День Семнадцатый (30 декабря) Житие святого
пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила
Святой пророк Даниил происходил из рода царского, из
колена Иудина. В юных летах он был взят в плен Навуходоносором1
и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон2;
там он еще в юности прославился божественными дарованиями, - в
особенности же, когда мудро обличил неправедных и беззаконных судей и
избавил от смерти неповинную Сусанну.
В то время иудеи, находившиеся в плену вавилонском, имели двух
старцев - судей, избранных разбирать случающиеся между ними распри. В
определенные дни старцы эти собирались в дом некоего знатного и богатого
мужа Иоакима и там разбирали распри среди народа иудейского.
У Иоакима была жена, по имени Сусанна, дочь Хелкия, - очень
красивая и богобоязненная. Родители ее были люди праведные и воспитали
дочь свою по всем правилам закона Моисеева. Старцы же те были люди
беззаконные: под видом суда они творили неправду, так что исполнилось на
них слою Писания: Беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей (Дан
13:5) .
Эти-то старцы видели Сусанну, ежедневно входящую в сад мужа своего
и выходящую оттуда, и в них родилась похоть к ней. И извратили они ум
свой и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о
праведных судах, однако не открывали друг другу о страсти своей, так как
стыдились в том признаться. Каждый из них искал удобного времени, для
удовлетворения своей страсти. И они прилежно сторожили каждый день,
чтобы видеть Сусанну, и говорили друг другу:
- Пойдем домой, потому что - час обеда, - и выйдя, расходились друг
от друга, но возвратившись, снова приходили на то же самое место и,
когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти
своей. Тогда они вместе назначили время, когда бы могли найти ее одну.
Однажды, когда они выжидали удобное время, Сусанна вошла, как
всегда, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что
было жарко. И не было там никого, кроме двух старцев, которые спрятались
и сторожили ее. Сусанна сказала служанкам:
- Принесите мне масла и мыла и заприте двери сада, чтобы мне
помыться.
Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми
дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видели старцев,
потому что те спрятались. И вот, когда служанки вышли, встали оба старца
и приблизились к Сусанне и сказали:
- Вот двери сада заперты и никто нас не видит, а мы имеем похотение к
тебе. Поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы
будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша и ты поэтому
отослала от себя служанок твоих.
Тогда застонала Сусанна и сказала:
- Тесно мне отовсюду: ибо если я сделаю это, смерть мне, а если не
сделаю, то не избегну рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и
впасть в руки ваши, нежели согрешить перед Богом.
И закричала Сусанна громким голосом, закричали также и оба старца
против нее. И один побежал и отворил двери сада.
Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили
боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось с Сусанною. И когда старцы
сказали слова свои, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что
никогда ничего такого о Сусанне говорено не было.
И на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее, пришли и
оба старца, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее
смерти. И сказали они перед народом:
- Пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима, - и послали.
И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее.
Сусанна была очень нежна и красива лицом. И эти беззаконники приказали
открыть лицо ее (так как оно было закрыто), чтобы насытиться красотою
ее. Родственники же и все знающие ее плакали. А оба старца, встав
посреди народа, положили руки на голову ее. Она же в слезах смотрела на
небо, ибо сердце ее уповало на Господа. И сказали старцы:
- Когда мы ходили по саду одни, вошла эта женщина с двумя служанками и
затворила двери сада, и отослала служанок. И пришел к ней юноша, который
скрывался там, и лег с нею. Мы, находясь в углу сада и видя такое
беззаконие, побежали к ним и увидели их вместе, но юношу не могли
удержать, потому что он был сильнее нас, и, отворив двери сада, он
выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: "Кто был тот юноша?", но она
не захотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем.
И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили
Сусанну на смерть.
Тогда возопила Сусанна громким голосом и сказала:
- Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все, прежде бытия их!
Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот я умираю,
не сделав ничего из того, что эти люди злостно выдумали на меня.
И услышал Господь голос ее.
Когда она ведена была на смерть, Бог возбудил Духом Святым молодого
юношу, по имени Даниил. И он закричал громким голосом:
- Чист я от крови ее!
Тогда обратился к нему весь народ и сказал:
- Что это за слово, которое ты сказал?
Тогда Даниил, став посреди них, сказал:
- Так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав
истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь на суд, ибо эти старцы ложно
против нее засвидетельствовали.
И тотчас весь народ возвратился, и сказали старцы Даниилу:
- Садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе
старейшинство.
И сказал Даниил народу:
- Отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их.
Когда же они отделены были один от другого, Даниил призвал одного
из них и сказал ему:
- Состарившийся в злых днях! Ныне обнаружились грехи твои, которые
ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и
оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: невинного и правого не
умерщвляй3. Итак, если ты видел сию женщину,
скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом?
Он сказал:
- Под мастиковым4.
Даниил сказал:
- Точно солгал ты на свою голову, ибо вот, ангел Божий, приняв
решение от Бога, рассечет тебя пополам.
Удалив его, Даниил приказал привести другого, и сказал ему:
- Племя Ханаана, а не Иуды! Красота прельстила тебя, и похоть
развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерьми Израиля, и они из
страха имели общение с вами, но дочь Иуды не потерпела беззакония
вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими
между собою?
Он сказал:
- Под зеленым дубом5.
Даниил сказал ему:
- Точно ты солгал на свою голову, ибо ангел Божий с мечом ждет,
чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас.
Тогда все собрание закричало громким голосом и благословило Бога,
спасающего надеющихся на Него, и восстало на обоих старцев, потому что
Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали. И
поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону
Моисееву, и умертвили их, и спасена была в тот день кровь невинная. А
Хелкия и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом, мужем
ее, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней
постыдного дела.
И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом - ради
мудрости своей бывших в нем божественных дарований6.
В то время Навуходоносор, царь Вавилонский, сказал Асфеназу, начальнику
евнухов своих, чтобы он из пленных сынов Израиля из рода царского и
княжеского привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка,
красивых видом, и понятливых для всякой науки, и смышленых и годных
служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку
халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино,
которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых
они должны были предстать перед царя. Между ними были из сынов Иудиных
Даниил и с ним три других отрока, также царского рода: Анания, Азария и
Мисаил. И переименовал их начальник евнухов: Даниила - Валтасаром,
Ананию - Седрахом, Мисаила - Мисахом и Азарию - Авденаго7.
Даниил вместе с тремя товарищами своими положил в сердце своем не
оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и
потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться им. Бог
даровал Данилу милость и благорасположение начальника евнухов, который
сказал Даниилу:
- Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и
питье, если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков -
сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил
к Даниилу, Анании, Азарии и Мисаилу:
- Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней, пусть дают
нам в пищу овощи и воду для питья. И потом пусть явятся перед тобою лица
наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем
поступай с рабами твоими, как знаешь.
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же
десяти дней, лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех
тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их
кушанье и вино для питья, и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим
отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще
даровал разуметь и всякие видения и сны. По окончании тех дней, когда
царь приказал представить их, начальник евнухов представил их
Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось
подобных Данилу, Анании, Азарии и Мисаилу, - и стали они служить перед
царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь,
он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были
во всем царстве его8.
На второй год царствования своего, Навуходоносор видел сон, и
возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать
тайноведцев, гадателей, чародеев и халдеев9,
чтобы они рассказали царю сон его. Они пришли и стали перед царем. И
сказал им царь:
- Сон снился мне, и тревожился дух мой; желаю знать, этот сон.
И сказали халдеи царю:
- Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение
его.
Отвечал царь, и сказал халдеям:
- Слово отступило от меня, если вы не скажете мне сновидение и
значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в
развалины.
Халдеи отвечали царю, и сказали:
- Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и
потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни
от какого тайноведца, гадателя и халдея. Дело, которого царь требует,
так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов,
которых обитание не с плотию.
Царь страшно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов
вавилонских. Когда вышло повеление убивать мудрецов, стали разыскивать
Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. Тогда Даниил обратился с
советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей,
которому было повелено убивать мудрецов вавилонских и спросил его о
причине сего грозного повеления царя. Тогда Ариох рассказал все дело
Даниилу. Данил вошел, и упросил царя дать ему время, для того чтобы
представить истолкование сна. Получив просимое, Даниил возвратился в дом
свой и рассказал обо всем Анании, Азарии и Мисаилу, товарищам своим,
чтобы они просили милости у Бога об этой тайне, дабы он, Даниил, и
товарищи не погибли с прочими мудрецами вавилонскими. И тогда открыта
была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил прославил Бога. После сего
Даниил пошел к Ариоху, - которому царь повелел умертвить мудрецов
вавилонских, - и сказал ему:
- Не убивай мудрецов вавилонских, введи меня к царю, и я открою
значение сна.
Ариох немедленно привел Даниила к царю, и сказал ему:
- Я нашел человека из пленных сынов иудейских, который может
открыть царю значение сна.
Царь сказал Даниилу:
- Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел и значение его?
Даниил отвечал царю:
- Тайны, о которых царь спрашивает, не могут открыть царю ни
мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах
Бог, открывающий тайны, - и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в
последние дни, по снисхождению же к нашему смирению, Он и нам открыл сон
твой, ибо я узнал о нем не по особенной своей мудрости, но по откровению
милосердого Бога. Сон твой и видение главы твоей на ложе твоем были
такие. Ты, царь, на ложе твоем думал, что будет после сего (т.е. кто
будет после тебя царствовать), - и Открывающий тайны показал тебе, что
будет. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан,
огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он перед тобою, и
страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота,
грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные,
голени его - железные, ноги его - частью железные, частью глиняные. Ты
видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил
в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все
вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались,
как прах на
летних гумнах, и ветер унес их и следа не осталось от них, а камень,
разбивший истукана, сделался великою горою, и наполнил всю землю. Вот
сон твой, царь! А значение его таково: голова золотая - это ты и бывшие
прежде тебя цари Вавилонские. Серебро - означает, что после тебя
восстанет другое царство, ниже твоего. После этого будет третье царство
- медное, которое будет владычествовать над всею землею10.
Затем восстанет царство четвертое, которое будет крепко, как железо, ибо
как железо разбивает и раздробляет все (и медь, и серебро, и золото),
так и оно будет все раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и
пальцы на ногах частью из железа, а частью из глины горшечной - это
значит, что царство то будет разделено и отчасти в нем будет твердость
железная, но будет нечто и рыхлое. Что же касается до смешения железа с
глиною, то это значит, что они попытаются войти в общение посредством
брачных союзов, но не соединятся друг с другом, точно так же, как железо
не скрепляется глиною11. Во дни этих царей
Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится. Оно
раздробит и разрушит все эти царства, а само останется на веки, и власть
над ним не перейдет к другому народу. Вот что означает сон, и
истолкование его верно12.
Тогда царь Навуходоносор пал на лицо свое и поклонился Даниилу и
велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу:
- Истинно Бог ваш есть Бог богов, Господь над господами, и Владыка
царей, когда ты мог открыть эту тайну13.
Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и
поставил его над всею областью Вавилонскою, и главным начальником над
всеми мудрецами вавилонскими. Также и товарищей Даниила - Ананию, Азарию
и Мисаила - по просьбе Даниила, почтил великими почестями, сделав
начальниками страны Вавилонской14.
В восемнадцатый год плена вавилонского Навуходоносор, царь Вавилонский,
сделал золотого истукана, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть
локтей, и поставил его на поле Деире, в области Вавилонской15.
И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов16,
наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев,
блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на
торжественное открытие истукана, который поставил царь Навуходоносор. И
собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи,
казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители
на открытие истукана, и стали перед ним. На том же поле Навуходоносор
устроил и раскаленную огнем печь - для погубления тех, кто не стал бы
повиноваться его царскому повелению. Тогда глашатай громко воскликнул:
- Объявляется вам, народы, племена и языки! В то время как услышите
звуки трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных
орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь
Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас будет брошен в
печь, раскаленную огнем.
Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры,
цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы,
племена и языки, и поклонились золотому истукану.
В это самое время приступили некоторые из халдеев и донесли царю на
Ананию, Азарию и Мисаила, сказав:
- Богам твоим они не служат и золотому истукану, который ты
поставил, не поклоняются.
Тогда царь, призвав их, стал спрашивать, правда ли то, что говорят
про них? Они же
отвечали:
- Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи,
раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, Он нас избавит. Если же и не
будет сего, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить
не будем и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся.
Тогда Навуходоносор исполнился ярости и повелел, разжегши печь в
семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, бросить в нее
связанными Ананию, Азарию и Мисаила. Воля царя была исполнена в точности
- мужи эти были скованы и во всей одежде брошены в средину раскаленной
печи. При этом, так как повеление царя было весьма строго и печь была
раскалена чрезвычайно, даже исполнители этой казни погибли от огня. А
сии три мужа - Анания, Азария и Мисаил, будучи скованы и ввержены в
самую средину пламени, не только не потерпели никакого вреда, но и
свободно ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. А
между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью,
смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок
девять локтей, и вырывался, и сжигал тех из халдеев, которых достигал
около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с
ним. И выбросил пламень огня из печи и сделал, что в средине печи был
как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и
не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами,
воспели в печи, и благословили и прославили Бога:
- Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвальный и
превозносимый вовеки и проч.17
Навуходоносор царь, услышав, что они поют, изумился и поспешно
встал, и сказал вельможам своим:
- Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?
Они в ответ сказали царю:
- Истинно так, царь!
На это он сказал:
- Вот я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет
им вреда, и вид четвертого подобен Сыну Божию.
Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и
сказал:
- Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего, выйдите и
подойдите!
Тогда Анания, Азария и Мисаил вышли из среды огня. И собравшись
сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над
телами мужей сих огонь не имел силы: волоса на головах их не опалены,
одежды их не изменились и даже горелым от них не пахло. И поклонился
перед ними царь Богу и сказал:
- Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела
Своего и избавил рабов Своих, надеявшихся на Него. И от меня дается
повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка - кто произнесет
хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски и дом его
обращен в развалины, ибо нет иного Бога, Который мог бы так спасать
рабов Своих.
После того царь почтил трех отроков еще большею честию, возвысив их
над всеми и удостоив начальства над прочими иудеями в его царстве18.
Между тем Навуходоносор, благоденствуя на престоле своем, очень
возгордился и, спустя немного времени, увидел другой сон, который
предзнаменовал его падение и смирение.
Он увидел во сне дерево посреди земли. Большое это было дерево и
крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей
земли. Листья его были прекрасны, и плодов на нем множество, так что
можно было бы всем
прокормиться от него, под ним находили тень полевые звери, в ветвях его
гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. И вот,
низшел с небес Бодрствующий и Святой. Воскликнув громко, Он сказал:
"Срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него, и
разбросайте плоды его, пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей
его, но главный корень его оставьте в земле, и пусть он, в узах железных
и медных, среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными
пусть обитает в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него, и
дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен".
Этот сон смутил царя, и он, снова собрав всех мудрецов вавилонских,
гадателей и чародеев, поведал им сновидение свое, чтобы они объяснили
ему его значение. Но никто не мог этого сделать, доколе не был призван
Даниил, на котором почивал Дух Божий. Услышав сон царя и подумав, Даниил
сказал:
- Господин мой! Твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим
значение его! Дерево, которое ты видел, это - ты, царь, возвеличившийся
и укрепившийся, и величие твое возросло, и достигло до небес, и власть
твоя - до краев земли. Но вскоре ты потеряешь царство: тебя отлучат от
людей, и обитание твое будет с полевыми зверями, травою будут кормить
тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и так пройдет семь
лет, доколе ты не познаешь, что Всевышний владычествует над царством
человеческим, и дает его, кому хочет. А что поведено было оставить
главный корень дерева, - это значит, что царство твое останется при тебе
до тех пор, пока ты не познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет
благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои
милосердием к бедным, - может быть, Бог и простит твои преступления.
Так объяснил святой Даниил сон царю, и сбылось все сказанное им.
По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в
Вавилоне, царь сказал:
- Это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме
царства силою моего могущества и в славу моего величества!
Еще речь сия была в устах царя, как с неба раздался голос:
- Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И
отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою
будут кормить тебя, как вола, и семь времен19
пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над
царством человеческим и дает его, кому хочет!
Тотчас же слово это исполнилось над Навуходоносором: ум его
затмился, и он впал в неистовство. Тогда оковали его цепями, и так как
он не мог быть спокоен под кровлею дворца, то его оставили под открытым
небом, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело
его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти
как у птицы. По окончании семи лет, в продолжение которых никто другой
не смел занять его царство, Навуходоносор возвел глаза свои к небу, и
разум его возвратился к нему, и благословил он Всевышнего, восхвалил и
прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и
Которого царство в роды и роды. "И все, живущие на земле - ничего не
значат, - размышлял царь, - по воле своей Он действует как в небесном
воинстве, так и среди живущих на земле, и нет никого, кто мог бы
противиться руке Его и сказать Ему: что ты сделал?" В то время
возвратился к царю разум его, и к славе царства его возвратились к нему
сановитость и прежний вид его, тогда взыскали его советники его и
вельможи его, и восстановлен
он был на царство свое и величие его еще более возвысилось20.
И жил Навуходоносор, хваля, благословляя и прославляя Царя
Небесного. Царствовал он всего сорок три года и скончался в мире. По
смерти Навуходоносора, царство Вавилонское наследовал сын его
Евильмеродах. Он освободил из дома темничного пленного царя Иудейского -
Иехонию, содержимого там в оковах. И беседовал с ним дружелюбно и
поставил престол его выше престолов царей, которые были у него в
Вавилоне, переменил темничные одежды его, и он всегда обедал у него во
все дни жизни своей (4 Цар 25:27-30; Иер 52:31-34).
По смерти Евильмеродаха, воцарился зять Навуходоносора Набонид,
сделавший соправителем своим сына своего, Валтасара. В его царствование
пророк Даниил удостоился многих видений, в коих, под образом различных
зверей, было указано на последующих царей и царства, на антихриста,
кончину века и страшный суд21.
- Видел я, - говорит Даниил, - что поставлены были престолы, и
воссел Ветхий днями, одеяние на Нем было бело как снег, и волосы главы
Его, как чистая волна, престол Его, как пламя огня, колеса
Его - пылающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним, тысячи тысяч служили Ему и
тьмы тем предстояли пред Ним, судьи сели на судилище, и раскрылись книги22.
И иные страшные и ужасные откровения были им видены, о чем достаточно
записано в его книге23.
В одно время царь Валтасар сделал большее пиршество для тысячи
вельмож своих, и перед глазами их пил вино. Вкусив вина, Валтасар
приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор,
дед его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них вино царю,
вельможам его, женам и наложницам. Тогда принесены были золотые и
серебряные сосуды и пили из них царь и вельможи его, жены его и
наложницы его. Пили вино и славили идолов, золотых и серебряных, медных,
железных, деревянных и каменных, а Бога Вечного, имеющего власть над
ними, не прославили. В тот самый час вышли персты руки человеческой, и
писали на стене чертога царского, на которую падал свет от светильника,
и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице
своем, мысли смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали
биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей,
халдеев и гадателей, и сказал царь мудрецам вавилонским:
- Кто прочитает написанное и объяснит мне значение его, тот будет
облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим
властелином будет в царстве24.
И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить
царю значение его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вельможи
его смутились. Тогда в палату пиршества вошла царица - бабка Валтасара,
жена Навуходоносора и поведала ему о Данииле, имеющем в себе Духа Божия,
который во дни деда его Навуходоносора был поставлен начальником над
всеми мудрецами, чародеями, халдеями и гадателями - за великий разум и
премудрость его и уменье объяснять сны и видения. Тогда введен был
Даниил, и царь сказал ему:
- Ты ли Даниил, один из пленных сынов иудейских, которых дед мой,
царь Навуходоносор, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что Дух Божий в
тебе, и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Итак, прочитай
мне написанное на стене перстами невидимой руки и объясни значение его,
чего не могли сделать многие мудрецы, волхвы и гадатели, приходившие ко
мне. Итак, если можешь прочитать написанное и объяснить мне значение
его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и
третьим властелином будешь в моем царстве.
Тогда отвечал Даниил и сказал царю:
- Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому, а
написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
Сказав это царю, святой Даниил сначала начал напоминать ему о деде
его Навуходоносоре, как тот за свою гордость был наказан Богом - потерял
образ человеческий, был отлучен от людей и питался травою. Далее Даниил
стал обличать царя за гордость его, что он, позабыв о наказании Божием
деда своего, не смирил сердца своего пред Господом, но вознесся против
Господа небес и сосуды храма Его осквернил винопитием на пиршестве с
вельможами и наложницами своими. Обличал он его также и за то, что тот,
славя богов золотых и серебряных, медных, железных, каменных и
деревянных, которые ничего не видят, не слышат и не понимают, не
прославил Бога, в руках Которого дыхание его и вся судьба его. Обличив
во всем этом царя, Даниил обратился к написанному и начал читать. И вот
что было написано: мене,
текел, упарсин. Написанное же Даниил объяснил так: мене - значит
исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен на
весах, и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и дано
мидянам и персам. Услышав это, царь, согласно обещанию своему, почтил
Даниила, хотя и беспокоился духом из-за печального предсказания. И
облекли Даниила в багряницу, возложили златую цепь на шею его, и царь
возвестил о нем, чтобы он был третьим властелином в царстве его.
Предсказание Даниила сбылось. В ту же самую ночь Валтасар, царь
Вавилонский, был убит, а Дарий Мидянин, вместе с Киром Персидским принял
царство, будучи шестидесяти двух лет25.
Во время своего царствования, Дарий поставил в царстве сто двадцать
сатрапов, а над ними - трех князей, из которых один был Даниил, эти
сатрапы должны были давать им отчеты, чтобы царю не было никакого
обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в
нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его главою над всем
царством.
Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила
по управлению
царством, но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что
он был верен. И эти люди сказали:
- Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его
против него в законе Бога его.
Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю, и так сказали ему:
- Царь Дарий! Во веки живи! Все князья царства, наместники,
сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы
сделано было царское постановление и издано повеление: кто в течение
тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя,
царь, того бросить в львиный ров, на съедение. Итак, утверди, царь, это
определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский
и Персидский, и не был нарушаем.
Царь Дарий, не поняв лукавого намерения их, подписал указ и это
повеление. Даниил, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой,
окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в
день преклонял колена, и молился своему Богу, и славословил Его, как это
делал он и прежде того. Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила
молящимся и просящим милости перед Богом своим. Потом пришли и напомнили
царю об его повелении:
- Не ты ли, царь, подписал указ, чтобы всякого человека, который в
течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме
тебя, царь, бросать в львиный ров?
Царь отвечал и сказал:
- Это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий
изменения.
Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, из пленных сынов Иудеи,
не обращает внимание ни на царя, ни на указ, им подписанный, но три раза
в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился, и
положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца
усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали
ему:
- Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое определение или
постановление, утвержденное царем, не может быть изменено.
Тогда царь повелел привести Даниила и бросить его в ров львиный,
при этом царь сказал Даниилу:
- Бог твой, Которому ты неизменно служишь, спасет тебя!
После того принесен был большой камень и положен на отверстие рва, и царь
запечатал его перстнем своим и перстнем вельмож своих, дабы враги
Даниила не сделали ему чего-либо хуже: ибо злым людям он доверял не
больше, чем лютым зверям. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без
ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
Бог же заградил уста львов, и они не сделали никакого вреда
Даниилу.
Поутру царь встал на рассвете, и поспешно пошел ко рву львиному. И
воскликнул царь громким голосом:
- Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь,
мог ли спасти тебя от львов?
Тогда Даниил сказал царю:
- Царь! Во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть
львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и
перед тобою, царь, я не сделал преступления.
Тогда царь чрезвычайно возрадовался о Данииле, и повелел вывести
его изо рва, и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не
оказалось на нем. И приказал царь, и приведены были те люди, которые
обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и
жены их, и еще не достигли они дна рва, как львы овладели ими, и
сокрушили все кости их. После того царь Дарий написал всем народам,
племенам и языкам, живущим по всей земле:
"Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой
области царства моего трепетали и благоговели перед Богом Данииловым,
потому что Он есть Бог живой и присносущий, и Царство Его несокрушимо, и
владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и
знамения на небе и на земле, Он избавил Даниила от силы львов"26.
И был Даниил в великой чести у царя Дария как никто более, и царь
объявил его своим самым первым другом. В такой же чести были три
товарища Даниила: Анания, Азария и Мисаил.
Иудейский историк Иосиф Флавий повествует о Данииле, что он, как
первый сановник, имел великую власть в царстве Персидском, и что в
городе Экбатанах27 он построил знаменитую
башню, которая во времена означенного историка, спустя несколько сот лет
после постройки, казалась новою, как будто бы сейчас была построена. В
этой башне погребались цари мидийские и персидские, а охранение ее было
поручено одному из иудейских священников.
После царя Дария царь Кир также имел святого Даниила в великой
чести, ибо сделал его наперсником своим и посредником между народом. И
жил Даниил вместе с царем и был славнее всех друзей его.
Был у вавилонян идол, по имени Вил28,
и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки,
сорок овец и вина шесть мер. Царь чтил его, и ходил каждый день
поклоняться ему, Даниил же поклонялся Богу своему. И сказал ему царь:
- Почему ты не поклоняешься Вилу?
Он отвечал:
- Потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками
человеческими, но поклоняюсь живому Богу, сотворившему небо и землю и
владычествующему над всякою плотью.
Царь сказал:
- Не думаешь ли ты, что Вил не живой Бог? Не видишь ли, сколько он
ест и пьет каждый день?
Даниил, улыбнувшись, сказал:
- Не обманывайся, царь, ибо он внутри глина, а снаружи медь, и
никогда не ел и не пил.
Тогда царь, разгневавшись, призвал жрецов своих и сказал им:
- Если вы не скажете мне, кто съедает все это, то умрете. Если же
вы докажете мне, что съедает это Вил, то умрет Даниил, потому что
произнес хулу на Вила.
И сказал Даниил царю:
- Да будет по слову твоему!
Жрецов Вила было семьдесят, кроме жен и детей. И пришел царь с
Даниилом в храм Вила, и сказали жрецы Вила:
- Вот, мы выйдем вон, а ты, царь, поставь пищу, и, налив вина,
запри двери, и запечатай перстнем твоим. И если завтра ты придешь, и не
найдешь, что все съедено Вилом, то умрем мы, или же умрет Даниил,
который солгал на нас.
Они не обращали на это внимания, потому что под столом сделали
потаенный вход и им всегда входили и съедали пищу. Когда они вышли, царь
поставил пищу пред Вилом, а Даниил приказал слугам своим, и они принесли
пепел и посыпали весь храм в присутствии одного царя, и выйдя, заперли
двери и запечатали царским перстнем, и ушли. Жрецы же, по обычаю своему,
пришли ночью с женами и детьми своими, и все съели и выпили.
На другой день царь встал рано и Даниил с ним, и спросил царь:
- Целы ли печати, Даниил?
- Целы, царь, - отвечал тот.
И как скоро отворены были двери, царь, взглянув на стол, воскликнул
громким голосом:
- Велик ты, Вил, и нет никакого обмана в тебе.
Даниил, улыбнувшись, удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и
сказал:
- Посмотри на пол и заметь, чьи это следы?
- Вижу следы мужчин, женщин и детей, - сказал царь.
И разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей, и
они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было
на столе. Тогда царь повелел умертвить их, а Вила отдал Даниилу, и он
разрушил его и храм его29.
Был на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его.
И сказал царь Даниилу:
- Не скажешь ли и об этом, что он медь? Вот он живой, и ест и пьет,
ты не можешь сказать, что этот бог не живой, итак, поклонись ему.
Даниил сказал:
- Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты,
царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла.
Царь сказал:
- Даю тебе.
Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав
из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся.
И сказал Даниил:
- Вот ваши святыни!
Когда же вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали
против царя, и сказали:
- Царь сделался иудеем: Вила разрушил и убил дракона, и предал
смерти жрецов.
И придя к царю, сказали:
- Передай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой.
И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был
передать им Даниила. Они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там
шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два
тела и по две овцы, в это время им не давали этой пищи, чтобы они съели
Даниила. Но Бог, как и прежде, заградил уста львов, - и Даниил во рве
сидел с ними, как с кроткими агнцами.
Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлебку и накрошив
хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень
сказал Аввакуму:
- Отнести этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров
львиный.
Аввакум сказал:
- Господин! Вавилона я никогда не видал, и рва не знаю.
Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы,
поставил в Вавилоне над рвом силою духа своего. И
воззвал Аввакум, и сказал:
- Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог подал тебе.
Даниил сказал:
- Вспомнил ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.
И встал Даниил, и ел, Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на
его место.
В седьмый день пришел царь, чтобы поскорбеть о Данииле и подойдя ко
рву, взглянул в него, и вот, Даниил сидел. И воскликнул царь громким
голосом и сказал:
- Велик ты, Господь Бог Даниилов, и нет иного, кроме Тебя!
И приказал вынуть Даниила, а виновников его погубления бросить в
ров, - и они тотчас были съедены в присутствии его30.
Даниил и три друга его достигли глубокой старости. Святой Кирилл
Александрийский и некоторые другие повествуют, что по смерти
Навуходоносора и прочих царей, у которых были в чести Даниил и его
товарищи, воцарился другой царь, по имени Камбиз31.
Узнав об их вере и будучи ими обличен в своем нечестии, он повелел
отсечь голову сначала Анании. Азария же, подставив одежду свою, принял
ее. Отсеченную же голову Азарии принял Мисаил, голову же Мисаила,
подставив одежду, принял Даниил. Наконец, отсекли голову и Даниилу.
Говорят, что по усечении их каждая голова пристала к своему телу, и
Ангел Господень, взяв тела святых, отнес их на гору Гевал32,
и там они были положены под камнем. Через четыреста же лет, на день
воскресения Господа нашего Иисуса Христа, вместе с некоторыми другими и
сии воскресли и, явившись многим, снова почили33.
Память их святыми отцами положено совершать за семь дней до Рождества
Христова, потому что и они происходили из колена Иудина, от которого
ведет свой род и Спаситель наш, и таким образом приходится по плоти
сродником сих святых.
Молитвами сих святых да устроит в мире житие наше Христос Бог наш,
Которому слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь34.
Память преподобного Даниила исповедника
Преподобный Даниил был сначала владетелем одного острова, по имени
Ниверты, иначе Веррои, находившегося близ Гадира35.
Пользуясь счастливым положением своего владения на главном в то время
пути морского плавания, Даниил приобрел много богатства, но, как
воспитанный в христианском благочестии, он предпочитал служить Богу,
нежели маммоне (Мф 6:24), вожделениям человеческим, - а наконец "и от
всего отказался: все почитая за сор, чтобы приобрести Христа"(Флп 3:8),
оставил он власть и имущество детям, а сам удалился в Рим и там принял
монашество. Из Рима он отправился в Константинополь, где беседовал с
царями Романом и Константином36, у которых
испросил дозволения посетить Иерусалим. В Иерусалиме, поклонившись
святым местам, Даниил принял от тамошнего патриарха Христодула37
великую схиму с именем Стефана, но там же ему пришлось перенести много и
досаждений и даже побоев от нечестивых сарацин. Оттуда он прошел в
Египет, здесь он был схвачен и посажен в темницу, в которой томился,
испытывая и голод и жажду и всякие злострадания, с посаженными вместе с
ним двумя священниками, в продолжение шести месяцев. После того
приснопоминаемый святой представлен был Амиру египетскому, который
возложил на него тяжелые оковы и принуждал отречься от Христа, но святой
остался непоколебим и, не обинуясь, с дерзновением исповедал, что
Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, за что и подвергся многим и
разнообразным страданиям, изнемогая от которых он и умер. О кончине
своей Даниил получил предвозвещение от Бога.
Примечания
1 Навуходоносор - сын Набополассара, царь
вавилонский (с 607 до 564 г. до Р. Х.), один из знаменитейших
завоевателей, о которых говорит история. Он разбил войско
египетского царя Фараона Нехао и положил конец Египетскому
могуществу в Азии (Иер 46:2; 4 Цар 24:7). Потом он обратил
внимание на данника его, царя иудейского, Иоакима. После краткой
осады взяв Иерусалим, он оставил Иоакима царем, сделав его своим
данником; взял часть сосудов из храма и отравил в Вавилон, также
велел выбрать красивых и даровитых отроков из царского и
княжеского рода и переселил в Вавилон, чтобы там воспитать их
для служения при дворе. И так как Иоаким через три года отрекся
от покорности ему, то он снова сделал нападение на Иудею и
переселил из нее более трех тысяч иудеев (597 г.), а в следующем
году взял в плен самого царя (Седекию) и заключил в оковы (2 Пар
36:6).
2 Вавилон - один из древнейших городов мира,
построен Нимродом, сыном Хуша, потомком Хамовым, который город
этот сделал столицею своего царства (Быт 10:6-10). От имени
этого города и вся земля эта стала называться
Вавилонскою или Вавилонией. Она называется также землею халдеев
(Иер 24:5; Иез 12:13) - от господствующего здесь племени
халдеев, с давних времен пришедших сюда с севера, с гор Армении,
и давших свое имя земле этой. Земля эта находилась в плодоносной
равнине Сеннаарской, в бассейне рек Тигра и Евфрата. Вавилон был
расположен здесь по обеим сторонам Евфрата, в 15 милях от
Багдада, в 40 от Персидского залива и в 130 от Иерусалима.
Богатства стекались в Вавилон со всех сторон, - и, таким
образом, он принадлежал к величайшим, знаменитейшим и богатейшим
городам Востока. По смерти Навуходоносора, царство Вавилонское
быстро стало клониться к упадку. Ныне на месте древнего Вавилона
остались только развалины.
3 Ср. Втор 25:1.
4 В слав. под терновым, греч. sxinos (мастиковое
дерево).
5 Слав. под черемухой, греч. prinoz (т. н каменный
дуб).
6 Это сказание о Сусанне находится в Дан 13 и
относится к неканоническим местам Библии.
7 Переименованы они были в знак зависимости своей
от Навуходоносора.
8 Сказание о воспитании при царском дворе Даниила,
Анании, Азарии и Мисаила находится в книге Дан 1:3-20.
9 Обаятели (русск. - тайноведцы), волхвы (русск. -
гадатели), чародеи, халдеи. Это различные наименования людей
мудрых, обладавших высокими и обширными знаниями, особенно
знанием тайных сил природы, священных письмен (иероглифов), а
также в области астрономии и медицины. Главным занятием их было
изучение природы, наблюдение за явлениями небесными, толкование
снов, угадывание будущего, вместе с тем они были большею частью
и жрецами. Таковы волхвы, современные Иосифу (Быт 41:8) и Моисею
(Исх 7:11), и волхвы, приходившие на поклонение Иисусу Христу (Мф
2:1-2). Сюда же можно относить Валаама (Числ 22:5) и Симона (Деян
8:1). Многие из них были людьми мудрыми и учеными в лучшем
смысле этого слова и даже удостаивались иногда особенных
откровений от Бога, как напр. Валаам и волхвы,
приходившие на поклонение Иисусу Христу, а другие, несомненно, к
научным занятиям присоединяли и низкое ремесло: волшебство,
ворожбу, заклинания, разные обманы и т. п. Поэтому-то, вероятно,
они и называются между прочим обаятелями и чародеями.
10 Это царство не называется у пророка по имени,
но, по мнению толковников (блаж. Иероним), это царство -
Македонское, которое хотя уступало в блеске предыдущим, подобно
тому как медь уступает золоту и серебру, зато превосходило их
силою, насколько медь прочнее золота и серебра. Такое понимание
подтверждается и другими местами книги пр. Даниила, где первым
царством после Мидо-персидского указывается именно царство
Греческое, сменившее его (Дан 8:21-22; Дан 11:2-4).
11 Под 4-м царством следует разуметь царство
Сиро-египетское. Контекст речи дает основание разуметь здесь то
именно царство, которое в историческом порядке следовало за
Македонским и предшествовало Мессианскому царству, а таковым
было Сиро-египетское. Царство Македонское, как известно, по
смерти своего
основателя Александра Великого, распалось на четыре: Сирийское,
Фракийское, Македонское и Египетское. Эти царства, выделившиеся
одно из другого, существовали параллельно друг другу, подобно
ногам статуи, никогда не соединяясь друг с другом. На эту
особенность 4-го царства и указывает несоединимость железа с
глиною. Другая, указанная пророком черта, которая ближе всего
подходит к царству Сиро-египетскому, это особенная враждебность
этого царства в отношении к народу Божию (Дан 7:21-25; Дан
11:28). Действительно, история показывает, что злоба языческих
царей к евреям достигла особенного ожесточения в период
зависимости от царей сирийских и египетских. Особенно же
враждебно было царство Сирийское, а из царей его - Антиох
Епифан.
12 Камень, отпавший от горы без содействия рук и
разбивший истукана, - это, по учению церкви, - Христос, Сын
Божий, Который родится от Чистой и Неискусобрачной Девы, без
мужа Он, сокрушив и разрушив все временные царства, воздвигнет
царство, которое не сокрушится вовеки, и царство это будет
духовное.
13 Сон, виденный Навуходоносором, не был простым
сновидением, но был откровением ему воли Божией. В такой же
форме получали откровения от Бога и другие языческие цари, напр.
Авимелех, царь Герарский (Быт 20:3), Фараон, царь Египетский
(Быт 41:1-9), Елифас, царь Феманский (Иов 4:12-18). Что
языческие цари получают небесное откровение, это не должно
казаться странным. Языческие цари, управлявшие судьбами народов,
были исполнителями воли Божией, орудиями всемогущества Божия, от
Бога получали свое высокое звание, Богом же невидимо были
руководимы и поддерживаемы в своих действиях (Исх 44:28 и др.).
Этим-то и объясняется, почему они удостаивались иногда
непосредственных откровений от Бога.
14 Сказание о сне Навуходоносора и изъяснении
этого сна пророком Даниилом находится в его же книге: Дан 2:1-49
(Из второй главы читается паремия на Рождество Христово: Дан
2:31-36. 44-45).
15 Какое значение усвоялось этой статуе, у пророка
не сказано: может быть это был идол одного из богов, которым
служили вавилоняне, а
может быть эта статуя была поставлена в честь самого
Навуходоносора.
16 Сатрапы - высшие верховные сановники при
Персидском дворе, управлявшие отдельными областями царства.
17 Эта хвалебная песнь находится в той же книге:
Дан 3:52-90; песнь эта служит основанием 7 и 8 песней церковных
канонов. Сказание о 3-х отроках в печи вавилонской в
богослужебных песнопениях нашей церкви понимается, как прообраз
нетленного пребывания Спасителя во гробе. Посему то глава 3-я из
Дан и читается в церкви - на вечерне в Великую субботу.
18 Это чудо с очевидностью свидетельствовало для
Навуходоносора и его вельмож, оклеветавших пред ним праведников,
равно свидетельствует и для всех во все времена, что для
охраняемых Богом праведников, надеющихся на Него, нестрашны
никакие опасности (ср. Ис 43:2; Пс 90:1-7 и др.).
19 Т.е. лет.
20 Сказание о наказании Навуходоносора за его
гордость находится в Дан 4.
21 Видение Даниила о большой брани (10-12 гл.), по
объяснению самой книги, относится к Антиоху Епифану - этому
злейшему врагу иудеев и означает гонение его на иудеев и
конечную погибель его самого. По мнению некоторых толкователей,
это пророчество в некоторых частностях своих, неприложимое к
Антиоху Епифану, преобразовательно говорит об антихристе, его
гонениях против верующих и погибели. И Апостол Павел,
предсказывая явление в мир антихриста, изображает его чертами (2
Сол 2:4), сходными с теми, какие у прор. Даниила усвояются
Антиоху (Дан 8:9-12; Дан 11:28-31. 36-39).
22 Дан 7:9-10. Ветхий днями, т.е. Вечный (след.
Бог). - Подобное человекообразное представление невидимого,
беспристрастного и страшного суда Божия над грешниками находится
и в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (Откр 4:1-4 и др.).
23 Самое ясное и точное мессианское пророчество
заключается в третьем пророч. видении Даниила (9 гл.) о 70-ти
седминах, имеющих пройти со времени издания указа о построении
второго храма (в 453 г. до Р. Х.) до явления Христа и совершения
Им Нового Завета. По смыслу данного Даниилу арх. Гавриилом
объяснения, со времени указа Кира должно пройти 7 седмин до
создании храма, после следующих 62 седмин убит будет Помазанник,
утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость
запустения станет на месте святе. Черты, какими обрисован здесь
этот Помазанник, вполне приличествуют именно Иисусу Христу (ср.
Дан 7:24-27 Деян 20:43; Лк 3:24; Мф 11:16; Лк 24:25-27; Лк
21:20). Под седминами можно разуметь только семилетия, ибо
только при таком понимании их, между пророчествами Даниила и
позднейшей историей будет полное соответствие. Именно 7 первых
седмин вполне соответствуют 49 годам, протекшим от указа Кира до
окончания построения города и храма Иерусалимского, следующие 62
седмины = 434 годам, которые в соединении с 49 годами первой
седмины = 483 годам вполне соответствуют периоду до явления
Иисуса Христа на дело служения роду человеческому, в 15 год
Тиверия. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в
половине последней седмины, т.е. через 3 1/2 года после
того явления, как действительно и было то по сказанию
евангелистов. После этой полседмины должна наступить мерзость
запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в
свою очередь, указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель
(Мф 24:15), так действительно и совершилось все это при
разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.
24 Т.е. первым после царей Набонида и Валтасара.
25 Сказание о пире Валтасара, о погибели его и
падении царства Вавилонского находится в Дан 5.
26 Сказание о чудесном спасении Даниила во рву
львином находится в Дан 6.
27 Экбатаны - главный город Мидии и летняя
резиденция персидских, а впоследствии парфенских царей. Город
был очень древний, славился своим укрепленным замком и
необыкновенною роскошью.
28 Вил или Бель - (Финикийский - Ваал) название
главного вавилонского бога солнца.
29 Сказание о Виле и драконе находится в Дан
14:3-23; сказание это относится к неканоническим местам книги.
30 Сказание о шестидневном пребывании Даниила во
рву львином находится в Дан 14:28-42.
31 Камбиз - царь персидский, сын Кира (529-522
гг.), отличался жестокостью.
32 Гевал - гора в колене Ефремовом, на северной
стороне города Сихема.
33 По свидетельству евангелиста Матфея, при смерти
Господа нашего Иисуса Христа и гробы отверглись; и многие тела
усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении
Его, вошли в святой град и явились многим (Мф 27, ст. 52-53).
34 Св. царица Елена принесла мощи прор. Даниила в
Царьград и положила их близ церкви св. Романа. Их видели русские
паломники Антоний в 1200 г., Стефан новгородец в 1342 г., дьяк
Александр в ХIV в. и иеродиакон Зосима в
1420 г. Гроб его доселе показывают в Сузах, столице Персидского
царства, он чтится даже и язычниками.
35 Гадира - Кадикс на юге Испании, близ
Гибралтара.
36 Роман I Лакапен - византийский император с 917
по 944 г. Константин VII - византийский император с 912 по 959
г., царствовавший одновременно с Романом.
37 Христофор или Христодул был патриархом
Иерусалимским с 947 по 967 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Семнадцатый день (30.12), С. 50.
Жития святых, С. 14755 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 984)]
|