14 октября — Покров

Спонсор странички :

14 Октября

Восход - 7.58

Заход - 18.32

Долгота - 10.34

Оглавление:

Энциклопедия русских примет

Православный народный календарь

Древняя Русь в лицах

Быт русского народа

Краткая энциклопедия славянской мифологии

Энциклопедия символов, знаков и эмблем

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004
 


Энциклопедия русских примет

ПОКРОВ(14 ОКТЯБРЯ)

Покров — первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
С какого краю на Покров ветер подует, оттуда начнутся морозы.
Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна.
Откуда в Покров ветер, оттуда начнутся морозы.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — к холодной; при переменном ветре быть зиме непостоянной.
Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме.
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается.
Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября) будет непременно то же.
Если в Покров голо, то и в Екатерину (7 декабря) голо. От первого снега до санного пути шесть недель.
Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.
Белка до Покрова чисто вылиняла — зима будет хорошая.
С Покрова следует на зиму конопатить избы, приговаривая: "Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина — добром!"
Захвати тепла до Покрова!
Если на Покров истопят печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло.
Между Покровом и родительской субботой (8 ноября) зима не становится.
Идет последний сбор груздей и рыжиков.


Православный народный календарь

Покров Пресвятой Богородицы
В этот день Православная Церковь празднует великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Для Руси память о том, как Богородица простерла свой покров над Константинополем в минуту грозной опасности, имела глубокий смысл, так как считалось, что над Русью тоже простерт покров Богородицы.
• Покров — первое зазимье.
• Каков Покров, такова и зима.
• Если последние журавли отлетают до 14 октября — к ранней зиме.
• Если к Покрову дуб и береза полностью сбрасывают листья, значит, зима будет теплой.
• До Покрова — осень, за Покровом — зима идет.
• Покров землю покроет — где листом, а где и снежком.
• Коли белка к Покрову чиста (вылиняла) — зима будет хороша.
• Последние журавли улетают на Покров.
• Захвати тепла до Покрова: не ухватишь до Покрова — изба будет не такова.
• Батюшка Покров не натопит хату без дров.
• На Покров ветер с востока — к холодной зиме.
• Накануне Покрова женщины сжигают летние постели от недоброго глаза.
• Ребятишек обливают водою сквозь решето на пороге хаты, чтобы не простужались.
• На Покров скотину закармливают пожинальником — последним снопом нынешней жатвы. С Покрова скотину держат дома.
Родившимся в этот день следует носить алмаз.


Древняя Русь в лицах

Покров Пресвятой Богородицы отмечали 1 октября (по новому стилю — 14). Праздник этот был чисто русским, хотя и отражает событие, которое якобы произошло в далекой Греции в 911 году. На Царьград тогда напали полчища сарацин, и осажденным оставалось лишь уповать на помощь свыше. Во время всенощной во Влахернском храме Андрею Юродивому явилось чудесное видение: в воздухе будто воспарила Богородица, она помолилась за осажденных и развернула над ними свой широкий шарф — покров. Эпизод этот неоднократно был воспроизведен на русских иконах. Богородица на них возвышалась перед алтарем с поднятыми руками, ангелы держали над ее головой покров яркого цвета, другие ангелы и святители стояли по сторонам, а Андрей Юродивый с апостолами и мучениками — внизу.
Мотив «покрова» на русской почве был осмыслен как заступничество Богородицы вообще за всех попавших в беду, помощь и спасение всем несчастным и страждущим. С самого начала христианства на Руси в народе распространились представления о Богородице-заступнице, печальнице. В церковных хвалебных песнопениях-акафистах к ней обращались так: «Нет у нас иной помощи и иного представительства на утешение — только Ты, Мати всех скорбящих и обремененных»; «Будь нам заступница и ходотаица перед престолом Всевышнего, где предстоишь; к кому же еще прибегнем, если не к Тебе, Владычица, кому принесем слезы и воздыхание, если не Тебе, Пресвятая Богородица; нет у нас иной помощи, нет иной надежды — разве только на Тебя, Небесная царица!» Народные настроения находили поддержку и в книжных памятниках. Знаменитый переводной апокриф (апокрифами принято называть сочинения «неканонические», то есть не признававшиеся и даже осуждавшиеся Церковью за различные отступления от единственно верных «канонов», догматов христианского учения) «Хождение Богородицы по мукам» рассказывает, как Богоматерь, сопровождаемая архангелом Михаилом, спускается в ад и становится свидетельницей мучений, которым подвергаются здесь грешники. Сами мучения описаны подробно, во всем их ужасном многообразии — за каждое преступление или нарушение полагались свои. Богородица вникает во все обстоятельства прегрешений, расспрашивает архангела. Все, что она видит, вызывает в ней сострадание и слезы, она и сама готова разделить муки грешников и укоряет святителей и ангелов за равнодушие к ним. В конце концов, не в силах выдержать зрелище ада, она обращается к Богу с молитвенной просьбой пощадить мучающихся: «Да припадем пред невидимым Отцом и не двинемся с места, пока не послушает нас Бог и не помилует грешных». Спустившийся «с невидимого престола» Сын Божий подтверждает справедливость адских наказаний, но соглашается на уступку: «За милосердие Отца моего... и за молитвы Матери моей, как она плакала много за вас... даю вам, мучающимся, день и ночь от Великого четверга до Святой Пятидесятницы (то есть около двух месяцев), имеете вы (грешники) покой». Та же идея заступничества перед Богом составляет содержание центрального ряда иконостаса — Деисуса (от греч. «моление», «прошение»): в центре — Спас на престоле,


Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородииы. Икона, XV -начало XVI в.


с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет; по сторонам — стоящие лицом к нему фигуры великих деятелей христианства; левый ряд всегда возглавляет Богородица. Облик ее исполнен достоинства и мольбы. Согласно замыслу, Деисус изображает, как представшие перед Богом святые, апостолы и архангелы молят Спасителя за весь грешный род человеческий. И Дева Мария — первая просительница о милосердии к людям.
В народе к Покрову относились по-хозяйски. Считалось, что Покров отмечает переход от осени к зиме: «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» Хозяева начинали утеплять дома, конопатили избы, затапливали печи («Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров»). В этот день последние журавли улетали на юг (при более раннем отлете говорили: «Быть холодной зиме»). В этот день первый снег, по приметам, покрывал землю. Перед Покровом устраивали ребятам на пороге домов «душ» — обливали водой через решето (тем самым хотели предохранить от зимних простуд). Скоту по случаю приближения зимы скармливали специальный сноп овса — «поджинальник», а также обрядовый сноп, чтоб не досаждала зимой бескормица и вообще от всяких зимних бед. С этого дня скотину уже не выгоняли на пастбище.



Быт русского народа

БОЖЬЯ МАТЕРЬ И ПОКРОВ. ОКТ. 1
Суеверные поселяне говорят, что Божия Матерь засевает поля, а Покров собирает плоды. Всем известно, что этот праздник бывает осенью, октября 1. С этого времени начинаются свадьбы между поселянами, почему девушки прибегают к Покрову с молитвою о даровании им жениха.
Молодые девушки молятся в этот день с особым усердием и просят Матерь Божию о ниспослании им женихов. Непременно каждая ставит свечу перед Ее образом, и весь день проводят девушки в своем кругу. Если попадает к ним случайно молодец, то замечают его движения и разговоры, по коим судят о будущем. Для этого дня делают складчину и пируют как можно веселее, говоря: «Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».


Краткая энциклопедия славянской мифологии

ПОКРОВ — праздник явления Покрова Пресвятой Богородицы (1/14.Х). Согласно легенде, произошло это событие в середине X в., в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранились риза Богоматери, ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V в. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, Андрей, юродивый, славянин по происхождению, в юности попавший в плен и проданный в рабство местному жителю, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву Марию, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми; святой Иоанн Креститель и св. апостол Иоанн Богослов сопровождали ее. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан; закончив молитву, она сняла с головы покрывало, распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и
невидимых, и просила Иисуса Христа принять молитвы всех людей, прибегающих к ее заступлению. Покров ее при этом блистал «паче лучей солнечных». Затем Царица Небесная исчезла, и покрывало ее также сделалось невидимым, по люди «долго еще ощущали благодать, осенившую храм».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII в.; праздник же Покрова был установлен святым князем Андреем Боголюбским около 1164 г.
На Руси праздник Покрова издавна считался временем свадеб; вероятно, это было связано с тем, что к этому времени заканчивались все полевые работы и определялся итог урожая. Покров воспринимался как покровитель свадеб, и считалось даже, что если в этот день очень ветрено или выпадает снег, то это предвещает «большой спрос на невест». А так как о свадьбах заботились, в первую очередь, девушки, то Покров в народе считался также и девичьим праздником. В этот день спозаранку каждая девушка-невеста считала обязательным побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы, причем повсюду считалось, что девушка, которая первой поставит свечку, и замуж выйдет раньше всех. Кроме такой умилостивительной свечи, перед образом читались и особые молитвы, долженствующие ускорить брак: «Батюшка-Покров, мою голову покрой. Матушка-Пятница Параскева, покрой меня поскорее!» Подобную же молитву девушки в этот день читали, отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
С Покрова во всей Великороссии, да и в других местах, начинались «беседы» — девичьи посиделки, на которые заходили и парни. Кроме того, с этого дня начинались покровские ярмарки. От Покрова начинали наниматься на работу; срок при этом устанавливали: от Покрова до Евдокии, до Егорья или до Крещения.
Простое население с Покрова начинало подготовку к зиме. Вообще, среди крестьян Покров считался «первым зазимьем» (началом зимы); к этому дню обязательно чинили избы, а на Покров начинали их конопатить с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром». Начиная с Покрова, в жилых горницах топили печи, причем во многих местах старались первый раз истопить печь яблоней (чтобы в доме всю зиму было тепло), и затопить непременно с приговором: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». Иногда в этот день пекли блины, и это называлось «запекать углы».
На Покров скот принято было «закармливать» на зиму, причем этот обычай обставлялся весьма торжественно. Так, скотине скармливали особый сноп овса, именуемый «пожилышком», т.е. последний сноп с последней полосы. Такой сноп иногда вязался из тех колосьев, которые оставлялись «Илье на бороду»; эту «бороду» дожинали непременно всей семьей, храня во время работы ритуальное молчание. Из «бороды»
потом вязали отдельный сноп, который прославляли вовремя праздника окончания жатвы, а затем ставили на лавку в переднем углу, где он и стоял до Покрова. На Покров же его торжественно выносили на двор и давали скотине с целью предохранить ее от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с суровым и тяжелым временем года.


Энциклопедия символов, знаков и эмблем

ПОКРОВ
«Передается только ошибка - не истина» и «Тот, кто хочет добраться до ядра, должен разбить скорлупу», -эти две максимы акцентируют вопрос о природе знания, которая символически представлена в образах вуали, покрова или скорлупы. Вуаль, покров или скорлупа - это иные структуры. «Разоблаченная Исида» -так назвала Е.П.Блаватская один из своих фундаментальных трудов, посвященных этой проблеме. Проблема передачи посвятительного знания решалась каждый раз по-иному. Одним из путей передачи такого знания является устная трансмиссия «от учителя ученику» и «из уст в уши». Это наиболее надежный, хотя и ограниченный метод, зависящий от переменчивых условий и ситуаций. Другой способ, скорее экстенсивный, нежели интенсивный, - создание кодированных текстов, предполагающих у читателя наличие ключа.
Таковы Священные Писания Востока и Запада, ключи к которым в значительной степени сегодня утеряны, и таковы апокрифические и эзотерические тексты и карты посвященных, как древних так и нового времени. Каббала и суфизм разработали идеи экзо-эзотерического симбиоза (баланса), основанного на аллегорической экзегетике традиционных текстов. Дионисий Ареопагит предложил два взаимодополняющих друг друга подхода: катафатический и апофатический. Адвайта-Веданта в лице Шанкары пошла по пути чистого и бескомпромиссного апофатизма. Буддизм выбрал путь апофатики, трактуя в этом духе идеи шуньяты и дхарм, однако проводил его не достаточно последовательно. Наконец, дзен-буддизм разработал практическую методику применения учения вне традиционных инструментов и технологий на чисто импровизационном уровне. На пути истолкования каждый раз возникает опасность подмены лица или ядра вуалью или скорлупой. Однако обнажение лица или скорлупы приводит к еще более катастрофическим последствиям: к их мгновенному окостенению или взрыву при взаимодействии с экзотерическим (профаническим) уровнем восприятия. Об этом же говорит Абу Хураира: «Я бережно храню в моей памяти две стороны учения, которое я получил от посланника Бога; я передаю одну из них, но если бы я сообщил вторую, вы бы перерезали мне горло». Об этой же проблеме рассказывают стихи, посвященные встрече Моисея с Аль-Хидром, репрезентацией примордиальной мельхиседековской духовности в суре «Пещера», и о том же - полученные Мухаммадом указания, связанные с его дополнительными женами. Эту проблематику развивает Газали в своем комментарии к хадису: «Тот, кто умирает, зная, что нет бога, кроме Бога, вступает в рай». Ибн-Араби говорит, что здесь речь идет не о тех, «кто верит» и не о тех, «кто провозглашает», а о тех, «кто знает». Он же замечает, что Иблис (Сатана) знал, но извратил свое знание, возомнив себя равным Богу.
Есть различие между сакральным содержанием и условным, относительным, временным сосудом. Мусульмане говорят о первом как об Аллахе и о втором как об Исламе (подстраивании, покорности, стремлении к Абсолюту), а индуисты - как о Дхарме (законе).
В.А..А.Р.


"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004


14 октября — Покров — Зазимник, Свадебник

   Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых на святой Руси. И, подобно многим другим христианским торжествам, он был установлен в честь события многовековой давности, произошедшего в Византии.
   В воскресный день 14 октября 910 г. в Константинополе в церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, одному из них привиделась идущая по воздуху в сопровождении ангелов Царица Небесная. Рядом с ней шествовали святые, а среди них Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Преклонив колена, Богоматерь начала молиться за христиан, а потом, сняв с головы покров, распростерла его над находящимися в храме людьми, как бы укрывая или защищая их от «врагов видимых и невидимых».
   А надо сказать, как раз в это время шла кровопролитная война между греками и сарацинами, которые осадили Константинополь и уже готовы были праздновать победу. Явление Богоматери было воспринято молящимися как счастливое знамение. И действительно, вскоре грекам удалось наконец снять осаду Константинополя, разбить войска сарацинов и изгнать врагов за пределы своего государства.
   На Руси это событие издавна связывали с идеей всеобщего заступничества Царицы Небесной перед Спасителем. Поэтому слово «покров» трактовали и как покрывало, и как покровительство, приписывая многочисленные победы русского воинства именно покровительству, исходящему от образов Богоматери.
   Первые храмы, возведенные на русской земле в память о чудесном явлении Царицы Небесной перед народом, появились уже в XII веке. А самым известным из них до сих пор считается непревзойденный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. стараниями святого князя Андрея Боголюбского. Его заботам обязаны мы и установлению на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
   Да и в народном календаре Покров— дата знаменательная. Не раз удивлял в этот день людей октябрь-грязник обилием выпавшего снега  и крепким морозцем. Бывало, еще накануне праздника серым киселем расползались дороги, перепаханные под зиму поля напоминали болота, а ночью вдруг начинал валить с небес решительный снежок, к утру на целый вершок покрывая чистым белым пологом уставшую от сырости землю. Недаром до сих пор живут в народе пословицы и поговорки: «Покров землю кроет то листком, то снежком», «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима», «Вот тебе и Покров, коли белые мухи на нос садятся».
   По тому, какая случалась в этот день погода, судили о предстоящей зиме: «Если на Покров ветер дует с севера или востока — зима будет студеная, если с юга — теплая, с запада— снежная», «Коли на Покров ветры с ветрами путаются, то и зиму надо ждать непостоянную», «Гол Покров (то есть бесснежен), Дмитрий (8 ноября) тоже голым простоит», «Текло и замерзло, с крыш сосульки свисают — осень протянется долго, а если крупа падет (выпадет снег) — жди на неделю мороз».
   Впрочем, иногда выдавалась на Покров теплая погода, да и потом «провертывали теплые деньки, но реденько». Поэтому к празднику избы старались утеплить, конопатя двери и окна, «приваливая» и без того, казалось бы, надежные завалинки. Для этого стаскивали с конопляников сутолоку (спутанную солому), наваливали ее плотно вдоль стен, захватывая порой и часть окон, а сверху слегами или досками укрепляли. Нехитрая эта затея помогала, не расходуя лишних дров, тепло в избах удерживать. Хотя находились среди деревенских старожилов люди, не обременявшие себя подобными хлопотами, а искренне считающие, что если на Покров протопить печь яблоней, то всю зиму в тепле проведешь, ни о чем не заботясь.
   Проверить столь смелое заключение можно было только зимой, а пока по осенним законам проходила деревенская жизнь. На Покров, например, полагалось скотину «закармливать», чтобы она зимой от бескормицы не страдала. Поэтому в этот день, с утра пораньше, выносили во двор «пожинальник» — особый, специально заготовленный ильинский сноп овса — и торжественно скармливали его Буренкам, Зорькам и Ночкам, благодарно мычащим в ответ на столь лестное для них обхождение.
   Покровом завершался сельскохозяйственный год, и, «подводя итоги урожаю», в некоторый российских губерниях разворачивались широкие, шумные ярмарки. У деревенских мужиков после уборки хлеба работы оставалось мало, поэтому они охотно шли в отходники, устанавливая сроки найма от Покрова до Евдокии, Егория или Крещения.
О многих еще обрядах и обычаях, совершаемых на Покров, можно было рассказать, но главным событием этого праздничного дня оставались все-таки свадьбы. Готовились к ним всем миром, ждали с нетерпением, ведь октябрь хоть и был месяцем ненастья, зато сулил семейное счастье. А если игралась свадьба на Покров, да к тому же выпадал в этот день снег, считалось, что крепким и благополучным будет союз, заключенный в этот день между двумя любящими сердцами.
   Но не всем улыбалось счастье, поэтому девушки, не сумевшие на Покров сыграть своей свадьбы, торопились в церковь, чтобы первыми успеть поставить праздничную свечу, гарантирующую, если верить слухам, скорое замужество. Только вслушайтесь, сколько надежды и горячего желания заключали в себе слова их бесхитростной молитвы: «Батюшка Покров, покрой землю седу и меня молоду, покрой воду ледком, а меня — платком». Конечно, не о получении обновки пеклись красавицы, просто платок в те времена был своеобразным символом замужества. А кто в молодые годы не стремился к самостоятельной «взрослой» жизни, стараясь побыстрее освободиться из-под опеки родителей.
По тому, как горела свеча, можно было о своей дальнейшей судьбе загадывать. Ровное, невысокое пламя сулило жизнь тихую, безмятежную, без особенных осложнений, но и без неожиданных радостей. Пламя яркое, слегка мигающее говорило о доле переменчивой, в которой и счастью и волнениям было место. Если свеча горела очень ярко, да к тому же громко потрескивала, ее обладательнице предстояла жизнь веселая, бурная, полная чудесных приключений и необыкновенных событий.
   Пока одни лишь мечтали о супружестве, другие, захмелев от морозного, снежного Покровского утра, мчались в свадебных поездах навстречу своей счастливой судьбе.
Говорят, кто первым из молодоженов вставал во время венчания на обрядовый коврик, тот в семье и верховодил. После венчания следовало другой дорогой домой возвращаться, а молодым строго-настрого запрещалось в главные ворота проходить. Они либо в заднюю калиточку протискивались, либо через забор во двор перелезали. Старшая в семье жениха или невесты женщина перед приходом из церкви молодой четы прятала под порогом незапертые замки, и, как только молодые заходили в дом, замки запирала, а ключ в колодец выбрасывала, чтобы брак нерушимым был и муж с женой никогда не расстались, а жили долго и счастливо.

   Если на Покров (14 октября) истопят печь яблоневыми дровами, то в доме всю зиму будет тепло.

Слово на Покров Пресвятой Богородицы. День первый (14 октября)
 

Реклама :

            &nnbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру