Страдание святого мученика Платона

Спонсор странички :

 

День Восемнадцатый (1 декабря) Страдание святого мученика Платона


   Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха1, происходил из страны Галатийской, из города Анкиры2, от христианских родителей, и был воспитан в благочестии. Еще до своего совершеннолетия он достиг преуспеяния в добродетелях. Находясь в юношеском возрасте, он уже был зрел разумом. Среди безбожных идолопоклонников он дерзновенно проповедовал Христа, предвечного Бога, и учил пребывавших в заблуждении язычников, чтобы они познали истину и обратились от бесовского заблуждения к Богу. За это он был взят неверными и приведен на суд к областеначальнику Агриппину. Агриппин в это время находился в храме Зевса и там сел судить исповедника Христова. Взглянув на него, он сказал:
   - Весь мир чтит своих богов, ты один заблуждаешься и отвращаешься от них!
   Святой отвечал:
   - Вы заблудились, оставив Бога, создавшего небо и землю, и все красоты их, и поклоняетесь камню и тленному дереву, делу рук человеческих.
Агриппин сказал:
   - Юность твоя делает тебя дерзким и бесчинным. Скажи мне свое имя, как зовут тебя и из какого ты города?
   Святой отвечал:
   - Родители назвали меня Платоном; я - от чрева матери моей раб Христов, гражданин же - этого города; ныне за благочестие предстою на неправедном твоем суде и жду незаслуженной смерти, которую пламенно желаю принять за Господа моего; делай же то, что намерен делать.
   - Не должно тебе, Платон, - возразил областеначальник, - учить о Распятом и даже имя Его иметь в уме своем, так как царская власть повелевает предавать тяжкой смерти исповедующих Его, а отрицающихся - удостаивать великих почестей; поэтому советую тебе подчиниться царскому повелению, и тогда ты получить возможность избежать смертной гибели.
   Святой Платон отвечал:
   - Я повинуюсь моему Царю - Богу, за Него и воинствую, смерть же временную охотно приемлю, чтобы быть наследником вечного царства.
   - Подумай, Платон, - сказал на это областеначальник, - что лучше для тебя: оставаться ли в живых, или подвергнуться тяжкой смерти?
   Платон отвечал:
   - Господь промыслить о том, что мне полезнее.
   - Разве не знаешь, - возразил областеначальник, - непреложных царских законов, повелевающих, чтобы христиане или приносили жертвы богам, или подвергались смерти? Как же ты смеешь нарушать царские законы и совращать других?
   Святой отвечал:
   - Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелевают Его святые и животворные заповеди, а они повелевают, отвергнув бесовские жертвы, служить Единому Истинному Богу. Ему Единому я и служу, а ваших богов презираю. Но ты, согласно царскому повелению, подвергай меня мучениям, как хочешь, - вам уже привычно мучить христиан, а христианам - страдать за Христа.
   Областеначальник Агриппин, отличавшийся зверским нравом, увидав, что святой не покоряется его безбожной воле и противоречит, в страшном гневе повелел разложить его нагим на земле и приставил двенадцать воинов попеременно бить святого. И били его по всему телу беспощадно долгое время, так что бившие воины очень устали, но святой страдалец не устал терпеть и исповедывать имя Господа своего Иисуса Христа.
Потом, когда воины прекратили побои, областеначальник, как бы щадя его, начал ласкою говорить ему:
   - По дружески советую я тебе, Платон: уклонись от смерти к жизни.
   Мученик отвечал:
   - Хорошо учишь ты меня, Агриппин, чтобы я уклонился от смерти к жизни, я и сам бегаю от вечной смерти и ищу бессмертной жизни.
   Агриппин на это с гневом сказал святому:
   - Скажи мне, несчастный, сколько смертей?
   Святой отвечал:
   - Две смерти: одна временная, а другая вечная; также и жизни - две: одна мало временная, а другая бесконечная.
   - Оставь свои басни, - возразил областеначальник, - и поклонись богам, чтобы избавиться тебе лютого мучения.
    Святой отвечал:
   - Ни огонь, ни раны, ни ярость зверей, ни лишение членов (тела) не разлучат меня с Богом Живым, ибо не нынешний век я возлюбил, но Христа моего, за меня умершего и воскресшего.
   Тогда областеначальник повелел отвести святого Платона в темницу. Когда его вели, за ним следовал народ, смотря на страдание его, как на какое-либо зрелище. Среди народа было множество и христиан. Приблизившись к темнице, твердый и великий духом мученик Христов Платон обратился к народу и, повелев ему замолчать, начал говорить громким голосом: "Мужи, любящие истину, знайте, что я предпринял этот подвиг страдания не по иной какой причине, как ради Бога, создавшего небо и землю и все, что в них. Как рабов Христовых, я умоляю вас не смущаться тем, что происходит теперь, ибо "много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс 33:20). Придите же и прибегнем все вместе к тихой пристани и к Камню, о Котором великий апостол говорит: "камень же был Христос" (1 Кор 10:4)3. И да не изнемогаем в бедах, которым подвергаемся за веру Христову, памятуя, что "нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая
откроется в нас" (Рим 8:18)4.
   Сказав это, мученик вошел в темницу и, преклонив колена на землю, обратился к Богу со следующей молитвой: "Господи Иисусе Христе, Создатель и Промыслитель всех, дарующий рабам Своим терпение и победу, сподобь и меня, смиренного и непотребного раба Твоего, до конца достойно претерпеть за имя Твое святое, и пошли ангела Твоего, чтобы он избавил меня от льстивого и всезлобного змия - Агриппина, да познают все, что не боги те, которых создает рука человеческая, но Ты - Единый Истинный Бог, долготерпеливый и многомилостивый, препрославленный во веки. Аминь".
   По прошествии семи дней мучитель снова воссел на судилище в храме Зевса и повелел привести святого мученика. Сначала он разложил пред ним разные орудия пытки: медные котлы, сапоги с гвоздями, раскаленные ядра, острые прутья, железные рогатки, колеса и многие другие, надеясь устрашить ими доблестного воина Христова. Потом начал говорить ему: "Возлюбленный Платон! видя твою юность и благородство твоих родителей и щадя красоту твоего тела, прежде чем начну снова мучить тебя, советую тебе: вкуси от жертвы богов наших и будь в единении с нами, зная хорошо, что никто из противящихся мне не останется жив, и, напротив, никто, повинующийся мне не лишился чести и даров, мною обещанных. Я же, прекрасный Платон, если пожелаешь послушаться меня, как отца, давшего тебе добрый совет, отдам тебе в жены единственную дочь моего брата со многим богатством и назову тебя своим сыном".
Но блаженный Платон, насмехаясь над ним, скачал: "Бедный и человеконенавистный сын диавола и слуга сатаны! Если бы я решился связать себя житейскими прелестями и если бы захотел взять себе жену, то разве не нашел бы лучшей, чем дочь брата твоего! Поистине я взял бы лучше вместо нее рабыню. И так захочу ли я взять ее теперь, когда, оставляя мир, соединяюсь со Христом?"
   Тогда мучитель, придя в ярость, повелел положить святого на медном одре, а под одр подложить множество углей и разжигать их, поливая на огонь масло, воск и смолу, и опалять тело мученика, а сверху бить тонким прутом, дабы и биением, и палением усилить его муки. После таких продолжительных мучений Агриппин сказал святому мученику: "Несчастный, смилуйся, наконец, над самим собой! И если не хочешь поклониться богам, то скажи только эти слова: велик бог Аполлон, - и я тотчас же перестану мучить тебя и пойдешь с миром в дом свой".
   Но святой на это отвечал: "Да не будет, чтобы я пощадил тело свое, а душе приготовил геенну огненную".
   По прошествии трех часов, в продолжение которых Платон был предаваем таким мучениям, он был снят с одра, но тело его оказалось целым, здоровым и не имеющим даже следа от ран и от огня, как будто он вышел из бани. При этом, от тела его исходило сильное благоухание, так что все, находившиеся тут, удивлялись и говорили: "Воистину велик Бог христианский!"
   Областеначальник же сказал святому: "Если не хочешь принести жертвы богам нашим, то, по крайней мере, отвергнись только Христа твоего, - и я отпущу тебя".
Но святой отвечал: "Безумный и безбожный, как говоришь ты, чтобы я отвергся Спасителя моего? Неужели хочешь, чтобы я уподобился тебе, нечестивец! Разве не довольно для тебя твоей погибели, но ты хочешь вовлечь в нее еще и других, принадлежащих к числу воинов Христовых! Отступи от меня, беззаконник. Я верую Богу моему, что Он не оставит меня и не даст мне пасть так же, как пал ты".
   Тогда Агриппин встал со своего престола и сам стал мучить святого. Он разжег железные круги, подложил под его плечи и опалял его ребра. Потом положил на грудь мученика два сильно раскаленных железных круга, - и показался дым из ноздрей его, ибо сила огня проникала даже до его внутренностей. Многие думали, что он уже умер. Но, спустя немного времени, он сказал мучителю: "Ничтожны мучительства твои, лютый кровопийца".
   Потом, возведши вверх свой взор, святой произнес: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис 50:6)5. "Не удаляйся от Меня, ибо скорбь близка" (Пс 21:12). "Для чего язычникам говорить: "где Бог их"? (Пс 78:10). Даруй мне, Иисусе Христе, рабу Твоему, освободившись совсем от мучительств противника, с дерзновением предстать пред страшным Твоим судом, окончив этот добрый подвиг: ибо Тебе на всяком месте владычества Твоего подобает слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков".
   И когда он произнес: "аминь", поколебался храм, и все устрашились. Несмотря на то, жестоковыйные не хотели познать силу Божью.
   Потом мучитель повелел, изрезав кожу святого Платона на ремни, сдирать ее. Но святой, сорвав один отвисший от тела его ремень, бросил его в лицо Агриппину со словами: "Бесчеловечный и свирепейший всех зверей! Как ты, не желая познать Бога, создавшего нас по образу Своему, не питаешь жалости хотя к такой же самой плоти, какой облечен и сам ты, и находишь наслаждение при виде раздробления моих членов? Но предавай меня еще более лютым мукам, дабы как твое бесчеловечие, так и мое терпение всем были видны, ибо я радостно терплю все это ради Христа моего, благодатью Его, обрести себе покой в будущем веке". "О, до какой степени ты безумен, - возразил Агриппин, что не щадишь даже своего тела, несмотря на то, что внутренности твои уже выходят сквозь ребра, а ты все еще не перестаешь хулить богов и возбуждать меня к гневу?"
   Потом Агриппин повелел повесить святого на дереве и бить тело его до тех пор, пока нетронутая еще плоть не отпала совсем от костей и не вылилась почти вся кровь. А святое лицо мученика он так истерзал железными рогатками, что не оставалось даже и следов человеческого образа, но одни только обнаженные кости. Но святой Платон, имея свободный язык, укорял за жестокость мучителя и проклинал идолов и
идолопоклонников.
   Тогда мучитель сказал: "Платон! Если бы ты не был так упорен и непокорен, то уподобился бы тому премудрому Платону, главе философов6, который составил божественные учения".
   Но святой отвечал: "Хотя я и одного имени с Платоном, но не одного направления. Имя же не может соединить тех, которых разделяют верования. Поэтому ни я тому Платону, ни Платон мне не подобен, кроме одного имени. Я учусь и учу той философии, которая - Христова, а он учитель той философии, которая есть безумие перед Богом, ибо написано: "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну"7. Учения же, принадлежавшие Платону, которые ты называешь божественными, суть ложные басни, посредством хитрых слов развращающие умы бесхитростных простецов".
   Когда святой перестал говорить, умолк и Агриппин, ибо он не знал, что еще возразить ему и что сделать с ним, и дивился великому его терпению и смелым ответам. Он приказал отвести его в темницу и не дозволять никому из знакомых его приходить к нему. Но, чтобы святой мученик не умер, мучитель велел каждый день давать ему немного хлеба и воды. Не знал он, несчастный, что "не хлебом одним будет жить человек, он всяким словом, исходящим из уст Божьих" (Мф 4:4).
   Но Христов мученик не принимал ничего из рук идолопоклонников и оставался без пищи и питья восемнадцать дней, так что на нем исполнились слова Писания: "праведный своею верою жив будет" (Авв 2:4). Надеялся он, что Тот, Кто пропитал Даниила среди львов во рве (Дан 6), пропитает и его в темнице нетленной пищей. Стражи же, видя, что он не принимает ни хлеба, ни воды, сказали ему. "Ешь, юноша, и пей, чтобы не умереть тебе, и нам не впасть бы в беду из-за тебя".
   Но блаженный отвечал: "Не думайте, братия, что я умру, если не принимаю вашей пищи; вы питаетесь хлебом, я же питаюсь Словом Божиим, пребывающим во веки, - вас насыщают мяса, меня же насыщают святые молитвы, - вас веселят вина, меня же увеселяет Христос, лоза истинная".
   После того областеначальник Агриппин, видя, что ничем не может отвратить Платона от Христа, осудил его на усечение мечом. Мученик выведен был из города. Испросив себе час на молитву, он поднял кверху руки свои и сказал: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что святым Твоим именем Ты защитил меня, раба Твоего, от прельщения вражеского и даровал мне благодать достойно совершить течение поднятого ради Тебя подвига. И ныне молю Тебя, - прими в мире душу мою, ибо Ты благословен во веки. Аминь".
   Потом, преклонив святую главу свою, сказал воину, который должен был усекнуть его: "Делай, друже, что тебе велено".
   И тотчас же был усечен.
   Так подвизался святой мученик Платон и умер за Христа, дабы жить и царствовать с Ним во веки8.

   Примечания

1 Память святого Антиоха совершается Церковью 16 июля.

2 Галатия - небольшая, гористая, но плодородная область Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в центре Малоазийского полуострова. Христианство здесь было насаждено св. Павлом, который основал и благоустроил церковь Галатийскую и впоследствии писал к Галатам, которые слушали его, как Ангела Божьего (Гал 4:14) послание. Анкира - ныне Ангора - один из главных городов Галатии.

3 Христос называется Апостолом - Камнем, как великое и вечное основание Церкви.

4 Т. е.: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется для нас в жизни вечной.

5 Эти пророческие слова во всей полноте своей относятся к спасительным страданиям Господа нашего Иисуса Христа. Но они по справедливости могут до некоторой степени относиться и к
мученикам Христовым, поскольку они своими страданиями приобщаются страданиям Христовым (1 Пет 4:13).

6 Философ - с греческого значит: любитель мудрости. Так называются люди, посвятившие себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира и человека и конечных целях существовании мира и т. п. Платон - знаменитейший и величайший философ древности (конца V и начала VI в., до Р. Х.), оставивший по себе множество замечательнейших по глубине мыслей сочинений.

7 1 Кор 1:19. Ср. Ис 29:14.

8 Мученическая кончина св. Платона последовала около 306 г. По кончине его многие, обращавшиеся к нему с молитвой, получили его чудодейственную помощь. Так, на VII Вселенском Соборе (787 г.) читано было из письма св. Пила, ученика Иоанна Златоуста, к Илиодору о следующем чуде св. мученика Платона. Сын одного инока из Галатии взят был в плен внезапно напавшими варварами. Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в этом заключении. И вот
является сыну его всадник на коне, приведший и другого коня, и велит юноше садиться. Юноша узнал в нем мученика, ибо часто видал его таким на коне; юноша сел на коня; святой же, доставив его отцу, стал невидим. В Константинополе император Анастасий I (491-518 гг.) построил во имя этого мученика храм, а император Юстиниан (527-565 гг.) возобновил его.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Восемнадцатый день (01.12), С. 24. Жития святых, С. 13250 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 690)]

реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа       e="1">Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz