Житие святого апостола и евангелиста Марка

Спонсор странички :

 

День Двадцать пятый (8 мая)


Житие и страдание святого апостола и евангелиста Марка


   Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его - Марк - латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому1 уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира - Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному со свидетельством некоторых древних писателей2, он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде
Гефсиманском3 упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них (Мк 14:51-52). Одеяние юноши4 показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка, Мария, имела в Иерусалиме свой дом, в котором нашел пристанище апостол Петр (Деян 12:1-12) после чудесного изведения из темницы анге- лом5. После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и местом пристанища для некоторых апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими апостолами. В особенно близкое общение вошел он с апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: "Приветствует вас избранная, подобно вам, (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой" (1 Пет 5:13). Святому Марку доводился дядей святой апостол Варнава6, по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному апостолу - святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян 9), в первый раз прибыл в Иерусалим7. Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными апостолами - Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих апостолов.
   Около 44 или 45 года по Р. Х. христиан Иерусалимских постигло большое бедствие. При виде размножения христиан в Иерусалиме злоба врагов Христовой веры - иудеев - достигла высшей степени. Разжигаемые ненавистью к христианам, иудеи набросились на их дома, беспощадно разграбили все их имущество, так что христиане должны были терпеть великий голод. Услыхав о таком бедственном положении братий во Христе, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь и, сделав сбор между собой, поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в Антиохии, доставить пособие христианам в Иерусалим. Прибыв в Иерусалим и исполнив поручение антиохийских христиан, Варнава и Павел возвратились в Антиохию и на этот раз взяли с собою Марка (Деян 12:25).
   С этого времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя великий подвиг апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и язычникам. Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк принял участие в их первом апостольском путешествии из Антиохии, в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия8. Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии9, отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. Здесь в Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения слепотою, по слову апостола Павла, волхва и иудеянина Варисуса, по имени Елима, старавшегося отвратить от веры в Господа проконсула Сергия, призвавшего Варнаву и Павла для слушания
слова Бога (Деян 13:6-12). Но прибыв в город Пергию10, Марк оставил апостола Павла и Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери. По прибытии в Иерусалим, Марк присоединился к апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним в апостольское путешествие для проповеди Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной перемены, происшедшей в апостолах по сошествии на них Св. Духа, и слушателями первой проповеди апостола Петра о Христе Спасителе11 были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в иудейство язычники (Деян 2:10-41). Эти люди по возвращении своем в Рим, несомненно, принесли туда веру свою во Христа и сообщили ее там другим. Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом количестве, посещая ежегодно на праздниках Иерусалим, уже наполненный учением Евангельским, и слыша там проповедь о Христе, возвращались в Рим христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по гражданским и другим делам многие христиане и содействовали умножению там числа верующих во Христа. Святой апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Слыша святые слова проповеди Евангельской из уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Они приступили к спутнику апостола Петра святому Марку и с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе, и оставить им это Святое Писание, как памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для них свое Евангелие, в котором12, излагая события из жизни Господа Иисуса Христа, во время Его пребывания на земле, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил его для чтения в церквах.13 Посему Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание апостольское, боговдохновенное14.
После трудов в Риме святой Марк по повелению апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею, расположенный на северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся вторым Римом15, Марк основал церковь; причем посетил с проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря, устраивая всюду церкви Божии. После сего святой Марк, по распоряжению же апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было, как свидетельствует Евтихий, патриарх александрийский, на девятом году царствования Клавдия16. В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского17 и египетского царя Птолемея Лага18 было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой Синедрион, даже храм19 наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Здесь, в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа20 был сделан перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского
языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода человеческого сделалось доступным и самим язычникам. Здесь в памяти народа еще живо было то знаменательное падение идолов одного египетского храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие святого семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода. Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного сошествия Святого Духа на Апостолов, принесшие и сюда семена Христова учения. Все это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка. И действительно, когда Марк, первый из апостолов прибыв в Египет, начал проповедь Евангелия, возвещая людям свободу от диавола21, то при самом начале его проповеди22 уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.
   Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом Христовой веры как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме идольского служения. Благоустроив затем церкви в Александрии и смежных с нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой Марк после того оставил Египетскую страну. Куда отправился он отсюда и был ли он в Иерусалиме на апостольском соборе23 - неизвестно. Но когда апостол Павел перед отправлением во второе апостольское путешествие24 был вместе с Варнавою в Антиохии, то, как свидетельствует книга Деяний Апостольских, здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с дядею своим Варнавою отправился на родину его в Кипр (Деян 15:36-40). Потрудившись вместе с Варнавою некоторое время в подвиге благовестия Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в тоже время или немного спустя прибыл и апостол Петр. Благовествуя в разных странах Египта и устраивая в них церкви, апостолы в это время между прочим положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое первое соборное послание к малоазийским христианам (1 Пет 5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года царствования Неро- на25.
   В последующее время святой Марк снова соединился с апостолом Павлом и вступил в число сотрудников его. Во время пребывания апостола Павла в узах в Риме26, святой Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды сего апостола. В своем послании к Колоссянам, написанном из Рима в это время, апостол Павел называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Кол 4:10. 11; Фил..., 23). Как видно из того же послания к Колоссянам, Марк, по распоряжению апостола Павла, из Рима отправился в Малую Азию, во фригийский город Колоссы (Кол 4:10), для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан (Кол 2:8-18). Где святой Марк провел несколько следующих за сим лет - неизвестно. Но ко времени, близкому ко дням кончины апостола Павла27, святой Марк находился в Малой Азии, именно в городе Ефес, в отечестве святого Тимофея, епископа Ефесской церкви. В то время апостолом Павлом, находившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал ему "привести с собою и Марка, как благопотребного в службу" (2 Тим 4:11). Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей, великих и первоверховных апостолов Христовых
Петра и Павла, которые в одно и то же время пострадали за Христа в Риме; Павел, как имевший право римского гражданина, был усечен мечем, а Петр был распят на кресте.
   По кончине своих великих учителей - апостолов Петра и Павла, святой евангелист Марк снова отправился в Египет для благоустройства основанной им церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в самой Александрии. Александрия, столица Египта, была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; ради нее сюда стекались люди отовсюду, так что город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами. Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались языческою ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в Александрии основание христианскому огласительному училищу. В последующее время это училище сделалось средоточием христианского просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители Церкви, каковы: Пантен, Климент, и некоторые из отцов Церкви, каковы: Дионисий Александрийский,
Григорий Чудотворец и другие.
   Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам александрийской церкви. Этот чин литургии сохранялся продолжительное время в сей церкви и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые евангелисту Марку.
   Благоустроив церковь александрийскую, святой евангелист Марк в своих заботах о проповеди Христова учения не оставлял своим вниманием и усердием жителей и других городов и местностей Египта, но как крепкий и доблестный подвижник, Марк, водимый Духом Божиим, со всем усердием и ревностью всюду спешил с проповедью Христова учения. Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Все эти страны погрязали во мраке языческого идолослужения. Всюду по городам и селениям и на распутиях были устроены кумирни, в которых были поставлены идолы и в которых совершались волхвования, провещания и чародейства. Проходя эти города и селения с проповедью Евангелия, святой Марк просвещал сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, светом Божественного учения, совершая в то же время между ними великие чудеса. Одним словом Божественной благодати он исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов. И проповедь его, сопровождаемая великими и дивными чудесами, имела громадный успех. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всюду устраивались при евангелисте Марке церкви Божии, и Церковь Христова процветала в египетских странах. Под действием святых слов проповеди евангелиста Марка и под влиянием высокой чистоты и святости добродетельного жития его самого, христиане египетские, под воздействием Божественной благодати, в своих подвигах к достижению спасения проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что их жизнь, преисполненная святости христианской добродетели, служила предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев. Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и Никифор (Ксанфопул) - церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство некоего Филона - иудейского философа28, который, хваля добродетельную жизнь христиан египетских, говорит: "Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывания с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслия, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп29. Среди них живут и женщины, воспитавшие себя в добродетельной жизни и привыкшие к ней настолько, что остаются девами до старости. Но девство они сохраняют не по принуждению, а по свободному произволению,  возбуждаясь ревностью и любовью к мудрости, заставляющей их отказываться от телесных удовольствий и стремиться к приобретению не смертных, а бессмертных порождений, какие может рождать из себя только душа, любящая и стремящаяся к Богу. Священное Писание изъясняется ими иносказательно, чрез нахождение подразумеваемого и сокровенного смысла и тайн; ибо Писание, по их мнению, подобно живому существу: словесные выражения составляют его тело видимое, а сокровенная под сими выражениями мысль и тайна составляют его душу невидимую. Они рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия - отдельно мужчины и отдельно женщины. Некоторые из них пребывают в непрерывном посте в течение семи недель. Седьмой день у них в великом почитании. Приготовляясь к нему и прочим праздникам, они ложатся почивать для отдыха на голую землю. Божественную службу совершают у них священники и диаконы, над которыми начальствует епископ". Такой благоуханный вертоград Христов насадил и возделал многоболезненными трудами своими святой евангелист Марк в странах египетских; там он был и первым епископом, имея святительский престол в Александрии, где он и претерпел страдальческую кончину, быв первым мучеником александрийской церкви.
   О страданиях и мученической кончине святого Марка блаженный Симеон Мета- фраст30 так повествует. Святой Марк во время своего пребывания в Киринии - городе Пентаполийском, где он трудился в подвигах благовестия Христова учения и устроения Христовой Церкви, получил повеление от Духа Святого идти оттуда для проповеди Евангелия в Александрию Фаритийскую31. Послушный велениям Святого Духа, Марк поспешил со всем усердием на новый подвиг. Известив братию о повелении Господнем идти в Александрию, он после прощальной трапезы с христианами, напутствованный их благословением, отплыл из Киринии в Александрию. На второй день он достиг Александрии и, выйдя из корабля, пришел на некое место, называемое Мендион. Здесь, при входе в городские ворота, рассекся пополам его сандалий, что святой принял за доброе предзнаменование. Увидев тут же сапожника, починявшего ветхую обувь, святой отдал ему починить свой сандалий. Сапожник, починяя сандалий, случайно проколол своим орудием левую руку свою и, вскричав от боли, призвал
имя Божие. Услышав этот возглас, апостол возрадовался духом, видя в сем указание, что Господь устроит ему благополучный путь. Рана же на руке сапожника была очень болезненна, и из нее обильно струилась кровь. Святой Марк, плюнув на землю, сделал брение и, помазав рану его, сказал:
   - Во имя Иисуса Христа, живущего во веки, будь здрав.
   И тотчас же рана у сапожника закрылась, и рука его сделалась здоровой.
   Сапожник, видя такую силу в стоявшем перед ним муже и действие его слов, а равно во взоре его чистоту и святость жизни, обратился к нему с просьбою, сказав:
   - Умоляю тебя, человек Божий, войди в дом мой и побудь у меня, раба твоего, хотя день, дабы разделить со мною трапезу, потому что ты ныне оказал для меня милость.
   Апостол, с радостью согласившись на его просьбу, сказал:
   - Пусть Господь даст тебе хлеб жизни - хлеб небесный.
   И человек тот, взяв тотчас апостола, с великою радостью ввел его в дом свой. Войдя в дом, святой Марк сказал:
   - Благословение Господне да будет здесь!
   Помолимся, братия, к Богу.
   И все вместе сотворили молитву к Богу. Когда после молитвы сели за трапезу, сапожник, любезно начав беседу, спросил святого:
   - Отче! кто - ты? И откуда такая сила в твоем слове?
   Святой Марк ответил:
   - Я раб Господа Иисуса Христа, Сына Божия.
   Человек тот сказал:
   - Хотел бы я видеть сего Сына Божия.
   Святой Марк ответил:
   - Я покажу тебе Его!
   И начал благовествовать Евангелие Иисуса Христа и изъяснять из пророков то, что было предречено ими о Господе нашем. Человек тот, слушая его проповедь, сказал:
   - Я никогда не слыхал того Писания, какое ты мне изъясняешь; я слышал только из Илиады, Одиссеи и из того, что изучают египетские юноши.
Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть "буйство"32 перед Богом. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк, и, видя чудеса его, крестился сам и с ним крестился весь дом его, а вместе с ними крестилось великое множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания. Число верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города, услыхав, что некий галилеянин, пришедший к ним, хулит их богов и возбраняет приносить им жертвы, искали убить святого Марка и собрались для совещания о том, как захватить его. Святой Марк, узнав об этом их решении, поспешил поставить для верующих епископом Ананию и трех пресвитеров - Малеона (или Малха), Савина, Кордона, семь диаконов и одиннадцать клириков для церковной службы и, бежав оттуда, пришел опять в Пентаполь. Пробыв здесь два года, утвердив бывшую там братию и поставив в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков, св. Марк возвратился опять в Александрию. Здесь нашел он братию умножившеюся в числе и преуспевающею в благодати и вере Господней. В Александрии существовал уже христианский храм, построенный близ моря на месте, называемом "Вукул"33. При виде храма, святой Марк возрадовался и, преклонив колена, прославил Бога. Святой Марк пробыл в Александрии довольно продолжительное время. Христиане той церкви умножались числом и, укрепляясь в вере, открыто укоряли эллинов в идолослужении. Эллинские градоначальники, узнав о пребывании святого Марка в их городе и слыша о том, что он творит великие чудеса: болящих исцеляет, глухим возвращает слух, слепым подает прозрение, воспылали на него ненавистью и завистью, и искали его. Долго не находя его, они, собираясь в своих языческих храмах, со скрежетом зубов гневно восклицали:
   - О, какое беспокойство причиняет нам этот волхв и чародей!
   Приближался пресветлый праздник Пасхи. И вот 24 апреля в день светлого Христова Воскресения, с которым на этот раз совпал языческий праздник в честь Сераписа, язычники нашли случай захватить святого Марка. Святой евангелист совершал в этот день Божественную службу. Нечестивые язычники увидели в этом удобный случай и, собравшись по случаю своего праздника большою толпою, внезапно напали на церковь. Они схватили святого Марка, обвязали его веревками и, влача по улицам и предместьям города, кричали:
   - Поведем вола сего в воловницу, то есть, в воловий хлев.
   Святой же Марк, терпя мучения, благодарил Господа, говоря:
   - Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня потерпеть за Твое имя сии страдания.
   Святого влекли по земле, усыпанной острыми камнями, так что тело его, терзаемое по камням, покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая из них, обагрила весь путь. Истерзанного таким образом святого нечестивые язычники ввергли в темницу, а сами, при наступлении вечера, собрались на совет о том, какой смерти предать его. В полночь апостолу-мученику явился ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества извещением о предстоящем ему блаженстве на небе; затем и Сам Господь Иисус Христос явился ему, утешив его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников извлекла апостола из темницы и влачила его по улицам города. Святой не вынес таких терзаний и вскоре скончался, благодаря Бога, молясь к Нему и говоря:
   - В руки Твои, Господи, предаю дух мой!34
Неутолимая злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола: они решились сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как вдруг внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу нечестивцев, а дождь погасил огонь. Благочестивые же христиане, с благоговением
взяв тело святого, погребли его в каменном гробе на месте молитвенных своих собраний.
   Над мощами святого Марка в 310 году построена была Церковь, и они оставались в Александрии до IX века. В первой половине сего века35, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи святого евангелиста перенесены были в Венецию, близ которой (в Аквиле) он некоторое время подвизался в проповеди Евангелия: там они почивают и до сего времени в великолепном храме, посвященном его имени. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка, написанная на тонком египетском папирусе, по преданию рукою самого евангелиста36.


   Примечания

1 По обычаю евреев того времени.

2 Оригена, пресвитера александрийского III века; святого Епифания, епископа Кипрского IV века и других.

3 Вертоград - сад.

4 Полотно, обернутое по нагому телу.

5 Сохранялось предание, что в доме матери Марка, Марии, была совершена Господом Иисусом Христом Пасха.

6 Память его июня 11-го.

7 Приблизительно в 39 или 40 году по Р. Х.

8 В 44 или 45 году.

9 На восточном берегу Средиземного моря.

10 В Малой Азии.

11 Из коих около 3000 мужей приняли крещение.
12 Как свидетельствует Папий.

13 В своем Евангелии евангелист Марк преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение.

14 Время написания его падает приблизительно на 46 год по Р. Х.

15 Так как в нем любили жить римские императоры.

16 Около 49 года по Р. Х.

17 Царствовал в 334-324 гг. до Р. Х.

18 324-284 гг. до Р. Х.

19 Близ г. Илиополя.

20 Около 271 г. до Р. Х.

21 Подобно тому как некогда Моисей возвестил здесь сынам Израилевым избавление от тяжкого ига Фараонова.
22 Как свидетельствует историк Евсевий.

23 Около 50 или 51 года по Р. Х.

24 С 52 до 55 года.

25 Царствовал с 54 г. по 68 г.

26 От 61 г. до 63 г. по Р. Х.

27 Около 67 года.

28 Современника св. апостолов.

29 Горькая трава.

30 Церковный писатель IX века.

31 Александрия названа Фаритийской потому, что к ней присоединен был небольшой город Фарос, где стоял большой высокий столб, на котором по ночам зажигали огонь для указания пути в пристань прибывающим по морю кораблям.

32 Буйство - безумие, неразумие (срав.
1 Kop l:18-22).

33 Вукул, т.е. место для кормления волов, от греч. boyz - бык.

34 Святой Марк скончался в царствование Нерона, около 68 года по Р.. Х.

35 В 828 году.

36 От Марка святое Евангелие, по Уставу Правосл. Церкви, кроме особенных случаев, читается на литургиях с 11 до 17 недели по Пятидесятнице, потом с 29 до 34, исключая дни субботние и воскресные, и в субботние и воскресные дни святые четыредесятницы, кроме воскресенья первой седмицы.
На иконах евангелист Марк изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелия Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню Иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в сем отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне.
 Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение сими словами: "да будет благословение Владыки Христа, Пресвятые Богородицы и святого евангелиста Марка", а на своей печати имеют изображение крыл этого льва, держащего Евангелие.
Евангелие на утрени - в день памяти св. ап. Марка - повествует об избрании и послании 70 апостолов на проповедь, между коими был и Марк (Лк 10:1-21); на литургии Евангелие говорит о послании апостолов на проповедь (Мк 6:7-13); чтение Апостола упоминает о еванг. Марке, как о сыне ап. Петра (1 Пет 5:6-14).
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать пятый день (08.05), С. 33. Жития святых, С. 4741 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 1019)]

 

Реклама :

                            Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz