Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
19 января — Крещение, Богоявление
Недаром, видно, говорят: «Кто рано встает, тому Бог
подает». Попробуйте Богоявленским утром подняться пораньше и на небо
помолиться, обратившись с вопросом или просьбой. Люди знающие уверяют,
что в это время «врата небесные» открытыми стоят и каждое слово, к Богу
обращенное, сквозь них свободно течет. Не напрасно же святочные дни
считаются временем духовного общения земли и неба, людей и Бога. А
большой двунадесятый праздник Богоявления, или
Крещения Господня,
подводящий итоговую черту под двенадцатидневными святочными вечерами,
полон чудесных знамений, превращений и деяний. При этом оба названия
праздника даны ему в честь события многовековой давности, происшедшего
на берегах реки Иордан.
Евангелие повествует, что после тридцати лет довольно уединенной
жизни в Назарете Иисус Христос решил стать участником обряда крещения,
придя вместе с другими людьми на берег реки к Иоанну Предтече. В тот
момент, когда пророк стал омывать его тело, разверзлись небеса и Дух
Святой в виде голубя снизошел на Иисуса, а голос Бога Отца возвестил:
«Это Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Таким образом во
время одного знаменательного события — Крещения Господня — произошло
другое, еще более важное — Богоявление, то есть перед замершим в
удивлении и восхищении народом была явлена тайна Троицы. При этом и Бог
Отец, и Святой Дух оставались для простых людей недосягаемым
совершенством, а Бог Сын, принимая обряд крещения, отождествил себя с
грешным народом, нуждающимся в прощении, спасении и возрождении.
Своим таким земным и понятным каждому поступком Иисус Христос будто
давал понять людям, что пришел в мир не для осуждения и наказания, а
чтобы, соединившись с ними, «дать закон и правила, сделав всех
равноправными участниками своей совершенной и безгрешной жизни».
В память об этом событии ежегодно 19 января во всех российских
православных храмах совершаются праздничные молебны с торжественным
крестным ходом и обязательным Водосвятием. Для чего на одном из водоемов
на издавна установленном месте прорубается прорубь— Иордань, в которой
все желающие набирают «святой водицы», храня ее целый год и используя в
качестве чудодейственного средства «от немочи телесной и посягательств
нечистого». А те, кто на святках рядился или чувствовал после праздников
недомогание, купались в этой проруби голышом, смывая с себя болезни и
невольные грехи.
После Водосвятия и всех обязательных обрядов в прорубь втыкали палку,
чтобы плодились в хозяйстве голуби и пчелы, а мужики оставляли рядом с
ней кнут, надеясь таким образом «урезонить» излишне резвых и непослушных
лошадей.
В некоторых губерниях на Крещение возле Иордани устраивались
смотрины, на которых парни высматривали себе невест, чтобы успеть до
масленицы свадьбу сыграть и новый сельскохозяйственный сезон начать
самостоятельными хозяевами. А он, судя по тому, как густо сыпал с неба
снег, обещал быть на редкость урожайным. Значит, можно было на достаток
и благополучие рассчитывать, а к следующему празднику и ребеночком
обзавестись, подгадав его крещение ко дню Крещения Господня.
Во время таинства крещения церковными служащими и всеми участниками
этого события совершается сразу несколько обрядов, каждый из которых
имеет свое символическое значение. Обращение младенца к западу означает
для него отречение от сатаны, помазание елеем — вселяет силу и
уверенность в борьбе с темными силами зла, погружение в воду — очищает
от грехов. Крест и белая одежда символизируют чистую, праведную жизнь,
пострижение волос — предание новокрещеного воле Божией, а хождение
вокруг купели — вечность. Миропомазание, во время которого священник с
помощью небольшой кисточки наносит освященным миром (благовонным маслом)
кресты на лоб, глаза, уши, ноздри, губы, грудь, руки и ноги младенца,
является символическим освящением всех его чувств, дел и поступков.
Завершается таинство крещения обрядом воцерковления, когда
священник берет на руки младенца подобно тому, как брал святой праведный
Симеон на руки родившегося Спасителя.
|