День Четвертый (17 апреля)
Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов
Отечеством святого Иосифа была Сицилия1.
Родители его, Плотин и Агафия, были люди благочестивые и добродетельные;
за их богоугодную жизнь Господь и даровал им такого сына, который, как
выдающийся творец канонов, украсил Церковь для ее блага священными
песнопениями. Отрок же был воспитан в добром книжном научении и
благонравии и уже в его детских обычаях можно было видеть указания на
то, что, став мужем, он достигнет совершенства в добродетелях: он был
кроток, тих, смирен, уклонялся от отроческих игр; с детства полюбив пост
и воздержание, не искал вкусных яств, питаясь лишь хлебом и водою, да и
то вечером; Божественное Писание изучал весьма успешно. Так возрастал
Иосиф телом и духом, когда произошло нашествие варваров на сицилийскую
страну, и родители его были вынуждены бежать из отечества своего в иные
страны. Сначала Иосиф отправился с ними в Пелопонес, но потом, оставив
родителей, удалился в Фессалонику, столицу Македонии; здесь он поступил
в монастырь, постригся в иноческий чин и учился трудам постническим,
прилежно проходя все виды подвижнической монашеской жизни и
добродетелей; и стал он мужем совершенным и иноком опытным. Земля,
покрытая кожею, служила ему постелью, ветхое рубище - одеждою; пощение
его было велико, пища - небольшой кусок хлеба и немного воды, стояние -
всенощное, коленопреклонение - непрестанное; в устах всегда пение, а в
руках работа. Прилежно читал он божественные книги, исполнялся
премудрости и разума духовного, и, как ангел Божий, сиял среди братий
примером чистого и святого жития. Невозможно рассказать подробно о его
добрых делах и многих подвигах.
Так богоугодно трудился он для Бога больше других. По настояниям
игумена и братии, принял он сан священства, был рукоположен в пресвитера
епископом Фессалоникским. Будучи пресвитером, он еще усилил свои подвиги
и труды, и часто совершал Божественную литургию, со слезами молился о
себе и о всем мире. Пришел в монастырь тот преподобный Григорий
декаполит2; увидев преподобного Иосифа, он
очень полюбил его как мужа святого и приобрел себе в нем друга и
сожителя. Прошло несколько времени, и Григорий, отправляясь в Византию
для укрепления верных, смущаемых еретиками, просил игумена и братию
отпустить с ним ему в помощь Иосифа: ибо не хотел разлучаться с ним. Но
и братия с игуменом не хотели лишиться такого сожителя, истинного раба
Божия. Однако, уважая просьбу великого старца и внимая нуждам Церкви,
волнуемой бурей еретической, они отпустили блаженного Иосифа со святым
Григорием декаполитом в Византию.
Прибыв туда, Иосиф и Григорий поселились при церкви святых
мучеников Сергия и Вакха и, соревнуя друг другу, повели жизнь суровую и
изнурительную, - особенно блаженный Иосиф, подражавший старейшему
подвижнику, великому отцу Григорию; взяв его себе в образец, он решил в
сердце своем непрестанно совершенствоваться в добродетели. Оба
трудились, прилежно поучая благочестивых соблюдать себя от вредной
ереси, не смущаться и не сомневаться в догматах правой веры и быть
твердыми в исповедании истины. В то время нечестивый царь Лев Армянин
возобновил уже осужденную3 иконоборную
ересь, и воздвиг великое гонение на Церковь; он извлекал из храмов
Божиих святые иконы, бесчестно попирая их ногами; единомышленных с ним
еретиков он ставил на престолы православных пастырей, которых свергал и
при этом мучил и губил различными способами некоторых из них. Тогда
святой Григорий с святым Иосифом, облекшись в броню веры (Еф 6:14),
начал и обходить городские улицы, площади и дома верных, с советом,
увещанием и мольбою - не прельщаться еретическим лукавством. И были
слова их подобны росе утренней, когда она оживляет цветы и траву
полевую, вянущую от дневного зноя: они оживляли сердца человеческие,
малоду- шествующие, сомневающиеся и как бы увядающие от зноя еретических
учений. Потом многие иночествующие обратились с просьбой к преподобному
Григорию, чтобы он блаженного Иосифа, как искусного в слове и способного
по своей телесной крепости предпринять труд долгого пути, послал в
древний Рим, к православному папе Леону третьему4
и ко всем тамошним православным, возвестить о гонении, воздвигнутом в
Царьграде на святую Церковь. Они рассчитывали, что православные окажут
из Рима помощь гонимым, опровергнут неправые догматы заградят хульные
уста еретиков. Преподобный Григорий в беседе с блаженным Иосифом подавал
ему такие советы: "Чадо, настало ныне время явить сердечную любовь твою
к Богу и ревность к благочестию; иди в древний Рим и возвести главе
тамошних христиан и всем православным на западе, какую беду на святую
восточную Церковь навел злочестивый царь и по имени зверь, как оскорбил
и попрал икону Христову и Пречистой Его Матери, отнял у Церкви украшение
ее, изгнал неповинных добрых пастырей, а лжепастырям наемникам и хищным
волкам вручил стадо Христово, и теперь овцы расхищаются и разгоняются.
Возвести, как изо дня в день яростная буря, поднятая державным, волнует
Церковь Христову, и лютый Лев, пришедший из Армении, изрыгает угрозы и
поглощает многих своим еретическим лукавством. Возвести, убеди и упроси,
да обнажат православные меч слова Божия и противостанут гонящим нас".
Так и подобное этому говорил святой Григорий. Блаженный Иосиф, от юности
вполне привыкший к послушанию, не возражал ни мало; смиренно преклонив
голову, он испросил у Григория отеческих молитв и благословения для
путешествия, вошел в корабль и поплыл в Рим.
Но иное было угодно непостижимым судьбам Божиим. Все на пользу
устраивает Бог, и нередко посредством таких обстоятельств, которые
кажутся нам неблагоприятными и жестокими, творит дивные и преславные
дела к прославлению Своего святого имени. Так, по устроению Божию,
оказалось препятствие и к путешествию Иосифа в Рим. Единомышленники царя
Льва Армянина, слуги и помощники мучительства его, узнав, что многие,
гонимые иконоборством, уходят из столицы в иные страны, начали
устраивать тайно по путям водным и сухопутным разбойнические засады,
чтобы схватывать беглецов и возвращать их в руки иконоборцев. Не
осталось тайным для них и то, что преподобный Иосиф посылается
православными монахами на запад, в Рим; они подговорили морских
разбойников напасть на него, и преподобный попал в руки врагов. Они
разбили корабль, захватили также всех спутников преподобного Иосифа и
отвезли их в Крит, к иконоборцам, где преподобный, обремененный тяжкими
оковами, был ввержен в темницу. Здесь день и ночь утешал он
боговдохновенными речами сотоварищей своих по заключению, которых немало
страдало вместе с ним за правую веру; сам радуясь в узах о Господе, он
говорил другим:
"Что может быть сладостнее и радостнее тех уз, которыми мы
обременены за любовь ко Христу и святой иконе Его? Если и причиняет нам
некоторую скорбь кратковременное заключение, то за это страдание должно
нам благодарить Бога, светлым примером святого Павла, который
неизреченно радовался, что сподобился за Имя Иисуса Христа страдать в
оковах, и ценил их, точно дорогие камни и золотые украшения. Более того,
и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам
Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи
злословим Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Пет 2:21-23),
по словам верховного апостола святого Петра. Правда, телесные страдания
причиняют некоторую скорбь, но нельзя назвать носителем Христова ига
того, кто не пойдет вслед Ему, и не будет переносить, хотя частью, тех
страданий, которые он перенес за нас. Будучи всесильным Богом, Он мог и
иным каким-либо образом спасти человека, однако благоволил, чтобы от
труда и страдания родилась та сила добродетели, которая была бы в
состоянии открыть издавна затворенные врата
небесные. И не показал Он нам иного пути к спасению, кроме пути труда и
скорби. Зачем же смущаться нам, истощая здоровье наше в страданиях за
святую икону Спасителя и Пречистой Его Матери? Противясь злочестивому
повелению царя, мы получим Божию благодать и благовременную помощь".
Такими и подобными речами утешал и укреплял преподобный Иосиф
соузников своих, заключенных с ними в темнице за почитание икон.
Пришлось разделить их заключение и некоему православному епископу, также
за почитание святых икон взятому на страдание. Он, чувствуя бессилие
перенести темничные лишения, по-человечески смущался мыслями: из желания
освободиться от уз и страданий начал уже склоняться к иконоборной ереси
и, подобно кораблю при сильном волнении, недалек был от потопления. С
какими только увещаниями не обращался к нему преподобный Иосиф, когда
уразумел смущение его! Каких только слез не пролил, с мольбою увещевая
его без колебания умереть за икону Христову, как за самого Христа! И
боговдохновенные речи его не остались напрасными: епископ исполнился
такой твердости, что даже в лютейших муках не отрекся благочестия своего
и в мужественном величии души претерпел все до конца. Выведенный на
пытку, при виде мучителей и орудий мучения, он нимало не обнаружил
страха, но сам снял с себя одежды и отдал себя на истязания, желая
тысячу раз умереть - если бы было возможно - за Христа Бога во плоти
изображаемого иконописанием. Повешенный нагим на месте мучений, весь
пронзенный стрелами, пораженный наконец в голову большими камнями,
епископ предал дух свой Господу. Узнав о мученической кончине епископа,
блаженный Иосиф весьма порадовался непоколебимому мужеству его и
возблагодарил Христа, утвердившего на таковой подвиг избранного воина
Своего, который, хотя и обнаружил в начале некоторую слабость, но потом
исправился и победил врага. Подобным образом святой Иосиф и иных избавил
от гибели душевной и направил ко Христу, непрестанно поучая всех
спасительному пути; самого же его Бог спасал от смерти, сохраняя его
жизнь на пользу весьма многих.
Преподобный Иосиф провел в темнице шесть лет; и вот злочестивого
царя Льва Армянина постигла лютая кончина: в ночь накануне праздника
Рождества Христова он был убит своими воинами в церкви, за утреней. В
тот же самый час преподобный Иосиф в критской
темнице был извещен о погибели мучителя и чудесно освобожден от уз
явившимся ему святителем Николаем. Всю эту ночь святой Иосиф проводил
без сна, беспрерывно воспевая праздничные песнопения и молясь; перед
рассветом яркое сияние озарило темницу, и предстал пред ним облеченный в
святительские одежды, святолепный и честный муж, с седыми волосами,
светлым лицом, и сказал ему:
- Из Мир Ликийских пришел я к тебе, посланный Богом, дабы немедля
принести тебе радостную весть: враг, смутивший Церковь и рассеявший овец
Христовых, лишился и царства, и жизни, призванный на суд Божий. Ныне
должно тебе возвратиться в Константинополь и утвердить многих обитающею
в тебе благодатью Духа Святого.
Затем святитель дал ему свиток и сказал:
- Прими этот свиток, и съешь его.
В свитке же было написано: ускори щедрый, и потщися яко милостив на
помощь нашу, яко можеши хотяй. Иосиф взял этот свиток, прочитал и, съев,
радостно сказал:
- Как сладки гортани моей слова сии (ср. Пс 118:103).
Тогда повелел явившийся ему воспеть те же слова. Радостно воспел их
святой Иосиф, и тотчас
вериги и оковы его ослабели и спали с шеи, рук и ног его, и услышал он
слова явившегося ему спасителя:
- Встань и следуй за мной.
Он встал; двери темницы сами собою отворились, и он вышел, без
ведома темничной стражи. И увидел он себя носимым по воздуху некою
невидимою силою. В непродолжительном времени он оказался близ
Константинополя, на большой дороге, ведущей в город, и прославил Бога за
такое преславное чудо.
Войдя в город, Иосиф не нашел уже в живых любимого им отца Григория
декаполита - он отошел ко Господу - а видел лишь ученика его, блаженного
Иоанна, и вместе с ним у гроба Григория много скорбел, что не сподобился
застать в живых святого отца. Спустя немного времени и Иоанн отошел ко
Господу, и был погребен близ святого Григория. Потом преподобный Иосиф
переселился на иное место, уединенное и безмолвное, находившееся за
городом, недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого. Поселившись
здесь, он создал церковь во имя святителя Христова Николая, перенес в
нее мощи обоих отцов, Григория и Иоанна, устроил монастырь и собрал
братию. Сюда к преподобному Иосифу постоянно стекалось слушать его
боговдохновенное учение много людей духовных и мирских, ибо благодать
Духа Святого подобно реке текла из уст его сладостными речами. Будучи
однажды в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему
добродетельного мужа значительную часть мощей святого апостола
Варфоломея5, он принес ее в свою обитель и,
создав особую церковь во имя святого апостола Варфоломея, с честью
положил в ней часть святых мощей его. Питая любовь и веру к святому
апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях. Он желал
украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями, но не
решался, сомневаясь, будет ли угодно это дело святому апостолу, и
усердно молил Бога и апостола Божия открыть ему это и даровать
премудрость свыше для создания достойных святого Варфоломея, хвалебных
стихов. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда
приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что
в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, открыл
алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел
ближе, святой апостол взял с престола святое Евангелие, положил его на
грудь Иосифу со словами:
- Да благословит тебя десница всесильного Бога, и да изольются на
язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа
Святого, и песнопения твои да усладят вселенную.
Так сказал святой апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный
Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился радости
неизреченной и благодарения. С того времени начал он писать церковные
гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола
Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими
канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он
святую Церковь песнопениями и получил наименование песнописца.
По воцарении Феофила (с 829 по 842 г.), снова восстала на Церковь
буря иконоборства, снова многие подверглись гонению и мучению. Тогда и
преподобный отец наш Иосиф песнописец, за безбоязненное и открытое
обличение ереси, был изгнан в Херсон, где в узах и страданиях оставался
до смерти Феофила. Царица Феодора с сыном Михаилом, принявшая правление
по смерти Феофила и со святейшим патриархом Мефодием восстановившая
православие6, возвратила Иосифа в Царьград.
Святой Игнатий7,
принявший престол по преставлении святого Мефодия, сделал преподобного
Иосифа сосудохранителем великой Божией Константинопольской церкви. За
добродетельную жизнь и за исходившие из уст его премудрые и
душеспасительные речи, многих обращавшие на путь спасения, преподобный
Иосиф был весьма любим святейшим патриархом и всем духовным и мирским
чином. Прошло несколько лет, и преподобный Иосиф за обличение беззакония
снова потерпел изгнание от Варды, брата царицы, первого, после царя,
властелина. Не боясь Бога и не стыдясь людей, Варда тяжко нарушил законы
Церкви, удалив от себя законную супругу свою без вины с ее стороны и
взяв себе в жены родственницу свою. Преподобный Иосиф открыто обличал
его, как некогда святой Иоанн Предтеча Ирода (Мф 14:3-4), и за это Варда
преследовал его и причинял ему зло. Той же участи подвергся и святейший
патриарх Игнатий, потерпев от беззаконного Варды изгнание и многие беды.
Когда же Варда был убит слугами царя (и погиб с шумом), а за ним и царь
Михаил лишился жизни также от своих приближенных, и Василий Македонянин
принял царство8 тогда святой Игнатий и
преподобный Иосиф были возвращены в Царьград, и Игнатий снова принял
престол свой, а Иосиф - прежнюю должность сосудохранителя. Не только
святейший Игнатий, но и преемник его, патриарх Фотий9,
любили и почитали святого Иосифа песнописца. Фотий вручил преподобному
все церковное управление, называл его человеком Божиим, ангелом во плоти
и отцом отцов, и повелел всему клиру своему иметь преподобного Иосифа
отцом духовным, открывать ему совесть и исповедывать прегрешения.
Обладая прозорливостью, преподобный провидел утаиваемые грехи, но не
обличал грешника, а наставлял его увещательными речами до тех пор, пока
исповедываюшийся, умилившись, не открывал тайного беззакония: ибо силен
был Иосиф в боговдохновенных речах и легко мог обращать грешных к
покаянию.
Прожив много лет и достигши глубокой старости, Иосиф впал в немощи
телесные от многих трудов, в которых подвизался с юности - от поста,
гонений за правду, от уз и темницы, от забот о церковном устроении, об
украшении песнопениями праздников и памятей святых и от великих
попечений о спасении душ человеческих.
Перед отшествием из мира, в конце святой четыредесятницы, впал он в
болезнь и в сновидении получил от Бога извещение о своем скором
преставлении. В святой великий пяток вольных страстей Христовых он
переписал все вверенные ему церковные вещи и дела и отослал к святейшему
патриарху Фотию. Потом, готовясь к исходу, начал молиться Богу, говоря
так:
- Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что сенью крыл Твоих Ты сохранял
меня во все дни жизни моей! И ныне соблюди до конца дух мой и даруй мне
без вреда избежать князя тьмы и страхов воздушных, да не послужат к
радости врага моего прегрешения жизни моей, по неведению мною
совершенные. Слово Отчее, сохрани стадо Твое и защити до конца века все
созданное десницей Твоей. Возлюбленным сынам Церкви Твоей будь
помощником; святой Церкви, невесте Твоей, даруй мир вечный и тишину
невозмущаемую; царское священие10 просвещай
Твоими дарами; гордого велиара11 покори под
ноги защитников православной веры, все вредные для души ереси отврати от
Церкви. Душе же моей даруй мирное и кроткое разлучение с телом. Если и
недостоин я принадлежать к числу святых угодников Твоих, в которых
обитал Дух Святой, - ибо сознаю себя грешным пред Тобою, - то Ты,
бесконечно благий, не взирай на грехи мои, но сотвори меня достойным
участи сынов Твоих.
Сотворив молитву и причастившись Божественных Тайн, преподобный
Иосиф благословил всех бывших при нем, воздел к небу руки свои и со
светлым и радостным лицом предал Богу свою святую душу.
