Память святого мученика Прокопия 5
декабря
Святой Прокопий был родом из Иерусалима. Он строго относился к
своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на
должность чтеца церкви Кесарийской16 и имея
дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим Слово Божие. Кроме
этого, он занимался переводом Священного Писания на сирский язык и
исцелял при жизни одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.
Однажды, путешествуя в Скифополь, он читал слою Божие в церквах
христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии
услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его, как христианина. В
это время было гонение на христиан17.
Правитель Кесарийский потребовал от святого Прокопия, чтобы он принес
жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правившим
тогда в империи18. Но святой дерзновенно
ответил им на это: "Христиане не должны почитать и поклоняться многим
богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец
и Создатель всего".
Услышав это, правитель Кесарийский исполнился ярости на святого и
приказал мечом отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил земное
поприще и кратким путем возведен был к небу, получив мученический венец
от Христа Бога.
Примечания
16 Здесь разумеется Кесария Палестинская - город
на восточном берегу Средиземного моря; по разрушении Иерусалима
(в 79 г.) была главным городом Палестины и местопребыванием
епископа, которому подчинен был некоторое время и Иерусалим.
Впоследствии Кесария была разрушена и ныне представляет
совершенную пустыню с грудами развалин.
17 При императоре Диоклитиане (294 - 305).
18 Император Диоклитиан разделил власть над
империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При
этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиан имея
соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклитиана
стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан
Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время
мученичества святого Прокопия в 303 году были четыре правителя в
империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь
их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому
заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (05.12), С. 35.
Жития святых, С. 13470 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 734)]
|