Неразменная монета

Содержание:

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

В. И. Даль Поверия суеверия и предрассудки русского народа. Москва ЭКСМО 2003

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999

 "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

 

"Энциклопедия суеверий" "Локид" - "Миф" Москва 1995

НЕРАЗМЕННЫЙ РУБЛЬ*
Одно из самых любопытных русских суеверий, связанных с деньгами, — это вера в существование неразменного рубля. Причем еще и сегодня не только в деревенской, но и в городской среде (например, от студентов) можно услышать рассказы о счастливцах, сумевших заполучить заветный неразменный рубль.
"Рубль этот обладает способностью возвращаться обратно в карман своего обладателя. Чтобы получить неразменный рубль, поступают таким образом: берут в карман серебряный рубль и отправляются за Христовскую утреню. Когда священник говорит народу "Христос воскресе", тогда желающий иметь неразменный рубль отвечает "антлюз маго". После Христовой заутрени серебряный рубль и получает свои чудесные свойства" [1].
Существует множество иных способов получить неразменный рубль, но, конечно, в них во всех придется обращаться за помощью к нечистой силе:
"Искатель неразменного рубля идет на базар, не говоря ни с кем и не оглядываясь назад, и покупает там гусака, с первого запроса, без всякого торга. Принесши его домой, он так сдавливает ему шею, что гусак задыхается, кладет неочищенного в печь и жарит до полуночи. В 12 часов ночи вынимает из печи и идет с ним на развилину дорожную. Там он должен говорить: "Купите у меня гусака, дайте за него рубль серебряный". В это время нечистая сила является в виде покупателей, с предложением разной цены. Искатель должен быть тверд, а иначе его задавит нечистая сила. Когда же является покупатель за серебряный рубль, то он должен ему продавать. Получивший желаемый рубль должен идти прямо домой, не оглядываясь, и ни с кем не говорить. В это время нечистая сила, желая возвратить рубль, кричит за ним вслед: "Ты обманул нас! Твой гусак мертвый! Зачем же оторвал ему голову, уверяя, что он живой?" Искатель не должен слушать таких рассказов; он обязан скорее бежать от нечистой силы. Если он обернется или будет говорить с нею, то рубль исчезнет из его рук, а он сам очутится в болоте по горло. Когда же возвратится целым в дом, тогда этот рубль будет его продовольствовать всю жизнь. Знахари советуют таким обладателям никогда не брать сдачи при покупке вещей; а иначе рубль погибнет. Когда они покупают, то будто нечистая сила влезает в купца и дает сдачи, хотя бы не следовало ничего. Только этот рубль никогда не заживается долго: рано или поздно нечистая сила обольстит обладателя, и тогда вместо рубля открывается черепок глиняный. В другой же раз неразменный рубль не дается в руки" [2]. См. ДЕНЬГИ.
 

"Энциклопедия символов, знаков, эмблем" изд. "Локид" 1999, "Миф" 1999

ДЕНЬГИ
Общепринятый символ материального благосостояния, богатства и торговли. Именно такое значение приписывается масти Пентаклей (или Монет) в младших арканах Таро; кроме того, эта масть символизирую ет Юг и стихию Земли.
Отношение к деньгам есть символический знак отношения к материальным благам: так, монахи некоторых христианских орденов дают обет не прикасаться к деньгам, подразумевая тем самым отказ от всякой мирской скверны. Христос, как известно,  в свое время изгнал меновщиков из храма, зримо продемонстрировав тем самым одну из своих основных идей: «легче верблюду пролезть сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».
В книгах Нового Завета деньгам противопоставляется золото, символизирующее истинную духовность. Именно таков смысл притчи о трех талантах (талант - греческая мера золота и серебра). Рабы, пустившие свое золото в оборот и приумножившие его, удостаиваются похвалы царя; трусливый раб, закопавший свое золото в землю, подвергается наказанию и изгнанию. В Откровении Иоанна Христос называет заблуждающегося священника нищим и предлагает ему купить «золото, огнем очищенное». Комментируя это место, известный христианский эзотерик Б. Муравьев говорит, что Господь предлагает нам чистое золото спасения в обмен на фальшивые деньги наших мирских благ; однако мы никак не можем решиться на такую сделку, опасаясь, как бы нас не обманули.

Дерево денег, Китай


В аристократической культуре средних веков и нового времени деньги - «мусор», «презренный метал», который аристократ должен расшвыривать горстями направо и налево. Истинные ценности этого мира-честь, любовь и слава - не покупаются и не продаются.
Между аристократом и его деньгами стоит множество посредников: эконом, кухарка, посыльный и, наконец, лакей, который носит кошелек своего господина. Таким образом аристократ демонстрирует свое презрение к материальным благам. Интересно, что символические жесты сходного содержания можно увидеть и в наше время - так, в определенных кругах считается шиком прикуривать от крупных купюр, не брать сдачи и не поднимать упавших денег.
Буржуазная культура вырабатывает совершенно иное отношение к деньгам. Деньги считаются здесь не просто символом благосостояния, власти и силы, но универсальным мерилом всех ценностей, в том числе и духовных. Наилучшая реклама для писателя или музыканта - сведения о количестве проданных книг или пластинок; наилучшая реклама для религиозного лидера - сведения о размере банковского счета его организации. Бедность гуру заставляет усомниться в его учении: если он такой умный, то почему же он такой бедный? И недаром Шри Ауробиндо Гхош - один из ведущих духовных учителей XX столетия - как-то сказал, что происхождение денег божественно.
Одна из ключевых метафор мистики XX века -сравнение энергии с деньгами. Подобно деньгам, энергию можно накапливать, экономить, пускать в оборот; энергию следует защищать от похитителей; энергией нужно делиться с хорошими людьми; и, наконец, так же, как и деньги, энергия является универсальной ценностью, посредством которой приобретаются все остальные ценности (например, просветление).
Символика, которой снабжаются денежные знаки - тема для отдельного исследования. Здесь мы находим изображения богов и их священных животных, христианских святых, портреты правителей и выдающихся людей (эта традиция сохранилась до сих пор) и полный набор магических знаков - от креста до свастики. Наиболее интересен в этом отношении американский доллар, на котором изображены масонские знаки - усеченная пирамида, символизирующая демократию, и треугольник со «всевидящим оком», а также змея, кусающая свой хвост - геральдический символ вечности и, в то же время, алхимический знак «великого делания». Знак $ напоминает кадуцей - символ Меркурия, бога торговли, и одновременно - алхимический знак «ртути философов», необходимой для создания философского камня. В.К., Д.Г.
 

В. И. Даль Поверия суеверия и предрассудки русского народа. Москва ЭКСМО 2003

МОНЕТА ж. звонкий денежный знак, деньга, ходячая (или ходившая) чеканенная ценность. В общем смысле, и всякий денежный знак. || Монетка, копейка. Это плата тою же монетою. У меня монеты нет и сметы, а сяду есть, и хлеб-то вчесть. Монет м. астрах. серебряный рубль, целковый, карбованец. Монетный, к монете, деньгам относящ. — двор, заведенье для чеканки денег. —система, денежный счет или порядок, денежное счисленье, по законам и обычаям страны. Монетчик м. монетоделатель, чеканщик монеты; мастер, работник на монетном дворе; || кто подделывает деньги, и в семь значении может быть и монетчица ж. —чиков, ему принадлежащ. Монетчичий, к нему относящийся. Монетоделание ср. чеканка денег. Монисто ср. южн. смол. пск. твер. на юге переделано в намисто: пронизи, монеты и шелеги на гайтане; бусы, ожерелок, гривенка, борок. У нее монисты жемчужные. || Волжск. рыбачье, мостисто? или мониста ж. нижняя челюсть белуги (как бы ожерелье?). || Мо(а)ниста ж. новг.-старорус. косынка на шею. Манистка твер. связка или низка. Манистка ключей. Монистный, к монисту относящийся. 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Монета (деньги)

— от лат. слова Moneta, заимствованного русским языком у польского. У римлян название Moneta первоначально носил храм Юноны-Монеты (см. Монета, прозвание Юноны), в котором помещался при республике монетный двор. От него название перешло и на его произведения. М. называется кусок более или менее драгоценного металла, обыкновенно круглой формы, вес и проба которого гарантированы штемпелем, наложенным правительством той страны, где М. должна обращаться. М. служит мерилом ценности всех товаров в стране и посредствующим орудием перехода продуктов и всяких ценностей из одних рук в другие (см. Деньги). Необходимость ее существования в благоустроенном государстве обусловливается значительным облегчением и упрощением торговых операций при употреблении М. сравнительно с обращением металлов на вес или с простой меной предметов. О времени и месте изобретения М. греческие и латинские писатели оставили нам очень много известий, весьма противоречивых и к тому же несогласных в большинстве со свидетельством древнейших нумизматических памятников. У римлян изобретение М. приписывалось богам Сатурну и Янусу, царю Нуме Помпилию, у греков — героям, то Тезею, то Лику, то Паламеду, чаще же всего аргосскому царю Фидону, жившему в VII в. до Р. Х. Новейшими изысканиями установлен почти неоспоримо факт, сообщаемый Геродотом, что впервые стали чеканить М. лидийцы и что из Лидии уже ее употребление распространилось и в Греции, где совершенная царем Фидоном монетная реформа, а именно уменьшение веса древнейшей драхмы, дала поводы к легенде об изобретении М. этим царем. Точно определить время, когда в Лидии появилась М., весьма трудно. Можно только сказать с уверенностью, что ее употребление не восходит далее первой четверти VII в. до Р. Х. (687 г. — вступление на престол царя Гигеса). В Китае изобретение монеты было сделано совершенно самостоятельно, по китайским источникам — почти за три тысячи лет до Р. Х.; дошедшие до нас древнейшие китайские М. не восходят, однако, далее VII в. до Р. Х. Древнейшие лидийские М., послужившие образцом для М. греков, чеканены с одной только стороны; форма их неправильная, продолговатая, напоминающая брусок; на оборотной стороне скоро начинает встречаться неправильное, обыкновенно четвероугольной формы, углубление, производившееся острыми шипами нижней матицы, придерживавшей монетный кружок во время чекана. Изобретение лидийцев быстро распространилось в древнем мире, почти одновременно в Малой Азии и Греции, где в VI в. до Р. Х. М. обращалась уже везде. При Дарии Гистаспе она принята была в Персии. В Италии около 580 г. до Р. Х., в Сицилии и Карфагене — в V в. мы уже встречаем ее употребление. Быстрому распространению ее обращения в древности много способствовали финикияне, имевшие свои фактории в самых отдаленных уголках древнего мира. В Риме М. введена была в половине V в. до Р. Х., одновременно с ее появлением в Галлии. Не встречается М. ни в Египте до Александра Великого, ни в ассиро-вавилонской монархии, ни в государствах Индии до похода Александра Великого, ни у евреев до эпохи Маккавеев. Древнейшим монетным металлом является электрон, т. е. естественный сплав золота и серебра при значительном преобладании золота. Из такого состава вычеканены М. Лидии времени царя Гигеса, а также древнейшие М. Малой Азии и прибрежных греческих островов. Монетная реформа царя Креза (568—554 г. до Р. Х.) заменила электрон в монетной системе Лидии золотом; затем этот металл сделался счетным во всех азиатских государствах. В Греции и во всех странах, завоеванных греками, счетным металлом в монетных системах издавна было серебро. В Риме и вообще в Италии благодаря обилию меди в итальянских рудниках счет велся на медные деньги до введения сестерция (268 г. до Р. Х.). Таким образом, во всем древнем мире в монетных системах был в употреблении монометаллизм. М. чеканились в большинстве стран из всех трех так наз. монетных металлов, т. е. золота, серебра и меди, но при этом только М. одного какого-либо металла признавалась счетной и принималась в уплату по однажды назначенной ценности, М. же других металлов обыкновенно принимались соответственно цене, стоявшей в данное время на рынке на их металл. Колебание в соотношении ценности драгоценных металлов в древности было весьма сильное; даже в одно и то же время в разных странах вследствие их разобщенности соотношение в ценности между металлами было разное, чего не может быть в наше время. Смотря по месту и времени, золото относилось к серебру в древнем мире, по крайней мере в М., от 10 до 21 : 1; но самым распространенным отношением было первое. Отношение между медью и серебром колебалось еще более значительно: в Афинах в III в. до Р. Х. медь относилась к серебру как 1 : 72, а в Риме в это же время — как 1 : 240. При финансовых затруднениях в древности, как и в Средние века и в новое время, правительства не затруднялись прибегать к выпуску так наз. кредитной М., т. е. такой, металлическая ценность которой, по легковесности или по сильной лигатуре меди, была ниже ее ценности нарицательной; ею заменяли М. банковую, или полноценную, имевшую ценность нарицательную почти равную ценности металлической. Иногда золотая монета почти превращалась в серебряную сильной лигатурой последнего металла — напр. у царей Босфора Киммерийского, у Сельджукидов Персии и пр.; но порча пробы золотой валюты встречается сравнительно редко. Несравненно чаще ухудшение пробы серебряной М. Примеры злоупотребления этим способом поправки госуд. финансов бывали уже в Древней Греции, где афиняне не раз были принуждены прибегать к выпуску так назыв. набитых М. (gefutterte Münzen, monnaies fourrées), т. е. имеющих железную или медную внутренность, обтянутую тонким серебряным листком. У римлян порча серебряной М., начатая уже триумвиром Марком-Антонием, достигла крайних размеров при имп. Галлиене и его преемниках, в III в. по Р. Х., когда серебряные денарии делались из чистой меди, посеребренной сверху. Только при Диоклетиане, в конце III в., введен был опять чекан высокопробной серебряной М., продолжавшийся до падения обеих римских империй. В Зап. Европе в Средние и новые века, согласно основанному на мнении Аристотеля убеждению владетельных лиц в своем праве изменять ценность М. по своему усмотрению, злоупотребления порчей пробы М. были очень часты. Право феодалов, не говоря уже о королях, выпускать свою М. с совершенно произвольно назначенной нарицательной ценностью (seigneuriage, monetagium) в соединении с правом директоров монетных дворов взимать расход по фабрикации М. (brassage, brazeagium) привело к сильнейшей порче средневековых М., против которой восставали многие экономисты того времени, напр. Nicole Oresme, епископ Лизьё (XIV в.). Наиболее сильные злоупотребления в монетном деле совершались во Франции с короля Филиппа Красивого до первых годов царствования Людовика XV, в Польше в ХIII—XVIII вв., в Швеции в XV—XVIII вв., в Австрии в XVI—XIX вв., в Пруссии в XV—XVIII вв. На Востоке ухудшение пробы М. встречается гораздо реже, чем в Европе (выпуск кредитных М. в Туркестане в XI—XII вв. по Р. Х., в Турции в 1687—1844 гг.). Бывали попытки ввести М. и из других металлов, кроме обычных трех. В IV в. до Р. Х. в Лаконии и Византии употреблялись железные М.; такие же М. встречаются в Китае и в Японии в VI—XII вв. по Р. Х. Свинцовые М. были у римлян в последние времена Республики в Нумидии во II в. до Р. Х., в Китае в IX—Х вв. по Р. Х. Олово употреблялось как монетный металл в Сицилии при тиране Дионисии, в Китае в X в. по Р. Х., на о-вах Борнео, Суматре, Яве в XV—XVI вв. по Р. Х. Никелевые М. были в древности только у царей Бактрии, в II в. до Р. Х.; затем уже в наше время никель как монетный металл введен в Пруссии, Бразилии и Египте. Платиновые М. чеканились в России в 1828—45 гг., но они быстро вышли из обращения вследствие поднятия цены на платину в торговле. Уже с древнейшего времени право чекана М. считалось принадлежащим исключительно правительству государства. В монархических государствах древнего мира М. чеканилась всегда от имени царя, в республиках Греции — от имени народа. Часто встречающееся на греч. М. означение по имени лиц, заведовавших финансами, имело гарантию доброкачественности М. У римлян во время Республики М. чеканилась от имени urbs Roma, т. е. государства, имя которого и помещалось на денариях, хотя и здесь заведовавшие монетным двором triumviri monetales часто помещали свои имена на М. Только во время военных экспедиций лица, облеченные imperium militare, получали у римлян право бить свою М. Юлию Цезарю сенатом было дано право царей древнего мира ставить свое изображение на монете, и с этого времени все римские императоры им пользовались, до падения Восточной Римской империи. Присваивая себе исключительное право чекана золотой и серебряной М., императоры до 275 г. по Р. Х. оставляли сенату право выпуска медной; только с этого времени вся М. стала чеканиться от имени самого императора и ее чекан сделался одной из наиболее существенных привилегий императорского достоинства. Претенденты на императорский престол тотчас начинали чекан собственной монеты со своим изображением и надписью. При образовании варварских государств в Западной Европе каждый из королей стал выпускать свои собственные М. В Средние века при феодальном порядке право чекана М. (jus monetae, jus monetandi) соединялось со всяким dominium, т. е. с положением владетельного лица, каков бы ни был его титул. То же право давала частным лицам concessio expressa, personalis sive hereditaria от императора, короля или Папы; ususfructus по завещанию пожизненного дохода одному лицу другим, имевшим jus monetae; confractus или contracius pignons, когда владетельное лицо, совершившее заем, предоставляло частному лицу права seigneunage'a в виде % с погашением долга; рrесаrium sive concessio revocabilis ad nutum, даваемое владетельными лицами небольшим городам и даже церквям на выпуск мелких М.; наконец, protectio sive tutela, т. е. опекунство над малолетним владетельным лицом или временное правление по случаю пленения самого dominus'а. Отсюда необычайное разнообразие средневековых М., выпускавшихся императорами, королями, великими герцогами, курфюрстами, герцогами, князьями, маркграфами, графами, виконтами, видамами, великими магистрами, панами, архиепископами, епископами, аббатами. Вследствие произвола, который один руководил лицами, имевшими jus monetae, монетные системы были запутаны до необычайности, что немало вредило торговле того времени. Чтобы устранить эти неудобства, уже с X в. по Р. Х. стали образовываться в Европе между городами и между владетельными лицами монетные союзы, которые известны были и в древности, у греков. Такие союзы были трех родов. Одни, чеканившие свои М. разных типов и систем, принятых союзниками до составления союза, допускали ее обращение без взимания куртажа; другие, выпускавшие М. хотя и разных типов, но по одной системе, и, наконец, третьи, М. которых билась по одному общему типу и по общей монетной системе (см. Монетные союзы).

