День Четвертый (17 июля) Память святого отца
нашего Андрея, архиепископа Критского1
Святой Андрей родился в городе Дамаске2
и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе со своими
родителями причастился в церкви божественных Тайн Тела и Крови
Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он
стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами
сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в
пречистых Тайнах. Получив через святое причащение дар речи, блаженный
Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом
году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения
Богу. Приняв его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к
клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием3.
Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в
целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам
патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.
По прошествии многих лет в Константинополе, в царствование
императора Константина Брадатого4, был
созван VI Вселенский собор святых отцов5
против злочестивой ереси единовольников (монофелитов6)
- относительно этой ереси подробнее можно читать в житии преподобного
Максима Исповедника7. На сей собор тогдашним
святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей
блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому
патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как
Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный
Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время
сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем
не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной
Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал
себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много
помогал
собору святых отцов.
После окончания собора святой Андрей возвратился в Иерусалим и
пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по
поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем
этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому
Христу. После сего в правление императора Юстиниана II8
Андрей был назначен архиепископом на Крит. Здесь он был светильником
миру, осиявающим Христову Церковь боговдохновенным учением и своею
добродетельною жизнию. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы
(ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только
невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами.
Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и
осадили город, называвшийся Друмеос, где со своим пастырем, святым
Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом
отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого
оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими,
как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во
время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и
сообщил ей плодородие.
Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и
великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста, и
другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими
похвалами Пречистую Деву Богородицу9. По
каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и
здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его
лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то
и стекались к нему все, искавшие спасения душам своим. Намереваясь же
вернуться из Константинополя обратно на Крит, святой провидел свою
кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит
Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и
отправился в путь. Доплыв до острова Митилены, он заболел и в одном
месте, по имени Иерис, предал в руце Божии свою душу10.
Блаженный Андрей с честию пас вверенное ему стадо словесных овец и
сопричислен к лику святых иерархов, предстоящих пред престолом Отца,
Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Ему же воссылается слава во
веки. Аминь.
Примечания
1 Крит (или Кандия) - наибольший из островов
Средиземного моря, находится в восточной части этого моря, к югу от
Эгейского моря.
2 Дамаск - древнейший сирийский город, упоминаемый в
Библии уже в истории Авраама (Быт 14:16); был расположен к
северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине,
находившейся у восточной подошвы Анти-Ливана. В истории христианской
Церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла
(Деян 9:1-22). В 634 г. покорен арабами; с 1516 г. присоединен к
турецкой империи.
3 Секретарем.
4 Константин IV (Погонат) царствовал с 668 по 685 г.
5 В 680 г.
6 Ересь монофелитов состояла в том, что они, хотя и
признавали в Иисусе Христе два естества, но допускали в Нем лишь одну
волю.
7 Память его совершается св. Церковию 21 апреля.
8 Юстиниан II царствовал с 685 по 695 гг.
9 Св. Андрею, архиепископу Критскому, принадлежит до 20
слов церковно-поучительного характера. Из числа написанных им церковных
песнопений самым важным следует считать великий покаянный канон, который
поется по частям на повечериях первой седмицы Великого поста и сполна на
утрени в четверг на пятой неделе.
10 Кончина св. Андрея, архиепископа критского,
последовала в712 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Четвертый день (17.07), С. 32. Жития
святых, С. 7668 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 604)]
|