Содержание:
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
15 февраля — Сретение Господне
Сретение, что в переводе на
русский язык означает «встреча», православная церковь отмечает на 40-й
день после Рождества Христова. Когда, согласно Ветхозаветному обычаю
(закону Моисееву), Мария принесла сына-первенца в Иерусалимский храм,
«чтобы представить его перед Богом и исполнить обряд очищения».
В те времена в Иерусалиме при
храме жил старец Симеон, ученый-книжник, переводивший священное писание
на греческий язык. Однажды, читая Книгу Пророчеств Исайи, он усомнился в
правильности написания следующей строки: «Сам Господь даст вам знамение,
и Дева примет и родит Сына Его». Симеон решил,
что в текст вкралась досадная ошибка, и хотел уже исправить слово «Дева»
на слово «жена». Но тут, согласно преданию, явившийся перед
благочестивым старцем ангел «отвел его руку», произнеся удивительное
пророчество: «Имей веру в написанные слова и сам убедишься, что они
исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа,
который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
Прожив на земле триста шестьдесят
лет, Симеон смог убедиться в правдивости всего сказанного ему когда-то,
встретившись в храме с Богоматерью, зачавшей и родившей сына «в чистоте
и непорочности». Взяв на руки чудесного младенца, старец, ликуя и
радуясь, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову
Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил
перед лицом всех народов...». А пророчица Анна, «подойдя, славила
Господа и говорила о младенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Итак, согласно церковным канонам,
Сретение — это встреча последних праведников Ветхого Завета — Симеона и
Анны — с носителем Нового Завета Иисусом Христом, «в лице которого
встретились божество и человечество». А в народном сознании этот большой
православный праздник воспринимался еще и как встреча зимы с весной. «В
Сретение весна с зимой встретилась»,— говорили наши предки, не без
основания подчеркивая: «Покров не лето, Сретение — не зима».
Но в середине февраля погожие
деньки лишь чередовались с метелями и морозами. Хотя, если на Сретение
оттепель свое брала, весну ждали раннюю и солнечную. Сретенская капель
предвещала хороший урожай пшеницы, снежная пороша заставляла думать о
раннем севе овса, а ветер плодородие фруктовых деревьев гарантировал.
По погоде этого дня и об урожае
трав судили, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если
заметет ее снегом, значит корма скоту до первого выгона может не
хватить, а травы весной будут дороги. А еще на Сретение принято было
племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись
хорошо.
Рассказывая об обычаях и приметах
большого христианского праздника Сретения Господня, было бы
несправедливо не упомянуть и о том, что по времени он совпадал с
древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим
праздником Громницы.
Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами
грандиозные костры. А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому
огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», или
громничной свечи. Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти
крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного
праздника:
Николы зимнего,
Варвары,
Флора и Лавра и т.п. На
торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая
общественную свечу и служа молебен для всей деревни.
Ежегодно сретенскую, или
громничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском,
и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в
церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие
сретенские свечки, хранившиеся за божницей.
Веря в чудодейственную силу
громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала
пахоты, сева и уборки. Считалось, что они способны сохранить в
неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь
от дурного глаза урожай. А зажженную громницу давали в руки покойнику,
искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего
отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по
мукам». День Второй (15 февраля)
Сказание о Сретении Господнем
|