Память святого пророка Захарии Серповидца

Спонсор странички :

 

Память святого пророка Захарии Серповидца

Икона святого пророка Захарии Серповидца


   Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену вавилонском, указ персидского царя Кира об освобождении17; и те из них, которые томились в неволе на чужбине, как "во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом" (Пс 106:10), поспешили в землю отцов своих. Взяв с собой священные сосуды, захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1 Езд 1:7-8), переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля, происходившего из царского дома Давидова (1 Езд 1:8; 2:2; 1 Пар 3:19, см. 9-17), возвратились на родину. В седьмой месяц по возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник (1 Езд 3:1-6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма. Во второй месяц второго года была произведена по уставу Давида закладка нового храма, и ибо народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 3:11); многие же старцы, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слез, зная, что при бедности возвратившихся, второй храм далеко не может быть так великолепен; они плакали громко, примешивая рыдания к восклицаниям радости (1 Езд 3:12-13). Но сама постройка храма, несмотря на щедрый приток пожертвований в первое время, шла чрезвычайно медленно. Страна была неспокойна; всюду рыскали разбойники, и невозможно было вести правильных посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления персидских чиновников (Неем 9:36-37), частые засухи, голод (Аг 1:6,10-11) истощили народ. К этому присоединилась вражда с самарянами18. Имея свое святилище на горе Гаризин и считая Палестину уже своим владением, они крайне враждебно относились к евреям, особенно после того, как последние отвергли их предложение об участии в постройке храма; разными наветами перед персидским правительством самаряне добились остановки работ почти на пятнадцать лет (1 Езд 4)19.
   Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к восстановлению народной святыни; для поднятия религиозного чувства избранного народа нужны были особенно сильные духом мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих пророков Агея20 и Захарии,
о котором нам предстоит слово.
   Святой пророк Захария21, серповидец22, происходил из колена Левиина; он был сын Варахии и внук Адды или Иддо23; последний возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главой священнической фамилии24. Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах 2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах 1:1), только двумя месяцами позднее пророка Агея (Аг 1:1). Совместной пророческой деятельностью святые Агей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Агей и пророк Захария, сын Адды, свидетельствует о сем Ездра, говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божий, подкреплявшие их (1 Езд 5:1-2). И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Агея пророка и Захарии, сына Адды (1 Езд 6:14). Служение пророка Захарии, вероятно, продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов25. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Агеем.
   После пророка Захарии осталось драгоценное наследие - книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии - обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-й по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-й гл. до конца) - речи. Всех видений восемь; большая часть их объясняется пророку ангелом Божиим; цель их - уверить народ еврейский в покровительстве Божием. В первом видении всадников, объехавших всю землю и нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы - угнетатели евреев будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (Зах 1:7-17). Какова будет участь язычников, разъясняет второе видение четырех кузнецов, которые идут сбить рога - символ народов, рассеявших иудеев и разрушивших Иерусалим (Зах 1:18-21). После сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен; это открывается в третьем видении ангела Господня, который идет с землемерной веревкой размерить Иерусалим, так как последний расселится от множества людей, и Сам Господь будет ему огненной стеной (Зах 2:1-13). Грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому что они будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах - символ греховной нечистоты, причем его обвинял сатана; но Бог оправдывает его - и с первосвященника, представителя народа, снимаются испятнанные одежды и заменяются чистыми, чем предуказывалось на будущее великое дело милости Божией - изглаждение грехов всей земли в один день Отраслию-Мессиею (Зах 3). В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви - Откр 1:13, 20) с семью лампадами, наполняемый маслом от двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины - Зоровавель и Иисусе - орудие Его промысла (Зах 4). Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений:он снова развратится и опять понесет наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (Зах 5:1-4), и в седьмом видении ефы (мера жидкости) с сидящей в ней женщиной - образ нечестия, унесенной двумя другими в Сеннаар или Вавилон (Зах 5:5-10). И созерцаемое пророком время, как показывают пятое и шестое видения, развращение избранного народа достигнет своей вершины; тогда проклятие полетит по всей Иудее и будет поражать нечестивых, пока не исполнится мера неправд народа и его не постигнет последнее показание;
   нечестивая женщина - народ еврейский; ефа - мера неправд, вызвавших проклятие. Не останутся без наказания и язычники, как показывает последнее седьмое видение четырех колесниц с запряженными в них разношерстными конями, - символ ангелов Господних, которые объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении языческого мира наступит Царство Мессии, что пророк изображает следующим символическим действием: он надевает на голову первосвященника Иисуса два венца из золота и серебра, - символ первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии, - вместе с предсказанием, что придет Отрасль (Мессия) и созиждет храм и будет первосвященником: когда это сбудется, то и отдаленные народы придут строить храм Богу Израилеву (гл. 6).
   Во второй части (с 7-й гл. до конца) содержатся речи пророка Захарии. В первой речи пророк по поводу вопроса его современников, нужно ли соблюдать посты, установленные в воспоминание печальных событий плена, учит, что с постами должно соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в дни торжества, и на Израиле почиет благословение Божие и радость спасения, имеющего объять и язычников (гл. 7-8). Во второй речи пророк предсказывает о гибели враждебных Израилю народов, а Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь, праведный и кроткий; Он водворит на земле праведность и спасет народ Свой, уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое царство Он откроет, въехав в Свою столицу на ослице и молодом осленке, кротких животных, служащих символом мира26. Царство Мессии - царство мира из Иудеи распространится по всей земле; Царь будет привлекать в него не силой, но кровавой жертвой, которую Он принесет за всех людей для примирения их с Богом. Эллинам - врагам народа Божия предсказывается поражение, а евреям - благословение плодородия и чадородия. После изображения светлой судьбы, ожидающей Израиля в недалеком будущем, пророк переходит к изображению предстоящего затем отвержения народу иудейскому: пророк обращается к Ливану с просьбой открыть двери врагу, который опустошит всю Иудею. Причину такого бедствия пророк Захария объясняет символической историей о двух жезлах Небесного Пастыря. На одном из них была надпись благоволение, а на другом узы; когда овцы, несмотря на заботы о них Пастыря, не исправились, то Он переломил жезл с надписью благоволение, что означало конец завета между Богом и Его народом, а потом потребовал Себе платы за пастырские труды, но иудеи оценили Его деятельность в 30 сребреников; эти сребреники Пастырь бросил для горшечника в дом Господень27. Вслед за этим Пастырь переломил другой жезл - узы в знак того, что расторгнуто братство между Иудою и Израилем. Когда был отвергнут добрый Пастырь, стадо впало в руки наемников (гл. 9-11). В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитит его и истребит нападающих, на народ же еврейский Господь изольет дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о единородном сыне28. Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и уничтожится всякая память об идолах и лжепророках; поражен будет Пастырь и рассеются овцы29. Господь создает благодатное царство, небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но за то искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и тогда будет единственный день, ведомый только Господу: не станет света, светила удалятся, будет ни день ни ночь; лишь к вечеру явится свет30. Из Иерусалима потекут живые воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники, - ничего нечистого не будет в нем более (гл. 12-14)31.
 

   Примечания
   17 Он царствовал с 559 по 530 г. до Р. X. Милость Кира к иудеям объясняют тем, что ему было показано пророком Даниилом пророчество Исаии (Ис 44:28; 45:1), где более чем за полтораста лет предсказывается освобождение евреев из плена через Кира.

   18 Самаряне народ смешанный, образовавшийся из соединения переселенцев, занявших область десятиколенного царства израильского по разрушении его ассириянами с остатками народа израильского, отведенного в плен. На чужбине переселенцы продолжали чтить своих прежних богов, но когда Господь наслал за это на них стаи львов, то самаряне, чтобы отвратить бедствие,
установили у себя почитание истинного Бога, не оставляя в то же время идолопоклонство (4 Цар 17).

   19 Езд 4. Иудеи отказали самарянам, как двоеверам.

   20 Память его празднуется 16 декабря.

   21 С еврейского:память Господня.

   22 Так называется пророк Захария у некоторых отцов Церкви на основании одного бывшего ему откровения, в котором он видел летящий по воздуху свиток, вероятно, изогнувшийся наподобие серпа (Зах 5:1-2).

   23 (Зах 1:1). В книгах Священного Писания пророк Захария называется сыном Адды, это объясняется или обычаем евреев в родословии указывать имена более известных предков, или, может быть, тем, что по смерти отца пророк Захария воспитывался у деда; последнее мнение принадлежит святому Кириллу Александрийскому.
   24 (Неем 12:16). При первосвященнике Иоакиме, сыне первосвященника Иисуса (Зах 3), пророк Захария сам был уже священником и главой поколения, вероятно, вследствие ранней смерти отца. (Неем 12:12, 16).

   25 Постройка храма была окончена в шестой год царствования Дария Гистаспа (1 Езд 6:15). Дарий царствовал с 521 по 486 г.; год постройки храма, следовательно, падает на 515-й до Рождества Христова.

   26 Святые евангелисты, повествуя о торжественном входе Господа в Иерусалим приводят это место из книги пророка Захарии, относя его, таким образом, ко Христу Спасителю (Мф 21:4-5; Ин 12:14-16).

   27 Св. евангелист Матфей, передавая решение Синедриона приобрести на повергнутые Иудой сребреники землю у горшечника для погребения странных, видит в этом исполнение пророчества Захарии, но называет его пророчеством Иеремии (Мф 27:9); вероятно, потому, что свиток, содержавший пророческие книги и находившийся у святого евангелиста под рукой, оглавлялся
именем пророка Иеремии, как занимавшего в нем первое место.

   28 Св. евангелист Иоанн, передавая об исполнении этого пророчества на Христе Иисусе, приводит буквально и самое пророчество (Ин 19:34-37).

   29 Сам Господь относит к Себе это пророчество, когда после тайной вечери на пути в Гефсиманию предсказывает апостолам, что они вскоре Его покинут (Мф 26:31; Мк 14:27, 50)

   30 Здесь можно видеть пророчество о затмении солнца во время Христова распятия (Лк 23:44-45).

   31 Некоторые места из книги пророка Захарии читаются во время вечерни как паримии. Так, (9:9-14) читаются в неделю Ваий; (11:10-13) - в Великую пятницу; (8:7-17, 19-23) в пяток Сырной недели; (14:4, 8-11) (где говорится о явлении Господа на горе Елеонской) в Вознесение Господне, бывшее на этой горе.
   [Жития святых Димитрия Ростовского: Восьмой день (21.02), С. 37. Жития святых, С. 2110 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 444)]
 

Реклама :

            &nbbsp;          Сайт музея мифов и суеверий русского народа      

Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт:     http://sueverija.narod.ru/   

Домой   Аннотация   Виртуальный музей   Каталог   Травник   Праздники   Обряды   Библиотека   Словарь   Древние Боги   Бестиарий   Святые   Обереги   Поговорки  Заговоры  Как доехать

   152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03 

Гостевая книга на первой странице                                                                                      Написать вебмастеру                

Hosted by uCoz