День Четвертый (17 марта)
Житие преподобного отца нашего Герасима, жившего на Иордане
Великий постник, преподобный Герасим, был родом из Ликии1. Еще с
молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан,
удалился в пустыню вглубь египетской страны Фиваиды. Проведя там
некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое
отечество - в Ликию. Затем он пришел в Палестину (в конце царствования
Феодосия Младшего2 и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая
звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он
устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии3, был в Халкидоне IV Вселенский собор святых отцов
против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита
Евтихия, учивших, что во Христе
только одно естество - Божеское; святые отцы осудили их. После появились
некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем
отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория4. Таков
был один инок Феодосий, зараженный нечестием Евтихия. Пришедши в
Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей,
но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего,
жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им
совращенных, палестинских иноков он согнал блаженного Ювеналия,
патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными
правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую
глубь пустыни. Первым удалился преподобный Евфимий Великий5; за ним
последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему,
совращен был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл
Иерусалимский6 в житии преподобного Евфимия. Был тогда, говорит он, в
Иорданской пустыне один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени
Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с
нечистым духом; но, побеждая и прогоняя
невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами, еретиками, и впал в
ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия
распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню,
называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений
и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к
правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает
Кирилл.
Наконец святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый
царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под
суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и
скрылся неизвестно куда. Таким образом, в Иерусалиме и во всей Палестине
вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова
обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое
заблуждение, воссоединилась к православной церкви.
Обитель преподобного Герасима отстояла от святого града Иерусалима на
расстоянии 35 стадий, а от реки Иордана - на одну стадию. Сюда он
принимал вновь поступающих, а прошедшим искус давал отшельнические келии
в пустыне. Всего у него было не менее 70
пустынножителей, для которых преподобный Герасим установил следующий
устав. Пять дней в неделе каждый проводил в своей уединенной келии в
молчании, за какой-либо работой, вкушал немного сухого хлеба,
принесенного из монастыря, воды и кореньев. В эти пять дней не
позволялось есть ничего вареного и даже не допускалось разводить огонь,
чтобы и мысли не было о варении пищи. На субботу и воскресенье все
приходили в монастырь, собирались в церковь на божественную литургию и
причащались пречистых и животворящих Христовых Тайн, потом на трапезе
вкушали вареной пищи и немного вина во славу Божию и представляли
настоятелю работу, исполненную в продолжение пяти дней. В воскресенье
после полудня снова каждый удалялся в свою уединенную келию в пустыню,
взяв с собою немного хлеба, кореньев, сосуд с водой и финиковые ветви
для плетения корзин. Нестяжание и нищета была у них таковы, что никто из
них ничего не имел, кроме одной ветхой одежды, рогожи для спанья и
малого сосуда с водой. Настоятель даже запретил им, выходя из келии,
затворять дверь, чтобы всякий мог войти и невозбранно ваять, что хотел,
из этих убогих вещей. И вот они жили по апостольскому правилу
"едино сердце и едина душа", и никто не называл ничего своим, но все
было общее. Рассказывают, что некоторые из пустынников просили у
преподобного Герасима позволения зажечь иногда ночью свечу для чтения
или развести огонь, чтобы в случае нужды согреть воду. Но святой Герасим
говорил им на это:
- Если хотите иметь огонь в пустыне, то приходите жить в монастырь с
вновь поступающими: я, пока жив, никогда не попущу, чтобы у
пустынножителей был огонь!
Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под
руководством святого Герасима, приняли за правило каждую субботу и
воскресенье приходить в обитель преподобного и приносить в изобилии
пиши, вина и всего потребного для монастыря.
Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую
четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и
подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных
Таин. У этого благочестивого наставника подвизался и блаженный Кириак,
как о том написано в житии его: "Дружелюбно приняв пришедшего к нему
Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам
облек его в схиму и
послал на Иордан к святому Герасиму. Святой Герасим, видя юность Кириака,
приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить
всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а
всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое
время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и
воды. Видя такое воздержание Кириака, несмотря на юные годы его,
преподобный Герасим изумлялся и полюбил его. Святой Герасим имел обычай
на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую
Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за
его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю
причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до
Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу
душевную.
Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его
кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келии: он видел, как
ангелы Божьи радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв
с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим.
Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым
учеником своим Кириаком в свою келию".
Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесный зверь служил, как
разумный человек, как пишут в Лимонаре7 блаженные отцы Евират и Софроний
Софист: "Пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии
одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце
Герасиме. Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва,
показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося
шипа. Лев кротко глядел на старца и, не умея выразить свою просьбу
словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в
такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип. Когда вытек гной,
он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцеленный лев с тех пор не
покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим
дивился уму и кротости зверя. Старец питал его, давая ему хлеб или иную
пищу. У иноков был осел, на котором они привозили для братии воду из
святого Иордана. Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его,
когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось однажды, что лев отошел
от
пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время
шел мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осел пасется
один, взял его и увел с собою. Проснувшись, лев стал искать осла и, не
нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму.
Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:
- Где осел?
Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:
- Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь
делать для обители все то, что делал осел.
По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на
осла, бочонок, мерою в четыре меха8, и посылать на Иордан за водой для
монастыря.
Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего
воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от
работы, он дал инокам три золотые монеты. Осел для монастырской службы
был куплен, а лев освобожден от работы.
Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с
верблюдами продать пшеницу; с ним был и осел. Около
Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и
бросился к нему. Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив
узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за
другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая ревом свою радость,
что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу. Преподобный старец
тихо улыбнулся и сказал братии:
- Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла.
Льву дано было имя Иордан. После этого он часто приходил к старцу,
принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет. Когда
преподобный отец Герасим отошел к Господу9 и был погребен братиею, по
устроению Божьему, лев тогда не оказался в обители, а пришел через
некоторое время и стал искать своего старца. Отец Савватий и один из
учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:
- Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел к Господу!
Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все
стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал. Отец Савватий
и другие старцы гладили его по спине и повторяли:
- Отошел старец к Господу, оставил нас!
Но этими словами они не могли удержать льва от вопля и скорбного
рычания, и чем больше они старались утешить его словами, тем печальнее
он рычал, и голосом, и лицом, и глазами выражая скорбь, что не видит
старца. Тогда отец Савватий сказал:
- Если не веришь нам, то иди с нами, мы покажем тебе место, где покоится
старец.
И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница
находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал
льву:
- Вот здесь погребен наш старец.
И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий
плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он
умер над гробницей старца. Не мог ничего выразить лев словами, но
все-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после
смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и
изгнания из рая.
Так повествуют Иоанн и Софроний. Из этого рассказа видно, как
преподобный Герасим был угоден Богу, работая во славу Его от юности до
старости. К Господу он и отошел в жизни вечной,
где со святыми славит Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.
Примечания
1 Ликия - область, находившаяся в южной части Малой Азии.
2 Феодосий II, в житии названный "юнейшим", был внук Феодосия Великого.
Родился в 400 году, в 408 году наследовал после отца своего Аркадия
Восточную Римскую империю. Воспитанный в строгой набожности, Феодосий
старался искоренить последние следы язычества в Империи. Скончался в 450
году.
3 Император Восточной Римской империи в 450-457 году. Женат был на
сестре своего предшественника, Феодосия II, Пульхерии, которая принимала
близкое участие в религиозных спорах своего времени. IV Вселенский собор
был созван в 451 году.
4 Несторий, епископ Константинопольский, учил, что Иисус Христос не есть
истинный Бог, а только простой человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный
за святость жизни особенной благодати Божией. По учению Нестория, Иисус
Христос спасает нас не Своими искупительными заслугами, а примером
доброй жизни. Учение
Нестория было осуждено на III Вселенском Соборе, бывшем в 431 г.
5 Память его празднуется 20 января.
6 Епископ Иерусалимский с 315 по 386 г., т.е. раньше деятельности
преподобного Герасима. В житии, по-видимому, автор указан неправильно;
может быть, надо читать Кирилл Александрийский (архиепископ в 412 - 444 гг), много писавший против еретиков.
7 Лимонарь ("Луг Духовный") - сочинение греческого инока Иоанна Мосха,
написано в начале VII века и содержит в себе краткие сказания о жизни и
подвигах святых.
8 Мех (asxoz, uter) - кожаный мешок, служивший мерою жидкостей.
9 В 475 году.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четвертый день (17.03), С. 67. Жития
святых, С. 2923 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 617)]
|