Содержание: "Русский
народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
13 июня —Еремей Распрягальник
«Всяк Еремей про себя разумей, когда сеять,
когда жать, и когда в скирды метать». А июньский Распрягальником
звался как раз за то, что яровой сев завершал. О нем так и
говорили: «Пришел Батюшка Еремей — опусти сетево, покинь
севалку».
Отсеявшись, крестьяне покидали поля, а им на смену Житный дед
торопился. В отличие от прочей нежити Житный дед (Полевик,
Жыцень, Гречуха) считался существом не злым, он, по народному
поверью, хлебные поля стерег. Но не во всякое время, а лишь с
весны до осени, пока не всходили и не созревали хлеба. В день
жатвы прятался Полевик
в последнем снопе, и для того, чтобы мог он вернуться будущей
весной, сноп тот не обмолачивали а, нарядив, несли с песнями в
житницу, где и хранили бережно до нового урожая.
На люди Житный дед старался не показываться, но при желании его
можно было встретить у межи — границы полей. Видевшие его
рассказывали, что телом
Полевик черен как сама земля, волосы и борода у него из трав
и колосьев, глаза разноцветные, хитрющие, а росточка дед
махонького. Не любил он, когда его беспокоили попусту, мог
обидеться и весь хлеб на полях перепутать, да так, что вырастала
среди ржи пшеница, а на ячменном поле овес зеленел. Поэтому
старались крестьяне зря
Полевика не тревожить,
а чтобы задобрить взгрустнувшего деда оставляли ему на поле
несколько яиц да петуха безголосого. Приходила зима, и тут о
Полевике не забывали,
припасая для него яблоки и несколько горстей обмолоченного
зерна, ожидая за это милости и хорошего урожая на будущий год.
Впрочем, до зимы нужно было еще дожить, а пока сады да огороды
крестьян заботили.
День Тридцать первый (13 июня)
Страдание святого мученика Ермия
|