Кытгьем - ловушка для духов снов

Спонсор странички :

Содержание:

"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" РЕФЛ-бук Москва 2001

"Шаманские практики в кланах ворона и малого лебедя" РЕФЛ-бук Москва 2001

Кытгьем - ловушка для духов сновидений
Сновидениям в шаманизме всегда уделялось особое внимание. При определенном подходе они становятся не просто набором стихийно развивающихся сюжетов, а самой настоящей реальностью, в которой человек мог жить и действовать точно так же как и на земле — без потери осознания. В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце, который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши. Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня. Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь. Он дал волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и покойник. Техник и орудий для упорядочивания мира сновидений известно довольно много. Большая часть из них не потеряла своей актуальности до настоящего времени и с успехом используется современными шаманами, в том числе и городскими. Одна из таких техник подразумевает работу со специальной мандалой, называемой ловушкой для духов сновидений. Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями по типу сита. Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают, те или иные сновиденческие эффекты. Например, ловушки североамериканских индейцев предназначены для притягивания «плохих» и «хороших» духов, причем, согласно мифологии, «плохие» запутываются в паутине нитей и уничтожаются с первыми лучами солнца, а «хорошие» добираются до центра и формируют приятные сновидения. По иному действуют ловушки сибирских народов. Они предназначены только для шаманской работы, потому что задерживаемые ими духи не сортируются на добрых и злых. Это обстоятельство делает сновидения более динамичными, яркими и жесткими по содержанию. Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Сильная насыщенность сновидения различными образами, иногда пугающего содержания, способствует осознанию себя внутри сна, то есть такому состоянию, когда спящий точно знает, что он спит. Достижение осознания во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить с головой. Неумелое использование сновиденческой ловушки показано в одном мансийском сказании, которое называется «Сонный человек». Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка — его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.


Рис. 82. Красный Дух Сна в представлении якутской художницы Л. Гоголевой
Один из вариантов азиатской ловушки для сновидений или кытгьем (корякск. «приманка») имеет вид рамы с натянутыми двухцветными жилами (нитями), часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей, а другая часть формирует левостороннюю спираль. Смещенный вверх центр обозначается меховым кружком, от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми кисточками на концах. Еще три таких же шнурка прикрепляются к нижней части рамы. Различные фигурки животных и духов размещаются без какого-то порядка по всему полю плетения (см. рис. 83). Форма ловушки типа кытгъем, по всей видимости, была навеяна видом окаменевшего головоногого моллюска аммонита (см. рис. 84), жившего на земле с девона палеозойской эры (410 млн. лет назад) по меловой период мезозойской эры (70 млн. лет назад). Свое научное название аммонит получил от имени древнеегипетского бога Солнца -Аммона, изображавшегося с головой барана. Созерцание аммонита в древности использовалось для достижения осознанности во сне и обретения дара пророчества. Аммонит причислялся к священным драгоценным камням Эфиопии и символизировал Юпитера-Аммона.
Каждая часть ловушки наделяется особым сакральным смыслом. Круглая деревянная рама передает целостность и гармонию Вселенной, ее оплот и, одновременно, бесконечность. Иногда к ней дополнительно привязывают двенадцать фигурок зодиакальных животных. 36 направляющих нитей темно-синего (черного) цвета символизируют Землю и Средний Мир вообще, а левосторонняя спираль из красной нити отражает характер Полуночного солнца, светила страны сновидений. Меховой центр — это приманка для духов, четыре кожаных шнурка - дороги духов, узлы — сила намерения. Считается, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам, проходят через спираль солнца и задерживаются в ворсинках центра. С наступлением ночи пойманные таким образом духи спускаются по центральному шнурку и становятся образами снов. Приснившиеся образы запечатляются впоследствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает в разных местах поля плетения. Таким образом, ловушка служит и своеобразной записной книжкой, по которой можно вспомнить давнишние сны.

Рис. 83. Ловушка для духов сновидений типа кытгьем с фигурками существ сна. Фото из архива ОИП "Мезосознание а"


Рис. 84. Аммонит (Arietites bucklandi) и белемниты (Pachyteuthis). Юрский период
Для изготовления личного кытгьема потребуется деревянная рама шириной 2 см и диаметром 30-35 см. Ее можно выдолбить, выбрав середину спила ствола дерева, или сделать посредствам вываривания и сгибания доски с последующим закреплением концов заклепкой (см. рис. 85). Рама должна как можно ближе приближаться к правильному кругу и быть прочной. Помимо этого потребуются два мотка полутора или двух миллиметровых нитей темно-синего (черного) цвета длинной 8 метров и красного цвета длинной 7 метров. Так же будут нужны четыре полоски кожи шириной 0,8 см и длинной 60-70 см; кожанный кружок диаметром 6 см; меховой кружок с дырочкой посередине диаметром 6 см; 8 кусочков меха 3x2 см и меховая лента шириной 2 см и длинной 120 см.
Для правильного и точного построения узора из нитей необходимо сделать предварительную разметку на листе бумаги, отложив из центра посредством транспортира 36 лучей, отстающих друг от друга на 10 градусов (см. рис. 86а). Наложите на чертеж раму и сдвиньте ее вверх так, чтобы центр сместился на 6-7 см (см. рис. 866). Места пересечения лучей с рамой нужно отметить карандашом и пронумеровать так, чтобы №1 указывал на вершину, №2 был справа от вершины, №3 — справа от №2..., №19 указывал на низ, №20 был слева от №19..., №36 был слева от №1. В указанных местах нужно высверлить отверстия диаметром 0,2 — 0,3 см.
Возьмите конец синей нити и пропустите его с внешней стороны внутрь в отверстие №1. На втором конце сделайте петельку. Впоследствии она станет вешалкой для ловушки. Узелок петли зайдет в отверстие и заблокирует конец нити. Направьте нить вертикально вниз в отверстие №19 и вытяните нить с внешней стороны. Пропустите нить

Рис. 85. Варианты рам для ловушек сновидений: а) долбленая; б) гнутая

Рис. 86. Этапы изготовления ловушки для духов сновидений: а) разметка направляющих на бумаге; б) наложение на чертеж рамы и разметка под отверстия; в) порядок прохождения направляющей нити (сплошная линия) и спирали (пунктирная линия). Волнистой линией отмечен меховой кант и центральный круг


по дуге рамы в отверстие №20, вытяните ее с внутренней стороны и направьте вверх в отверстие №2. Аналогичным образом пропустите нить по дуге в отверстие №3 и направьте в отверстие №21. Парой к отверстию №22 будет отверстие №4, к №5 — №23, к №24 — №6 и т.д. (см. рис.85в). Когда синяя нить пройдет через отверстие №18 к ней надо привязать красную нить и пропустить второй ее конец через отверстие №19 с внешней стороны внутрь. Это будет начало спирали.
Спираль из красной нити должна сделать по плоскости синих направляющих нитей ровно четыре с половиной оборота. Для удобства лучше отметить склонение будущей спирали на синих нитях мелом. Спираль закручивается снизу в левую сторону. По мере прохождения красной нити по синим направляющим вяжутся скользящие узлы, чтобы в случае ошибки в угле склонения спирали ее можно было легко поправить. Всего должно получиться 162 узла, которые лучше вязать не отвлекаясь от мысли о предназначении ловушки. В узлы вкладывается сила намерения и поэтому их следует делать за один присест. Последний узел должен получиться на направляющей 1—19.
Завершающий этап изготовления ловушки для духов сновидения сводится к ее оформлению.
Сделайте на оставшемся конце красной нити петельку и пропустите ее в отверстие мехового кружка. Сам кружок пришейте или приклейте в месте пересечения направляющих нитей. С обратной стороны на это же место приделайте кружок из кожи. После этого наклейте на внешнюю сторону рамы меховую полоску, чтобы она сомкнулась у отверстия №19. Затем пришейте к четырем кожаным шнуркам меховые пампушки и закрепите шнурки узлами на раме у отверстий №17, 19, 21 и на петле в центре мехового кружка. При этом ловушка приобретает окончательный вид, показанный на рис. 82. В качестве дополнительных символов слева и справа на направляющей 9-27 можно повесить небольшую раковину, символизирующую женское начало, и белемнит, символизирующий мужское начало. Слияние мужского и женского образует силу созидания, которую в данном случае можно рассматривать, как эквивалент оживления ловушки. Для обозначения слияния и вызванной им перемены к петле у мехового кружка прикрепляется окрашенная красной охрой фигурка духа-хранителя данной ловушки, который может иметь тотемический вид.
Ловушку для духов сновидений необходимо повесить в изголовье кровати и, для лучшего воздействия, созерцать конфигурацию нитей в течении 10 минут непосредственно перед сном. Созерцание лучше сопровождать словесным обращением к духам сновидений. Форма

Рис. 87. Солнечные лабиринты на Соловецких островах, выложенные камнями

Рис. 88. Змеевидные солнечные спирали южноамериканцких индейцев

Рис. 89. Дух верхом на волке (Бронза. Северный Урал)

Рис. 90. Погребальная маска из Восточной Сибири со спиралевидным орнаментом на лбу

обращения должна иметь заклинательный характер и ясно отражать намеренье сновидца достичь желаемых результатов. Особое внимание уделяют позе, в которой проводится обращение. Ноги должны быть перекрещены так, чтобы правая нога находилась впереди левой. Это мужская поза. Для женщин — наоборот. Указательные и большие пальцы рук необходимо соединить и развести в стороны, а все остальные пальцы — переплести между собой. Эта позиция пальцев напоминает лодку, в которой Ночное Солнце, после захода обычного — дневного, опускается в области Мира Теней и Сновидений. Вместе с этой лодкой отправляется в путь и сновидец.

 

Реконструкция Кытгьем - ловушка для духов сновидений L=60 M=33 см.
№ Т/001

Ловушка для духов сновидений сувенир. L=14 M=7 см. № Т/002

Реклама:

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz