконома и сказал ему: "Я желаю тебе сообщить одну тайну, но смотри - никому не говори о ней".
Эконом обещал сохранить тайну, которую святой ему скажет. Тогда патриарх сказал: "Поди, возьми старую хартию и напиши на ней предсмертное завещание от имени некоего Феопемпта так, чтобы из этого завещания выходило, будто я и этот бедный отрок близкие между собою родственники. Затем приди к тому юноше и скажи ему: "Брат, знаешь ли, что ты близкий родственник патриарху? Поэтому тебе унизительно оставаться в бедности". При этом покажи ему написанное и прибавь: "Чадо, если ты стыдишься объявить патриарху, что ты - его родственник, то я скажу ему о тебе".
   Выслушав распоряжение Иоанна, эконом поступил так, как приказал ему патриарх. Он написал на ветхой хартии завещание, из которого явствовало родство бедного юноши с патриархом. Призвав затем юношу к себе, он показал ему завещание и сказал, что нашел его между старыми бумагами его отца. Прочитав завещание, отрок сначала обрадовался, но потом устыдился, что он весьма беден и одет в худое рубище, и просил эконома, дабы он сказал о нем патриарху. Эконом, придя к святому, сообщил ему просьбу отрока, и святой сказал: "Скажи отроку, патриарх так говорит: "я припоминаю, что мой дядя имел сына, но я не знал последнего в лицо. Ты хорошо сделаешь, если приведешь его ко мне. Принеси также и завещание с собой".
Эконом привел отрока и показал рукопись преподобному. Патриарх с любовью обнял юношу и сказал: "Хорошо, что ты пришел, ибо ты сын дяди моего".
Святой снабдил юношу большим имуществом, купил ему дом и все потребное для жизни, женил его на благородной девице и постарался сделать его богатым, славным и честным, дабы исполнились слова псалма: "не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс 36:25).
   Святой Иоанн весьма часто навещал больных, которым сам прислуживал и напутствовал умирающих, своими молитвами, помогая им при их кончине. Кроме этого, он часто совершал Божественную литургию за умерших и говорил, что совершаемая за умерших Божественная литургия приносит великую пользу усопшим. В подтверждение этого святитель указывал на событие, случившееся немного ранее этого времени на острове Кипр.
   "Один пленник из Кипра, - говорил он, - находился в Персии в тяжком заключении. Родителям его, жившим на Кипре, было сообщено, будто он уже умер, так что они оплакивали его, как умершего. Трижды в год они стали справлять память о нем, делая приношения в церковь за упокоение его души, для совершения Божественной службы. По прошествии четырех лет сын их убежал из плена и возвратился домой. Родители, увидав его, удивились, подумав, что он воскрес из мертвых. Возрадовавшись его освобождению, они рассказали ему, что три раза в год совершали о нем поминовение. Сын спросил, в какие дни они совершали поминовение. Они отвечали, что - в день Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы. Он же, услыхав это, припомнил и сказал: "В те дни приходил ко мне в темницу со светильником некий величественный муж, оковы ниспадали с моих ног, и я был свободен. В остальные же дни я, как узник, снова пребывал в оковах".
Блаженный Иоанн весьма опасался осуждать людей за грехи, в особенности иноков. Один раз ему случилось несправедливо осудить инока, и после того он не принимал никаких доносов на них и не осуждал их. Происшествие заключалось в следующем. Один юный инок в течение нескольких дней ходил по Александрии с весьма молодой и красивой девицей. Видя это, некоторые соблазнились, подумав, что он ведет с нею беззаконную жизнь, и сообщили о том святому патриарху. Последний приказал немедленно схватить обоих, подвергнуть телесному наказанию и запереть отдельно друг от друга в темнице. С наступлением ночи инок явился патриарху во сне, показал ему свои сильно израненные от побоев плечи и спросил его: "Того ли ты хотел, владыка? Так ли ты научился у Апостола пасти стадо Христово, не по принуждению, но добровольно (1 Пет 5:2). Поверь мне: ты обманут, как человек!"
   С этими словами он удалился от него.
   Патриарх же, пробудившись от сна, размышлял относительно виденного, что бы оно значило, и, сознав свое прегрешение, сетуя и скорбя, сидел на постели. С наступлением утра он дал приказание привести того инока, желая взглянуть, похож ли он на явившегося ему в сновидении. Инок пришел с большим трудом, ибо от множества ран едва мог двигаться. Патриарх, увидав его, помертвел, будучи не в силах вымолвить ни слова, и только рукой дал ему знак сесть подле себя. Потом, придя в себя, он попросил инока, дабы он снял свою одежду и показал ему плечи, чтобы удостовериться, так ли он изранен, как видел во сне. Когда, после настоятельных просьб, инок стал снимать свою одежду, то все увидели, что он - евнух. Патриарх, видя его израненное тело, весьма сожалел о случившемся и, послав за оклеветавшими инока, отлучил их на три года от Церкви, у инока же просил прощения: "Прости мне, брат, - говорил он ему, - так как я сделал это по неведению. Согрешил я перед Богом и перед тобой. Однако тебе не следовало так неосторожно проводить время с девицей на соблазн мирским людям, ибо ты носишь иноческий образ".
Инок смиренно отвечал: "Владыка, поверь мне, что я не солгу тебе, а скажу правду. Раньше, когда я был в Газе19 и шел поклониться гробнице святых мучеников Кира и Иоанна, вечером меня встретила эта девица и, припав к моим ногам, со слезами умоляла меня, чтобы я не запрещал ей идти со мной. Но я, оттолкнув ее, обратился в бегство. Она же, идя следом за мной, говорила: "Заклинаю тебя Богом Авраамовым, пришедшим спасти грешников и хотящим судить живых и мертвых, - не оставляй меня!"
   Услыхав это, я сказал ей:
   - Девица, зачем ты так меня заклинаешь?
   - Я - еврейка, - отвечала она мне с рыданием, - и желаю оставить отеческую злую веру и сделаться христианкой. Умоляю тебя, отче! не отвергай меня, но спаси душу, желающую уверовать во Христа.
   Услыхав это, я убоялся суда Божьего и, захватив девицу с собой, преподал ей наставление в святой вере. Придя затем к гробнице святых мучеников, я крестил ее в церкви и, в простоте сердца, ходил с ней, думая поместить ее в женском монастыре".
   Выслушав рассказ инока, патриарх вздохнул и сказал: "Сколько имеет у себя Бог сокровенных рабов, мы, окаянные, того и не знаем".
   Потом он рассказал всем окружавшим свое сновидение и, взяв сто золотых монет, хотел отдать их тому иноку; но инок не пожелал взять ни одной, говоря: "Если инок верует, что о нем промышляет Бог, то он не нуждается в золоте; если же любит золото, то не верует, что существует Бог".
   Сказав это, он поклонился патриарху и ушел. С тех пор блаженный Иоанн стал еще сильнее уважать иноков; он устроил для успокоения странствующих иноков монастырь и воздерживался от осуждения.
   Добрый пастырь наставлял и овец своих духовных, дабы не осуждали никого, если бы даже и знали за кем-либо грех, но лучше взирали бы на свои грехи, а не на чужие. Случилось как-то, что из Александрии некий юноша с инокиней убежал в Константинополь. Все стали осуждать его и говорили: "Он загубил две души: и свою, и инокини, и притом послужил для всех соблазном. Между тем в Евангелии сказано: горе, имже соблазн приходит (Мф 13:8).
   Тогда святой Иоанн сказал им: "Чада, перестаньте осуждать, так как и вы виноваты в двух грехах: во-первых, осуждая согрешившего, вы нарушаете заповедь Божью: "не судите никак прежде времени" (1 Кор 4:5); а с другой стороны, клевещете на брата, не зная, согрешает ли он до настоящего времени, или уже покаялся".
   В назидание он рассказал им следующую повесть.
   "Некий инок проходил по улицам города Тира20. Его заметила блудница, по имени Порфирия, которая была всем известна в том городе, и стала кричать вслед инока: "Отче! спаси меня, как и Христос спас блудницу".
   Инок же, ни во что вменив суд человеческий, сказал ей: "Следуй за мной!"
   И взяв ее за руку, вывел из города на глазах у всех. После этого по всему городу пронеслась молва, что инок взял себе в жены блудницу Порфирию. Когда инок вел последнюю в женский монастырь, Порфирия нашла на дороге брошенного ребенка и взяла его себе, дабы воспитать его вместо сына. Спустя несколько времени некоторым гражданам тирским довелось быть в той стране, где проживал старец и Порфирия. Заметив, что она имеет ребенка, они сказали ей с насмешкой: "Хорошего ты, Порфирия, родила ребенка".
Вернувшись, они рассказали всем, что Порфирия от монаха родила ребенка: "Мы его видели своими глазами, - говорили они, - и он весьма походит на монаха". Когда же старец провидел свою кончину и отшествие к Господу, он сказал Пелагии (так переименовал он Порфирию по принятии ею иночества): "Пойдем в Тир, куда мне необходимо ныне идти. Мне угодно, чтобы и ты сопровождала меня".
   Покорная воле старца, Пелагия отправилась с ним. Они пошли в город, взяв с собой и ребенка, которому было уже семь лет. Когда они вошли в город, старец расхворался и многие горожане пришли навестить его. Тогда старец сказал пришедшим навестить его: "Принесите мне кадильницу".
   Ему принесли. Он, взяв кадильницу, высыпал себе на грудь горящие угли из нее и держал их до тех пор, пока они не остыли. Угли не опалили ни тела, ни одежды его. При этом старец сказал людям: "Благословен Бог, некогда сохранивший купину неопалимою от огня! Он свидетель, что, подобно тому, как эти горячие угли не опалили моего тела и огонь не прикоснулся к одежде моей, так и я с самого дня рождения своего не познал плотского греха".
   Сказав это, старец предал душу свою Господу. Все, видевшие это, дивились и прославили Бога, имеющего у Себя втайне подвизающихся рабов Своих. Рассказав эту повесть, святой Иоанн поучал присутствовавших такими словами: "Итак, братия мои и чада, не будьте поспешны в осуждении. Мы часто замечаем грех человека согрешающего, покаяния же его, втайне им
соделываемого, не видим".
   Так этот добрый пастырь поучал своих словесных овец и с кротостью управлял Церковью Христовой.
   Случилось, что персы сделали нападение на их страну. Иоанн, памятуя слова Спасителя: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой" (Мф 10:23), решился удалиться на время в Константинополь. Когда он отплыл от Александрии, то заболел и лежал в постели. И вот в видении он видит некоего светозарного мужа, держащего золотой скипетр и говорящего: "Царь царей зовет тебя к Себе".
   Из этого видения святой узнал, что приблизился конец его жизни. Приплыв на свою родину в Кипр, он не мог пуститься в дальнейший путь и, достигнув родного города Амафунта, с миром преставился к Господу. Умирая, святой Иоанн говорил: "Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты сподобил меня принести Тебе Твое, и что из блага мира этого ничего для меня не осталось, кроме лишь третьей части сребреника; но и относительно этот части я завещаю, чтобы она была отдана нищим. Когда я был назначен Александрийским патриархом, я нашел в моей епархии около восьми тысяч литр золота; от приношений же боголюбцев я собрал более десяти тысяч литр, которые все отдал я Христу. Ему же предаю ныне и душу мою"21.
Блаженный был погребён в своем родном городе Амафунте, в церкви св. Тихона чудотворца22, вместе с двумя, почивающими там, епископами. При этом произошло следующее событие. Когда хотели с ними положить святого Иоанна, то те тела, раздвинувшись, как живые, отделились друг от друга и в средине между собой дали место Иоаннову телу. Это чудо все присутствовавшие видели воочию и, пораженные, с изумлением прославляли Бога.
   Нельзя также умолчать и о следующем чуде, которое случилось после погребения святого Иоанна. Одна женщина, впав в тяжкий грех и стыдясь исповедать его своему отцу духовному, с верой пришла к блаженному Иоанну, когда он был еще жив, но уже болел и близок был к смерти. Поклонившись ему в ноги, она с воплем и обильными слезами говорила: "О, преблаженный! Я - страшная грешница, и грех мой так ужасен, что я никому не смею открыть его. Но я знаю, что ты, если захочешь, можешь простить меня. Ибо Господь вам сказал: "что разрешилось на земле, то Будет разрешено и на небесах" (Мф 16:19) и "кому простите грехи, тому простятся" (Ин 20:23). Блаженный отвечал:
   - Если ты пришла с верой, то исповедай предо мной свой грех.
   На это женщина сказала:
   - Владыка, я не могу исповедать греха своего, потому что великий стыд удерживает меня.
   Преподобный сказал ей:
   - Если ты стыдишься исповедать устами, то пойди - напиши на хартии и принеси ко мне.
   Она же сказала:
   - Я и этого не могу исполнить.
   Тогда святой сказал:
   - Напиши, запечатай и отдай мне.
   Написав свой грех, женщина заклинала святого не разрывать печати и не читать ее писания. Получив его, Иоанн на пятый день после того преставился. О письме же том он никому не рассказал. Женщины той тогда в городе не было. Утром, после его похорон, женщина эта пришла в город и, узнав, что патриарх умер и похоронен, горько скорбела, ибо она думала, что другие, после его смерти, взяв ее писание, прочитали о грехе ее.
   Придя ко гробу святого, она взывала к нему, как бы к живому: "Человек Божий, - восклицала она, - я не осмелилась тебе самому исповедать греха моего, и вот, в настоящее время, он стал
всем известен. О, лучше бы не отдавала я тебе той хартии с грехами моими. Горе мне, окаянной! Я стыдилась тебя, но теперь постиг меня еще больший стыд, и я стала посмешищем для всех. Но я не отступлю от твоей гробницы, пока ты не возвестишь мне, куда ты девал мое писание. Ведь ты не умер, но продолжаешь жить и ныне".
В таком состоянии она пробыла у гробницы Иоанна три дня. На третью ночь святой Иоанн воочию вышел из своего гроба, с двумя лежавшими с ним епископами, и сказал плачущей: "Женщина, доколе ты не оставишь нас в покое и не перестанешь слезами мочить наши одежды?"
   Сказав это, он передал ей запечатанное письмо со словами: "Возьми свое письмо и, разорвав, взгляни".
   После этого мертвые снова легли в свои гробы. Женщина же, приняв хартию, увидела свою печать целой и, разорвав, нашла написанное ею вытертым, а вместо этого было написано: "Ради раба Моего Иоанна, изглажен грех твой".
   Женщина, получив чудесное отпущение своих грехов, сильно возрадовалась и возвратилась в свой дом, славя и хваля Бога и величая угодника Его, святого Иоанна милостивого, молитвами которого да явит и нам Господь Свою милость, да загладит все грехи наши и да впишет нас в книгу живота во веки веков. Аминь.
 

