11 сентября - Иван постный

Спонсор странички :

11 сентября

Имя: Иван.

Восход - 6.53

Заход - 19.57

долгота - 13.04

Содержание :

Энциклопедия русских примет

Краткая энциклопедия славянской мифологии

Народный календарь

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

Энциклопедия русских примет

Иван Предтеча, креститель,
ИВАН постный, полетний, полетощик
(11 СЕНТЯБРЯ)
Иван постный пришел — лето красное увел.
Иван постный — осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.
На Ивана постного убирали репу.
Иван постный — последний срок стлать лен на стлицах.
Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного — коренья.
На Постного-Предтечу не рубят капусты, не срезают мак, не копают картофель, не рвут яблок, не берут в руки косаря, топора, заступа, ибо плоды круглые напоминают голову Предтечи, а острые орудия — то, чем она была отрублена.

 

Краткая энциклопедия славянской мифологии

   ГОЛОВОСЕК, Иван Постный — день Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи (29.VIII/11.IX). Согласно библейской легенде, после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу правителем Галилеи Иродом за то, что осуждал его неверность законной жене и беззаконное сожительство с Иродиадой (женой брата Ирода). В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями; Ирод, очарованный ее танцем, поклялся дать ей все, чего она ни попросит, и Саломия, по совету матери, попросила тотчас же подать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод исполнил ее просьбу, и Саломия, взяв блюдо с головой, отнесла его Иродиаде, которая исколола язык пророка иглой и закопала голову святого в нечистом месте. Но жена домоправителя Ирода видела это и, найдя святую главу, погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение главы праздновалось 9 марта ст.ст.). Над Иродом же, Иродиадой и Саломией Суд Божий свершился еще при их земной жизни: все они погибли «жалкой и позорной смертью».
   У православных славян Головосек считался двунадесятым праздником, требующим соблюдения строгого поста и отказа от работы ради здоровья людей и скота. Кроме того, он считается концом лета и началом осени; в этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что в этот день змеи уползают на зиму в свои норы, под землю, а вместе со змеями уходят из водоемов, нолей и лесов и самовилы, само дивы и др. злые ДУХИ.
   У южных славян Усекновение признавалось одним из самых оцасных праздников в году: по поверью, ребенок, родившийся в этот день, будет несчастным, полученная в этот день рана не заживает и т.п. В тот день недели, на который пришелся Головосек, в течение целого года старались не начинать никаких важных дел (например, пахоты или сева), не отправлялись в путь и не устраивали свадеб (даже если день приходился на воскресенье), не кроили в этот день одежду, не начинали снование (боясь, что все сшитое, вытканное или скроенное в такой день «посечется») и т.д. Собственно в день Усекновения женщины не расчесывали волос, чтобы они «не секлись»; запрещалось даже мыть голову, чтобы не вызвать колтун, перхоть или хроническую головную боль (хотя в некоторых местах, например, на Украине, мужчины и дети в этот день мыли голову и гладко причесывали волосы).
    Обрядность и верования этого праздника были тесно связаны с христианской легендой, которая в народной традиции осмыслялась примитивно-магически и порождала запреты на все, что как-то напоминало голову, кровь, блюдо, меч или отрубание. Так, например, в этот день запрещалось есть шаровидные плоды (арбузы, яблоки, лук, капусту, репу и т.п.), употреблять блюда и тарелки, брать в руки острые режущие орудия (серп, косу, топор и даже иголку) и т.д. Овощи, да и вообще что бы то ни было напоминающее голову, резать запрещалось, и даже хлеб надо было ломать, так как считалось, что в течение года отсеченная голова Иоанна Предтечи почти прирастает к своему месту, но «когда люди усядутся в день Ивана Головореза и станут резать хлеб, голова снова отпадает» (нередко считалось также, что на хлебе, если его резать в этот день, выступает кровь, как немой укор нарушителям обычая). В день Ивана Постного не пили красного вина («ибо это кровь св. Иоанна»), не ели черного винограда, помидоров, красного перца, арбузов и т.п.; не варили ботвинью, веря, что если она будет красного цвета, то в течение года в доме прольется чья-нибудь кровь.
Церковь на Головосек посещали обязательно; при этом люди, страдающие головными болями, придя в церковь, испрашивали у святого Иоанна исцеление. День Усекновения крестьяне, как правило, проводили в строгом посте (отчего день этот называли еще «Иван Постный»). Считалось большим грехом есть даже рыбу, хотя и считалось нередко, что на Головосек рыбы в реках особенно много. В особенности же непростительными считались в этот день пьянство, песни и пляски: вино и веселье запрещались по той причине, что Иоанн, согласно легенде, являл собой образец высокоподвижнической жизни и никогда не пил «веселого зелья», т.е. вина; песни и пляски же запрещались потому, что «Иродиадова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». Вообще, день Ивана Постного во многих местах принято было праздновать только дома. Однако при этом в некоторых губерниях вне дома, особенно во дворе, не считалось грехом и дозволялось, не боясь возмездия со стороны святого, выполнять любую работу, лишь бы человек при этом не пользовался топором или другими крупными, а особенно острыми орудиями.
Все эти обычаи и запреты в народе соблюдались чрезвычайно строго, вероятно, еще и потому, что, по народному убеждению, сам Иоанн строго наказывает нарушителей, отнимая руки и лишая языка, либо посылая неурожай на плоды.
   Впрочем, в некоторых местах были известны обряды, казалось бы, нарушающие запреты этого праздника, но, тем не менее, приурочивавшиеся именно ко дню Головосека. Так, например, на Туровщине было принято в этот день зарезать старого петуха, хотя в большинстве мест считалось грехом в этот день брать в руки нож и тем более резать что бы то ни было. Кое-где в этот праздник ходили собирать лекарственные коренья, а также ягоды калины и клюкву от головной боли, хотя во многих местах в этот день избегали любых красных плодов, напоминающих цветом кровь.
   В некоторых местах (например, в Вологодской губернии) принято было на Головосек устраивать «репный праздник», отмечаемый довольно скромно: без песен, но зато с обильной едой и угощением нищих, бедных странников. Есть репу до Головосека запрещалось, и засеянные ею полосы должны были оставаться неприкосновенными под страхом «срамного» наказания. Наказание это состояло в том, что человека, застигнутого в репище до Иванова дня, будь то мужик, баба, парень или девка, раздевали донага, обматывали одежду на голове и в таком виде проводили вдоль всей деревенской улицы; при этом желающие могли даже бить наказуемого, хотя такое случалось крайне редко: зрители обычно ограничивались смехом и шутками.
 

Народный календарь

В этот день крестьяне наблюдают полет птиц. Если журавли летят к Киеву (то есть на юг), тогда говорят: «Скоро наступят холода». Вообще все наблюдения о птицах сохранились в поговорках типа: «Лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю», «Лебедь несет на носу снег», «Ласточка день начинает, а соловей вечер оканчивает» и т.п.
На Предтечу не рубят капусты, не срезают мака, не копают картофеля, не рвут яблок, не берут в руки косы, топора. Круглого не едят, щей не варят, потому что плоды напоминают голову, которую, по преданию, катали на блюде, как яблоко.
Иван Постный пришел, лето красное увел.
Иван Постный осени отец крестный.
С постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана.
С Ивана-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
Коли с Ивана Крестного журавли на юг пошли-потянули, будет короткая осень, ранняя зима.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004


11 сентября— Иван Постный, Полеток

   Памяти величайшего из пророков, предшественнику Спасителя Иоанну Предтечи (Крестителю) посвящается этот день, с одинаковым вниманием и уважением отмечаемый и в православных, и в народных календарях.
   Иоанн Предтеча, сын священника Захарии и праведной Елизаветы, по материнской линии являющийся родственником Девы Марии, завершает историю Ветхого и открывает эпоху Нового Завета. Всю жизнь в посте и молитве он готовил себя служению Богу, объявляя народу о скором пришествии Мессии, призывая его к покаянию: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин завязывать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лука, 3, 16).
«И спрашивали его люди: «Что же нам делать?» И он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай то же». Пришли и мытари креститься и сказали ему: «Учитель, что нам делать?» Он отвечал им: «Ничего не делайте более определенного вам». Спрашивали его и воины: «Что нам делать?» И
он сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Марк 1, 8; Лука 3, 16).
   Вскоре после крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанн Предтеча, обличавший правителя Галилеи Ирода Антипа в преступной связи с Иродиадой — суженой брата, был заключен в темницу. В день своего рождения Ирод на пиру пообещал дочери Иродиады Саломее, поразившей гостей своими танцами, исполнить любое ее желание. По совету матери Саломея попросила царя обезглавить Иоанна, что было тотчас же исполнено, а отрубленную голову пророка преподнесли ей на блюде.
   Прославляя земные подвиги Иоанна Предтечи, церковь призывает верующих почитать его память постом и молитвой. Исключая из употребления в том числе и все, что по форме может напоминать отрубленную голову пророка — яблоки, картошку, капусту, лук, арбузы и т.д. В этот день богобоязненные христиане не берут в руки ни косаря, ни заступа, ни топора, а кроме того, не поют и не пляшут. Ибо именно за веселые танцы Саломеи поплатился Креститель жизнью.

   В народе день памяти Иоанна Предтечи называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с обжорства дохнут». А вспомнив о том, что «Иван Постный — осени отец крестный», нетрудно догадаться, почему в череде названий и слово «Полеток» значится. «Иван Предтеча гонит птицу за море далече», а «коли с Ивана Крестного журавли
на юг пошли-потянули, будет короткая осень и ранняя зима». Поэтому «с Постного Ивана мужик не ходит без кафтана».
   Хотя, к слову сказать, это лишь представители сильной половины человечества, окончательно смирившись с приходом осени, к зиме готовятся. А женщины, надеясь на возвращение тепла и света, бабьего лета ждут.
 


Сказание об усекновении главы святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru  

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz