Зубы

Спонсор странички :

Содержание:

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

ЗУБЫ
Редкозубый ребенок вырастет счастливым и склонным к путешествиям.
Когда у ребенка выпадает первый зуб, его нужно бросить в огонь, чтобы сжечь то зло, которое может скрываться в теле.
Если вам снится, что у вас выпадают зубы, — это дурной знак, предвещающий некие неведомые, но ужасные события.
Если у ребенка первым прорезается верхний клык, это предвещает ему смерть в младенчестве.
Если выпавший зуб не будет сожжен, на его месте вырастет собачий зуб.
Бог благосклонен к "teeth odd". (Восточный Йоркшир и Шотландия).
"Teeth odd" — это зубы с неравномерными промежутками. Кроме того, щель между передними зубами, достаточно широкая для того, чтобы сквозь нее можно было продеть соверен, считалась предзнаменованием удачи и богатства.
Во всем Йоркшире (и, очевидно, в Ланкашире) бытовало мнение, что выпавший молочный зуб следует бросить в огонь с соответствующей присказкой. Иначе после смерти ребенку придется искать этот зуб.
Однако более серьезная опасность заключалась не в том, что зуб придется искать в Вечности, а в том, что он может достаться ведьме, которая через него причинит вред ребенку.
Присказка, применявшаяся в этом обряде, была следующей: "Огонь, огонь вот тебе кость. Дай нашему .... новый зуб".
В районе Лейкленда и в Лондоне зуб, выпавший у ребенка сам собой, посыпали солью и бросали в огонь со словами: "Господи, верни мне зуб".
Нам так и не удалось доискаться корней абсурдного поверья о том, что верхний клык, появившийся у ребенка первым, предвещает ему смерть в младенчестве.
Некоторые племена Центральной Азии тоже считают дурным знаком, если верхние клыки у ребенка вырастают раньше нижних. Такого ребенка бросают на съедение гиенам, а его мать объявляют нечистой.
Таким образом, в Центральной Азии ребенок действительно умирает в младенчестве.
Зубы в различных народных культурах символизируют здоровье, жизненную энергию и характер человека. В России и сегодня бытует поверье о том, что маленькие, тесно поставленные зубы указывают натуру мелочную и жадную; крупные, широко расставленные зубы принадлежат людям добрым и открытым [1]. (Ср. английское поверье: "Редкозубый ребенок вырастет счастливым и склонным к путешествиям").
Увидеть во сне выпавший зуб — к потере близкого человека, причем говорят, что если зуб выпал с кровью, — к потере "кровного", т. е. родственника, если же без крови — к потере друга [2]. Подобный сон может символизировать не только буквальную потерю — смерть, но и метафорическую — ссору, развод, отъезд и т. д. (Ср. английское поверье: "Если вам снится, что у вас выпадают зубы, — это дурной знак, предвещающий некие неведомые, но ужасные события").
"Обычай выбрасывать молочные зубы, выпадающие у ребенка, с известными приемами и произнесением известных формул, по-видимому, принадлежит к международным. Он известен великороссам, полякам, немцам, норвежцам, грузинам, болгарам. Обыкновенно выпавший зуб перебрасывают через голову назад, повернувши его над головой три раза, затем бросают его в огонь, в печку или просто в угол. Обращаются к огню, к мышке, вместо костяного предлагают деревянный, просто старый зуб, а взамен просят "новый", "костяной", "каменный", белый, как "серебро", "стальной" и т.п." [3]. (Ср. английский обычай бросать с соответствующим приговором выпавший молочный зуб в огонь).
С просьбой о здоровых зубах русские ребятишки традиционно обращались к мышке, у которой непременно должны были быть крепкие и острые зубы. В Иркутской губ. "во избежание искривления зубов, детям, теряющим молочные зубы, говорят, чтобы они не зализывали пустое место, а чтобы выпавший зуб хоронили в подполье. Ребенок, стоя перед западней подполья, говорит трижды: "Мышка, мышка! На тебе репный зуб, дай мне костяной..." После третьего раза зуб бросается в подполье" [4]. В Калужской обл. выпавший зуб "через голову на печку кидают и говорят: "Мышка, мышка, на тебе железной, дай мне костяной" [5]. (Ср. русское народное средство от зубной боли - хлеб, который грызли мыши (см. ЗУБНАЯ БОЛЬ)).
Согласно народным представлениям, зубы (так же, как волосы и ногти) после выпадения сохраняют связь с их бывшим владельцем. Отсюда страх, что зуб "может достаться ведьме, которая через него причинит вред ребенку", тем более, что дети — существа наиболее беззащитные перед нечистой силой (см. РЕБЕНОК).


ЗУБНАЯ БОЛЬ
Вбей гвоздь в дуб — это избавит тебя от зубной боли.
Вырви зуб у мертвеца, положи его в маленький мешочек и повесь на шею. После этого твои зубы навсегда перестанут болеть. (Нортгемптоншир и Суссекс).
Двойной орех в кармане предохранит тебя от зубной боли. (Нортгемптоншир).
Возьми передние лапы крота и одну из его задних лап, положи их в мешочек и повесь на шею. После этого твои зубы навсегда перестанут болеть. (Стаффордшир).
Откуси прямо с земли первый папоротник, когда он появится весной, — и ты навсегда избавишься от зубной боли. (Корнуолл).
Если ты все время начинаешь одеваться с левой ноги (т. е. сперва надеваешь левую штанину или левый чулок), у тебя никогда не будут болеть зубы. (Уэльс и Суссекс).
Около восьмидесяти лет назад жители Стамфордема имели превосходный "рецепт" от зубной боли. Больной шел в Элсон Мур, к Уинтерской виселице, расположенной где-то в двенадцати милях от города, и отламывал от нее щепку. Затем он прикладывал эту щепку к больному зубу, и боль мгновенно исчезала.
Похожее лечение применялось в Тейвистоке (Девоншир). В данном случае больному следовало прикусить зуб, взятый из черепа мертвеца, а затем всегда носить его в кармане.
В 1734 г. в Хоршеме (Суссекс) был казнен один мелочный торговец, еврей по имени Джейкоб Харрис, и его тело подвесили на цепях в Дитчлинг Коммон. С тех пор здесь считалось, что щепочка от столба, на котором висели останки убийцы, исцеляет зубную боль, если носить ее в кармане. Средство было столь популярным, что столб постепенно превратился в огрызок и был заменен новым.
Но самым древним изо всех этих средств было прибивание зубной боли к дереву. Нет никакого сомнения, что этот обычай пришел в Англию вместе с римлянами. Ведь римское суеверие предписывало остричь у больного волосы и ногти, свернуть их в комок и прибить к дереву.
В Германии практиковалась та же процедура с небольшими отличиями (см. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ). В Брунсвике зубную боль прибивали к дереву или к стене, не видя особой разницы между первым и вторым.
На вершине Глен Мор рядом с Порт-Шарлотт (Айлей)стоял(и,очевидно,стоит до сих пор) большой камень. Каждый, кому удавалось вбить в него гвоздь, должен был тут же избавиться от зубной боли.
А теперь посмотрим на целебное средство, используемое в Северной Африке. Здешние жители идут, к стене, на которой написаны арабские буквы. Исцеляемый кладет палец на больной зуб, а его друг вбивает гвоздь в первую букву. Если боль проходит, гвоздь вынимают из стены. Если же боль продолжается, гвоздь вынимают и вбивают в следующую букву, и так до тех пор, пока боль не пройдет.
Японец, у которого болели зубы, втыкал иголки в вербу. Он считал, что причиняет такую же боль древесному духу и тот приложит все свои силы, чтобы избавить человека от боли.
Аналогичные обычаи бытовали и в Британии. А в те времена, когда Британия еще была покрыта лесами, в которых рыскали дикие звери, главный римский магистрат лично вбивал гвоздь в стену своей столицы, чтобы отвести от города всякую заразу и болезнь.
Другой способ лечения зубной боли применялся в Девоншире и Корнуолле. Здесь следовало поймать лягушку, раскрыть ей пасть, плюнуть туда и выбросить ее прочь. Считалось, что лягушка забирала с собой зубную боль. Марцелл, умерший за 23 года до Рождества Христова, писал в своей книге "De Medicamentis": "Встань на земле под открытым небом, поймай лягушку, плюнь ей в пасть, и пусть она убежит и унесет с собой твою зубную боль".
Выше было упомянуто о применении трех кротовых лап. Крота следовало разделать живьем, и его передние и одна задняя лапы якобы защищали от зубной боли человека, который носил их с собой. Кротовые лапки упомянуты в завещании г-на Томаса Лотена. Он завещал их своему духовнику.
В Ирландии зубную боль лечили двумя способами. Первый из них заключался в том, что больной пил воду из человеческого черепа или брал в рот щепоть глины с могилы священника. Затем следовало преклонить колени, прочесть "Отче Наш" и "Богородицу", после чего можно было надеяться, что зубная боль покинет больного до конца его дней.
Второй способ лечения заключался в том, чтобы взять зуб мертвой лошади или руку мертвого человека и потереть этим предметом больной зуб. При этом стоит упомянуть, что чолоны из Восточного Перу тоже трут больное место зубом ирбиса.
Германский метод лечения заключался в том, чтобы перед восходом солнца в молчании подойти к дереву (лучше всего к вербе), надрезать ветку с северной стороны ствола, взять щепочку с этого места, положить ее на больной зуб, а затем вставить на место, с которого она была взята, прикрыть ее корой и перевязать шнурком, чтобы щепка могла снова врасти в дерево. После того как она врастет, зуб должен перестать болеть.
Однако наиболее забавное суеверие бытовало в Дербишире. Здесь считали, что зубная боль вызывается червяком. Чтобы изгнать этого червя, следовало насыпать в миску немножко порошка из смеси лечебных трав и горящих угольев из очага. Затем больной открывал рот и вдыхал дым из миски до тех пор, пока мог выдержать.
После этого миску уносили, а перед пациентом ставили стакан с водой. В эту воду следовало сделать длинный и сильный выдох. Считалось, что червяк выпадет в воду, — и зубы перестанут болеть.
На Оркнейских островах тоже верили, что зубную боль вызывает червь. Лечение здесь было очень простым. Нужно было всего лишь носить с собой "Заговор от Червя", и боль исчезала.
Этот заговор выглядел следующим образом:
"Святой Петр сидел на белом камне и плакал. Подошел Христос и спросил: "Что с тобою?" — "Господи, мой Боже, у меня болят зубы". — "Встань, Петр, и ступай, не будут болеть твои зубы".
Согласно русским народным представлениям, "зубная боль считается одною из трех мучительнейших болезней — "зубна, да глазна, да еще ревнос(т)ь"... Причину видят в простуде. От простуды в зубах заводятся червячки, которых... можно вынуть" [1]. (Ср. английское суеверие, бытовавшее в Дербишире, — "зубная боль вызывается червяком").
"Кладут на зубы, когда, они "донимают", листовой табак, "мыкын" из трубки, деготь с колесных ступиц. Помогает от зубной боли, если есть то место хлеба, булки или калача, где грызли мыши [см. ЗУБЫ]. Паломники в Иркутский монастырь кусают край гробниц чтимых "угодников" — напр[имер], гробницу "батюшки Софрония-угодника" в Иркутском
соборе. Откушенные "щепочки" (их хранят с особенной тщательностью) кладут на зубы во время приступов боли" [2].
В качестве наиболее эффективного способа избавления от зубной боли русские знахари практикуют заговаривание. Упоминание "того" света и умерших чрезвычайно характерно для подобных заговоров, причем "посещает" "тот" свет, как правило, месяц. "Зубы на молодику [на молодом месяце] выговаривают — лучше нет на молодику — когда не половина, а только серп:
— Месяц, месяц, а где бы?
— За океяном.
— Кого видал?
— Мертвых.
— Не болят у них зубы?
— Не болят.
— Чтобы у раба такого-то не болели, не шумели ни правые, ни левые, ни нижние, ни верхние!
И до трех раз. Берешь чеснок, а нет - лук и на молодик заговариваешь, и даешь кусать, и всё проходит" [3]. (Ср. английские средства от зубной боли -зуб и рука мертвеца, щепка от виселицы, вода "из человеческого черепа", "щепоть глины с могилы священника", "зуб мертвой лошади").
Так же, как и в Англии, в России в качестве средства, исцеляющего зубную боль, использовали крота: "Знахари ловят ... крота и умерщвляют его указательным пальцем правой руки, без всякого орудия, приговаривая шепотом следующий наговор:
"Кротик, ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю, и им больные зубы излечаю".
Когда призывают знахарей лечить зубы, они этот указательный палец кладут на больные зубы и читают шепотом приведенный наговор. После сего заставляют полоскать рот поутру и ввечеру кислым уксусом" [4]. (Ср. стаффордширский оберег от зубной боли — мешочек с передними лапами крота и одной из его задних лап).
"Необходимо для излечения зубной боли всегда сохранять дома небольшой осколок разбитого молниею дерева. Маленький кусочек этого дерева, положенный на больной зуб, мгновенно уничтожает всякую зубную боль" [5].
За помощью от зубной боли нередко обращаются к дубу: три раза до рассвета ("три збри") ходят к дубу и у самых корней дерева трижды соскабливают кору — с восточной, южной и западной сторон, затем кладут собранную кору в крещенскую (Святую) воду и шепчут: "Дуб-дубище, возьми своё зубище" (также три раза), — после чего дают больному полоскать зубы [6]. (Ср. английский способ лечения — вбивание в дуб гвоздя). От зубной боли также грызут рябину.
В обеих традициях удивительным образом совпадает представление о том, что одевание с левой ноги избавляет от зубной боли: "Кто вставая утром, надевает сапог или башмак на левую ногу,.у того никогда не будут болеть зубы" [7]. (Ср. английское поверье, распространенное в Уэльсе и Суссексе: "Если ты все время начинаешь одеваться с левой ноги (т. е. сперва надеваешь левую штанину или левый чулок), у тебя никогда не будут болеть зубы".) См. ЗУБЫ; КАМНИ.

"Энциклопедия примет и суеверий" Кристина Хоул, Москва "Крон-пресс"

ЗУБЫ
Обычно считается очень нехорошим знаком, если ребенок родится с одним или несколькими зубами. В разных местах это предсказывает разные вещи, но все они плохие: или ребенку не будет везти в жизни; или у него будет такой характер, что он не сможет себя контролировать; или он умрет насильственной смертью. В Оксфордшире в 1951 году записали нечто такое, что вполне может быть более ранним вариантом этой приметы. Когда о ней спросили повитуху, она сказала: «Я никогда об этом не говорю, а если спросят, отрицаю ради спокойствия матери, но на самом деле это означает, что ребенок вырастет убийцей».
Трудный период прорезывания зубов имеет собственные знамения и собственные опасности, против которых применяют множество всяческих амулетов. Поныне один из них — популярный подарок на крещение в виде кораллов с колокольчиками (см. КОРАЛЛ), равно как и ожерельице из девяти полосок алого шелка, перевязанных узлами через равные интервалы, которое повитуха надевает младенцу на шею сразу после омовения и оставляет там до конца периода прорезывания зубов. Еще один защитный амулет, тоже надеваемый на шею, — ладанка с девятью или семью живыми древесными блохами или с несколькими волосками, вырванными из ослиного креста (см. ОСЕЛ). Все это, как и многое другое, было направлено на то, чтобы зубы резались легче, а также на защиту ребенка от всяких дурных воздействий в этот опасный переходный период.
Если первый зуб прорезывается на нижней челюсти, ребенок умрет в младенчестве, и то же самое, если зубы расставлены неравномерно. В Йоркшире, Шотландии и некоторых северных районах Англии преждевременное прорезывание считается признаком ранней смерти; в других же местах оно предсказывает рождение еще одного ребенка в семье. Если два верхних передних зуба расставлены так далеко, что в щель можно просунуть мелкую монетку, то в Нортгемптоне это рассматривают как добрую примету, признак будущего богатства и процветания, а в северо-восточной Шотландии — как предсказание беспечного характера и чрезмерную любовь к противоположному полу.
Вплоть до конца прошлого века, а то и еще позже, существовал обычай хранить выпавшие или вырванные зубы человека до его смерти и потом класть их ему в гроб. Некоторые мамаши сохраняли таким манером даже молочные зубы своих детей, а когда те вырастали, передавали на хранение им самим. Этот обычай связан с древним и очень живучим представлением, что в теле человека при захоронении не должно чего-либо недоставать (см. ЗАХОРОНЕНИЕ ПОЛНОЕ), а кроме того, ему часто давали другое, более конкретное объяснение. Говорили, что именно зубы человек должен иметь у себя под рукой, поскольку по прибытии на Небеса ему придется давать отчет о всех своих зубах за всю жизнь. Если ему это не удастся, то в судный день он должен будет отыскивать недостающие. В некоторых областях полагали, что от выполнения этой нелегкой задачи можно уклониться и другим способом, а именно если каждый выпавший или вырванный зуб посыпать солью и бросить в огонь. При этом необходимо приговаривать что-то вроде:
Хороший зуб, плохой зуб, Боже, дай мне хороший зуб.
Или:
Огонь, гори, зуб сожги, Мне другой подари, , И не кривой, А прямой...
Существует бессчетное число вариантов подобных стишков.
Еще одним побуждением хоронить зубы вместе с хозяином был страх перед ведьмовством. Просто выбросить зуб считалось очень неразумным, поскольку ведьма или колдун могут его найти и через него нанести какой-нибудь вред его бывшему хозяину. В наши дни мало кто признается, что верит в колдовство, но обычай солить и сжигать молочные зубы по мере их впадения во многих семьях по-прежнему блюдут. Делать это должна, по возможности, мать ребенка. В окрестностях Оксфорда среди школьников бытует, или бытовало до совсем недавнего времени, неписаное правило — если молочный зуб выпадает во время школьных занятий, его нельзя солить и сжигать прямо там и тогда, а надо сохранить до возвращения домой и отдать матери, чтобы это сделала она. Добавим здесь, что трогательный обычай вправлять первый выпавший зуб в медальон когда-то сочли бы чрезвычайно опасным, поскольку медальон можно потерять и потом его может найти ведьма и сотворить ребенку что-нибудь нехорошее.
В других районах Англии приводят в качестве побудительной причины сжигать молочные зубы не колдовство и даже не какую-нибудь там смутную идею о навлечении неудачи, а нечто более прагматичное — чтобы они не попались животным. Если это произойдет, новые зубы у ребенка станут похожи на зубы нашедшего их животного. Шарлотта Лэтем (120) упоминает о некоем «старине Симмонсе» из Суссекса, у которого «в верхней челюсти торчал большой свиной зуб». Ее собеседник сказал, что он вырос оттого, что мать Симмонса когда-то выбросила его молочный зуб в пойло для свиней. С другой стороны, молочный зуб иногда бросали в мышиную нору, чтобы коренные были небольшими и острыми, как у мыши. Дж. Харви Блум (22) записал этот обычай в Уоркшире в 1929 году. За триста лет до того о чем-то подобном сообщил и Обри. «Крамер говорит, — пишет он в «Remaines...» (9), — что в его родной Германии некоторые женщины учат детей, что, когда у них выпадает зуб, надо пойти с ним в какой-нибудь темный угол дома или в сени и там бросить его, приговаривая при этом:
Вот те, мышка, зуб мой прежний, А взамен мне дай железный...
При этом нужно самому верить в то, что на месте выпавшего вырастет новый хороший зуб».
Нехорошо пересчитывать свои зубы, а также видеть их во сне, особенно если они при этом (во сне же) выпадают. Это предвестие скорби или потери близкого друга.
Если носить при себе зуб, взятый изо рта умершего, то никогда не будешь страдать зубной болью. С этой же целью можно носить на шее, или подвесить над камином, ладанку с лапкой крота. Можно также использовать и письменные заклинания. Одна такого рода писулька, имеющая множество вариантов в стихах и прозе, имела широкое хождение по всей Англии; пока человек носит ее на себе, зубная боль ему не страшна. В «Дэнемских трактатах» (61) записан один из таких вариантов:
Петр сидел на мраморной глыбе,
И мимо Иисус проходил.
«Господи, Господи, — Петр возопил, —
Зуб нестерпимо болит!»
«Петр, исцелись! — Иисус говорит, —
Кто ради Меня это слово хранит,

Пусть зуб у того никогда не болит!» Аминь.
Такого рода письменные заклинания часто продавали знахари и белые ведьмы, хотя в одном такого рода случае, описанном Френсисом Хейверголом (96), заклинание не сработало именно потому, что за него заплатили шесть пенсов.
Для избавления от зубной, боли и для ее предупреждения использовалось множество других магических методов, и некоторые из них описаны в нашей книге в статьях, посвященных растениям и предметам, при этом используемым. Два полумагических способа удаления гнилого зуба приведены в «Arcana Fairfaxiana Manuscripta» (6). Один состоит в том, чтобы смешать пшеничную муку с соком молочая и полученной массой законопатить дупло в зубе. Другой: «взять двух червей, когда они спариваются; высушить их на горячей каменной плите, затем истолочь в пыль, и какой зуб этим ни помажешь, он выпадет». Можно не сомневаться, что оба этих метода выглядели более привлекательно, чем решительная бесцеремонность дантистов семнадцатого века.

 

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

ЗУБЫ
Древнейшая эмблема агрессивной и защитной силы. В греческом мифе Кадм, сын финикийского царя Агенора, посеял зубы дракона, которые символизировали рождение жизни. С другой стороны, вырванный или выпавший зуб — символ кастрации или импотенции. Причиной того, что шаманы носили ожерелье из зубов, стала ассоциация зубов с властью.
 

"Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка" В. И. Даль "Белый город" Москва 2005

ЗУБ м. (как часть животного, мн. зубы; как часть вещи, мн. зубья) косточка, вырастающая из ячейки челюсти, для укуса и размола пищи. Зубы бывают: передние или резцы; боковые: вверху глазные, внизу клыки; задние или коренные или жерновые, из которых последний в ряду кутний, умный или мудрый. Молочные зубы сменяются постоянными, прочными. || Всякого рода тычки, спицы, гвозди, торчащие подобно зубам; у пилы, гребня, бороны, машинного колеса (кулаки) и пр. В пек. зубы светца, в др. мест, уши, железная лещедка для вставки лучины. Зуб, в колесе, кулак; в бороне, граблях, клевец. || Арх. трещина во льду, обломанный край льда, у берега, по взморью, окраина, взлом. Лед дал зуб. Лодку спустили с зуба, вытянули на зуб. Это яство мне по зубам, легко жевать и по вкусу. Разделить по зубу, нвг. поголовно, на каждого. Нечего на зуб положить, нечего есть. Положи зубы на полку, голодай. Зуб на зуб не попадает, стужа, дрожь берет. Ощерить или показать зубы, погрозить кому. Ударить по зубам. Зуба дать, ол. насмехаться, осмеять кого. Поглядеть кому в зубы, дознать лета его; вообще узнать его короче. Кабы не зубы, так и душа бы вон! Старикам по зубам. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. Зубы есть, да нечего есть. Работа с зубами, а леность с языками. Все зубы целы — работники. На то Егорий волку зубы (ноги) дал, чтоб кормился. Что у волка в зубах, то Егорий дал. Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить. В зубах не удержал, а в губах не удержишь. Зубами супони не натянешь. Зуб на зуб не попадает. Зуба за зубом не сведешь, нельзя. Наскочил зуб на зуб! Лесть без зубов, а с костьми съест. Жди толку, положа зубы на полку. Ус-

пула щука, да зубы целы! на вид сонная щука больно кусается. У этого голубочка велики (остры) зубочки. Он с зубами или зубаст. Ему на голодный зуб не попадайся. Съела бабушка зубы, а остались язык да губы. Мы на этом зубы съели, опытны. Счастливому и в зубах вязнет. Уж он у меня в зубах навяз, надоел. Он на него зубы скалит, точит, грозит. Мышка, мышка, вот тебе зуб репяной, дай мне костяной! говор, бросая молочный зубок за печку. Зуб СО Свищом, загнивший. Волчий зуб, выросший не на месте. У ребенка два зубочка, зубишка. У старика всего один зубище во рту. Зубйна ж. зуб, зубища, в обоих знач. Зубовйна м. то же, или припас, из которого можно сделать бороний или иной зуб. || Зубной камень, накипь, винный камень на зубах. Зубьё ср. собир. зубья. Воронье зубье. Зубной, к зубам принадлежащий, относящ. Зубная полива, внешняя костяная одежа зубов. Зубная боль. Зубной врач. Зубной порошок, зубочистный. Зубяной, из зуба сделанный. Зубатый, у кого есть зубы; || у кого зубы велики, длинны. Большая часть млечных животных зубаты, но есть и беззубые. Зубастый, зубатый, длиннозубый; у кого острые зубы, кто больно кусается; у кого много зубов. Щука зубаста, шарка еще зубастее. \\ 'Свар¬ливый, бранчивый, вздорный; кто отгрызается, не дается в обиду. Зубастик, зубан, зубач м. зубанья, зубанка, зубачка ж. у кого есть зубы; у кого много зубов, у кого большие зубы. Маленький, горбатенький, зубастенъкий повадился в луга, утят таскать, а ему еще спасибо? гребень. Зубатеть, наживать зубы; становиться зубатым или зубастым. Зубчатый, зубовидный, зубообразный, подобный зубу, похожий на зуб, на клык.

 

М. Фасмер "Этимологический словарь русского языка"

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа       >Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz