7 июля — Иван Купала

Спонсор странички :

Содержание: 

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

7 июля — Иван Купала

   Не столько дневным гуляньем, сколько волшебной колдовской ночью знаменит этот народный праздник, соединивший в себе черты чествования христианского святого Иоанна Предтечи и языческого бога земных плодов Купалы. Но так как календарь у нас народный, отдадим в данном случае предпочтение второму герою дня.
   В старину на Руси люди верили, что все плоды земные, составляющие ее богатство, находятся в ведение веселого и прекрасного Купалы. Он причислялся к знатнейшим языческим богам и почитался третьим после Перуна — покровителя всех воздушных явлений, и Велеса— бога домашнего скота и диких животных. Изображался Купала молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, в венке из ярких, желтых цветов купальниц. В начале жатвы в ночь на 7 июля в его честь разжигали большие костры, искры от которых должны были до самых звезд долетать. Через эти костры прыгали, взявшись за руки, парни и девушки; а какой из пар выше прыгнуть удавалось, та считалась самой счастливой и смело могла надеяться на долгое и прочное супружество.
   Девушки, гадая на суженого, завивали венки из богородской травы, лопуха, иван-да-марьи, медвежьего ушка, втыкали в них горящие лучинки и пускали по воде. Если венок сразу тонул, будущий брак считался несчастным, а коли плыл венок дальше всех и лучина на нем не гасла, слыла гадавшая самой удачливой и любимой. Впрочем, гадали на замужество и так: в полночь рвали не глядя охапку цветов, складывали их под подушку, а утром проверяли, набралось ли двенадцать разных трав. Если счет сходился, свадьбу считали делом почти решенным. Ну а та, у кого пока жениха не было, должна была положить перед сном под голову лист подорожника и проговорить: «Подорожник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
   Людям, в супружестве уже пребывавшим, эти купальские гадания были, конечно, ни к чему, но и для них волшебная ночь предоставляла немало чудесных возможностей. Считалось, например, что если собрать в Иванову ночь с муравейника масло, им любую хворь исцелить можно. Сорванная в полночь и помещенная в стену дома на имя каждого из членов семьи трава богатенка указывала на то, кому жить долго, а кому нет. Вложенный в угол избы стебелек иван-да-марьи оберегал от воров, а роса с Иванова куста возвращала молодость и здоровье.
   А еще можно было в эту сказочную ночь сказочно разбогатеть, только для этого пустяк требовался — цветок папоротника. Но вот с ним-то как раз была самая большая загвоздка. Дело в том, что этот фантастический цветок не на каждом папоротнике распускался, отцветал за несколько секунд да еще и охранялся нечистью всякой. Поэтому те, кто желал добыть жар-цвет, должны были накануне светлого праздника Купалы отправиться в лес, не забыв прихватить нож и чистую скатерть или простыню. Найдя куст папоротника, нужно было очертить ножом около него круг, расстелить в нем скатерть и, сидя на ней, не спускать глаз с чудесного растения. И если в полночь вдруг сверкнет, загорится на нем цветок, тотчас вскочить, сорвать его и, накинув на голову скатерть, бежать домой что есть мочи. А дома тем же самым ножом разрезать ладонь или палец и вложить в ранку так тяжело добытый жар-цвет. С этой минуты станет для счастливчика все тайное явным и все клады, лихими людьми зарытые, ему откроются.
   Хотя и человеку робкому в Иванов день могло улыбнуться счастье, нужно было лишь через двенадцать огородов перелезть, и тогда любое его желание исполнялось тотчас же. Но и на этом не столь героическом пути ждали человека неприятности. Ведь, согласно поверью, в день Ивана Купалы слепая змея медянка получала возможность целые сутки видеть, становясь от этого очень воинственной и набрасываясь на каждого встречного-поперечного да так стремительно, что пробивала его насквозь.
   Женщины, не менее страждущие счастья, но в отличие от представителей сильной половины человечества более здравомыслящие, в бой с нечистой силой за обладание несметными богатствами предпочитали не вступать. А, пользуясь случаем, расстилали ранним утром Иванова дня по лугам белые простыни и таскали их по росе, собирая ее и используя для «выправления телесных изъянов». При этом близко к воде — озеру, пруду или речке— старались не подходить, потому что сам водяной в это время именины праздновал и тех, кто невольно ему помешать мог, наказывал нещадно.
   Ну а старики, давно уже ни о каком супружестве не помышлявшие, с «изъянами телесными» примирившиеся и клады земные в силу «немочи» своей не ищущие, главное свое внимание обращали на приметы, связанные с Ивановым днем. А согласно им, «сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов», «Иванова гроза орехи выбивает», то есть год ореховым не выдастся, зато «если на Ивана Купалу небо звездно — грибов много будет».
 

реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz