Содержание:Чеснок
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
"Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. "Гранд" Москва 2001 год.
ЧЕСНОК
Суеверная эмблема защитной силы в Южной и Центральной Европе с античных времен.
Считалось, что он имеет антимагнетические свойства (римское поверье), отпугивает
змей, отводит молнию, дурной глаз и вампиров.
Обычай развешивать связки чеснока в доме имел
защитный символизм в течение столетий. В Древней Греции, где запах чеснока
вызывал неприязнь, его жевание было убедительным доводом, чтобы сохранить
целомудрие.
"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995
ЧЕСНОК
Чеснок, повешенный вокруг дома в День Всех Святых,
прогонит злых духов. (Шотландия).
Шотландцы придавали большое значение употреблению чеснока как средства,
отгоняющего злых духов, в любое, время, но, в особенности, накануне
Дня Всех Святых.
Во многих отдаленных уголках Шотландии данное поверье бытует до сих пор. В связи
с этим интересно вспомнить, что в одной из развлекательных передач Британского
Радио ( в субботу 6 января 1945 года, после обеда), где затрагивалась тема
черной магии, было сказано, что хозяева одного старого дома вешали над дверью
чеснок накануне Дня Всех Святых.
На праздничных кострах в честь летнего солнцестояния
в департаменте Вар (Прованс) поджаривали зубки чеснока и раздавали их всем
семьям.
На Суматре батраки считали чеснок средством,
абсорбирующим души, и использовали его в обрядах улавливания потерянных душ.
"Краткая энциклопедия славянской мифологии" Шапарова Н.С. Издатнльства: "АСТ",
"АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
ЧЕСНОК — растение-оберег, весьма почитаемое славянами. В
одном из раннехристианских поучений против язычества говорилось: «И чесноковиток
богом же творят. Егда будет у кого пир, особенно на свадьбах, тогда кладут в
ведра и чаши и пьют, веселятся о своих идолах». Чеснок некогда был необходимой
принадлежностью обрядов, связанных с поклонением Хорсу.
За праздничной колядской трапезой головку чеснока
клали на стол перед каждым гостем для того, чтобы
отогнать нечистую силу и болезни; у сербов пресный
пшеничный хлеб, приготовляемый для этой трапезы, назывался чесницею.
Из-за «горящих», жгучих свойств и из-за сильного и острого запаха чеснок считали
могущественным оберегом. Ему приписывалась способность отгонять
нечистую силу, ходячих
покойников, порчу, болезни и всяческие беды.
Кроме того, особые, волшебные свойства приобретал, по народному поверью, чеснок,
выращенный особым образом: посаженный в землю в сыром освященным яйце. Верили,
что такой чеснок расцветает в полночь на Ивана Купалу;
считалось, что тот, кто обладает им, может творить чудеса, общаться с
нечистой силой и чародеями,
ездить верхом на ведьме, и т.д.
По народному поверью, с помощью венка из чеснока
можно пленить беса. Для этого нужно взять чеснок и
тайком пойти за девушками, когда они на русальной неделе
пойдут завивать венки. Когда девушки начнут завивать венки и надевать их на
себя, нужно свить свой венок и вплести в него чеснок, после чего надеть этот
венок на себя «и ходить с ним надаль (невдалеке)». Человек, на которого надет
такой венок, увидит нечистую силу, которая в образе
дородного молодца веселится вместе с девушками. Когда девушки пойдут домой, этот
молодец пойдет провожать их, после чего вернется обратно и станет веселиться уже
один на том месте, где девушки вили венки. В этот-то момент и нужно подойти к
нему и заговорить с ним, как с человеком, о «гульбах и забавах», и во время
разговора быстро накинуть на него венок с чесноком. Верят, что после этого демон
«будет от того венка связан и непоколебим никуда, и что хошь, то и делай над
ним; а если хочешь богатства или славы, то даст он все тебе и скажет: «Что
хочешь от меня, я дам тебе, лишь венок сойми». Тогда обвяжи его и с клятвою
отпусти, и он исполнит. ..».
"Энциклопедия русских примет" "ЭКСМО - Пресс" 2000
чеснок
Чеснок да редька — так и на животе крепко.
Чеснок уродился — уродится и рожь.
Б. А. УСПЕНСКИЙ филологические разыскания в области славянских
древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского) Издательство Московского университета 1982
...Вместе с тем от лешего можно
избавиться, произнеся слово чеснок (Терещенко, VI, с. 133; Снегирев, IV,
с. 12; Зеленин, II, с. 15; Афанасьев, II, с. 571), при том, что чеснок
может выступать и как апотропеическое средство, предохраняющее от змей
(Зеленин, II, с. 46), а также от русалок (Сырку, 1913, с. 180), от
болезни и т. п. (Афанасьев, II, с. 569—571; Зеленин, II, с. 51). Общение
с лешим и с домовым в Великий четверг (Максимов, XVII, с. 102— 103;
Афанасьев, II, с. 69, примеч. 2; Померанцева, 1975, с. 40, 101; П.
Иванов, 1893, с. 31—32) отвечает соотнесенности этого дня с культом
Волоса, о котором говорилось выше (§ III.3.1, а также экскурс VIII).
...Между тем, для отношения к городьбе
представляет интерес то обостоятельство, что изгородь (частокол) может
носить название чеснок (Даль, IV, с. 599; Дювернуа, 1894, с. 227;
Прозоровский, 1869, с. 143—147; Пеннингтон, 1980, с. 386), совпадая тем
самым с названием растения; такое же совпадение значений имеет место и в
польском языке, ср. польск. czosnek. Слово чеснок как обозначение
изгороди и чеснок как название растения, по-видимому, одного
происхождения, т. е. этимологически связаны с глаголом чесать (Фасмер,
IV, с. 350; Пеннингтон, 1980, с. 386); ср., между тем, выше (§ III.5.1)
о магическом значении чеснока как оберега от змей, а также от лешего,
русалки и т. п. (отсюда объясняется, возможно, семантическое сближение
соответствующего растения и изгороди: как чеснок — растение оберегает от
нечистой силы, чеснок—изгородь охраняет от врага).
Отметим в связи со сказанным предписание городить изгороди после вешнего
Николина дня, которое предполагает, видимо, запрет на соответствующие
действия до этого времени (Ермолов, I, с. 266; Каравелов, 1861, с. 223);
в других местах городьба запрещается до вешнего Юрьева дня
(Добровольский, 1914, с. 208), что легко понять ввиду соотнесенности
Георгия и Николы (ср. экскурс VII).
Далее |