Тотчас отовсюду стеклось множество иноков и мирян; многие из них
плакали, называя почившего, одни - отцом, другие - воспитателем, иные -
благодетелем, иные - утешителем, другие - учителем, наставником и вождем
к спасению. С прославлением проводили ко гробу и с почестями погребли
его: но еще честнее и славнее была провожена бессмертными духами святая
душа его в небесные обители. Это сподобился видеть очами один любимый им
друг, муж праведный и богоугодный, находившийся в значительном
расстоянии от места кончины преподобного. В тотчас, когда возлюбленная
Богом душа Иосифа, разлучившись с телом, возносилась к небу, упомянутый
муж слышал голос свыше, говоривший ему:
- Выйди из храмины и увидишь дивные тайны Божии.
Он вышел и, взглянув вверх, увидел раскрывшийся свод небесный и
лики святых,
выходивших оттуда: сначала лик апостольский, потом мученический,
пророческий и святительский. Дивился и ужасался тот муж чудесному
видению, и недоумевал о значении его. И снова услышал он голос: "Смотри
и внимай, и узнаешь значение всего тобою видимого". И тотчас увидел он
четырех юношей светлее всех, и посреди их Деву неизреченной чистоты и
славы: то была Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Христа
Бога нашего. Шествуя, повелевала Она воинствам святых мужей принять ту
святую душу, которая прославила в песнопениях их деяния и память и
подражала житию их. И все с неизреченной радостью встречали и с усердием
и любовью принимали некое достойное почитания лицо, возводимое к небу.
Созерцатель сего, упомянутый муж, мысленно спрашивал себя: "Кого же
воинства небожителей сподобляют столь великой чести?"
И слышал громкие голоса ангелов, возводивших душу святую: "Это
Иосиф песнописец, украшение всей Церкви, сподобившийся благодати Духа
Святого, подражавший житию апостолов и мучеников и описавший дела их, за
что ныне от тех же святых принимает почесть и похвалу". Так душа
преподобного Иосифа песнописца была введена с торжеством в небесные
обители. Это преславное видение исполнило мужа-очевидца великой
радостью, а также и великим сожалением, что не сподобился он засим
видеть ту славу, с которою благословенная душа вошла внутрь горних
обителей, предстала и поклонилась пресветлейшему свету триединого Бога.
Есть и другое известие о провождении преподобного Иосифа на небо. Была в
Царьграде церковь святого мученика Феодора фанерота, что значит
объявителя (открывателя), так как притекающим с молитвою открывал он об
украденных, утаенных или погибших вещах. Бежал от одного человека раб
очень полезный ему, и тот человек в печали пришел в церковь святого
Феодора фанерота, отслужил молебен и молил мученика Христова показать
ему раба его. Три дня и три ночи пробыл он в церкви и, не получив
откровения, в скорби хотел удалиться. За утреней, когда читалось в
церкви душеполезное слово, он немного задремал во время чтения, и увидел
явившегося ему святого Феодора, который сказал:
- Что скорбишь, человек? Разлучался от тела Иосиф, творец священных
гимнов, и мы были при нем. Он преставился в эту ночь, и мы все,
почтенные от него канонами и песнопениями, провождали душу его к небу, и
поставили пред Лицо Божие. Вот почему я замедлил явиться тебе. Теперь же
я здесь и прошение твое исполняю: иди на такое-то место, - и назвал имя
места, -там найдешь раба твоего, которого ищешь.
Оба эти извещения убеждают нас, какую великую славу получил
преподобный Иосиф за труды свои от Бога, и какую почесть и похвалу от
святых Божиих. Предстоя ныне в небесных селениях престолу Божию, он
воспевает ангельские песни, прославляя и восхваляя Отца и Сына и Святого
Духа, триединого Бога, во веки, аминь.
Примечания
1 Сицилия - один из больших островов Средиземного моря,
на юг от Аппенинского полуострова, отделяющийся от него Мессинским
проливом.
2 Память его празднуется 20 ноября
3 На VII Вселенском соборе.
4 Леон (Лев) III умер в 816г.
5 Память его празднуется 11 июня.
6 Иконопочитание восстановлено в 840 г. Св. Мефодий (
846 г.), память его празднуется 14 июня.
7 Св. Игнатий (877 г.), память его празднуется 23
октября.
8 Василий Македонянин царствовал с 867 по 886 г.
9 Фотий первый раз занимал престол с 857 по 867 г;
вторично - с 877 по 886 г.
10 Так называются в 1 Пет 2:9 христиане.
11 С евр. непотребный - название диавола (2 Кор 6:15).
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четвертый день (17.04), С. 34. Жития
святых, С. 4092 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 891)]
|