Содержание: "Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004
30 декабря — Ананий, Азарин, Мисаил
В православном мире этот зимний день отмечается в честь
памяти трех отроков, живших за 600 лет до Рождества Христова. В те
далекие времена император Навуходоносор, покорив Иерусалим, повелел
порабощенному народу воздвигнуть свою золотую статую и поклоняться ей
как божеству. Ананий, Азарий и Мисаил, отказавшись от этого, были
брошены в пылающую печь. Но, как гласит предание, за их праведную жизнь
и благочестие по велению Господа пламя в печи внезапно погасло, и отроки
вышли из нее целыми и невредимыми. А император, став невольным
свидетелем столь чудесного спасения, обратился к Богу истинному.
Следует отметить, что эта библейская история «О трех отроках в
пещи» получила в дальнейшем название «Пещное действо» и на протяжении
нескольких веков принародно разыгрывалась в Москве за неделю до
Рождества. А по всей Руси принято было в ночь с 30 на 31 декабря
разжигать большие костры за околицами деревень, бросая в них трех
слепленных из снега кукол. Если огонь под растопившимся снегом затухал
быстро, а костер не дымил — ждали святок ярких и солнечных, беззаботно
пляшущее пламя сильный мороз предсказывало, а если костер продолжал
тлеть, при этом нещадно дымя, готовились к буранам, метелям и ледяным
ветрам. Но в любом случае накануне нового года хозяйки печи топили так,
чтобы на два дня тепла хватило, не забывая, конечно, и о бане, в которой
вся семья парилась, смывая с себя грехи прошедшего года. Хотя сама баня
считалась у православных местом нечистым, потому что ее всякая нежить с
особой охотой посещала. Православные поэтому с крестом в бани не ходили,
снимая его у порога или оставляя дома. А в избе, построенной на месте
сгоревшей бани, обязательно что-нибудь странное приключалось. То ее
вдруг перекашивало, то клопы хозяев заедали, а то нападали полчища
мышей, успевая за считанные дни весь скарб перепортить.
Но мыться в бане все равно должен был каждый, считающий себя
христианином, а того, кто в баню не ходил, считали человеком грешным и
подозрительным. Для моющихся существовали особые правила, согласно
которым, например, нельзя было пить воду, приготовленную для мытья,
громко разговаривать, стучать и мыться «на третьем пару». Он, говорят,
для самого Банника предназначался и его многочисленных подельников —
Обдерих, Навий и даже чертей с чертенятами. А если кому-то хотелось их
увидеть, нужно было прийти в баню глухой полночью, переступить одной
ногой через порог, снять с шеи крест и положить его под пятку. При этом,
если везло и в бане оказывался мирно спящий Банник, следовало сейчас же
сдернуть с его головы шапку и стремглав мчаться в ближайшую церковь.
Успевший добежать становился обладателем волшебной шапки-невидимки, а
тех, кого Банник догонял, никто уже среди живых не видел.
Банник в народе слыл коварным старикашкой, одетым лишь в
отвалившиеся от веников липкие листья. Хотя даже он ценил доброе и
уважительное к себе отношение. Стоило, например, уставшему путнику,
поклонившись в пояс, произнести: «Хозяинушко-батюшко! Пусти
спать-ночевать!», как оттаявший Банник и печь затапливал, и веничками
пришедшего снабжал и даже охранял спящего от всякой нечисти.
А вот его близкого родственника— маленького, но очень злобного и
жестокого банного духа 06-дериху — ничем нельзя было ублажить. Всякое
внезапное, а уж тем более ночное посещение бани, особенно с похвальбой,
что черта бояться не стоит, он пресекал, окатывая вошедшего кипятком.
Поэтому во все времена люди богобоязненные в эту пору бани не посещали,
а для Банника, Обдерихи и их ночных гостей непременно шайку воды
оставляли и маленький обмылочек. С соседями, даже такими беспокойными,
принято было в мире жить.
День Семнадцатый
(30 декабря) Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков
Анании, Азарии и Мисаила
|