Содержание: "Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
25 июля — Прокл Великие Росы
Хотя «на Прокла поле от росы промокло», крестьяне ей
рады были. Потому что в этот день наличие на полях росы и тумана хорошую
погоду предсказывало, а вот их отсутствие грозило затяжным ненастьем.
Да и потом непростыми считались Прокловы росы. Старушки-знахарки
давно уже в них чудодейственную силу приметили, способную от многих
болезней исцелить, а при большой нужде даже от призора, наговора и
сглаза избавить.
До сих пор считается, что бывают глаза у людей добрыми, чистыми, а
бывают и дурными, способными беду навлечь. При встрече с подобным
человеком надо трижды плюнуть через
левое плечо и прошептать: «Черный глаз, не гляди на нас» — ив своем
воображении накрыть его ну хотя бы стеклянным колпаком.
А кроме того от сглаза и раньше и теперь защищаются следующим
образом: прикусывают кончик языка, сворачивают пальцы кукишем, стучат
трижды по дереву, носят в кармане стручок фасоли, надевают белье
наизнанку, умываются с серебряной ложки, прикалывают к одежде булавку и
никогда не называют чужому человеку настоящего имени новорожденного.
Ну а если случилось несчастье и кто-то, несмотря на все
предпринятые меры предосторожности, смог навлечь беду на вас или
близкого вам человека, попробуйте воспользоваться одним из «дедовских»
методов лечения призора. В старину, например, брали воды
непитой, никем не отведанной (для этого-то как раз Проклова роса и
годилась), вынимали из печки 3 уголька, доставали щепотку соли, стоящей
на столе в Великий Четверг, и все это складывали в один стакан. Затем
дули над ним 3 раза и трижды сплевывали в левую сторону. После этого
трижды сбрызгивали той водой больного, давали трижды из стакана
отхлебнуть и вытирали ладонью грудь против сердца. Потом заставляли
больного обтереть лицо рубашкой, а оставшуюся воду выливали под
притолоку. Некоторые к такому «знахарскому» составу добавляли еще и
немного мха, надерганного из угла избы, а кое-кто читал над водой
молитву.
Женщины, чтобы избежать сглаза или попытаться снять его, проводили
рукой сначала по ягодицам, а потом по лицу и приговаривали: «Как ты у
меня неглазливая, так и я бы неглазливой была».
Если кто-нибудь говорил молодой матери, что ребенок ее пригож и
весел, следовало трижды облизать ему лицо, каждый раз сплевывая на
землю, причем так же поступать и при каждом его купании, на всякий
случай. Известно же: «Береженого Бог бережет».
В общем от сглаза можно было избавиться не прибегая к помощи знахарей и
чародеев. А вот с порчей все обстояло гораздо сложнее, потому что она не
простым человеком напускалась, а ведьмой или колдуном. Да еще при помощи
наговора, напуска или относа.
Наговаривали обычно на хлеб, воду, соль, напускали несчастья по ветру,
реке, следу, а относом называли наговоренные и подкинутые в дом или на
дорогу вещи: кресты, пояса, рубахи и даже игрушки. Порчу могла причинить
и кладь, которую чародеи зашивали новобрачным в подушки или перины. Ей
мог оказаться женский волос, спутанный в комок, игла, пуговица или
косточка, взятая с кладбища.
От порчи, нанесенной с помощью клади, избавлялись лишь обнаружив ее
и отнеся в дом человека, который ее подложил. От несчастья или болезни,
причиненной относом, спасались тем, что несли найденную вещь на место, с
которого ее подняли. А от напускной порчи мог избавить только очень
опытный знахарь. Но и он частенько ничего поделать не мог, а лишь руками
разводил, говоря: «Сделано крепко и завязано туго — мне не совладать».
Но считалось, что если успел чародей умыть человека Прокловой росой
и тем самым обезопасить его от порчи и сглаза, другому колдуну навредить
чем-либо тому человеку было уже невозможно. Ну а для верности
пользовались люди бесчисленным множеством самых разнообразных
«отводящих» порчу средств: луком, чесноком, янтарем, ладаном и крестом,
столь ненавидимым всеми представителями злого мира нашего воображения.
День Двенадцатый (25 июля)
Страдание святых мучеников Прокла и
Илария
|