Чеснок

Спонсор странички : ворота

Содержание:

Чеснок

Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)  Издательство Московского университета  1982


Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.

ЧЕСНОК
Суеверная эмблема защитной силы в Южной и Центральной Европе с античных времен. Считалось, что он имеет антимагнетические свойства (римское поверье), отпугивает змей, отводит молнию, дурной глаз и вампиров.
Обычай развешивать связки чеснока в доме имел защитный символизм в течение столетий. В Древней Греции, где запах чеснока вызывал неприязнь, его жевание было убедительным доводом, чтобы сохранить целомудрие.

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

ЧЕСНОК
Чеснок, повешенный вокруг дома в День Всех Святых, прогонит злых духов. (Шотландия).
Шотландцы придавали большое значение употреблению чеснока как средства, отгоняющего злых духов, в любое, время, но, в особенности, накануне Дня Всех Святых.
Во многих отдаленных уголках Шотландии данное поверье бытует до сих пор. В связи с этим интересно вспомнить, что в одной из развлекательных передач Британского Радио ( в субботу 6 января 1945 года, после обеда), где затрагивалась тема черной магии, было сказано, что хозяева одного старого дома вешали над дверью чеснок накануне Дня Всех Святых.
На праздничных кострах в честь летнего солнцестояния в департаменте Вар (Прованс) поджаривали зубки чеснока и раздавали их всем семьям.
На Суматре батраки считали чеснок средством, абсорбирующим души, и использовали его в обрядах улавливания потерянных душ.
 

"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001

   ЧЕСНОК — растение-оберег, весьма почитаемое славянами. В одном из раннехристианских поучений против язычества говорилось: «И чесноковиток богом же творят. Егда будет у кого пир, особенно на свадьбах, тогда кладут в ведра и чаши и пьют, веселятся о своих идолах». Чеснок некогда был необходимой принадлежностью обрядов, связанных с поклонением Хорсу. За праздничной колядской трапезой головку чеснока клали на стол перед каждым гостем для того, чтобы отогнать нечистую силу и болезни; у сербов пресный пшеничный хлеб, приготовляемый для этой трапезы, назывался чесницею.
Из-за «горящих», жгучих свойств и из-за сильного и острого запаха чеснок считали могущественным оберегом. Ему приписывалась способность отгонять нечистую силу, ходячих покойников, порчу, болезни и всяческие беды.
Кроме того, особые, волшебные свойства приобретал, по народному поверью, чеснок, выращенный особым образом: посаженный в землю в сыром освященным яйце. Верили, что такой чеснок расцветает в полночь на Ивана Купалу; считалось, что тот, кто обладает им, может творить чудеса, общаться с нечистой силой и чародеями, ездить верхом на ведьме, и т.д.
   По народному поверью, с помощью венка из чеснока можно пленить беса. Для этого нужно взять чеснок и тайком пойти за девушками, когда они на русальной неделе пойдут завивать венки. Когда девушки начнут завивать венки и надевать их на себя, нужно свить свой венок и вплести в него чеснок, после чего надеть этот венок на себя «и ходить с ним надаль (невдалеке)». Человек, на которого надет такой венок, увидит нечистую силу, которая в образе дородного молодца веселится вместе с девушками. Когда девушки пойдут домой, этот молодец пойдет провожать их, после чего вернется обратно и станет веселиться уже один на том месте, где девушки вили венки. В этот-то момент и нужно подойти к нему и заговорить с ним, как с человеком, о «гульбах и забавах», и во время разговора быстро накинуть на него венок с чесноком. Верят, что после этого демон «будет от того венка связан и непоколебим никуда, и что хошь, то и делай над ним; а если хочешь богатства или славы, то даст он все тебе и скажет: «Что хочешь от меня, я дам тебе, лишь венок сойми». Тогда обвяжи его и с клятвою отпусти, и он исполнит. ..».
 

"Энциклопедия русских примет"  "ЭКСМО - Пресс" 2000

чеснок
Чеснок да редька — так и на животе крепко.

Чеснок уродился — уродится и рожь.


Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)  Издательство Московского университета  1982

   ...Вместе с тем от лешего можно избавиться, произнеся слово чеснок (Терещенко, VI, с. 133; Снегирев, IV, с. 12; Зеленин, II, с. 15; Афанасьев, II, с. 571), при том, что чеснок может выступать и как апотропеическое средство, предохраняющее от змей (Зеленин, II, с. 46), а также от русалок (Сырку, 1913, с. 180), от болезни и т. п. (Афанасьев, II, с. 569—571; Зеленин, II, с. 51). Общение с лешим и с домовым в Великий четверг (Максимов, XVII, с. 102— 103; Афанасьев, II, с. 69, примеч. 2; Померанцева, 1975, с. 40, 101; П. Иванов, 1893, с. 31—32) отвечает соотнесенности этого дня с культом Волоса, о котором говорилось выше (§ III.3.1, а также экскурс VIII).

 

   ...Между тем, для отношения к городьбе представляет интерес то обостоятельство, что изгородь (частокол) может носить название чеснок (Даль, IV, с. 599; Дювернуа, 1894, с. 227; Прозоровский, 1869, с. 143—147; Пеннингтон, 1980, с. 386), совпадая тем самым с названием растения; такое же совпадение значений имеет место и в польском языке, ср. польск. czosnek. Слово чеснок как обозначение изгороди и чеснок как название растения, по-видимому, одного происхождения, т. е. этимологически связаны с глаголом чесать (Фасмер, IV, с. 350; Пеннингтон, 1980, с. 386); ср., между тем, выше (§ III.5.1) о магическом значении чеснока как оберега от змей, а также от лешего, русалки и т. п. (отсюда объясняется, возможно, семантическое сближение соответствующего растения и изгороди: как чеснок — растение оберегает от нечистой силы, чеснок—изгородь охраняет от врага).
Отметим в связи со сказанным предписание городить изгороди после вешнего Николина дня, которое предполагает, видимо, запрет на соответствующие действия до этого времени (Ермолов, I, с. 266; Каравелов, 1861, с. 223); в других местах городьба запрещается до вешнего Юрьева дня (Добровольский, 1914, с. 208), что легко понять ввиду соотнесенности Георгия и Николы (ср. экскурс VII).


Далее

Реклама : картонная упаковка для пиццы

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру