перейти на страницу: предыдущая
1; 2
следующая
Содержание:
Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: В
З Т. Том первый: Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-
"хозяевах".
"Русский народный
календарь" издательство "Метафора" 2004
Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: В
З Т. Том первый: Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-
"хозяевах".
Предсказатель будущего
Домовой и — шире — домашний дух не только предопределяет, программирует,
но и предсказывает будущее. В этом отношении «хозяин» подобен
терафиму — библейскому
идолу, почитавшемуся
домашним божеством и выступавшему в роли оракула.
В некоторых же архаических традициях (например, в коми мифологии)
предвестником радостных и печальных событий является особый дух (у коми
это урес464).
Согласно быличкам, домовой иногда «вещует», не прибегая к иносказанию и
символике, непосредственно предрекая судьбу: «В положении была. Лежу, ни
о чем не думаю. Вдруг из-под подпола старушка выходит в красной
кофточке. — „Ага! Лежишь", — говорит. — „Ну
и что. Лежу! А тебе какое дело? А что вам нужно?". А она говорит: „Скоро
не будете здесь жить, и мужа у тебя не
будет. Останешься одна — одинока и без мужа". (...) То перед войной
было. (...) В конце сказала: „Потом хорошо будешь жить". Так оно и
вышло».465
И все же предсказание мифического прорицателя чаще выражено в
символической форме. Это может быть сон, который, согласно народным
верованиям, насылается домовым и является идентичным его предсказаниям:
«После войны сон снился. Муж в армии был.
Мне дали валенки черные и говорят: „Немного носи — и опять возьмем". А
как с войны вернулся, две недели жили, а потом и разошлись. Уважать
перестала: гулять стал».466
Знаки-символы судьбы, посылаемые домовым, могут передаваться разными
способами. Некоторые из них воспринимаются посредством осязания.
Например, щиплет дух-«хозяин» спящего человека
— быть несчастью. Или погладит голой,
«шершавой, как щетка», холодной рукой — также следует ждать беды. Если
же
мягкой, «как соболий мех», или косматой, теплой рукой — это предвещает
счастье, богатство.
Ведь в «шерстистом», мохнатом домовом много жизненной силы, физической и
магической. Переданная крестьянину перед важными переменами в его жизни,
причем в сакральное время (нередко в
Чистый четверг), посредством поглаживания,
эта жизненная сила обеспечивает ему богатство
и благополучие. От голого же или шершавого
домового такой силы не исходит (или почти не исходит) — потому хозяина
дома ждут одни беды и убытки. Здесь, как и в некоторых других случаях,
предсказание эквивалентно предопределению, предназначению,
предначертанию судьбы. В связи с этим естественно, что мотивы «домовой
давил» и «домовой погладил» часто разворачиваются в одном и том же
мифологическом рассказе.
Предсказание может быть выражено и в форме звуковых сигналов. В
зависимости от характера перемен, ожидающих крестьянскую
семью, домовой пляшет на «лаве», смеется
или плачет (воет) где-нибудь в излюбленном месте своего обитания: «Под
печкой (у нас там подпечья назывались) кур
держали. Плакал. Плачет, нападет плакать, дак как невеста булайдат.
Ревит-ревит. (...) Он предвещал нам уехать, он нас жалел, плакал».467
К этим сигналам относятся и стук, грохот, треск, а также иные непонятные
звуки, доносящиеся «оттуда», из некоего нематериального мира,
материальными локусами которого служат
передний угол, порог,
печь, матица,
стены, подполье и пр.: «Слышит: хорчит и так страшно хорчит! Просто вот как животину колют бывает
харчание. (...) я голову подниму, мне кажется, как с
переднего угла».468
Впоследствии выясняется, что в этот день у женщины, слышавшей в
переднем
углу «харчание», был убит муж — и «хозяин» дал ей знак.
Подобные мифологемы, развернутые в быличках и бывальщинах в сюжетные
повествования, объясняющие символику предсказаний, со временем обрели
емкое выражение в приметах, утративших прежние мотивировки. Трещит
передний угол (углы), матица или
стол, слышен стук в стенах
дома или в
сарае — все это предвестья
несчастья, пожара, смерти кого-либо из
жильцов. Лишь сопоставив такие приметы с мифологическими рассказами и
поверьями, можно выяснить, что это таинственные удары «дедов»,
призывающих к себе одного из потомков,469 или сигналы домового.
Слышимый же людьми шелест веника предвещает скорое переселение, а треск
в заднем углу означает, что из дому кто-то выживается.
В приметах уже зашифрованы представления о
зооморфном домовом, подающем
весть людям: собака завыла под
окном (ср.: домовой воет, плачет, тяжело
вздыхает) — с членом семьи, живущим в этом
доме, случилась или случится
беда; кошки не водятся в
доме — не будет здесь благополучия; запел
петух
— к хорошим вестям; если же он запел в необычное время, надо пощупать у
него ноги: окажутся теплыми — к гостям, холодными — к покойнику; если
петух, внесенный в новый
дом, запоет, это предвещает хозяевам счастливое
и веселое будущее; если же молчит, то ждет какое-нибудь горе. Напомним,
собака, кошка,
петух — животные, которые наиболее часто служат эманацией
домашнего духа или его атрибутом.
Широко распространены и приметы, связанные с огнем как эмблемой
домового. Так, если огонь горит весело, это хороший знак. Если из
печи
с треском выскакивают горячие угли — это предвещает скорое прибытие
желанного гостя.470 Причем если уголь выпал из
печи во время топки на
середину избы и к «куту» или «попал в кушанье», то именно с той стороны
и прибудет гость; если же уголь упал к
порогу и за порог
избы, то в доме
будет покойник.471 В Сербии под Рождество, в
сочельник, смотрят, как
горит в печи дубовый обрубок — «бадняк», и в зависимости от того, как «жевриют»
угли от него, определяют, насколько плодородным будет предстоящий
год.472
В этих атрибутах, отражающих нематериальный невидимый мир, согласно
народным верованиям, действует через саму материю некая духовная сила.
Смысл мифологических рассказов о предсказателе судьбы наиболее отчетливо
раскрывается в их соотнесении с мантическими обрядами. Причем под
мантическими обрядами, или гаданием, подразумеваем
совокупность
магических действ с использованием магических же атрибутов, посредством
которых в сакральное время и в
сакральном пространстве обращаются к духу-предсказателю, получая от него знаки-символы,
знаменующие будущее
и расшифровываемые гадающими. При этом мифический оракул в процессе
обряда остается как бы «за кадром». Однако он появляется в
быличках,
бы-вальщинах, поверьях, соотнесенных с гаданиями. Этот же мифологический
персонаж обнаруживает свою суть в семантике (символике)
локусов,
атрибутов обряда и знаков-предзнаменований. К исследованию не
привлекаются сны-гадания, поскольку их, на мой взгляд, необходимо
рассматривать в рамках сновидений и снотолкований в целом (онейроскопии).
В мифологических рассказах и поверьях предвестником нового этапа в
свершении жизненного цикла (рождение,
свадьба, смерть), важных перемен
в человеческой судьбе часто выступает домашний дух (домовой,
дворовой,
хлевник, овинник,
гуменник, ригачник,
баенник). Иногда он предсказывает
будущее по собственной инициативе, но чаще — по просьбе гадающих. На
вопрос собирателя, у кого надо спрашивать о будущем, рассказчик
ответил: «Надо спросить у „хозяина"» .473 И это отнюдь не случайно: ведь
домашний дух, как мы уже отмечали, является вершителем жизненного цикла
и человеческой судьбы. Заметим, что по вопросу о семантике образа
предсказателя ранее была высказана несколько иная точка зрения. Так, Л.
Н. Виноградова, исследуя на основе славянских материалов девичьи
гадания в контексте календарной обрядности и функции произносимых при
этом приговоров, связывает их с культом предков.474
Крестьянка из Прионежья.
Гадают чаще всего в канун Нового года,
Рождества, Крещения — одним
словом, в Святки. Вот почему в Олонецкой губ. сам дух-предсказатель
получил имя Святке.475 В это сакральное время, в
полночь (редко, в
полдень), по народным рассказам и
верованиям, «чудится и все бывает»,
«о Святках чудится»:476 домашний дух является из «того» мира в «этот».
Такое перемещение, нередко сопровождаемое инкарнацией, возможно в
переходные («пороговые») периоды, связанные с
солнцеворотом
(рождественский сочельник — перелом
зимы, ночь на
Ивана Купалу — перелом
лета477), и вместе с тем ко времени, маркированному
культом предков,
культом мертвых. В некоторых местностях (например, в
Архангельской
губ.) принято гадать и на Масляной неделе (проводы зимы), и в перелом
Великого поста, т. е. в
ночь со среды на четверг четвертой недели.478
Гадали также и в Семик-Троицу, т. е. в «зеленые Святки», празднование
которых приурочено к концу весны—началу лета. И тот и другой период
характеризуется как «размыкание» времени, вследствие чего в «этот» мир
проникает некое мифологическое время, в котором есть элементы прошлого,
настоящего и будущего. Вот почему, чтобы узнать будущее, гадают именно
в урочный час, соблюдая при этом определенные условия. Если дело
происходит в избе, то в ней завешиваются или закрываются
ставнями окна,
заранее убираются иконы.479
Гадают не творя молитвы, «без креста, без
пояса и не благословясь».480 Иная даже снимает с шеи крест и кладет его
под пяту. Ведь «с крестом
ничего не почудится».481 Случается, что даже вслух отрекаются от своей
христианской принадлежности, приговаривая: «Не властен
Бог, не
благослови, Христос».482 Обращаются к языческому божеству, и только к
нему, несмотря на то что последнее в значительной степени
трансформировалось в нечистую силу. Тем не менее в
некоторых местностях
девушка, распоясанная, с расплетенной косой, демонстративно отказываясь
от каких бы то ни было оберегов, иной раз даже проклянет самое себя,483
чтобы полностью отдаться во власть языческих сил, обеспечить контакт с
ними.
Карельская прялка (куожали), д. Савиново (а); резные прялки-куожали из
д. Варлов Лес. Южная Карелия (б).
Домовой. О том, что ответ на вопросы желающих узнать свое будущее может
дать именно домовой, свидетельствуют сами мифологические рассказы:
«Иногда в различных частях жилья слышится — и слышится всегда только
одному лицу — плач ребенка: это плачет дитя домового; в этом
случае
можно покрыть платком то место, откуда слышится плач (скамью,
стол,
куст, если дело происходит вне избы), и „домовичка", мать, не находя
скрытого ребенка, отвечает на задаваемые ей вопросы, лишь бы только
открыли ребенка; спрашивать в этом случае можно все, что угодно (курсив
мой. — Н. К.)»484
Однако в гаданиях фактически фигурирует не сам домашний дух, а его
атрибуты, представляющие собой эманации этого языческого божества.
Имеются в виду прежде всего огонь (пламя, искры,
дым), угли, головня,
сажа, зола,
пепел, кочерга,
ухват, сковородник,
сковорода и пр.485
Известно и гадание по искрам, вылетающим из печи, когда она топится, что
предвещает гостей. Таким же ат-
Самовар-малютка из д. Горнее Шелтозеро. Вепсская волость.
Страница каргопольского дневника.
а — глиняные игрушки-«бавушки»; б — кухонный стол из «бабьего кута»; в —
детский конь; г — уголок «запечелья»; д — глиняные расписные игрушки.
рибутом служит и зола, называемая в «Авесте»
покрывалом огня, равно как
и сажа, которой во время рождественских гаданий мажут себе лицо.486
Своего рода вместилищем подобных атрибутов является
печь, которой
принадлежит заметное место в обрядах, в том числе и
мантических.
Например, согласно немецкой традиции, девушки в ночь под Новый год
заглядывают в нее, надеясь увидеть там облик своего суженого,487 т. е.
предназначенного судьбой.
В гаданиях эквивалентом печному считается лучинный или свечной
огонь.
Известно поверье, в соответствии с которым девушку готовили к смерти,
если у нее во время ворожбы гасла лучина. Ясное же горение — знак долгой
жизни, с рассыпающимися искрами — предвестие будущих болезней.488
В мантических обрядах семантически значимыми
являются и локусы,
маркированные знаком домового.
Рассмотрим наиболее распространенные гадания, которые исполняются
посредством названных атрибутов и вписываются в систему
сакральных локусов.
Рассеивают по полу (в избе или
бане) золу с
приговором: «Суженый
богатый, ступи сапогом; суженый бедный, — лаптем». На другой день
определяют по следу обувь жениха как знак его имущественного
положе¬ния.489 Известна и несколько иная версия этого же
гадания:
посыпают башмаки золой и ставят их на ночь под кровать — на чьих
башмаках к утру останется больше золы, той девушке предстоит счастливая
жизнь.490
Зола в качестве атрибута фигурирует и в других
разновидностях обряда.
На стол, помещенный под
матицей, ближе к двери, и застланный белой
скатертью, ставят тарелку с печной золой и накрывают белым же
платком.
По бокам ее устанавливают две свечи, а
поверх — стакан (тонкий) с
водой, в который бросают обручальное
кольцо (гадание посредством
кольца
— дактиломантия), причем так, чтобы оно лежало в центре дна. Выйдя из
избы, гадающая произносит магический
приговор: «Если есть суженый-ряженый, приди покажись». Вернувшись в
избу, она не до конца затворяет за собой
дверь (иная версия: открывает
трубу). В полночь садится за
стол и смотрит в кольцо, лежащее в
воде,
пока не покажется лицо суженого.491 По рассказам одних, его даже можно
узнать: «Она гадала на суженого. Немного посидела — „идите!". Мы
смотрим: видно лик его и узнать можно — Александр Павлович!».492
Впрочем, по заверениям других, изображение довольно расплывчато: «Кто в
шанели, кто в пинжаке, кто в одной рубахе. Лица-то не увидишь, а только
увидишь одежду».493
Иной способ гадания — посредством зеркала (катоптромантия) — может в
разной степени исполняться и на столе, и в
переднем углу, и на печи, и в
других местах, осмысляемых в качестве локусов домового. В
обряде может
фигурировать и определенная совокупность подобных локусов. Гадающая
девушка, в одной сорочке, с непокрытой головой и распущенными волосами
(знак исходящей от нее магической силы), в самую полночь (часто в
сочельник и в ночь на Ивана Купалу)
устанавливает зеркало на столе либо
на печи, иногда кладя его в
хомут. Возможно использование двух
зеркал и
— соответственно — двух столов, или двух частей печи, или
печи и
переднего угла. Наблюдаются и другие сочетания
локусов. У зеркала либо в
переднем углу зажигается
свеча (-и). В начале гадания девушка, выйдя на
крыльцо, приглашает посредством приговора: «Суженый-ряженый, приди в
зеркало смотреться, себя показать и меня посмотреть», оставляя для него,
так же как и в гадании с кольцом, приоткрытыми двери.494 После
этого,
дождавшись полуночи, она, не мигая, смотрит в
зеркало, причем если оно
установлено на столе, то сидя, а если на
печи, то чаще лежа. Возможны
различные версии и варианты данного обряда.
Первая версия. При теплящейся в переднем углу лампаде садится гадающая.
Находясь впереди своих подруг «сажени на две», девушка наводит на них
зеркало и сообщает, что ей показывается над головами, за плечами и спинами
каждой из них.495
Вторая версия. Посередине комнаты ставят два стола, на них — по одному
большому зеркалу, перед каждым из которых зажигаются восковые
свечи
(иногда фигурирует один стол, одно
зеркало и одна свеча или же один
стол, два зеркала, большое и маленькое, несколько
свечей и т. п.).
Гадающая садится посередине между столами и дожидается
полуночи, когда в
зеркалах появится тень
жениха.496
Третья версия. Положив одно зеркало на
шесток, девушка просовывает
голову в печную трубу, в отверстие, где вкладываются «вьюшки»; туда же
она просовывает и руку, в которой держит над головой другое
зеркало.
Глядя в первое, приговаривает: «Тьма, расступись, а ты, суженый,
покажись».497 Вариант: гадающая кладет перед устьем
печи на плиту
зеркало и зажигает свечу; поднявшись на
печь, ложится на спину головой в сторону плиты и, закинув голову, смотрит в него: увидит
суженого —
значит, скоро выйдет замуж; не увидит ничего — свадьба еще нескоро;
покажется гроб и похоронная процессия — ее ожидает смерть.498
Четвертая версия. Чтобы увидеть своего суженого, нужно сесть на
воронец, глядя через левое плечо (место «нечистого», т. е. сниженного
домового) в зеркало.499
Нередко, однако, наблюдается совмещение различных версий этого гадания.
Например: две девушки (вариант: одна) садятся в передний угол, где
зажигают свечу, а третья (вариант: другая) — на
печь, спиной к ним;
держа перед собой зеркало, она смотрит на
сидящих в углу подруг: у
которой из них «рядник смешается», т. е. станет незаметным пробор в
волосах, та непременно вскоре выйдет замуж. Или же сообщает девушкам о
других увиденных ею знаках-символах.500
Последствия таких гаданий — тема многих быличек и бывалыцин: «Девушка
одна гадала. И видит в зеркале: военный с шашкой. Шашечку повесил,
шинель — на
кровать и подходит. Она закричала, зеркало разбила в куски. Он-то сгреб
шинель, а шашку-то и оставил. И через много лет они поженились. Признала
его, а она ему и рассказывает, и шашку эту показала — а оказалась его:
у него пропала».501
Отражение, будь оно в воде (стакане) или в зеркале, эквивалентно тени,
осмысляемой в народных верованиях как душа, дух, домовой. Вот почему в
доме, где есть покойник, «чтобы не чудилось», закрывают полотном
зеркало.502 Кстати, такова же
семантика другого гадания: в новогоднюю
ночь девушки жгут бумагу (аналоги: топят воск — керомантия — или же льют
олово, свинец, а в некоторых локальных традициях и яичный белок)503 и
по тени, отбрасываемой на стену перегоревшей бумагой либо растопленным
воском, оловом или свинцом (по фигуркам, застывшим на
воде и как бы материализующим всю ту же тень), угадывают будущее: если появится
изображение, похожее на гору с деревом, — это означает смерть
отца;
если яма — к смерти; если нечто наподобие лошадей — к
свадьбе.504 Семантику отражения подсказывает и атрибутика
гадания: зола (пепел),
огонь, свечи,
лампада, а местом магического действа служит
передний
угол, стол, печь (шесток,
труба) и пр., — все это знаки эманации или
локализации домового. Считается, что в облике суженого гадающей
показывается сам дух-«хозяин». Вот почему девушка, пригласившая
накануне сочельника в нежилую
избу «суженого-ряженого» и наконец
дождавшаяся призрака, севшего рядом с ней, торопится, по обычаю,
крикнуть: «Чур, тово, полно,
чур не хочу», иначе он задавит ее.505 О
включенности мифического существа в процесс гадания свидетельствуют и
сопутствующие ему восклицания: «Чур ко мне!
Чур меня!».506
В мантических обрядах чердак как
локус домового может быть соотнесен с
печью. Ее эмблемой в данном случае служит «пекло» —
деревянная лопата,
которой сажают хлебы в
печь. Этим «пеклом» считают потолочины со
словами «пришел-вышел». Если последняя потолочина совпадет со словом «вышел», то гадающая,
естественно, выйдет
замуж, а если со словом «пришел», то останется дома. Или же считают со
словами «молодец-вдовец». Если счет потолочин закончится словом «молодец»,
то девушка выйдет замуж за парня, а если словом «вдовец», то,
разумеется, за вдовца.507
Эманацией домового являются и печной столб, и
полено, чурка,
использующиеся в качестве атрибутов святочных гаданий. На
печном столбе
жгут сено, украденное у
попа или дьякона; в которую сторону пойдет
«чад» — туда и отдадут девушку замуж508 (своего рода
капномантия).
Полено берут из поленницы наугад, пятясь к ней задом, или в темноте, а
затем рассматривают дома или на беседе: окажется гладкое полено — будет
муж добрый, «хороший на лицо», «чистый лицом», «красавчик»; суковатое
либо шершавое — злой, буйного характера, некрасивый, с нечистым лицом:
угреватым, в пятнах, в веснушках; кривое — кривой, хромой и т. п.509 Тот
же смысл, оказывается, таит в себе и хворостина, выдернутая из вороха
хвороста: если попадется гладкая и прямая — жених будет красивый;
суковатая — «корявый», т. е. рябой.510 Сколько на полене сучков —
столько будет и людей в семействе, куда суждено войти гадающей; если
полено без сучьев — жить предстоит в бедности и одиночестве; если же
шероховатое — в богатстве.511
В некоторых локальных восточнославянских традициях гадают также по
кольям в плетне, в конечном итоге по последнему из них, на которое
приходится счет «молодец-вдовец» или же «чет-нечет».512
Эквивалентом полена в народных верованиях и обрядах служат предметы из
него: например, «скалка», которой раскатывают сочни. Облитую
водой, ее
ставят в передний угол, а утром, в сочельник, замечают, кто
первым
войдет в избу: если девушка или
женщина, то гадающей в этом году
замужем не бывать; если же мужчина, то повезут к
венцу, а имя у жениха
будет такое же. Причем если первый вошедший в избу окажется вдовцом, то
и замужем быть за вдовцом.513 Аналогом полену считается и лучина. К
этому же типу гаданий относится следующее: в Святки, подметая
избу,
выносят утром «сметье» и бросают его на дорогу, а затем смотрят, кто
первым пройдет по этому сору. Если парень — у жениха будет такое же,
как у него имя, нрав, облик, положение; если же «дефка» — в этом году
гадающей замужем не бывать. Замечают также, откуда на сор прилетят
птицы, набегут собаки — оттуда и сваты приедут.514 Или же
девушки на
Крещение носят сор под передний угол. Садясь на «сметье», слушают, по
звукам гадая о своей судьбе.515
Особый тип гаданий, связанных с пророчеством домашнего духа, составляют
«слушанья», т. е. кледономантия. Суть их, по мнению Н. Ф. Сумцова,
заключается в том, что каждое слово, фраза, отдельное восклицание
становится для слушателей кледоном: между мыслью слушателя и словом
говорящего, которые внешне никак не связаны, обнаруживается неожиданная
семантическая связь.516 Атрибутами таких гаданий
являются обожженная
лучина либо пирог — в канун
Рождества, блин — в Рождество, во время
заутрени. Идя «слушать», кладут блин на лицо, прокусив в нем отверстие
для глаз и рта,517 что, по мнению исследователей, осмысляется как маска
покойника, с которым, заметим, в известной мере ассоциируется и домашний
дух. «Слушают» под окнами чужого
дома или у дверей, под
матицей, под
крестами воронца или под
полицей у печки, под столом, «на вышке» у
трубы, в подворотне, а также у
церкви (напомним, храм осмысляется в
народном мировосприятии как хоромы и, наоборот,
хоромы как храм), у
бани, в хлеве, у
риги, овина,
гумна и даже за пределами крестьянской
усадьбы (на перекрестке дорог, в поле, на
реке). Таким же способом
гадают и в Новый год, и в крещенский сочельник, во время крещенской
обедни или перед ней.518 «Слушают», что «поцюдится», придавая
символический смысл тому, кто первый заговорит и что скажет.519
Например, первое произнесенное
в подобном случае имя будет именем жениха гадающей.520 Все услышанные
слова истолковываются как предсказания. Скажут «сядь» — гадающая не
выйдет замуж, «поди», «бежи» — быть просватанной. Если первым заговорит
молодой, то и суженый будет молодой; если же заговорит в тот момент
старик или старуха, то
жених будет старый: «Несколько лет тому назад
одна девушка, слушая под
окнами соседей, услышала голос
старой бабы,
которая сказала: „Тушите свет!". Девушка сошла за другоженца, т. е. за
вдовца».521 Если же слышится речь
детей — в тот год у гадающей родится
ребенок; если говорят о поездке — будет дальняя дорога;
если поют — в
предстоящем году будет веселая жизнь.522 Если в избе идет веселый
разговор, то — соответственно — и «слушающего» ждет в супружестве
беспечальная жизнь; если же в избе слезы,
плач, то впереди у него
несчастья и горе.523
Обряду гадания — «слушанья» соответствуют многие мифологические
рассказы, где дух-«хозяин» дает ответ на вопросы людей, подчас не
прибегая к иносказаниям и символике: «Три парня собралисе и пошли
слушать о Святки к пустому дому. Никто в ем не жил, потому что чудилось.
Оне и подошли под окошко. И очертили (три черты) и в середках стоят. Вот
один и говорит: „Ты задумай!". Первый и задумал: „Что со мною будет:
али я женюся, али в солдаты отдадут?". Не успел только задумать, вдруг
в этом пустом доме человеческим голосом говорит: „Тебя в солдаты
отдадут!" — „Ну, думай!" — говорят другому. Вот он и думает: „Али я
женюся, али в солдаты отдадут?" (молодые люди — чего больше надо?). А
тому говорят: „Тебя в Сибирь сошлют!". А третей-от парень
хороший-расхороший, красавец, да только бедный: ни отца, ни
матери,
округ сирота. „Я не буду, — говорит, — и слушать!". Товарищи его и
принуждают: „Задумай, задумай, чего-нибудь и тебе скажут!". Ну вот он
тоже задумал: „Как я этот год проживу: женюсь я или меня в солдаты
отдадут?". Там говорит: „Ты, — говорит, — женишься!"».524 А
«слушающему» в одиночку «на вышке»,
у трубы, может явиться сам домовой, освещенный как будто лунным светом,
чтобы срочно сообщить о грозящей крестьянской семье опасности.525
Заметим, что при лунном свете появляется и богосуженый526 как
эквивалент домового, принявшего его облик.
Знаковую роль играло и бросание старых лаптей — «осметков» «через варата»:
в какую сторону ляжет «абарками» (веревками) лапоть,527 соотносимый в
поверьях и обрядах с домовым и осмысляемый как материализация следа,
отражения, тени, души, туда и выйдет замуж гадающая девушка. Со
временем лапти в крестьянском быту все чаще вытеснялись башмаками. Но
обычай все же сохранился. Теперь уже башмак, а то и сапог бросали «через
ворота» левой рукой через правое плечо назад, прямо на улицу, и
по-прежнему определяли: в какую сторону окажется обращенным носок — там
и быть замужем; если же он будет повернут к воротам
дома, — значит, в
этом году придется «сидеть в девках».528 Вот в чем смысл известной
формулы В. А. Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за
ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Впрочем, в Олонецкой губ.
зафиксирован иной способ этого же гадания: девушка, повертывая сапог то
носком вперед, то пяткой, отмеривает пространство избы от лицевой стены
до порога: если в последний раз сапог окажется носком к порогу, —
девушка выйдет замуж, а если пяткой, — останется под родительским
кровом.529 Аналогичным способом гадали парни о солдатчине.
Определенную семантику, связанную с домовым, имеет и
хлеб или хлеб-соль
(пирог, блин,
зерно), локализуемый в
переднем углу либо на столе
(возможно использование и других атрибутов). Одним из святочных гаданий
является следующее: ночью девушка кладет на стол краюшку
хлеба и соль,
подметает избу; взявши сор, она выходит на крыльцо и трижды произносит:
«Бого-суженой-богоряженой, приди ко мне ужинать — кромочки дойдать».
Иногда девушке представляется, что кто-то вошел в избу, сел за стол,
поел и удалился.530
Многие гадания призваны определить виды на будущий урожай. Так,
накануне Нового года пекут особый каравай
хлеба, взвешивают его и кладут
на ночь «к образам», в
передний угол. Наутро
каравай снова взвешивают:
если вес прибавился, то наступающий год ожидается урожайным, если же
убавился — готовься к недо¬роду.531 Вместо хлеба в некоторых локальных
русских традициях гадающими используется зерно, а передний угол с
иконами заменен столом, покрытым чистой белой
скатертью: если на ней
утром первого новогоднего дня появится какое-либо зернышко, то именно
этот хлеб уродится в наступившем году.532 Посредством
хлеба гадают и о
продолжительности жизни: под Новый год кладут ломти на
окно: чьего
куска утром не окажется на месте, тот в предстоящем году умрет,
остальные переживут его.533
Функцию домового в качестве оракула разделяет и «дух церкви»: «Пришел к
замку (церковному. — Н. К.) — уж не знаю, как они спрашивают, — и вот в
паперти заперебирает пол, прямо по одной
половице. Сначала там, в
церкви, потом под ним, все крыльцо заперебирает, все мостинки ребром
станут. А дед был не трусливого десятка. И вот человек-то к нему
выходил. Или через замок говорили? Через замок. И ему все говорили
оттуда. И он про всех узнал, какая жисть у всех будет и кто когда
умрет».534 Заметим, что половицы в мифологии — символ дороги-судьбы.
У церкви обычно «слушают», причем чаще вдвоем-втроем, стоя на
крыльце у
дверей или на колокольне. Раздастся в
церкви веселое пение — к
свадьбе, заунывное — к смерти, упадет что-либо посередине — к
несчастью,
например к пожару.535 Возможны варианты. Если почудится, что в
церкви
поют: «Положим на главы их венцы...» или «Исаия ликуй...» — жениться
либо выйти замуж в предстоящем году. Если послышится «Елицы во Христа
креститеся...» — девушке родить, «Со Святыми упокой», «Святый Боже...»
или «Вечная память» — к смерти.536 Лучшим временем для «слушанья» считается тот момент, когда народ выходит из
церкви по окончании
рождественской заутрени. Притаившись незаметно у ограды и вслушиваясь в
разговор первых проходящих мимо, можно, согласно поверьям, многое узнать
о своей судьбе,537 если овладеть языком традиционных иносказаний и
символов. Впрочем, церковное и околоцерковное пространство
использовалось и при иных способах гадания, о чем свидетельствует одна
из быличек: «Ходили это тогда в
Рождество (это Святки у нас заводятся)
узнать, как жениха зовут, в
церковь. К заутрены как колгонут — ну, пошла
я в церковь (...}. Пришла в
церковь, тогда еще плели, знаешь, эты
гасники (цветные шерстяные кушаки. — Н. К.), у
порога так кладовали,
где народ-то ходит, ведь не за дверью, а тут... в
паперть где заходишь.
Ну вот, прошел мужик, звали Михайлой — и такой же и жених стал Михайлой».538
Дворовой. В роли персонажей, которые отвечают на вопросы гадающих,
выступает и дворовой, часто отождествляемый как с домовым, так и с
хлевником. В быличках и бывальщинах дворовой-хлевник фигурирует в
качестве оракула довольно часто: «Ходила вызывала
дворового как-то,
ночью ходила (...}. Придет да станет с хозяйкой во
двор, во хлев, и вот
встанут они спинами в одно место. Вот хозяйка и заразговариват — и там,
в углу, разговариват. (...) И вот спрашивают про мужьев, что каки на
войне были убиты, что живой ли муж, дак ен там в углу, говорят, ответит,
что ж-и-ив, ж-и-ив».539 Локализация дворового, а подчас и домового
именно в хлеву достаточно устойчива. Находясь в
синкретическом единстве
с хлевником, оба эти персонажа в
мифологических рассказах и поверьях
изображаются не только в антропоморфном, но и в
зооморфном облике: в
виде коня, коровы,
овцы, свиньи, и особенно
петуха или курицы и пр.
Поведение этих животных в процессе гадания осмысляется как знак-символ
судьбы. Приведем примеры зоомантии. На
Святки девушки встают в ряд и
кормят лошадей житом с колен: та, у которой
конь взял
корм раньше всех, скорее других выйдет замуж.540 Или на
лошадь (выбирают
обычно белую541), которой завязывают глаза передником (надевают
мешок
на голову и завязывают его на шее), садятся поочередно девушки (иногда
задом наперед, взяв в зубы хвост) и примечают, куда пойдет
лошадь: если
к воротам, то девушку вскоре выдадут замуж; если же в
конюшню или к
забору, то в нынешнем году ее никто не посватает.542 Или же
лошадь
переводят через оглоблю (шест): если она зацепится
ногами, то муж у
гадающей будет злой, а жизнь ее несчастливой.543 В подобных обрядах
следует искать истоки приметы: конь спотыкается к несчастью.
В качестве символа лошадь фигурирует и в других видах гадания, например
в «слушанье», что отражено и в быличке: «Идут два мужика, и один говорит
другому: „Поди знай, какая у меня лошадь. Дошла до
горы, остановилась,
никак нейдет в гору. Уж я ее и бил-то и лаской-то пробовал, нейдет,
хоть убей...". И что же вышло? Хотел меня сватать один хороший
жених и
непременно взял бы. Вот он и пошел к тетке звать ее сватать меня.
Пришел. Как сказал про меня, она и давай меня хулить: „Что ты, —
говорит, — с ума сошел? Ведь она старше тебя на десять лет, у ней ничего
нет". И пошла и пошла. Отговорила. А тетка-то эта жила под
горой, а я на
горе. Вот тебе и лошадь».544
Знак лошади закодирован и в других гаданиях,
практикуемых в Святки.
Так, надев себе на шею хомут, забираются
ночью в хлев, встают под
отверстием, в которое дают корм скоту, и «слушают». Или же: забравшись
на печь и надев на шею
хомут, девушка смотрит в
зеркало, ожидая
появления суженого. Иная версия:
высматривают суженого «сквозь хомут»,
сидя под столом или на
печи. В другом случае в
хомут, который ставят на
печь (на стол), кладут
зеркало и смотрят, «как на картину». Если
«привидится», что человек идет по ступеням под пение «Святый Боже,
святый крепкий», гадающая умрет в том же году; идущая же с песнями
молодежь — доброе предзнаменование.545
Для гаданий используется также корова (овца).
Например, вечером,
накануне Рождества или под Новый год, девушки ходят в
коровник (хлев) и
обвязывают вокруг шеи своими поясами находящихся там животных, а наутро
смотрят: если обвязанная той или иной из гадающих корова (овца) стоит
головой к дверям, девушка в наступающем году выйдет замуж; если же задом
либо боком — придется ей еще год просидеть в ожидании
женихов.546
Гадают по домашним животным и в ночь на
Ивана Купалу. Так, в Заонежье
девушка завязывает свою косоплетку на
рога корове. Если
косоплетка развяжется — это к замужеству.547 Здесь в
Ивановскую ночь гадали и иным
способом: поймает девушка впотьмах в хлеву
корову (овцу) — сидеть в
девках; быка (барана) — быть замужем.548 В общерусской традиции известны
различные версии этого гадания: если первая пойманная в
хлеве овца —
мохнатая, то и жених будет богатый, а если стриженая — бедный.549 Ср. с
«шерстистостью» домового. Иная версия гадания связана с внешностью
суженого: если овца, перевязанная ленточкой с вечера, в темноте, наугад,
окажется черной — жених будет брюнет, а если белой — блондин. Как
сообщила одна из рассказчиц, ее сестра перевязывала белую
овцу и петух
у нее клевал овес — и та «сошла замуш» за смирного
работящего парня с
белыми волосами.550
Аналогичная роль в некоторых гаданиях
принадлежит и свинье. Кочергой
(знак домового) забрасывали кость в хлев к
свиньям: если они в это время захрюкают, то
семья суженого окажется недружной («будут у
сямьи
бранитца»), молчание же предвещает согласие в ней.551
В севернорусской традиции распространена была и орнитомантия. Пожалуй,
самым могущественным оракулом считается
петух (курица) — птица,
посвященная домовому (дворовому) и олицетворяющая его. Наиболее
распространенный способ гадания с участием петуха
состоит в следующем.