Фальсификация М. с целью наживы появилась почти одновременно с началом чекана М. Уже в начале VI в. до Р. Х. в Афинах поддельные М. попадались довольно часто. Они встречаются во всех странах древнего мира и во все времена. Самым распространенным способом подделки было обтягивание железной или медной внутренности серебряным или, реже, золотым листком, придававшим М. вид как бы чеканенной из массивного серебра или золота. В Средние века фальсификаторы обыкновенно прибегали к чекану столь же низкопробной М., как и владетельные лица, извлекавшие громадные выгоды из своего seigneuriage'a. В России при царях фальсификаторы прибегали обыкновенно к отливке или чекану серебряных копеечек из олова, откуда получилась и русская поговорка: "не стоит и оловянной копейки". В настоящее время всего чаще подделывается серебряная М., так как подделать золотую ввиду ее тяжеловесности несравненно труднее. Для подделки серебряной М. употребляется обыкновенно сплав из олова и сурьмы (80 % первого и 20 % второго металла), довольно хорошо соответствующий серебру по цвету, для фальсификации золотой М. — сплав платины и меди в пропорции 95 % первой и 5 % второй, по весу почти равный монетной лигатуре в 900 грам. чистого золота. Чтобы придать такой М. цвет золотой, ее золотят посредством гальванопластики. Еще более искусные фальсификаторы придумали вставлять платиновую М. в золотое кольце, имеющее гуртик, чтобы предупредить возможность открытия обмана трением гуртика на пробирном камне или же надрезом на боку М., могущим открыть платину. При простоте приемов чекана М. как в древности, так и в Средние века и при выгодности ремесла фальшивого монетчика фальсификация М. принимала иногда ужасающие размеры и серьезно озабочивала правительства тех времен. Единственное средство борьбы против этого зла видели в жестоком наказании фальсификаторов. В Древней Греции их подвергали смертной казни, в Египте при Птолемеях им отсекали руки. У римлян при Республике фальсификация М. рассматривалась первоначально как crimen falsi и потому наказывалась ссылкой, но при императорах ее стали квалифицировать как crimen laesae majestatis и виновных в ней сжигали живых или же отдавали в цирке на съедение зверям. В византийских законах VIII в., как и во французских IX в., им предписывается рубить руки. Отсюда, вероятно, это наказание заимствовано было и русскими законами XVI и XVII вв. Фальсификаторов М. у нас иногда наказывали еще заливанием горла расплавленным оловом их "воровских денег". В Западной Европе в Средние века фальсификаторов М. обыкновенно казнили повешением, а иногда, как во Франции и Голландии, варили их в воде или масле. В настоящее время законодательства Европы довольствуются ссылкой виновных в каторжную работу, более рассчитывая на затруднительность в техническом отношении хорошо подделать современную М.

Всякая М., выпущенная в обращение, остается в нем сравнительно короткое время ввиду стирания ее от обращения, уменьшающего ее указный вес, причем по опытам, сделанным в Германии, Франции, Англии и Швейцарии, быстрота уменьшения веса от трения прямо пропорциональна весу М. На нее, разумеется, имеет громадное влияние еще твердость монетного металла, а также сам способ чеканки шибалом или же автоматическим паровым прессом. Чем более силен удар матрицы и чем более, следовательно, сжат металл, тем меньше стирается монета. Опыты Дюма и Кальмона в 1865 г. показали, что серебряная М. в 5 франков весом в 25 гр. теряет от трения по 3 мгр. в год. Таким образом по истечении 42 лет со времени ее выпуска она уже теряет 126 мгр. веса и, следовательно, превращается в не имеющую хода М., так как в Латинском союзе предельная терпимость на весе равна 1/2 %, или 125 мгр. для пятифранковиков. Те же опыты доказали, что золотые М. в 20, 10 и 5 франков, менее серебряных находящиеся в обращении, выдерживают от 8 до 40 лет. Русская золотая М. (империалы и полуимпериалы красного золота), весящая 3 зол. и 2,4 доли и 1 зол. 49,2 доли, имеет установленный законом 1885 года предельный вес: для 10-рублевой М. — в 3 зол. 1 долю и для 5-рублевой — 1 зол. 48 дол. Для русской серебряной монеты (и медной) терпимости на стирание нет: она допускается к обращению до полного стирания типа. Кроме терпимости на стирание, для всякой золотой и серебряной М. полагается терпимость, или ремедиум, при чекане на вес и такой же ремедиум для пробы, т. е. ввиду трудности сделать М. абсолютно точных указных веса и пробы законом допускается разность в весе и пробе М. при их чекане. Терпимость на весе и на пробе бывает двоякая — на плюс на вес, если М. тяжелее указной нормы, и на минус на вес, если она легче, и точно так же на плюс на пробу и на минус на пробу, если лигатура М. выше или ниже указной. Законом 1885 г. в России допускается при выделке золотой М. терпимость на пробе в одну тысячную, для серебряной же М. полноценной — в две тысячные и биллонной — в пять тысячных выше и ниже указной пробы, а на весе — для империалов 0,4 доли, для полуимпериалов 0,3 доли выше и ниже указного веса, для рублевой М. 1,4 доли, для полтинника 1,2 доли и для четвертака 0,6 доли выше и ниже его; для биллона терпимость гораздо больше и равняется 3 дол. для 20 коп., 2,5 дол. для 15 коп., 2 дол. для 10 коп. и 1,5 дол. для 5 коп. Помимо стирания, М. прежде иногда объявлялась не имеющей курса — откликалась — и по другим причинам. У римлян при цезарях весьма часто по декрету нового императора переливали всю М. его предшественника, чтобы истребить всякую память о нем. У нас такое откликание М. по политическим причинам было совершено при имп. Елизавете Петровне, когда было приказано изъять из обращения всю М. имп. Иоанна Антоновича. В настоящее время М. откликается только при изменении монетной системы в государстве, т. е. при замене одной монетной единицы другою.

В древности приемы чекана М. были весьма просты. Из расплющенной ударами молотка дощечки высекали зубилом или, в редких случаях, круглым стальным цилиндром с заостренными краями монетный кружек, которому придавали горбатость, или форму чечевицы, нужную для высокого рельефа типа древних М., также проковкой. Получив таким образом монетный кружок, на нем оттискивали тип, ставя на него стальной или латунный цилиндр с гравированным на его конце внутрь типом М. и нанося по верхней части цилиндра удары молотком, при чем монетный кружок лежал на укрепленной на деревянном обрубке нижней стальной или медной матрице. Чтобы при этом не получился двойной удар при сдвигании от удара кружка, его придерживали во время чекана клещами особой формы. Золото и серебро чеканили без нагревания кружков, так как оба эти металла мягки, но для чекана медной, а тем более железной М. приходилось кружки нагревать. Таким образом выбиты греческие, римские и вообще все античные М., а также средневековые до XVI в. по Р. Х. Для приготовления монетных кружков употребляли иногда просто палочки металла, которые затем резали на куски и, расплющив ударом молотка, метили штемпелем. Такие М. встречаются очень часто среди русских удельных и царских до Петра Вел. С XVI в. в Европе введен был механический чекан М. монетным прессом (см. Монетный чекан). В М. различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) сторону и обрез (гурт). Находящееся на М. изображение называется типом, а стоящая на ней надпись — легендою. Возвышенная часть, обрамляющая у гурта М., называется опушкою. Кроме М. полноценной (банковой) и кредитной (разменной, биллонной), о которых уже упомянуто, есть еще М. осадные (m. obsidionale), т. е. чеканившиеся в осажденных городах по недостатку драгоценных металлов из первого попавшегося материала: кожи, дерева, свинца и пр. с тем, чтобы по окончании осады расплатиться по ним полноценной М. М. торговые (m. marchande) — такие, которые не имеют нарицательной цены, а принимаются только согласно существующему в данное время в торговле курсу на их металл. Такие М. бились, напр., в прошлом веке в Индии, Мадрасе и Бомбее. М. счетные (или фиктивные) — не существующие в виде действительной М., но на которые ведется счет, напр. прежняя гамбургская банковая марка. М. фабрикационная (Fabricationsmünze) — чеканящаяся для экспорта для торговли с странами Востока, привыкшими к одной и той же М. Таковы, напр., талеры Марии Терезии, выпускаемые теперь Австрией и Швейцарией для торговли с Абиссинией.

Литература. J. Boisard, "Traité des monnaies, de leurs circonstances et dépendances" (2 изд., П., 1711); Abbot de Bazingen, "Traité des monnaies et de la juridiction de la cour des monnaies" (Пар., 1764); H. Dannenberg, "Grundzüge der Münzkunde" (Лпц., 1891); А. Riche, "Monnaie, médailles et bijoux" (П., 1889); Frichot, "Etudes monétaires" (П., 1855); Goldast, "Catholicon rei monetariae" (Франкфурт, 1662); Montellier, "De l'exposition des monnaies étrangères en France" (П., 1869); Nahuys, "De l'établissement d'une monnaie universelle" (Утрехт, 1865); Salzade, "Recueil des monnaies tant anciennes que modernes ou dictionnaire, historique des monnaies" (Брюссель, 1767); С. Ch. Schmieder, "Handwörterbuch der gesammten Münzkunde" (Берл., 1811; прибавл., ib., 1815); L. Walras, "Théorie de la monnaie" (Лозанн, 1886); L. Wolowski, "Traictie de la première invention des monnaies de Nicole Oresme" (П., 1864); А. Henze, "Illustrirter Anzeiger über gefälschtes Papiergeld und unächte Münzen" (1-й вып., Лпц., 1865—1881); Bonneville, "Encyclopédie monétaire" (П., 1849); Ch. Moran, "On money" (Нью-Йорк, 1863); N. Kopernik, "Rozprawa o urzadzeniu Monety" (Варшава, 1816); О. Sperling, "Dissertatio de numis non cusis tam veterum quam recentiorum" (Амстердам, 1700); А. Брюкнер, "Медные деньги в России 1656—63 и денежные знаки в Швеции, 1716—19" (СПб., 1864); М. Деммени, "Сборник указов по монетному и медальному делу в России, помещенных в полном собрании законов с 1649 по 1881 г." (СПб., 1887); "Правила о монетной системе и о СПб. монетном дворе" (СПб., 1886); L. Fort, "Neueste Münzkunde. Abbildung und Beschreibung der jetzt kursirenden Gold- und Silbermünzen" (Лпц., 1851); В. С. Якоби, "О платине и употреблении ее в виде М." (СПб., 1860); J. F. Loubat, "The medaillic history of the United States of America 1776—1876" (Нью-Йорк, 1878); C-te M. Nahuys, "La réforme monétaire de l'Allemagne" (Утрехт, 1870); И. Беляев, "Очерк истории древней монетной системы на Руси" (М., 1846); Т. Гансен, "М., сборник законных постановлений о монетной системе всех стран" (СПб., 1880); П. С. Казанский, "Исследования о древней русской монетной системе" ("Зап. Имп. археол. общ.", т. III, и дополн. к ним, т. же, т. VI); А. Б. Лакиер, "История подделки М. в России до времен Петра Вел." ("Зап. Имп. археол. общ.", т. V); В. Соколовский, "О нарушениях уставов монетных" (Киев, 1873); L. Pousner, "Tabellarische Uebersicht von Russlands Münzen" (Лпц., 1836); Д. И. Прозоровский, "М. и вес в России до конца XVIII стол." (СПб., 1865); П. С. Сухонин, "О серебряной и золотой М." (СПб., 1866); С. v. Ernst, "Die Kunst des Münzens von den ältesten Zeiten bis zur Gegenwart" ("Numism. Zeitschrift", XII); F. Lenormant, "Essai sur l'organisation politique et économique de la monnaie dans l'antiquite" (П., 1863); его же, "La monnaie dans l'antiquité" (П., 1878); G. Cioffi, "Sull origine della moneta e del commercio presso i Romani" (Потенца, 1885); Ch. Crusius, "Commentarius de originibus pecuniae a pecore ante nummum signatum" (СПб., 1748); Schaw, "Histoire de la monnaie, 1252—1894" (П., 1896); Бутенев, "Потеря веса золотой и серебряной М. при обращении" ("Горный журнал", 1859).

А. М—в.

"Быт русского народа" А. Терещенко "Русская книга" 1999

БРОСАНИЕ МОНЕТЫ В ВОДУ
Чашу или таз наполняют водою и потом берут мелкую монету, которая была бы самая тоненькая: обыкновенно брали для этого шелег, который ныне вышел из употребления, и, подняв монету довольно высоко, опускают ребром в воду. Брошенная таким образом монета, встретив сопротивление в сосуде, выскакивает из него и падает на землю, и тогда она означает, что о чем было загадано, то сбудется непременно. При бросании монеты только должно загадывать о том, что сбудется или не сбудется. Если брошенная ребром монета перевернется и ударится плашмя, то она потонет, и тогда означает, что загаданное не сбудется. Многие так верят этому, что во всякое время прибегают к сему способу загадывания; но такое загадывание преимущественно имеет силу накануне нового года.

 "Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

11 декабря— Иринархов день

   Потихоньку набирает силы декабрь. Снег, вполне уже закрепившись на стылой земле, норовит в сугробы собраться, ветры без устали с метелями хороводятся, а розовощекий Морозко ледовым настом реки мостит.
   Когда-то давно в эту самую пору ходили мужики воду в колодцах «слушать». Если лежала она в срубе «молчаливой серой тучею», на успех в делах не рассчитывали, а коли слышалось из колодца веселое позвя-кивание, надеялись в будущем году «деньги считать».
   А у торгового люда, не раз уже на себе испытавшего верность поговорки о том, что «деньги к деньгам идут», свой способ гаданья «на успех» был. Рано утречком на Ири-нарха выходили на улицу купцы да лавочники и бросали в ближайший сугроб горсть монет разного достоинства, а затем принимались их из снега доставать. Если первой самая мелкая монетка попадалась, шли домой раздосадованные, зная, что теперь хоть вокруг себя обернись— успеха в делах не увидишь. А если первым из сугроба рубль удавалось выудить — закатывали на радостях «пир на весь мир», свято веря в удачу любого задуманного ими предприятия.
   Впрочем, желающие разбогатеть не только на Иринарха «судьбу пытали». Согласно бытовавшему когда-то мнению, быстро поправить свое пошатнувшееся финансовое положение мог человек, умывшийся в Великий четверг с серебра или золота. Чтобы всегда «деньги водились», нужно было при появлении молодого месяца, первом куковании кукушки или прилете аиста потрясти мелочью в кошельке. Говорят, удачу могли принести и денежки с изъяном, то есть слегка выщербленные монетки, поэтому их крайне полезно было всегда носить при себе вместо талисмана.
   Но самым быстрым, верным, хотя и очень опасным способом обретения богатства считался выменянный у черта на черную кошку или жаренного в перьях гуся так называемый «неразменный рубль». По уверению людей знающих, этот самый рубль «нечистый» должен был вручать каждому, кто отваживался прийти в глухую полночь на перекресток четырех дорог со своими незамысловатыми дарами. Произведя обмен, следовало быстро бежать домой, не оглядываясь и не отвечая на оклики своего «партнера», не покупаясь на его на щедрые посулы или запугивания. Тот, кто не выдерживал испытания, попадал в болото, теряя не только заветный рубль, но и саму жизнь. А благополучно добравшийся до дверей дома мог, вздохнув свободно, рассчитывать на безбедное житье-бытье, правда, при соблюдении одного на первый взгляд очень простого правила — никогда не брать с «неразменного» рубля сдачи.
   Но то ли слишком жадными оказывались люди, то ли черт был чрезвычайно ловок и хитер, да только мало у кого задерживался «неразменный» рубль надолго. Рано или поздно человек обязательно «давал промашку», брал сдачу, и тогда его чудесный «источник» дохода и благополучия превращался в обыкновенный черепок. А идти еще раз к черту на поклон уже никто не решался, выбирая для собственного обогащения иные пути и методы.

 

Монета с отверстием
Монета с отверстием 1797 г. Достоинством 2 копейки № П/017

Гнутая монета

Монета гнутая 1908 г. Достоинством 1 копейка № П/018

Современная монета с отверстием

Современная монета с отверстием достоинством 2 кроны № П/019

             p;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz