День Шестой (19 января) Крещение Господне
Господь наш Иисус Христос, по возвращении Своем из Египта, пребывал
в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан, сокрывая
от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего
возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее
тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника.
Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя
Сыном Божиим и Первосвященником великим, прошедшим небеса (Евр
4:14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста. В
Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Материю, сначала при
мнимом отце Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и
занимался вместе с ним плотническою работою; а потом, когда
Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих
пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас
научить трудолюбию (Лк 3:23). Когда же исполнялся тридцатый год
Его земной жизни и наступало время Его Божественного явления
народу израильскому, то, как говорит Евангелие, был глагол Божий
к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк 3:2), - глагол, посылавший
его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн
должен был узнать пришедшего в мир Мессию. Об этом говорит в
своей проповеди сам Креститель такими словами: Пославший меня
крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и
пребышающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин 1:33)
Итак Иоанн, внимая глаголу Божию, ходил по всей стране иорданской,
проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк 3:3), ибо Он был
Тот, о Котором предрек Исаия: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь
Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис 40:3). И
выходила к нему вся Иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все
у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи (Мк 1:5). Тогда пришел и
Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него (Мф 3:13).
Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: Идет
за мною Сильнейший Меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать
ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом
Святым (Мк 1:7-8).
После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел
нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и
Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни,
но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы
очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы
освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить
купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот,
узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога
Отца, был неложным свидетелем о Христе.
Иоан же удерживал бго и говорил: мне надобно креститься от Тебя и
Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать
лет взыграл младенец радостно (Лк 1:44) во чреве матери своей, потому и
сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания,
перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну:
Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3:15).
Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божий, как
будто бы Иисус говорил так: "поелику я совершил все заповеди, какие даны
в законе, и осталась только одна - относительно крещения, то Мне
подобает исполнить и эту". Крещение же Ианново также было Божественною
заповедью как это видно из слов Иоанна: Пославший меня крестить в воде
сказал (Ин 1:33). Кто же посылал? Очевидно, Сам Бог: был, - сказано в
Евангелии, - глагол Божий к Иоанну (Лк 3:2). И еще потому крестился
Иисус будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, по
словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо
возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем
же возрасте - времени полного раскрытия сил мужских - человек
подчиняется златолюбию, тщеславию, ярости, гневу и всяким грехам.
Посему-то Христос Господь медлил принятием крещения до этого возраста,
дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все
естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться
смертных грехов.
После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления,
вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого
крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе
тот не исповедывал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось
выйти из воды, Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и
потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф 3:16).
Когда же Господь выходил из воды, над Ним отверзлись небеса,
блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя сошел на
Крестившегося Господа. Подобно тому как во дни Ноя голубица возвестила
об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на
окончание потопа греховного. А в виде голубя святой Дух явился потому,
что эта птица чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего
смрадного: так и святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия,
учитель кротости и устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от
человека, пресмыкающегося в смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой
сходил, как голубь, на Христа Иисуса с неба, то слышался глас
говоривший: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое Благоволение (Мф
3:17). И Ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Шестой день (19.01), С. 6. Жития
святых, С. 403 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 84)]
|