Содержание: «Наука и жизнь»
№ 6, 2010.
«Наука и жизнь» № 6, 2010.
ПОЮЩИЕ ИГРУШКИ ИЗ РОМАНОВА
Игорь КОНСТАНТИНОВ. Фото автора.
Романовские глиняные игрушки узнаёшь с первого
взгляда. Они не похожи ни на какие другие. Почти все — со
свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета — жёлтый,
красный, зелёный, чёрный. Иногда мастера добавляют серебристый
—его называют «алюминиевый оттенок». Им расписывают важнейшие
детали фигурок, наносят традиционный узор в виде штрихов,
ёлочек, точек.
Искусствоведы насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки.
Глиняные барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках
слегка нарумянены. Под стать им кавалеры, среди них преобладают
военные при погонах, в перетянутых портупеях, фуражках и высоких
папахах. Необычайно забавны и романовские животные: индюки,
козлы, бараны, олени. Самая маленькая игрушка — летящий
жаворонок — лишь слегка раскрашена, зато голосиста. Умельцы
извлекают из неё всевозможные трели.
Имя этим игрушкам дал город Романов, его ещё называли Романов в
степи. Он был основан на реке Воронеж в XVI веке как
оборонительная крепость для защиты русских земель от
воинственных степняков. Город строился, расширялся. Его жители
осваивали различные ремёсла. Появились в Романове и гончары.
Благо глины вокруг было предостаточно, причём разноцветной —
белой, чёрной, красной и жёлтой, — наиболее подходящей для
посуды. На гончарных кругах мастера вытягивали из кусков глины
крынки, горшки, миски. Слегка подсушивали заготовки и отправляли
в «пыл-жар» — в горящую печь. После обжига ими можно было
пользоваться. Романовская посуда ценилась не только в городе, её
возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. С годами
гончары расширяли и разнообразили своё производство. Некоторые
мастера начали лепить мудрёные игрушки со свистками —
свистульки. Для них использовали только чёрную глину — наиболее
прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали
от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже
маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После
того как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было
работать.
Сюжеты игрушек брали из жизни. Лепили то, что видели каждый день.
Фигурки получались узнаваемыми. С помощью ножей и палочек делали
дырочки, насечки, защипы, проколы — они передавали и
подчеркивали детали лиц людей, фасон и форму одежды, морды
животных. Вылепленные игрушки расставляли на дощечках для
просушки, а затем отправляли в печь. Оттуда их вынимали слегка
розоватыми. Затем изделия остужали и раскрашивали.
Известность к глиняным романовским игрушкам приходила постепенно. В
этом заслуга не только мастеров, но и купцов, развозивших
самобытные свистульки по России. Романовская игрушка становилась
знаменитой — как каргопольская, дымковская, фи-лимоновская.
Со времён Петра I Романов постепенно начал приходить в упадок. При
Екатерине II он потерял статус города, разделившись на три села.
Но гончарное и игрушечное ремёсла не пострадали. Спрос на
изделия не упал. Игрушки издавна причисляли к оберегам,
помогающим от сглаза и порчи. Посвистишь в такую игрушку —
неприятности, хворь проходят, в дом возвращаются покой и
здоровье. Фигурки считались символами добра, счастья, успеха. Бык — знак достатка, индюк
— отпугивал злых духов от детей, конь
— воплощение солнца, олень — покровитель молодых, коза — успех в
плодородии. Романовская дама — романушка — берегиня, хранительница
очага, продолжательница рода.
В первой половине XX века гончарное и игрушечное дело в этих
местах почти зачахло. Если посуда кому-то ещё была нужна, то с игрушками
дело обернулось совсем плохо — их перестали лепить. Казалось, промысел
был обречён на исчезновение. Но сохранились знатоки и ценители: по
крохам, по музейным собраниям, частным кол-
лекциям, археологическим раскопкам, пожелтевшим фотографиям, старым
публикациям, разбитым черепкам они сумели возродить романовскую игрушку.
А делают её в селе Троицкое, недалеко от Липецка, где работает центр
«Романовская керамика».
|