   Примечания
 

   1 Кипр - остров в северо-восточной части Средиземного моря. Епифаний был главным военным начальником на острове. Св. Иоанн родился в город Амафунте, в южной части острова Кипр.

   2 Александрия - город в Египте, при западном рукаве р. Нила; основана Александром Македонским в 331 г. до Р. Х.

   3 Император Ираклий царствовал с 610 по 641 г.

   4 В Константинополе, во время епископства святого Прокла (434-447 гг.), ученика Иоанна Златоустого, в 439 г. случилось сильное землетрясение, и весь народ пришел в ужас. Христиане крестным ходом обходили город, моля Бога прекратить бедствие и восклицая со слезами: "Господи, помилуй!" Вдруг во время молебствия один отрок был поднят невидимой силой на воздух, и когда потом опустился на землю, рассказал, что видел лики ангелов, воспевавших: "Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас!" Как только это пение было повторено, то землетрясение прекратилось.
   Эту священную ангельскую песнь было постановлено после того употреблять при богослужении. Но во время распространения ереси монофизитской, утверждавшей, что в Иисусе Христе пребывало тайно одно естество Божеское, поглотившее природу человеческую, некто Петр Фуллон, он же Кнафей, что значит валяльщик сукна, так как в молодости он занимался этим ремеслом (Фуллон название валяльщика латинское, а Кнафей греческое), еще будучи пресвитером, прибавлял к Трисвятому - "распныйся за ны". Впоследствии этот Петр был патриархом в Антиохии (в девяностых годах V века). Так как он был монофелит, то этой прибавкой хотел выразить, что в страданиях Спасителя страдало не только Его Божество, но даже и вся Св. Троица. Последователи Петра составили особую секту, под именем феопасхитов, сильно волновавшую православный мир, много этих последователей было в Александрии в патриаршество Иоанна Милостивого (609-620 гг.).

   5 Экономы заведовали церковным хозяйством. Эконом при патриархе ведал церковными доходами патриархии.
   6 Ираклий вел страшную войну с Хозроем II, царем персидским. Хозрой взял Сирию и Палестину; один из его отрядов завоевал Египет, а другой проник до Халкидона, находившегося на противоположном берегу Константинополя. Война была до того жестока, что, напр., при взятии Иерусалима, Хозрой разрушил церкви, осквернил св. места При этом, по преданию, избито было 90 000 христиан, и многие из них были куплены иудеями с нарочной целью избиения их. Это было в 614 г. Во время этих тяжелых бедствий патриарх Иоанн Милостивый и явился истинным целителем скорбей христиан. Война кончилась миром, после побед над Хозроем Ираклия. Мир заключен был в 628 г. уже сыном Хозроя, царем Сироем, который захватил пленных и Честный Животворящий Крест Господень.

   7 Мф 7:2. Другими словами: если хотите, чтобы люди относились к вам справедливо, то и вы поступайте так же.

   8 Св. Софроний - ученый монах из Дамаска (в Сирии) известен своей защитой православия против монофелитов, признававших в Иисусе Христе одну волю и одно действование -
Божеское. Это учение выродилось из учения монофизитов Софроний явно и отчетливо доказывал монофелиту, александрийскому патриарху Киру (630-640 г.), что учения о единоволии - ересь. В 634 г. Софроний поставлен был патриархом Иерусалимским и еще с большей ревностью защищал православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а в послании к другим патриархам наложил основания православного учения о двух волях во Христе. Умер в 644 г. Память его совершается 11 марта.

   9 В то время в Александрии было много выкупленных из плена христиан, а равно и тех, которые бежали, после разорения Иерусалима Хозроем в Египет, потеряв все свое имущество.

   10 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам, в серебре стоила до 42 р., а в золоте до 506 р. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

   11 Британия, или нынешняя Англия, в древности славилась обилием олова.

   12 Декаполь, или Десятоградие - в северной части Палестины города, заселенные греками.

   13 Здесь разумеется нашествие персов на Египет, бывшее в 618 г., под предводительством Хозроя.

   14 В 4 кн. Царств повествуется о том, как пророк Елиссей исцелил сирийского военачальника Неемана от проказы, не взяв за то денег. Слуга же Елиссея Гиезий, пожалев, что господин его ничего не взял от Неемана, выманил у него много серебра и две перемены одежд. Узнав об этом, Елиссей сказал Гиезию: "Пусть проказа Неемана пристанет к тебе и к твоему потомству навек". И вышел от пророка Гиезий белый от проказы, как снег (4 Цар 5).

   15 Остров на юге Италии на Средиземном море, славившийся плодородием своей почвы и потому считавшийся в древности житницей Италии.

   16 Кувикуларий - постельник при царском дворе.

   17 Адриатическое море между Апеннинским и Балканским полуостровами.

   18 Кир и Иоанн - безмездные врачи, мученики александрийские. Мощи их почивают в Риме и открыты были в царствование императора Аркадия (394-408 гг.). Память их празднуется 31 января и 28 июня.

   19 Газа - город в Палестине, на восточном берегу Средиземного моря, к юго-западу от Иерусалима.

   20 Тир, древняя столица Финикии, был расположен на восточном берегу Средиземного моря, к северу от Палестины.

   21 Блаженный Иоанн преставился в 619 г., ноября 11-го. Память же его празднуется 12 ноября потому, что 11-го в Египте торжественно праздновалась память муч. Мине, а в Константинополе Феодору Студиту. Мощи св. Иоанна Милостивого первоначально перенесены были в Константинополь (23 января), а позднее в г. Пресбург, в Венгрии, где находятся и в настоящее время.

   22 Память его празднуется 16 июня.

[Жития святых Димитрия Ростовского: Двенадцатый день (25.11), С. 51. Жития святых, С. 12894 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 624)]

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz