Роса

Спонсор странички : Смотри самые интересные лайфхаки на нашем сайте здесь.

Содержание:

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"


"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

РОСА

   Умой лицо росой, собранной с растений в день Св. Бригитты (1 февраля), — это возвращает молодость и дает красоту. (Мидленд).
   Если ты умоешься первой майской росой на заре первого мая, у тебя весь год будет хороший цвет лица. (Одно из наиболее распространенных британских суеверий на протяжении многих лет).
Девушка, которая умоется росой с боярышника на заре первого мая, сохранит свою красоту навсегда. (Повсеместно).
   Чтобы вылечить зоб, выйди первого Мая до восхода солнца к могиле последнего молодого человека, похороненного на кладбище, собери там росу, трижды проведя рукой от изголовья к изножью могилы, а затем умой свой зоб этой росой. (Корнуолл и Плимут).
   Майская роса, вдыхаемая через ноздри, излечивает головокружение.
   Вера в то, что умывание росой способствует хорошему цвету лица, разделялась
в свое время всеми женщинами — от поселянок до придворных дам.
   Существуют записи о том, как в 1515 г. Екатерина Арагонская в сопровождении 25 своих фрейлин выходила Первого Мая собирать росу, чтобы сохранить хороший цвет лица.
   2 мая 1791 г. "Morning Post" сообщала, что "вчера, первого мая, согласно ежегодному суеверному обычаю, большое число людей вышло в поля и умывалось росой с травы, надеясь таким образом сохранить свою красоту".
   В 1667 г. Пепис отметил в своем дневнике: "Жена уехала с Джейн и В. Хевер в Вулвич <...> полежать на лугу на рассвете и таким образом собрать завтра утром майскую росу".
   Поверье о майской росе бытовало не только в Британии. На острове Мэн ранним утром Первого Мая женщины умывались росой, чтобы обеспечить себе "удачу, хороший цвет лица и защиту от ведьм". Так же точно поступали и женщины Нортамберленда.
   Аналогичное поверье о майской росе существовало в Испании и Италии. В Испании, Нормандии и Перигорье Первого Мая люди нагишом катались в росистой траве, чтобы предохранить свою кожу от болезней.
   Южнославянские женщины тоже использовали росу, но не для улучшения цвета лица, а для защиты своего молока от ведьм. Первого Мая они умывали росой своих коров.
   Сообщение о вдыхании майской росы могло бы заинтересовать Мелбурна Ин-мана, звезду биллиарда, если он еще не избавился от головокружений. Добавим, однако, что росу должен собрать сам больной на рассвете Первого Мая.

О целебных свойствах росы и употреблении ее с магическими целями в русских народных обрядах см. ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ*; ИВАНОВ ДЕНЬ (ИВАН КУПАЛА)*.
"Росою, да через серебро умыться — бела будешь.
Медовая (сладкая) роса — к падежу на скот" [1]. •
"Большая роса поутру — к хорошей погоде, сумрак — к дождю" [2].
"Вода воды ждет" — что означает собою ту примету, что если на землю выпала обильная роса, то в тот день или ближайшую ночь должно ожидать большого дождя" [3].
 


Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

РОСА

    Чистота, духовное просветление, омоложение, нектар бессмертия. Роса является буддийской эмблемой недолговечности, мимолетности, этот символизм используется также в западной живописи. Связь с зарей и небом представляет росу как чистейшую субстанцию — метафора божественного Слова в индуизме и Святого Духа в христианстве. Китайское «дерево сладкой росы», растущее в центре мира, символизирует бессмертие. В античности росу связывали с богинями плодородия.


"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

РОСА

   Роса, неведомо как появляющаяся, как бы падающая с даже совершенно ясного ночного неба и быстро исчезающая поутру, всегда в традиционном народном сознании обладала магической значимостью. В классической мифологии роса — дочь Луны, дитя Селены и Зевса, а в более поздние времена она стала символизировать девственность, вещь драгоценную и быстро уходящую.
Росу можно было применять в заклинаниях и гаданиях, а врачи в семнадцатом веке часто прописывали ее при воспалении глаз, кожных заболеваниях и чесотке. Втянутая через нос, она устраняла головокружение, а собранная с листьев фенхеля или чистотела — обостряла зрение. Обри в «Natural History...» (9) рассказывает, как некий Уильям Гор из Клэптона в Уилтшире излечился от подагры, ходя по росистой траве в башмаках с проделанными в них дырками. Много лет спустя в Дербишире слабых детей натирали росой, чтобы придать им силы.
Самой действенной — и для добрых целей, и для дурных — была майская роса, то есть роса, собранная поутру Первого мая. Уильям Хендерсон (99) рассказывает о двух шотландских ведьмах, замеченных при собирании росы с полевой травы с помощью заколки для волос. Эту последнюю у них отняли и повесили в коровнике, после чего коровы стали давать так много молока, что на ферме уже не во что было его наливать, а когда заколку сожгли, удой вернулся на прежний уровень. Но если росу могли использовать ведьмы, то и наоборот, тех, кто выкупается в росе, она очищала от чар и приносила удачу. В юго-восточной Европе ею утром Первого мая помазывали скот, чтобы на весь год предохранить его от происков ведьм.
Если страдающий зобом (базедовой болезнью) соберет майскую росу до рассвета на могиле молодого человека, три раза проведя рукой над могилой от головы к ногам и потом приложив собранную росу к зобу, он вылечится. Впрочем, в данном случае не очевидно, откуда исходит магическая сила — от росы или от мертвеца.
Наиболее известно использование майской росы в косметических целях. Если девушка соберет ее очень рано утром, желательно под дубом, и умоет ею лицо, она будет красива весь год. Для женщин всех общественных слоев было приятным обычаем выходить в поле для этой цели утром Первого мая. В Эдинбурге до довольно недавних пор молодежь поднималась к Артурову креслу до восхода солнца, чтобы «встретить росу» и умыться ею, что придавало не только красоты, но и удачи.

Сияющая жидкость, которую испускает росянка для того, чтобы ловить мух, когда-то считалась особого рода росою, которая, в отличие от обычной, обладает свойством не исчезать на солнце.
 


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Роса


   — Явление Р. состоит в том, что в ясные и тихие летние и осенние вечера и ночи вблизи поверхности почвы замечается появление капелек жидкой воды, осаждающихся на стеблях и на листве растений, а также на других предметах вблизи земной поверхности. Появляясь первоначально на тонких волосках, покрывающих наружные покровы растений, в виде очень мелких капелек, Р. в течение ночи обыкновенно усиливается и капельки увеличиваются в объеме. Иногда водяные капли могут сливаться вместе, текут вниз с листвы и по стеблям растений, чем смачивается и поверхность почвы. В последнем случае явление сопровождается обыкновенно появлением тумана, окутывающего поверхность почвы и растительный покров над нею; толщина слоя тумана не достигает и высоты человеческого роста; туман этот носит название "поземного", т. е. стелющегося по земле, или иногда просто "поземки". Причина появления Р., по классическому исследованию Вэльса (Wells, "Essays on Dew", Л., 1813) — охлаждение почвы и растительности в значительно большей степени, нежели самого прилегающего к ним воздуха. С приближением вечера потеря тепла излучением из нагретых солнцем за день тел начинает брать перевес над притоком тепла от солнца. Вследствие этой потери тепла наступает охлаждение поверхности излучающих тел. Поэтому температура поверхности почвы и растений к вечеру начинает быстро падать; прилегающие же слои воздуха остаются значительно более теплыми, охлаждаясь только весьма медленно путем теплопроводности, т. е. передачи тепла от слоя к слою. Так как ветер в вечерние часы летом при ясной погоде обыкновенно затихает, то слои эти располагаются по плотностям, внизу — более холодные, вверху — теплые, а вместе с этим отсутствуют и причины, замедляющие ночное охлаждение почвы и растительности. Испарение влаги с поверхности почвы и растений может, до известной степени, также помогать процессу охлаждения. Охлаждение, передаваясь от земной поверхности вверх — в воздух, приближается мало-помалу, начиная от нижних слоев, к температуре насыщения этого богатого водяными парами в летнее время воздуха; вместе с этим увеличивается и его относительная влажность. Когда охлаждение перешло ниже температуры насыщения воздуха, водяные пары начинают выделяться в капельно-жидком виде прежде всего в наиболее холодных, самых нижних слоях воздуха; образующиеся капельки осаждаются по преимуществу на охлажденных предметах, главным образом на волосках растений, вблизи которых воздух оказывается наиболее богатым водяными парами. Эти-то капельки и представляют собой Р. Дальнейшее охлаждение усиливает явление, которое, распространяясь на более высокие слои воздуха, переходит в капельки поземного тумана, выделяющиеся уже на некоторой высоте на мелких, невидимых глазу пылинках, плавающих в воздухе. Всего благоприятнее условия для Р. будут при ясном небе и полном затишье; затем Р. будет тем обильнее, чем богаче воздух или почва водяными парами. Опыты Айткена (Aitken, "Nature", 1885, 256), подтвержденные недавними исследованиями Рэсселя (Russel, "Nature", XLVII, 210), показывают, что Р. может образоваться также и из паров, выделяемых самой почвой или самим растительным покровом; так, в опытах Рэсселя стакан, опрокинутый на почву, покрывался изнутри каплями росы, тогда как совершенно такой же стакан, опрокинутый рядом на металлический лист или на стеклянную пластинку, оставался совершенно чистым. То же указывают и опыты Вольни (Wollny, "Forschungen auf d. Geb. d. Agrik.-Ch.", 1892, 111), который нашел, что росы выделяется на растениях тем больше, чем влажнее почва, ими покрытая.

   Р. может иметь довольно важное сельскохозяйственное значение, если количества влаги, в виде ее выделяемые, достигают сколько-нибудь значительных величин — особенно там, где в летнее время осадки невелики и выпадают редко, как, например, в степной полосе юга России. Не было поэтому недостатка в попытках количественно изучить это явление, измерив те запасы воды, которые доставляются растительности природой в виде Р., но общего, точного и простого метода для систематического измерения Р., параллельно с другими метеорологическими факторами, до сих пор еще не выработано. Были построены для этой цели даже и специальные росомеры, не получившие, однако, распространения. В росомере Бильдерлинга легкий ящик, прикрепленный к одному плечу коромысла достаточно чувствительных весов, уравновешен грузом, надетым на другое плечо; ящик наполняется землей, чистой или покрытой растительностью, смотря по требованиям опыта. Изменение веса ящика автоматически записывается на разграфленной бумаге. Росомер Кернера — род ареометра или плавучих весов, плавающих в объемистом цилиндре с водой, закопанном в землю. Большая часть данных, какие имеются относительно осаждающейся в виде Р. влаги, собраны не росомерами, а взвешиванием пластинок или сосудов из различных веществ, выставляемых на ночь на различных высотах над почвой. Первые наблюдения над количеством образующейся за ночь Р. сделаны известным физиком Меллони; затем занимался этим явлением Жамэн (Jamin). В недавнее время появился ряд опытных исследований, из которых ниже и заимствованы некоторые численные результаты. Взвешивая стеклянные пластинки, устанавливаемые на ночь недалеко от поверхности почвы, Гудайль (Houdaille) нашел, что количество образующейся за лето в виде Р. влаги дает на юге Франции (в Монпелье) столб воды высотой в 3,69 мм. По наблюдениям Сохоцкого, в Лужском уезде СПб. губернии, за лето здесь на растениях в приборе Бильдерлинга образуется Р. 4,1 мм; за отдельные дни наибольшее количество Р. не превосходило 0,22 мм. Подобные же числа получились при наблюдениях Бялыницкого-Бирули над осаждением Р. на фланелевых кружках. Нужно, впрочем, заметить, что при подобных измерениях взвешиваемое тело находится на некоторой высоте над поверхностью почвы, отчего на нем Р. должно образоваться несколько меньше, чем в самых низших слоях воздуха. Если допустить, что Р. в действительности выделится даже вдвое более около поверхности почвы, чем по непосредственным измерениям, то и в таком случае, по Гудайлю, количество это составит не более 6—7 мм, т. е. не более 1% всей получаемой растениями и почвой за год в виде осадков влаги. Наблюдения Вольни в Мюнхене дали несколько большее количество Р., но и здесь оно не превышает 3,5% годового количества осадков. В том случае, когда явление Р. наблюдается осенью при низких температурах воздуха, на поверхности почвы и растений за ночь температура может опуститься значительно ниже 0°; в таких случаях Р. замерзает и переходит в иней, мелкими кристалликами покрывающий поверхности охлажденных предметов (см. Иней). Некоторые подробности о Р. можно найти в журнале "Метеорологический Вестник", 1892, 280, 397; 1894, 337; 1895, 277; 1896, 358. Много работ о Р. помещено также в издаваемом Wollny сборнике "Forschungen auf dem Gebiete der Agriculturphysik".

Г. Л.


В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

роса, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. росою, да через серебро умыться, бела будешь. слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. на водяных жилах сильные росы. заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса). заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса). без росы и трава не растет. роса мочит по зарям, дождь по порам. покуда солнце взойдет - роса глаза выест. медовая (сладкая) роса - к падежу на скот. медовая роса - моровая пришла. ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. как роса упадет, так и след пропадет. пошли, господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе). на марию сильные росы - льны будут серы и косы, 22 июля. на св. прокла, великие росы, 12 июля. вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру. коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой! мать плачет - что река льется; жена плачет - что ручей течет; невеста плачет - как роса падет: взойдет солнце - росу высушит! все мы растем под красным солнышком, на божьей росе.

роса, зап. праздник ивана-купалы. медвяная, медовая роса, болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей. мучняная роса, также болезнь, растенья как посыпаны мукою. каменная роса, папоротник asplenium trichomanes. солнечная роса, растен. drosera, росичка, царевы очи, любимая, росянка. росное лето, росистые ночи, обильные росою. росной ладан, пахучая смолка стиракса, от дерева styrax benzion. росно ходить, мокро, от росы. росинка и росинка, капля росы;

капелька, крупинка. ни росиночки во рту не было! божба натощак. росеник м. яросл. влад. май месяц. росник и росница, растен. alchemilla vulgaris, львова лапа, запольник, малый лапушник. росопас (пасет росу? хранит), растен. росянка;

растен. росник;

растен. мотылек, анютины глазки, viola tricolor;

недотыка, недотрога, прыгун, impatiens noti tangere;

чистотел, желтомолочник, chelidonium majus. росить что, мочить росою, класть под росу.

по ночам ныне сильно росит, безличн. падает роса (моросить, от мрак и роса). росинец пск. мельчайший дождь, морось, бус, ситник. роситься или росеть, мокнуть на росе, мочиться росою. дождем наросило траву, смочило немного. оросить, орошать, поливать, смачивать. поросило ночью немного. росодавец, -датель, -податель, кто дает, ниспосылает росу, орошает землю. росоточивая почва.


М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"


Слово:Росаґ, Ближайшая этимология: Укр., блр. Росаґ, ст.-слав. роса DrТsoj, Фmbroj (Супр.), болг. Росаґ, сербохорв. ро°са, вин. ро? су, словен. roґsa, чеш., слвц., польск. rоsа, в.-луж., н.-луж. rоsа. Дальнейшая этимология: Родственно лит. rasa°, вин. ra~sa§ "роса", лтш. rаsа, др.-инд. rasѓґ ж. "влажность, сырость", raґsas м. "сок, жидкость", авест. Raџhѓ -- название реки, лат. rЎs, род. rЎris "роса", стар. к.-основа с и.-е. Ў в им. п.; см. Траутман, ВSW 237; М.--Э. 3, 478; Бартоломэ 1510 и сл.; Wochenschr. f. klass. Phil., 1890, 1108; Педерсен, IF 5, 46; Kelt. Gr. 1, 176; Шпехт 21; Мейе--Вайан 30; Вальде--Гофм. 2, 442 и сл. Сомнительна связь с греч. DrТsoj "роса", вопреки Мейе (Geiger-Festschr. 236; см. также Мейе--Эрну 1019), или с греч. ™rw» "стремительное движение, натиск", вопреки Перссону (837). Страницы: 3,503

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру