Содержание:
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
18 февраля — Агафья Коровница, Голодуха
Святая мученица
Агафья считалась в народе покровительницей домашнего скота, помогая
хозяйкам беречь и холить главных кормилиц деревенской семьи — коров.
Ведь летом и осенью в тепле да при обильных кормах российские Буренки в
особенной защите не нуждались. Но в конце зимы, когда не только сено, а
даже солому приходилось экономить, вопрос о помощи изрядно исхудавшим и
обессилевшим коровам вставал достаточно остро. Нередко в это время от
истощения и заразных болезней вымирали целые крестьянские стада, а
суеверные предки наши связывали такой катастрофический падеж с
появлением в деревнях «Коровьей смерти».
Говорят, это злобное существо появлялось на земле в облике мерзкой
старухи аккурат на Агафью Коровницу. И чтобы отогнать от скота «Коровью
смерть», хозяйки в этот день, помолясь святой мученице, убирали хлев с
помощью лаптей, измазанных дегтем, окуривали его чертополохом, выставляя
в дверях осиновые деревца, вырванные с корнем.
Частенько в ночь на Агафью особенно усердные бабы совершали обряд
опахивания деревни. Для чего впрягали в соху с хомутом, но без шлеи одну
из местных вдов, идя рядом босиком, в одних рубахах, выкрикивая
заклинания и что есть силы колотя в сковороды и печные заслонки.
Мужикам в это время строго-настрого запрещалось покидать дома,
собак, даже самых послушных, на привязи держали, а скотину надежно
запирали в хлеву. Ведь попадись навстречу шумному бабьему шествию
животное или человек — забивали участницы обряда бедолагу до смерти,
полагая, что это сама Коровья смерть, сменив обличье, им под руки
попалась. Что и говорить — жестокий обычай, но ведь и ставка высока:
«Русский крестьянин скотиной жив, а коль корова во дворе, то и харч на
столе».
|