|
31 августа
Имена: Георгий, Денис, Илларион, Макар, Фрол.
Оглавление:
Краткая
энциклопедия славянской мифологии
Древняя Русь в
лицах
Народный календарь
Энциклопедия русских примет
Краткая энциклопедия
славянской мифологии
ФРОЛЫ — день памяти Флора (Фрола) и Лавра (Лавёра)
—лошадников, конский праздник (31. VIII). Согласно легенде, братья Флор
и Лавр были каменотесами, верующими в Христа; полученные за работу
деньги они раздавали нищим, а сами соблюдали строгий пост и проводили
много времени в молитвах. Однажды, когда они трудились над постройкой
языческого храма, сын местного жреца неосторожно подошел слишком близко,
и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его; братья обнадежили
разгневанного отца, что сын его получит исцеление, и взяли юношу к себе,
наставили в вере в Христа и, после того, как юноша исповедал ее,
помолились о нем, и глаз его исцелился (после чего отец юноши также
уверовал во Христа). Но по окончании стройки храма братья собрали
христиан, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой
крест, за что были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
Флор и Лавр повсеместно почитались как покровители лошадей; их образ во
многих губерниях вешали в конюшнях с правой стороны, над яслями. В
некоторых местах такое представление об этих святых объяснялось
легендой, являвшейся, очевидно, переделкой библейского предания. Легенда
эта гласила, что оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по
деревням и рыли колодцы; один раз работа их была настолько неудачна, что
земля обвалилась и похоронила их обоих, да так, что никто этого и не
заметил. Но вскоре из-под обвала стала сочиться вода, и вскоре местные
жители заметили, что одна чахлая лошаденка, приходившая туда и пившая
эту воду, начала вдруг добреть и здороветь. Хозяева из этой деревни
принялись гонять туда своих лошадей, и все лошади вскоре стали выглядеть
так, словно за ними ухаживали лучшим образом. Тогда мужики раскопали
колодец и наткнулись там на Флора и Лавра: братья стояли с железными
лопатами в руках, целые и невредимые.
Известна была и другая легенда, объяснявшая связь Флора и Лавра с
лошадьми. Согласно этой легенде, один мужик на второй день Спаса выехал
в поле пахать, чтобы посеять озимую рожь; но лошадь его заартачилась и
остановилась, и мужик с бранью и проклятиями принялся хлестать ее
кнутом, а потом начал колотить и палкой, пытаясь заставить ее работать и
угрожая в случае неповиновения вспахать на ней целую десятину в один
день. Лошадь пала на колени и заржала, и в этот момент на поле вдруг
появились два странника с посохами, которые спросили у мужика: «За что
ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на
счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой
неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет
ни единого. Завтра наш день -Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться
и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же
наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и
охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их
заступниками и ходатаями перед Ним».
Очевидно, в связи с подобными легендами, день этих двух святых —
покровителей лошадей был связан в народном сознании с лошадьми и
именовался «конским праздником». В этот день на лошадях ни в коем случае
не работали, давая им отдых; правда, в некоторых местах в этот день
принято было устраивать конские скачки, но и в этом случае седлать
лошадей было не принято. Лошадей на Фролы купали, завивали лентами их
хвосты и гривы и хорошо кормили, а также приводили их к церкви для
окропления святой водой. Этот обычай соблюдали повсеместно, и даже
крестьяне придерживались его: неказистых, но выносливых крестьянских
лошадок с утра кормили «в полную сыть», в том числе и овсом, и даже
круто посоленными яичными хлебцами, а также расчесывали им гривы и
хвосты; девки вплетали в них ленточки, кусочки кумача или ситцев ярких
цветов, после чего хозяева пригоняли их к церкви, где священники служили
молебен святым мученикам и кропили лошадок святой водой (на окропление
каждый хозяин считал обязательным пригнать если не всех, то хотя бы одну
лошадь).
Вообще, для «конной мольбы» в некоторых местах (например, в вологодских
и ветлужских лесах) существовали особые деревянные часовни,
предназначенные специально для чествования мучеников в день их памяти.
Некоторые из этих часовен были значительно удалены от сел и ставились на
лесных полянах; в течение года они обычно бывали совершенно заброшенными
и забытыми, но на праздник мучеников к ним собирались толпы народа со
всех окрестных сел. После торжественной обедни прихожане — кто верхом,
кто в телеге, а кто и пешком — отправлялись, по народному выражению, «к
пиву»; лошадей на таких сборищах собиралось столько, что они нередко
занимали всю поляну перед часовней. В часовне совершались молебны, а
иногда и водосвятие, причем в конце службы священник выносил крест со
святой водой, благословлял крестом и все время кропил водой, а прихожане
проводили мимо него лошадей (при этом иногда считалось, что следует
объехать на лошади вокруг часовни три раза), и каждый хозяин следил,
чтобы хоть одна капля святой воды непременно попала на лошадь. Когда же
все лошади объезжали церковь, священник осенял крестом и говорил: «С
Богом», после чего все прихожане разъезжались по домам. Впрочем, нередко
по окончании молебствий многие хозяева с лошадьми отправлялись на ровное
поле, обыкновенно располагавшееся примерно за версту от часовни, где
устраивались скачки.
«Фролы» в народе отличались особым торжеством и обилием различных яств.
Хозяева к этому дню мыли и чистили избы, наряжались и готовили угощение,
в том числе варили пиво: на «Фролах» даже женщины нередко давали себе
волю и выпивали более обычного; при этом, однако, в некоторых местах
(преимущественно в лесных губерниях) мужики, даже любители винца, пили
очень мало, а некоторые даже отказывались совсем, но зато бабы пили и за
себя, и за мужей, так что вечером едва добирались до дому.
Вероятно, такой обычай, как и обыкновение устраивать на «Фролы» скачки,
являлся остатками какого-то древнего праздника, связанного с лошадьми
(или даже со скотом в целом) и приурочивавшегося к этому дню в языческие
времена. На это, возможно, указывает и обряд жертвоприношения,
сохранившийся в некоторых местах вплоть до XIX в. и заключавшийся в том,
что на вспаханное под пар поле приводили жертвенных животных (обычно
молодых бычков), которым «жрец» перерезал горло; потом с животных
сдирали шкуру, отрезали ноги и жарили туши на кострах; около двух часов
ночи раздавался удар в колокол, возвещающий, что жертвенное кушанье
поспело, и все собравшиеся немедленно набрасывались на горячее мясо,
причем при дележке нередко образовывалась драка, так как мясо это в
народе считалось обладающим «особым священным свойством», и каждый из
участвующих в обряде желал первым получить лучший кусок.
Древняя Русь в
лицах
Святые мученики Флор и Лавр
Судьба этих греческих святых в Древней Руси по-своему удивительна и
трудно объяснима.
О братьях-близнецах Флоре и Лавре можно было узнать из греческих житий,
переводы которых на русский язык появились по крайней мере в XV веке под
названием «Мучения святых страстотерпцев Флора и Лавра»
(«страстотерпцами» называли святых, которые претерпевали во имя веры в
Бога величайшие страдания — страсти). Братья жили в Иллирии (по другим
версиям — во Фракии; время их жизни тоже указано разное — колеблется от
II до IV столетия). Они были известными каменотесами-строителями.
Правитель соседней страны, узнав об их мастерстве, попросил иллирийского
правителя Ликиона прислать ему братьев для постройки языческого храма
(по другой версии, на земле Ликиона стоял недостроенным древний храм,
посвященный Геркулесу, и правитель задумал завершить его). Флор и Лавр
были преданными христианами. Их учителя Прокл и Максим, тоже христиане,
подверглись в свое время мученической казни. Явившись в чужую страну,
братья стали проповедовать христианство и многих обратили в новую веру.
Во время постройки храма случилось чудо. Сын жреца Анастас наблюдал за
работой, и отскочивший осколок камня выбил ему глаз. Жрец готов был
обвинить в случившемся братьев. Те увели юношу к себе и сказали ему, что
зрение вернется, если он поверит в силу Христа и они попросят Бога об
исцелении. Тот согласился, братья начали горячо молиться, и глаз
чудесным образом восстановился. Этот случай заставил и самого жреца
уверовать в Христа. Дело кончилось тем, что был возведен не языческий, а
христианский храм. Верующие вместе с братьями истребили идолов, которые
предназначались для храма. Участников этой расправы правитель повелел
подвергнуть сожжению, а Флора и Лавра после жестокого наказания отправил
домой. Здесь Ликион долго и безуспешно уговаривал братьев отречься от
Христа, и в конце концов потерял терпение и велел сбросить их в
безводный колодец и засыпать землей. Много лет спустя, уже при
императоре-христианине, стали искать место гибели мучеников. Нашли
некоего Зотика, казнившего братьев, но он после совершенного злодеяния
ослеп и места казни указать не мог. Тогда «по божественному
волеизъявлению» он прозрел и нашел это место. Когда колодец откапывали,
земля сама поднималась, потом из глубины повеяло благоуханием и кости
умерших открылись в своем серебряном блеске. Здесь была воздвигнута
церковь, а позднее мощи святых перенесли в Константинополь. Есть еще
одна версия жития о том, как Флор и Лавр стали строгими последователями
Христа. Братья якобы служили под началом жрецов богини Немезиды, но
однажды во сне им «явилось видение», и после этого они сразу перешли в
воинство Христа. Рассказы о верной службе братьев Христу и о пережитых
ими страстях остались далеко на периферии народных представлений о Флоре
и Лавре, равно как и сведения об их искусстве каменотесов. В народе за
ними укрепилась совсем другая слава — истовых и бескорыстных
покровителей лошадей: святые оберегали их от зверя, от капризов природы
и от людской несправедливости. Главным предметом постоянной заботы
братьев была рабочая крестьянская лошадка. В Древней Руси возник
специальный праздник, и обязан он был одному случаю. Какой-то мужик до
того замучил свою лошадь на пашне, что она тут и упала. Хозяин принялся
нещадно бить ее. Явились два странника с посохами в руках и стали пенять
мужику: у него самого каждую неделю бывает хоть один праздничный день, а
лошадь должна работать круглый год без отдыха. Флор и Лавр (это были
они) заявили, что Бог приставил их защищать лошадей, и велели мужику в
их день (18 августа — по старому стилю) привести свою лошадь к церкви и
объявить всем сделать то же, если они хотят, чтобы лошади их были
здоровы, крепки и охочи до работы. Вот так якобы и установился на Руси
«лошадиный праздник», связанный с днем святых Флора и Лавра. В этот день
было принято на лошадях не работать (а то падеж будет!), а сводить
лошадей к церквам, к специальным часовенкам, которые ставились
где-нибудь на лесных полянах, неподалеку от ровного поля. Лошадей ради
такого дня хорошо кормили,
чистили, расчесывали им гривы, вплетали ленты. Совершались молебны, и
лошадей окропляли святой водой. Пекли специальный хлеб, и на нем
оттискивали знаки в виде конских копыт. Торжество включало скачки — при
этом коней не седлали, чтобы они не думали, будто и здесь заняты
работой. Участники праздника не забывали и себя — тут же устраивалось
пиршество.
Легенда приписывала Флору и Лавру способность исцелять лошадей и
возвращать им силу. Рассказывали, что братья занимались рытьем колодцев
и однажды их завалило. Никто не хватился их, но на месте обвала
появилась вода. Какая-то хилая лошадка, попив ее, обрела отличную стать.
Тогда пригнали других лошадей — и с ними произошли чудесные изменения.
Люди вырыли здесь колодец — и обнаружили живых Флора и Лавра с лопатами
в руках. Вот как на русской почве преобразился житийный рассказ о чуде с
колодцем.
С днем святых братьев у народа связаны разного рода приметы и
хозяйственные советы: «Со Флорова дня засиживают (то есть работают
допоздна, когда уже огонь зажигают) ретивые, а с Семена (1 сентября) —
ленивые»; «Флор с добром, а Флориха с навозом»; «Кто сеет рожь на
Флор-день, у того родятся флорки (то есть пустоцветы)». Характерно, что
в древнерусской иконописи Флор и Лавр были представлены в первую очередь
именно как покровители лошадей. Иконы были яркие, сверкали красками,
излучали радость и торжество. Обычно композиция их была такая. Наверху
изображался архангел Михаил, он держал в руках два конских повода и
одновременно благословлял стоявших ниже по сторонам святых. Близнецов
никогда не писали похожими: Флор изображался с бородой и усами, Лавр
выглядел более молодым (здесь иконописцы следовали правилу: когда на
одной иконе писали обоих святых, то одного надо было изображать
бородатым). Еще ниже выступали оседланные кони-красавцы одной или разных
мастей — ослепительно белой и вороной. Архангел благословлял братьев
сесть на них. И, наконец, совсем внизу толпился табунок коней, которых
гнали три пастуха.
Сюжет этой иконы толковался по-разному. По одному толкованию, у пастухов
пропали кони, они обратились за помощью к святым, а те, в свою очередь,
попросили архангела Михаила. Икона фиксировала тот момент, когда
архангел возвращал потерянных коней: все довольны, и радостью дышит
картина. Другая легенда рассказывала, что как-то в Новгородской земле
свирепствовал падеж и, чтобы прекратить его, архангел Михаил возвестил
об открытии мощей святых лошадников. Он и указал место, где погребены
братья (характерно, что легенда переносит место захоронения на Русь). На
иконах запечатлен счастливый миг: архангел простирает руки над
выздоровевшими лошадьми и призывает святых седлать своих коней.
Возможно, что кони эти — боевые и Флор с Аавром должны отправиться в
военный поход. О конюхах (или пастухах) известно, что они тоже мученики
из Каппадокии, три брата: Сневзипп (по-греч.: «ускоряющий ход коней»),
Елевзипп («гонящий коня»), Мелев-зипп («заботящийся о коне»). Культ
святых лошадников, хотя и широко отраженный в русской иконописи, не
нравился представителям официальной Церкви. Дмитрий Ростовский обличал
иконописцев, наставляя их, что связь христианских мучеников Флора и
Аавра с лошадьми — это небылица. Но именно благодаря этой «небылице»
святые братья вошли в народную память и в народные обычаи.
Народный календарь
Фрол и Лавр — покровители лошадей.
Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Последний срок озимого посева: «На Фрола и Лавра — досевки».
Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут.
После поры родятся фролы.
Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне): «С
Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
Начало осенним утренникам.
Лошадей кормили в полную сыть, купали, завивали лентами хвосты и гривы;
в этот день на них не работали.
Пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его
священнику.
На Фрола и Лавра лошадей кропили святой водой.
* Весь август заготавливают грибы. Идет массовый сбор черники и
голубики, земляники и смородины, брусники и костяники,
ежевики и черемухи, облепихи и кизила,
малины и шиповника.
* В августе заготавливают корневища аира,
багульника, траву зверобоя, пустырника,череды, чистотела, кору калины,
крапиву.
Энциклопедия русских примет
ФРОЛ И ЛАВР - ЛОШАДНИКИ; КОНСКИЙ ПРАЗДНИК (31
августа)
Фрол и Лавр — кончай посев ржи: дожинки, досевки. После этого дня посев
ржи считается запоздалым.
Коли до Фрола не отсеешься, фролки (цветочки) и родятся.
Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты — следующий год будет
урожайным.
В эти дни начинают огурцы солить.
Фрол и Лавр — конский праздник, поэтому лошадей кормят в полную сыть и
ни в коем случае на них не работают; даже на скачках седлать лошадей не
принято.
В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
В этот день на лошадях не работают, а то падеж будет.
Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы.
В этот же день пекли особое печенье с изображением конского копыта и
отдавали его священнику. На Фрола и Лавра лошадей кропят святой водой.
С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
С Фролова дня засиживают (то есть работают при огне) ретивые, а с Семена
(14 сентября) — ленивые.
|