18 ноября — Галактион

Спонсор странички :

Содержание:

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

18 ноября — Галактион

   Было время, когда добры молодцы первыми на Галактиона в деревнях поднимались и с утра пораньше, принарядившись, выходили на улицы. Столь ранняя прогулка человеку непосвященному могла показаться бессмысленным хождением, а между тем парни в этот день на улицах суженую-ряженую присматривали. Для чего прекрасным ориентиром служили им мелкие монетки, булавки, иголочки, разбросанные вокруг крылечек некоторых деревенских домов. Ведь не кто-нибудь, а мечтающие о замужестве девушки их в ночь на Галактиона раскидывали, давая таким образом понять, что готовы с девичеством своим расстаться, вступив в законный брак с человеком достойным.
   Степенно и гордо прохаживались молодые люди по сельским улицам, а деревенские прелестницы на них внимательно из окошек поглядывали, попивая чаек с кусочком сладкого пряничка, что недавно на подружкиной свадьбе праздничный стол украшал.
   Со времен стародавних существовал на Руси обычай дарить невесте на свадьбу именно пряник. Да не абы какой, а специально к этому случаю изготовленный и украшенный лепной фигуркой рыбки с позолоченными плавниками. Пряник этот был таким огромным, что хоть по кусочку, но обязательно каждому гостю в конце праздничного застолья вручался, служа одновременно и забавой, и знаком уважения, и своеобразным сигналом к тому, что пора уже честь знать да по домам расходиться. Его даже «разгоней» или «разгоняй-пряником» окрестили, нисколько на такой прозрачный намек не обижаясь.
   Да и вообще с пряниками — этими небольшими кусочками запеченного теста — на Руси было связано множество обрядов и поверий. Считалось, например, что пряники, специально изготовленные в монастырских пекарнях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении некоторых тяжких недугов. Поэтому монастырские служки выпекали их с особым усердием, украшая с обратной стороны заглавными буквами имен архангелов.
   Пряники дарили ко дню рождения, преподносили в знак любви и уважения. Некоторые из них были такими огромными и тяжелыми — в несколько пудов весом,— что их приходилось доставлять адресату на санях, а то и на паре саней, ехавших рядом. Для ребятишек выпекали прянички фигурные, изображающие птичек, рыбок, фантастических зверюшек. А пряники, изготовленные в виде заглавных букв, служили им еще и своеобразной сладкой азбукой.
   Впрочем, сладкими кусочками пряного теста не только дети, а даже вполне взрослые дяди тешились. Например, в Саратовской и Калужской губерниях была с давних пор известна и очень популярна странная на первый взгляд игра, во время которой целые толпы здоровенных мужиков пряниками на ярмарочной площади кидались. Тот, чей пряник летел дальше всех и при падении не разбивался, считался победителем. А помните довольно расхожее выражение «как пряник ломается», так оно тоже на ярмарках родилось. Правда во время другой «мужицкой забавы», когда одним движением руки нужно было пряник на три равные части разломить. Говорят, находились среди игроков такие ловкачи, что за одну только ярмарочную неделю до 20 пудов пряников выигрывали.
   Начиная с XVII века пряничное дело на Руси стало считаться народным промыслом, а формы для оттиска пряников, изготовляемые мастерами из твердых пород деревьев, причислялись к самым настоящим произведениям искусства.
   Оригинальные пряничные формы ценились в кругу профессионалов очень высоко и стоили дорого. А иногда, вместо цветов, птичек и рыбок, на пряниках делались надписи «к случаю», такие, например: «Кого люблю тому дарю». Или вот еще: «Сей пряник с медом, перцем и духами».
   Многие российские губернии могли в те времена своими печатными пряниками похвастаться, а в сохранившемся документе XVIII столетия отмечается особенная прелесть пряников Вяземских: «Многие из купечества и мещанства делают так называемые вяземские пряники, которые известны и славны по всей Руси».
   Интересно, а есть ли сейчас в Вязьме легендарные пряничных дел мастера? Вот бы им возродить это замечательное ремесло. Наверняка доски пряничные со старинными формами если не в местном музее, то у кого-то из старожилов хранятся. А имея под рукой такое сокровище можно и самому разбогатеть и свой родной город прославить пряниками медовыми, сусляными, сахарными, битыми, фигурными, печатными, писанными. Да мало ли их, а если кому-то недостаточно, пусть свой пряник испечет и назовет его как сам того захочет. Мы же пока изготовлением уже хорошо известных пряников займемся.

Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы. День Пятый (18 ноября)

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру