Содержание:
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
24 февраля — Власий— Скотин бог, коровий праздник
День священномученика Власия
из-за множества примет и обычаев, на него приходящихся, как только в
народе не называли: Волос, Велес, Коровий
праздник, Масленик, Морозник, не без удовольствия отмечая: «Прошел
Прохор, пришел Влас — скоро весна у нас».
Но, видно, очень не хотелось
одряхлевшей снежной барыне без боя сдавать когда-то с трудом отвоеванные
у осени позиции. Вот и пыталась зима ледяными утренниками за землю
уцепиться, а набравшись сил, шпарила на Власия размечтавшихся о весеннем
тепле людей запоздалыми морозами. Но, правду сказать, были они
последними и никого уже ни силой, ни лютостью напугать не могли: «Власий
рог с зимы сшибает, в дорогу снаряжает, а путь ей ведом — за Прохором
следом».
Конечно, куражился народ, насмехаясь над порядком надоевшей зимой,
а морозы Власьевские шуток не терпели, обжигая неосторожных прохожих до
слез. Но даже они не могли испортить праздника, который в это время по
всем приходам 3 дня кряду отмечался. Ведь священномученик Власий
почитался в народе первопреемником славянского бога Волоса (Велеса) —
покровителя и заступника домашнего скота, поэтому и Власия нередко
называли Скотьим Богом, а торжества, на его день приходящиеся, считали
коровьим праздником.
В это время никто не работал, в церквях служили молебны, а
осмотрительный деревенский люд, отстояв заутреню и помолившись
христианскому святому, спешил по домам, чтобы на всякий случай воздать
должное и славянским традициям, не забывая тем не менее повторять:
«Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы
со двора шли-играли, а с полей шли-скакали».
В некоторых российских губерниях еще в начале нашего века на Власия,
так же как и на Агафью
Коровницу, принято было проводить обряд опахивания деревень,
который должен был предохранить скотину от «прилипчивых болезней» и
массового падежа. Для чего одна из самых уважаемых в деревне женщин с
голиком в руках, трижды обходила деревню, возглавляя целую процессию
воинственно настроенных кумушек, следующих за ней верхом на
помелах,
ухватах, косах, с горящими лучинами
в руках.
Мужики к подобным обрядовым действам и близко не подпускались, да и
некогда было им на ухватах разъезжать, ведь на Власия повсеместно
начинались скотские торги, открывались шумные базары, устраивались
ярмарки. А по дворам варили хмельное
пиво, приглашая родных весело и сытно отметить коровий праздник, не
жалея для дорогих гостей ничего и помня о том, что в это время у самого
«Власия борода в масле».
|