Вначале определенными средствами организуют сакральное пространство. Для
этого в избе на полу чертят
углем или мелом круг. Иная версия:
девушки связывают
свои пояса и кладут их на пол в виде круга. Иногда для гадания
использовался и стол или же пространство под ним. После этого в разных
местах образовавшегося магического локуса (в круге, на
столе, под
столом) размещают тот или иной набор атрибутов гадания: например,
насыпают горсти овса, причем на одну из них кладут
кольцо, на другую —
щепку, на третью — монету, на четвертую —
землю, на пятую — золу и т. д.
Поскольку гадания с петухом чаще
концентрируются вокруг представлений о
женихе и свадьбе, этим обстоятельством определяется и набор
соответствующих атрибутов. В числе их ломти хлеба, рюмки,
луковицы,
кольца, деньги, гребень и
зеркало. Или: щепотка крупы, кусок
хлеба,
ножницы, зола, уголь и
миска с водой. Или: сыпали
овес и ставили воду.
Иногда же гадающие девушки ограничивались тем, что клали свои
кольца на
пол и обсыпали их особым
овсом, украденным у «славильщиков». (Если круг
образован из поясов, то каждая из девушек насыпает
зерно около своего
пояса.) Когда все будет готово к гаданию, в 12 часов
ночи, под самый
Новый год, достают с «нашести» петуха или
выпускают его (иногда двух,
старого и молодого) из голбца, вносят в
избу и, поставив его (их) в
середине круга, дают полную свободу, наблюдая, к какой горсти «оракул»
подойдет. Если он дотронется до кольца — это предвещает брак; до щепки
или земли — смерть; до монеты —
богатство.552 Если петух начнет клевать
хлеб или деньги — суженый будет богатый; если рюмку или
лук — будет
горький пьяница; начнет смотреть в
зеркало — «модный», щеголеватый; то
же означает внимание его к гребню. (Старый и молодой
петухи предвещают соответствующего их возрасту
суженого.553) Если петух клюнет крупу или
хлеб — суженый будет из богатой
семьи; если ножницы — портной; если
золу
— «табашник»; станет пить воду —
муж будет пьяница, а если клюнет
уголь
— девушка вовсе не выйдет замуж.554 В том случае, когда под
столом
сыпали овес и ставили
воду, получался следующий результат: если
петух в первую очередь брался
за овес — муж будет «завистной
земледелец», в противном случае —
пьяница, а если петух полетит в открытую
печку, судьба сведет с
человеком, который «будя
печи класть хорошо».555 Возможен и такой
вариант: чье кольцо, склевывая
зерна, петух
отбросит прежде, та девушка
раньше всех выйдет замуж; в какую сторону отлетит
кольцо — оттуда и
ждать сватов.556 Или: чью кучку
зерна (кусочек хлеба) станет он клевать
в первую очередь — та выйдет замуж скорее других.557
Распространен был также обычай ходить в полночь в курятник, ловить
петуха на «нашесте» и по цвету его перьев определять цвет волос будущего
мужа.558 Известны и другие способы гадания, связанные с
петухом и
курицей. Так, в некоторых местностях их сажают под решето (коскиномантия),
связывая хвостами. Если петух потащит
курицу, то муж возьмет верх над
женой; если же курица —
петуха, верховодить будет
жена.559
Разновидностью гадания по курице или
петуху служит ооскопия, т. е.
ворожба по яйцу,560 и в частности по белку, выпущенному в стакан с
водой, о чем уже говорилось выше.
Овинник, гуменник,
ригачник. В качестве персонажей, способных
предсказать будущее, в мифологических рассказах и поверьях фигурирует
овинник, гуменник,
ригачник. Благодаря этому высвечивается их роль в
гаданиях, происходящих в локусах названных духов-«хозяев». Впрочем, тот
или иной персонаж подчас является, чтобы изгнать пришедших гадать в его
владения: «Мы по овинам-то лазали в Сусае-то, девки-то ворожили. (...)
в аккурат было Рождество.
Девки пошли туда, залезли в этот
овин-то, он, грит, такой чумазой вылазит: „Вы зачем сюда пришли?"».561 Гадание не
может состояться, если со стороны «хозяина» овина нет
благоволения и
если не все условия были соблюдены: «Вдруг выходит с этого
овина человек, нечистый дух, наверно. Ну вот, взял эту кожу (а хвоста они не обчертили), взял эту
Карельская деревня зимой (а); крестьянский дом из д. Клещейла (Кижская
архитектурная коллекция) (б).
кожу за хвост, раз-два махнул — и этые мужчины
улетели с этой кожи,
да».562 Замкнутое магическое пространство, в котором должно было
совершаться таинство постижения будущей жизни, оказалось не до конца
созданным. И потому гадание не состоялось, а потревоживший понапрасну
«хозяина» наказан. Несмотря на столь устрашающие рассказы,
ворожба в овине и в подовине, на
гумне и в риге все же происходила. Гадающая
влезала в овине на полицу, открывала «садило» —
окно, в которое «сажают
снопы», и всматривалась во тьму его до тех пор, пока ей не показывалось
лицо суженого. Или же, ставши в подовине,
девушка глядела вверх сквозь
колосники — и ей спустя какое-то время показывалось, как сквозь дым или
паутину, лицо жениха.563
В овине могло происходить и другое гадание:
девушка просовывала ночью
руку в окно или становилась к нему задом, подняв
сарафан, и произносила:
«Суженый-ряженый, погладь меня». Если никто не тронет — «си-
С. Сыссойла близ р. Пряжи.
деть в девках»; если голой рукой погладит — за бедным быть; мохнатой —
за богатым.564 Аналогично этому происходило и гадание в
бане.
В мифологических рассказах и поверьях дать ответ на вопросы гадающих
может и гуменник. И потому
гумно также излюбленное место
ворожбы:
«Ходили мы слушать в Святки, против
Рождества. Вышли к гумнам к нашим.
Пять человек нас было. Вышли к гумнам и зачертили
круг — как на деревне
визг!.. Мы вышли из черты — тихо. Вошли опять в круг — опять визг. Вот
одна: „Наверно, мой брат погибнет в этом году: это как я плачу". На
следующий год вышла она замуж самоходкой. Была на беседе — братья ищут.
И эти братья пришли к жениху и потащили ее через всю деревню
домой —
так такой визг по деревне стоял!».565 Для гадания в
сакральное время («в
Святки, против Рождества»)
магическими способами (особым очерчиванием,
приговорами) создается сакральное же пространство —
круг (отсюда
выражение: «кружить ходили»). Очерчивание его, иногда троекратное,
производится первой лучиной, которой зажгли огонь в канун
Рождества, или
углем, взятым из печи, вытопленной в
Страстной четверг до восхода
солнца, а также и головней либо
кочергой,
сковородником, ухватом. (В
подобного рода гаданиях магическим путем созданный круг эквивалентен
очерченной коже.) Призыв участвовать в процессе гадания, обращенный к
мифическим существам, выражен в формулах: «Черти к нам,
чертенки к
нам!». Далее следуют слова оберега: «Вокруг круга ходите, к нам не
заходите»; «Черта в черту,
черт за черту. Стань тын железный от
земли
до неба...»;566 «Будь стена каменная от
земли до неба, зверю
непроходима, птице непролетима и Святку незаходима»567 или «Чур меня!».
Зачураться — значит провести магическую
черту. Оказавшись в
сакральном
пространстве в переходный («пороговый») период, гадающие (обычно их
собирается 4—5—7 человек, хотя требование нечета подчас является
обязательным) получают таким способом возможность «слышать» сигналы из будущего, оставаясь при этом в безопасности от воздействия сил из
«параллельного» мира, хотя подчас и подвергаясь некоторым испытаниям с
их стороны. Иногда звуки доносятся как бы издалека. Но случается, что
слышится приближение свадебного поезда или похоронной процессии, звуки
становятся все яснее и яснее, чудится, что кто-то подъезжает либо
подходит и наконец оказывается совсем рядом с кругами, а затем
начинает удаляться, звон
колокольчиков, пение, плач постепенно
замирают.568
Возвратившись домой, рассказывали: одной слышалось бряцание бубенчиков
на такой-то дороге, значит, к ней наедут с той стороны
сваты; другой
явственно «почудилось», как между домами крестьян Андреева и Сомова с
треском упало дерево, значит, в одном из них умрет хозяин; третья
слышала, как в избе вдовы Фомичны тесали
топором и стругали доски —
верный знак, что в сей год умрет; иная сообщала: в доме Белоусова
хлопали дверями, раздавались крики, шум, беготня — не миновать пожара,
и т. д.569
На эти темы в фольклорной традиции сложилось немало быличек: «Мне
выслушали девки: „Едет с Салмы (соседняя деревня) на
лошади через всю
деревню с гармошкой и с
колокольцами. И завернул к вам". Зашли в Новый
год к Агране чаю (попить. — Н. К.), приходит мать: „Дунька, иди домой —
сваты приехали"».570
В период Святок сакральным пространством является и само
гумно,
освященное присутствием здесь мифического «хозяина». Не случайно это
одно из излюбленных мест совершения мантических обрядов. Основным
атрибутом в данном случае является колос (хлеб). Сюда
направляются,
чтобы, зажмурив глаза, зубами выдернуть из скирды
колосья: если
попадется зернистый — в замужестве гадающая будет жить богато, если
пустой — бедно.571 Причем сколько в колосе окажется
зерен, столько будет
членов в семье жениха.572 Вариант:
отстояв обедню, крестьяне уходят на
гумно и зубами выдергивают «из кладушек»
колосья. Если колос окажется
полным зерна, то год будет урожайным, а если
пустой — голодным.573 Есть
и иной способ гадания с подобной же целью. В ночь под Новый год глава
семьи втыкает на гумне в
снег колосья различных злаков. Утром смотрит:
на каком из них лег иней, тот
хлеб и уродится в наступающем году.574
На гумне «слушают», так же как и под окнами
дома: если почудится дружный
«стукоток», значит, девушке предстоит идти в большую
семью; если же
молотит один — замуж выйдет за одинокого.575 Примерно так же «слушают» и
у риги. Если почудится, что в ней кто-то метет
метлой, — это к бедной
жизни; если же лопатой пересыпают зерно — к обилию и богатству. При этом
один из гадающих держится за дверную тягу, второй — за первого, третий —
за второго. Иногда рассказы о ворожбе перерастают в
былички и
бывальщины, повествующие о том, как «хозяин» гумна или
риги
направляется из дальнего угла, от печки, к
двери, за которую держат¬ся
«слушающие», и с чудовищной силой открывает ее, вызывая панический страх
и обращая в бегство гадающих.576
Давно исчезли из крестьянского быта овины,
гумна, риги, а мифологические
рассказы об их духах-«хозяевах» и связанных с ними гаданиях хотя и
потускнели, но не исчезли полностью из фольклорно-этнографичес-кой
традиции.
Таким образом, домашний дух предстает как медиатор между прошлым и
будущим, которое под его воздействием может в сакральный момент и в
сакральном пространстве включиться в сегодняшний день и обозначить
последующую веху человеческой судьбы, новый этап жизненного цикла, новый
статус.
перейти на страницу: предыдущая
1; 2
следующая
|