Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
23 января — Григорий Летоуказатель
И почему это святителя Григория в народе летоуказателем
прозвали, если по тому, каким выдался день, о погоде октября судили.
Разве что из-за инея, мохнатой пеленой покрывающего стога и скирды?
Говорят, если он к соломе прилипает, а на деревьях не держится— лето
будет сырым и холодным. Поживем — увидим. А сейчас предлагаем
прокатиться по гладко накатанной дороге с веселой компанией участников
хмельного санного поезда, торопящегося на свадьбу. Ведь придет масленица
и положит конец зимним свадебным неделям, а дело благое стоит ли до
весны откладывать.
Шумный свадебный кортеж, состоящий из многочисленных друзей и
родственников, порой на целую версту растягивался. И каждый в этой
веселой компании величался по-своему. Например, деда или отца жениха,
ехавшего во главе свадебного поезда с иконой в руках, называли боярин
или тысяцкий. Товарищей жениха — бояре, а подруг невесты— боярки.
Лучшего друга жениха, скакавшего перед вереницей саней верхом на коне,
звали вершник, а кучера невесты — возила или повозник. Родственник,
отвечающий на свадьбе за пиво, был гвоздарем или бочкарем, а охранитель
брачных покоев — клетником. Главного распорядителя свадьбы со стороны
жениха называли дружкой, а того молодца, что шапкой жениха заведовал —
колпачником или подколпачником. Младшего брата невесты или мальчика,
«продающего» ее косу,— косником, женщин, пекущих обрядовый каравай —
каравайницами, а плакальщиц, помогающих невесте причитать,—
подголосницами или причетчицами. Тех, кто двери перед молодыми отворял,
величали ключарями, сторожами, придворниками, а колдуна или знахаря,
оберегающего свадьбу от «дурного глаза»,—вежливец. Родственники невесты,
отвозившие в дом жениха ее постель, назывались коробейниками, а гости со
стороны жениха — поезжане. Мужчина, сватавший невесту, был сват или
сватовец, а если это щекотливое дело доверялось женщине, тогда ее свахой
или сведуньей называли. И наконец, все участники свадебного поезда
звались свадебниками, свадебщиками или сваребьянами.
Все гости, чтобы оградить свадебные торжества от сглаза и порчи,
должны были поверх платьев и рубах вязанными поясками подпоясаться, в
которые сотни крошечных узелков вплетались. Считалось, что ведьма или
ворожея до той поры не сможет молодым вреда учинить, пока последнего
узелка на гостевых поясках не развяжет.
Чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой, невесте дарили
гребень, а жених должен был в день свадьбы положить в карман хоть
щепотку соли, а в каждый из носков по медной монетке. Против козней
колдунов и «черного глаза» где-то на теле или в складках праздничного
платья жених с невестой прятали лук,
чеснок, янтарь, ладан, льняное семя,
иголки без ушек, кусочек ольховой
коры, а под ноги стелили меховой полушубок — как символ будущего
богатства и благополучия.
Ну а само свадебное застолье проходило, как и поныне, шумно,
весело, со множеством яств и напитков. Утром молодую чету вели в баню,
где молодуха с гордостью демонстрировала свахе и матери знаки своей
девственности, оставшиеся после первой брачной ночи на сорочке или
простыне как свидетельства целомудренного поведения.
Утренним посещением бани основные свадебные обряды завершались, но
праздничное торжество и шумное застолье растягивалось порой на несколько
дней, переходя из одной избы в другую.
А уже через год бывшие молодожены собирали родных и друзей на
ситцевую свадьбу, получая в подарок отрезы этой яркой красочной ткани.
Пятилетие совместной жизни отмечали свадьбой деревянной, семилетие—
медной, а свадьба розовая была итогом десяти прожитых в супружестве лет.
Черед стеклянной свадьбы наступал на пятнадцатый год, а еще через пять
лет можно было отмечать свадьбу фарфоровую. Пройдя по жизни четверть
века, супруги, обменявшись серебряными колечками, шумно и весело
справляли свою серебряную свадьбу, а прожив в мире и согласии еще пять
лет, отмечали они свадьбу жемчужную, затем полотняную и рубиновую.
А потом приходило время свадьбы золотой, венчавшей полувековой
совместный путь счастливых супругов. Прожив вместе шестьдесят лет, можно
было отмечать бриллиантовый юбилей, свадьбу платиновую справляли на
шестьдесят пятом году совместной жизни, а еще через пять лет наступал
черед свадьбы коронной! Дай Бог и вам ее отметить, а нам на ней
погулять.
День Десятый (23 января) Житие святого отца
нашего Григория, епископа Нисского |