Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
20 января — Иван Бражный. Перезимье
Еще не успели православные после крещенского
мороза в избах отогреться, а уж перезимье весть о весне подает.
Хоть и тяжелы снега глухозимья, а коль деревья в инее, значит,
небо будет синее, и, разгорячившись на радостях, январское
солнце напомнит о себе неожиданным в это время теплом, заставив
сосульки всплакнуть по дряхлеющей потихоньку зиме.
Но людям, похоже, ее ничуть не жаль. Они, опьяненные светом,
веселой толпой ходят по улицам от избы к избе, распевая озорные
частушки, самая актуальная из которых звучит приблизительно так:
«Накурило, намело снегу голубого. Ноне женят мясоедом
всякого-любого».
Так вот оказывается от чего мужики уже с утра пьяны. Не яркое
солнце заставило их от радости захмелеть, а добрый соседушка,
пригласивший начало мясоеда отметить чаркой крепкой медовухи или кружкой
домашнего пива.
А как не выпить за праздничек, «без поливки и капуста сохнет». Да и
любезный сердцу сосед не без причины к столу зазывал, а приглашал сватом
быть, засылая в дом приглянувшейся девушки, от смущения наполняя рюмку
за рюмкой и без конца приговаривая: «Из полу ведра через край до дна».
«Пей пивцо, запивай винцом, да и водка — вину тетка, рот дерет, а хмель
не берет». «Не пей за столбом, а пей за столом. Чарка вина прибавляет
ума». «Пей досуха, чтоб не болело брюхо, пей до дна — прибавляй ума!» Ну
как после таких слов откажешь другу разлюбезному, а ворчливой жене можно
напомнить, что «муж ее хоть не пригож, зато во хмелю угож». И если к
тому же «пьян, да умен — два угодья в нем, а коли рьян да глуп — таких
чаще бьют». Да и вообще, чего она беспокоится, когда всем известно:
«Малого да пьяного сам Бог бережет».
А вот тут, уважаемые, ошибочка вышла, не Господь пьяных бережет, а
чертушка овладевает запойным, куражась и смеясь над его хмельными
выходками, а улучив подходящий момент, может, завладев бессмертной душой
бедолаги, поселиться в его теле, используя вместо костюма или водя по
улицам, как ярмарочного шута, на всеобщее обозрение и осмеяние. И тогда
никто уже не поможет горемыке от рогатого провожатого избавиться. Разве
что отыщется опытный знахарь, умеющий припадочных и одержимых
отчитывать, или согласится местный священник прочесть над запойным все
псалтыри по три раза. Да и то за счастливый исход дела ни тот, ни другой
не поручатся.
Нельзя сказать, что бы слыл этот день самым холодным в году, зато
ветрами он, видно, не прочь был позабавиться, ведь недаром его в народе
«Емельян — закрути буран» прозвали, заодно примечая: «Если ветер с юга
снежные облака гонит — быть лету грозовому, дождливому, а коли Емельян
тихим простоит, то и лето солнцем порадует».
Но погодоуказчиков и ветропогонщиков среди зимних дней находилось
немало, а Кумишным одного Емельяна считали. И все от того, что во многих
районах России в этот день принято было куму с кумой крестника навещать,
принося в подарок новое полотенце и кусок мыла, вручая их молодой матери
со Вот и выходит: «Во хмелю сладко, да потом — гадко». Так что,
направляясь к соседу и захотев «для почину выпить по чину», стоит,
наверное, и о том помнить, что «первая рюмка— на здоровье, вторая — на
веселье, а третья — на вздор». Поэтому «пить-пей, да себя разумей»!
День Седьмой (20 января)
Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня
|