Труд

Спонсор странички :


Мухтаров Евгений
№ 001, 04 Января 2003г.
Всю "нечисть" собрали под одной крышей петербуржец Александр Галунов, давно интересующийся фольклором, и его жена Дарья Чужая, художница и скульптор. Осенью 2000 года они переселились в глубинку и решили открыть там Музей суеверий и мифов русского народа.

   ВОСКОВЫЕ СТРАСТИ
   Здесь можно увидеть персонажей, хорошо знакомых нам по сказкам. Чтобы воссоздать их облик, супруги прочли массу книг, собрали в этнографических экспедициях сотни легенд и преданий. Так родились эскизы, а затем и фигуры волшебных существ. Все они сделаны Дарьей из воска в натуральную величину, как в известном музее мадам Тюссо. Костюмы тоже шила сама. Поэтому весь музей можно рассматривать как авторскую экспозицию Дарьи Чужой, которой, конечно, помогал супруг.
   Посетителей встречает гоголевская Панночка. Одетая в белую сорочку, прожигает входящих взглядом, властно протягивая к ним руку. Если не ведать, что длань восковая - кошмары будут сниться долго. Такими красавицами представляли ведьм на юге. На севере колдуньи, наоборот, традиционно старые, как баба Яга, тоже обитающая в музее.
На плече восковой старушки сидит ворона, сверху сверкает глазами филин. Это тоже неспроста. Нередко такие женщины, собирая травы, натыкались в лесу на больных птиц и животных, выхаживали, а затем приручали. Впрочем, говорят, что и сама бабуля оборачивается птицей или кошкой, дабы инкогнито посещать ближайшие деревни.
За дверью притаился Домовой, которого наши прадеды называли "суседко". Они верили, что в этих существ вселялись души срубленных для возведения избы деревьев. Как и человек, домовой мог быть бобылем или иметь жену-домаху, а также родственников - Банника и Полевика, отвечавшего за судьбу урожая. Этот тоже прикорнул у стены, глядя на колосья зрелой пшеницы.
А вот еще страшного вида экспонат, появившийся недавно, - Кикимора. По поверьям, в таких вселялись души некрещеных младенцев. Нечистая сила их забирала и воспитывала семь лет. Кикиморы поселялись в избах и пытались помогать хозяйкам - да все неудачно. Их занятием считались пряжа и шитье. Однако наутро нити обязательно оказывались путаными и рваными. Потому крестьяне и говорили: "От кикиморы рубахи не дождешься". Спасти душу от этого существа можно только одним способом - набросить на шею крестик.
   Общение с "нечистью" вообще занимало в жизни предков видное место, замечает Дарья. Полевика задобряли парой куриных яиц, оставленных на меже: если утром исчезнут - урожай будет хороший. Домового раз в год, 10 февраля, радовали чаркой водки и тарелкой снеди, а при переезде уговаривали сменить место обитания. Поскольку у домового крайне вспыльчивый нрав, к нему требовался особый подход. Чтобы предохраниться от совсем уж пакостных духов, придумывали различные обереги. В музее много вроде бы обыкновенных вещей, наделенных, оказывается, особыми свойствами. Железные гвозди заколачивали в рамы для защиты от непрошеных гостей. Угольки брали с собой "на удачу". Или вот рога... Во многих квартирах из них ныне сделаны обычные вешалки. Но века назад рога оленей, лосей, коров и коз считались мощным оберегом.
   Особое значение хозяева музея придают гаданиям, их в коллекции больше тысячи. Предки бросали камни и кости, "вычисляя" будущее, пытались разглядеть фигуры в золе или увидеть что-нибудь этакое в зеркале. Мода на пасьянсы пришла уже в эпоху Просвещения - зато способов узнать судьбу по картам было множество.
Верит ли она в существование потусторонних сил, сама Дарья Чужая не знает, предпочитая говорить о мифах и фольклоре. Но вспоминает забавный случай. Весной они с мужем на несколько дней уехали из города. Думали вернуться быстро, а задержались на три недели. Хозяйка музея беспокоилась, что засохнут цветы. Но приехав, увидела, что земля в горшках влажная. Потом встретила соседку, та рассказала, что несколько раз слышала, как кто-то ходил по дому, включал воду...

   С ПОЗИЦИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
   Александр и Дарья "расшифровывают" славянский фольклор, который дошел до нас в сильно измененном виде. Взять, например, Птицу Сирин с человечьим лицом, которая тоже представлена в музее. Древние считали, что она прилетает к умирающим - песнями облегчить их страдания. В христианские времена Сирин наделили другими обязанностями. Она является раз в сто лет и манит некрепких духом в рай. Если человек вместо ежедневных молитв и утомительных постов соглашался на легкий путь, его душа гибла безвозвратно. Или сказка о царевне-лягушке. Это же древний миф о слиянии различных племен - южных славян и мерян, поклонявшихся земноводным. Иван-царевич, сжегший лягушачью шкуру, осквернил божество, которому поклонялась его супруга. За это она и была похищена Кощеем, символизирующим у древних владыку царства мертвых...
Особенно важны такие исследования сейчас, когда история забывается, а национальная культура "размывается" всякого рода иностранными суррогатами. В результате люди забывают о богатой мифологии предков.

   ЭТИ СТРАННЫЕ ЗМЕИ
   Недавно в музее появилась специальная вольера, где обитают ужи, - наглядное напоминание еще об одной легенде. Древние ведь недаром говорили: "мудрый, как змея": культ этого существа охватывал когда-то весь мир. Русь тоже - достаточно вспомнить Змея-Горыныча. Со временем мифический дракон уменьшился в размерах, но волшебных качеств не растерял. Иван Гончаров в "Обыкновенной истории" приводит забавный рассказ: к вдове по ночам летал огненный змей, проникал в дом через печную трубу - и та даже родила от этого гостя ребенка. В народе их называли по-разному - "летающими ужами", "волокушами", "кокушами", "мокошами", "фонарниками". Они были разумны: по ночам часто беседовали с крестьянами, в дома которых проникали. Однако подчинялись только ведунам, которым приносили молоко, зерно и даже сметану.
В экспедициях по Угличскому району Александр и Дарья раскопали множество упоминаний о "крылатых змеях". Оттого и появилась вольера с ужами, которые символизируют предание.
Перспективы нечистой силы.
   Хотя музей очень молод, он уже известен не только в самом Угличе, но и у туристов, путешествующих по городам Золотого кольца. Если за прошлый год старый деревянный дом на улице 9 Января посетили около 4 тысяч человек, то в этом году - уже более 15 тысяч. Поскольку экскурсантов много, Александр Галунов, первое время работавший на местном телевидении, теперь отдает музею все свое время. Расширение экспозиции идет в основном на средства, вырученные от продажи билетов и сувениров. Большой вклад вносят сами посетители. Вдохновившись увиденным, дарят предметы старого быта, ветхие книги и рукописи. Дважды помогла финансами и администрация округа, в которой резонно рассудили, что наряду с Музеем водки выставка нечистой силы тоже "притянет" туристов.
   Особый восторг музей вызывает у детей - некоторые бывали здесь по многу раз и приводят друзей, пробуя себя в качестве экскурсоводов. У взрослых отношение к этому нормальное: по сравнению с чудищами из западных фильмов наши колдуньи кажутся очень мирными. Домовой из воска злому не научит, чего не скажешь про Бивиса да Батхеда из "ящика".

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz