Коромысло

Спонсор странички :

Содержание:

В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь И.И. Шангина, издательство "Азбука" 2003

Журнал "Наука и жизнь" № 9 2012 г. стр. 85

Коромысло


В. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

КОРОМЫСЛО ср. коромысел м. рычаг в деле; шест или железный брус, который лежит на опорной точке и ходит вверх и вниз на перевесе: рычаг весов и безмена; рычаг, который движет взад и вперед поршни насосов, или передает в машинах движенье; качун, мотор; рычаг для звону в колокола и пр.; одиночный водонос, лучковатый рычажек, которым на плече носят пару ведер, либо две связки белья и пр., а местами, яросл. коромысел назыв. и хлуд, большой, ушатный водонос, на двоих. Принесла коромысло воды, два ведра. || Вага, в саратовском плуге. || Насекомое стрекоза, Libellula. Зеленое коромыслице, коромыселко, коромысел. || Созвездие Большой Медведицы, по которому крестьяне узнают полночь, говоря: коромысел докачался: на юге воз, на вост. конь на приколе, на сев. лось. Дым коромыслом, клубится, переваливаясь дугою. Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, а криво, и на два конца. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица. Не шагай через коромысло, корча потянет. Поднял весь дом коромыслом. Пыль столбом, дым коромыслом— не то от тоски, не то от пляски! Пыль столбом, дым коромыслом — а изба не топлена, не метена! Коромыслик, насекомое коромысел, стрекоза. Коромысловый, —мысленый, —мысельный, к коромыслу относящийся. Коромысчатый, в виде коромысла, коромыслообразный. Коромысельник или —щик м. кто делает коромысла, ведерные, либо весовые, весовщик. Нижегородский коромысельник Весовщиков получил на лондонской выставке медаль. Коромыслить, ходить рычагом, коромыслом, перекачиваться вверх и вииз.


"Русский традиционный быт" энциклопедический словарь И.И. Шангина, издательство "Азбука" 2003

КОРОМЫСЛО (КОРОМЫСЕЛ) — приспособление для переноски вёдер, бадей, корзин.

Его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. Наибольшее распространение получили гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Г. В. Сорока. Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. 1840-е. Масло. Фрагмент

Типы коромысел:

1а, 16 — палкообразные;

2а, 26 — овальные гнутые;

За — вырезное с подвесами;

36 — палкообразное с подвесами

Ж.-Б. Лепренс. Женщина с коромыслом. Ок. 1782. Гравюра

Ж.-Б. Лепренс. Женщина с коромыслом. 1764. Гравюра

Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой — на плече идущей сзади.

Коромысло — приспособление, очень удобное для переноски воды. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими. Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных сугробов. О коромыслах с ведрами составлено много загадок: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».

Коромысло известно русским давно. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI—XIV вв. археологи находят большое

За водой. Начало XX в. Фото

количество дубовых дугообразных коромысел с выемками для подвешивания ведер, длиной от 1,4 до 1,7 м. Изображение женщин, несущих воду на коромыслах, встречается в альбоме рисунков, сделанных художниками посольства А. Мейерберга, посетившего Россию в 1661 г.


Журнал "Наука и жизнь" № 9 2012 г. стр. 85

ЧТО ОБЩЕГО У ГНЕЗДА И КОРОМЫСЛА?

   История счётных единиц, известных в русской метрологии, не менее богата и интересна, чем история мер и весов. Вспомним хотя бы древний счёт мехов сороками: шкурки соболя и куницы продавали связками по 40 штук. Издавна в русском народе был известен счёт парами, некоторые из которых даже имели собственное название (слово «пара», заимствование из польского языка, вошло в употребление только в конце XVII века). Например, юфтью именовали две четверти хлеба — по одной четверти ржи и овса; пару жерновов на мельнице; пару выделанных кож одного сорта. При производстве и продаже юфтями считали кожаные рукавицы (голицы) и шапки. Фраза « Купили на базаре пол третья юфти женских шапок» означала, что головных уборов приобрели 2,5 пары, или 5 штук.
   В быту была распространена такая единица счёта по два, как гнездо. Гнёздами, то есть по два, считали домашнюю живность — гусей, свиней, баранов; различные изделия и предметы обихода — горшки, стёкла, дверные петли; одежду — рубахи с портами. А вот сапоги и лапти было принято считать обувями. Так, в записи из торговой книги «Привезли из Вологды 50 обувей сапогов» говорится о 50 парах сапог.
   Как вы думаете, а что продавали коромыслами? Верно, деревянные вёдра. Оказывается, их тоже считали по два. Интересно, что эта «парность» отражена во всех русских загадках о вёдрах и о коромысле, на котором их носили. Даже в быту говорили: «Принесла девушка коромысло воды», имея в виду два ведра.
 

У/281 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок ягода рябина

У/282 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок ягода рябина

У/283 Коромысло с росписью цветочно ягодный рисунок ягода рябина

У/284 Коромысло

У/285 Коромысло с надписью "ДЕЩ 1895"

У/286 Коромысло с насечкой

Рекламма :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Суеверия  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz