День Седьмой (20 января)
Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня
На другой день праздника св.
Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора
честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И
вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил
таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки.
Итак, тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и
прославляется песнопениями Креститель. Самое же слово "собор" означает,
что народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и
похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна.
Таковой собор, хотя совершался и совершается во всех храмах вселенной,
но с особенною торжественностью совершается в храмах,
посвященных имени Крестителя, как это было прежде в храме его при
Иордане, где он крестил Христа, и в Севастии1,
где он был погребен по умерщвлении Иродом2, и в Антиохии, куда было
первоначально принесена правая его рука святым евангелистом Лукою3,
и в Царьграде, куда впоследствии также святая рука была перенесена из
Антиохии, и где в особенности торжественно справляем был собор
Крестителя, так как рука его была перенесена в самое навечерие святого
Богоявления, когда бывает освящение воды: казалось что тогда сам
Креститель прибыл невидимо на освящение воды, и великая радость была
царям и всему народу. Потому-то тогда с великим торжеством совершен был
собор Крестителя на другой день Богоявления Господня и продолжал
праздноваться также и в последующее время. И мы с радостью духовною
совершаем собор сего великого Предтечи и Крестителя Иоанна, моля его о
том, чтобы он просил за нас Владыку Христа собрать нас в церкви
торжествующих, в вечном нерукотворенном храме на небе, и где бы мы могли
слышать голос празднующих и совершить празднество в честь вечного
явления Бога. Там мы можем насыщаться со Христом видением лица Бога,
явственно показывающего Себя святым Своим, и
славить со всеми небесными ликами Отца и Сына и Святого Духа во веки,
аминь!
Примечания
1 Севастия -
главный город Самарии. Такое название город получил после того, как был
подарен Августом Ироду Великому, который полностью восстановил его и
украсил и в благодарность Августу назвал его Севаста, или Севастия, что
значит - город Августа.
2 Разумеется Ирод
Антипа, сын Ирода Великого, правившего в Галилеи и Перии с титулом
тетрарха, т.е. четвертовластника, властителя над четвертою частью
Палестины. Он имел законную жену, дочь Аравийского царя Арефы, но отверг
ее и отнял жену у Филиппа, брата своего, - Иродиаду. Св. Предтеча
Господень Иоанн обличал Ирода за сей беззаконный брак. За это Ирод
заключил его в крепость Махерут, находившуюся близ Мертвого моря на
границе с Аравией. Здесь злобная Иродиада, воспользовавшись удобным
случаем, представившемся во время пира, испросила у Ирода чрез дочь свою
Саломию главу Иоанна Крестителя, и беззаконный царь посреди пира повелел
отсечь главу Предтечи, что и было исполнено. Сия глава была отнесена
Иродиаде, которая в злобной радости исколола Предтечев
язык, а тело было выброшено за стены крепости и найдено здесь учениками
Крестителя, которые с честью отнесли его в Севастию и здесь похоронили.
3 Апостол и Евангелист
Лука был родом из Антиохии; потому-то он и озаботился перенести честную
руку Предтечи в свой родной город. Память святого Луки совершается 18
октября.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Седьмой день (20.01), С. 14. Жития
святых, С. 450 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 94)]
|