Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
7 июля — Иван Купала
Не столько дневным гуляньем, сколько волшебной
колдовской ночью знаменит этот народный праздник, соединивший в
себе черты чествования христианского святого
Иоанна Предтечи
и языческого бога земных плодов Купалы. Но так как календарь у
нас народный, отдадим в данном случае предпочтение второму герою
дня.
В старину на Руси люди
верили, что все плоды земные, составляющие ее богатство,
находятся в ведение веселого и прекрасного Купалы. Он
причислялся к знатнейшим языческим богам и почитался третьим
после Перуна — покровителя всех воздушных явлений, и Велеса—
бога домашнего скота и диких животных. Изображался Купала
молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, в
венке из ярких, желтых цветов купальниц. В начале жатвы в ночь
на 7 июля в его честь разжигали большие костры, искры от которых
должны были до самых звезд долетать. Через эти костры прыгали,
взявшись за руки, парни и девушки; а какой из пар
выше прыгнуть удавалось, та считалась самой счастливой и
смело могла надеяться на долгое и прочное супружество.
Девушки, гадая на суженого, завивали венки из богородской травы,
лопуха, иван-да-марьи, медвежьего ушка, втыкали в них горящие лучинки и
пускали по воде. Если венок сразу тонул, будущий брак считался
несчастным, а коли плыл венок дальше всех и лучина на нем не гасла,
слыла гадавшая самой удачливой и любимой. Впрочем, гадали на замужество
и так: в полночь рвали не глядя охапку цветов, складывали их под
подушку, а утром проверяли, набралось ли двенадцать разных трав. Если
счет сходился, свадьбу считали делом почти решенным. Ну а та, у кого
пока жениха не было, должна была положить перед сном под голову лист
подорожника и проговорить: «Подорожник-попутник, живешь при дороге,
видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Людям, в супружестве уже пребывавшим, эти купальские гадания были,
конечно, ни к чему, но и для них волшебная ночь предоставляла немало
чудесных возможностей. Считалось, например, что если собрать в Иванову
ночь с муравейника масло, им любую хворь исцелить можно. Сорванная в
полночь и помещенная в стену дома на имя каждого из членов семьи трава
богатенка указывала на то, кому жить долго, а кому нет. Вложенный в угол
избы стебелек иван-да-марьи оберегал от воров, а роса с Иванова куста
возвращала молодость и здоровье.
А еще можно было в эту сказочную ночь сказочно разбогатеть, только
для этого пустяк требовался — цветок папоротника. Но вот с ним-то как
раз была самая большая загвоздка. Дело в том, что этот фантастический
цветок не на каждом папоротнике распускался, отцветал за несколько
секунд да еще и охранялся нечистью всякой. Поэтому те, кто желал добыть
жар-цвет, должны были накануне светлого праздника Купалы отправиться в
лес, не забыв прихватить нож и чистую скатерть или простыню. Найдя куст
папоротника, нужно было очертить ножом около него круг, расстелить в нем
скатерть и, сидя на ней, не спускать глаз с чудесного растения. И если в
полночь вдруг сверкнет, загорится на нем цветок, тотчас вскочить,
сорвать его и, накинув на голову скатерть, бежать домой что есть мочи. А
дома тем же самым ножом разрезать ладонь или палец и вложить в ранку так
тяжело добытый жар-цвет. С этой минуты станет для счастливчика все
тайное явным и все клады, лихими людьми зарытые, ему откроются.
Хотя и человеку робкому в Иванов день могло улыбнуться счастье,
нужно было лишь через двенадцать огородов перелезть, и тогда любое его
желание исполнялось тотчас же. Но и на этом не столь героическом пути
ждали человека неприятности. Ведь, согласно поверью, в день Ивана Купалы
слепая змея медянка получала возможность целые сутки видеть, становясь
от этого очень воинственной и набрасываясь на каждого
встречного-поперечного да так стремительно, что пробивала его насквозь.
Женщины, не менее страждущие счастья, но в отличие от
представителей сильной половины человечества более здравомыслящие, в бой
с нечистой силой за обладание несметными богатствами предпочитали не
вступать. А, пользуясь случаем, расстилали ранним утром Иванова дня по
лугам белые простыни и таскали их по росе, собирая ее и используя для
«выправления телесных изъянов». При этом близко к воде — озеру, пруду
или речке— старались не подходить, потому что сам водяной в это время
именины праздновал и тех, кто невольно ему помешать мог, наказывал
нещадно.
Ну а старики, давно уже ни о каком супружестве не помышлявшие, с
«изъянами телесными» примирившиеся и клады земные в силу «немочи» своей
не ищущие, главное свое внимание обращали на приметы, связанные с
Ивановым днем. А согласно им, «сильная роса на Купалу — к урожаю
огурцов», «Иванова гроза орехи выбивает», то есть год ореховым не
выдастся, зато «если на Ивана Купалу небо звездно — грибов много будет».
|