Содержание:
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь
И.И. Шангина, издательство "Азбука"
2003
Журнал "Наука и жизнь" № 9
2012 г. стр. 85
Коромысло
В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
КОРОМЫСЛО ср. коромысел
м. рычаг в деле; шест или железный брус, который лежит на опорной точке
и ходит вверх и вниз на перевесе: рычаг весов и безмена; рычаг, который
движет взад и вперед поршни насосов, или передает в машинах движенье;
качун, мотор; рычаг для звону в колокола и пр.; одиночный водонос,
лучковатый рычажек, которым на плече носят пару ведер, либо две связки
белья и пр., а местами, яросл. коромысел
назыв. и хлуд, большой, ушатный водонос, на двоих. Принесла коромысло
воды, два ведра. || Вага, в саратовском плуге. || Насекомое
стрекоза, Libellula. Зеленое коромыслице, коромыселко,
коромысел. || Созвездие Большой Медведицы, по которому крестьяне
узнают полночь, говоря: коромысел докачался: на юге воз,
на вост. конь на приколе, на сев. лось. Дым коромыслом,
клубится, переваливаясь дугою. Бабий ум, что
бабье коромысло: и косо, а криво, и на два конца. Ремесло
не коромысло, плеч не оттянет. Тугой лук — коромыслице, калены
стрелы — веретеньица. Не шагай через коромысло, корча потянет.
Поднял весь дом коромыслом. Пыль столбом, дым
коромыслом— не то от тоски, не то от пляски! Пыль столбом, дым
коромыслом — а изба не топлена, не метена!
Коромыслик, насекомое
коромысел, стрекоза. Коромысловый,
—мысленый, —мысельный,
к коромыслу относящийся. Коромысчатый,
в виде коромысла, коромыслообразный.
Коромысельник или —щик
м. кто делает коромысла, ведерные, либо весовые, весовщик.
Нижегородский коромысельник Весовщиков получил на лондонской
выставке медаль. Коромыслить,
ходить рычагом, коромыслом, перекачиваться вверх и вииз.
"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь
И.И. Шангина, издательство "Азбука"
2003
КОРОМЫСЛО (КОРОМЫСЕЛ) — приспособление для переноски
вёдер, бадей,
корзин.
Его изготавливали из липы,
осины, ивы,
древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью.
В быту русских крестьян были известны коромысла
разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла. Их
выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа
удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками.
Ведра, надетые на концы коромысла в
специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Г. В. Сорока. Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. 1840-е.
Масло. Фрагмент
Типы коромысел:
1а, 16 — палкообразные;
2а, 26 — овальные гнутые;
За — вырезное с подвесами;
36 — палкообразное с подвесами
Ж.-Б.
Лепренс. Женщина с коромыслом. Ок. 1782. Гравюра
Ж.-Б.
Лепренс. Женщина с коромыслом. 1764. Гравюра
Во многих деревнях встречались также коромысла,
вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к
концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины.
Ведра с водой закрепляли на длинных
крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо
известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было
неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его
помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное
белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на
плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.
Коромысло — приспособление, очень удобное для
переноски воды. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими.
Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает
пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных
сугробов. О коромыслах с ведрами составлено много загадок: «Два братца
хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
Коромысло известно русским давно. При раскопках в Великом Новгороде в
слоях XI—XIV вв. археологи находят большое
За
водой. Начало XX в. Фото
количество дубовых дугообразных коромысел с выемками для подвешивания
ведер, длиной от 1,4 до 1,7 м. Изображение женщин, несущих воду на
коромыслах, встречается в альбоме рисунков, сделанных художниками
посольства А. Мейерберга, посетившего Россию в 1661 г.
Журнал "Наука и
жизнь" № 9 2012 г. стр. 85
ЧТО ОБЩЕГО У ГНЕЗДА И КОРОМЫСЛА?
История счётных единиц, известных в русской метрологии, не менее богата
и интересна, чем история мер и весов. Вспомним хотя бы древний счёт
мехов сороками: шкурки соболя и куницы продавали связками по 40 штук.
Издавна в русском народе был известен счёт парами, некоторые из которых
даже имели собственное название (слово «пара», заимствование из
польского языка, вошло в употребление только в конце XVII века). Например, юфтью именовали две
четверти хлеба — по одной четверти ржи и овса; пару жерновов на
мельнице; пару выделанных кож одного сорта. При производстве и продаже
юфтями считали кожаные рукавицы (голицы) и шапки. Фраза « Купили на
базаре пол третья юфти женских шапок» означала, что головных уборов
приобрели 2,5 пары, или 5 штук.
В быту была распространена такая единица счёта по два, как гнездо.
Гнёздами, то есть по два, считали домашнюю живность — гусей, свиней,
баранов; различные изделия и предметы обихода — горшки, стёкла, дверные
петли; одежду — рубахи с портами. А вот сапоги и лапти было принято
считать обувями. Так, в записи из торговой книги «Привезли из Вологды 50
обувей сапогов» говорится о 50 парах сапог.
Как вы думаете, а что продавали коромыслами? Верно, деревянные
вёдра. Оказывается, их тоже считали по два. Интересно, что эта
«парность» отражена во всех русских загадках о вёдрах и о коромысле, на
котором их носили. Даже в быту говорили: «Принесла девушка коромысло
воды», имея в виду два ведра.
|
У/281 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок
ягода рябина
У/282 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок
ягода рябина
У/283 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок
ягода рябина
У/284 Коромысло
У/285 Коромысло с надписью "ДЕЩ 1895"
У/286 Коромысло с насечкой
|