Память святого пророка Захарии Серповидца
Как радостный благовест раздался для иудеев, находившихся в плену
вавилонском, указ персидского царя Кира об освобождении17;
и те из них, которые томились в неволе на чужбине, как "во тьме
и тени смертной, окованные скорбью и железом" (Пс 106:10),
поспешили в землю отцов своих. Взяв с собой священные сосуды,
захваченные Навуходоносором при разрушении Иерусалима (1 Езд
1:7-8), переселенцы, под предводительством князя Зоровавеля,
происходившего из царского дома Давидова (1 Езд 1:8; 2:2; 1 Пар
3:19, см. 9-17), возвратились на родину. В седьмой месяц по
возвращении они возобновили из груды развалин жертвенник (1 Езд
3:1-6), а затем приступили к восстановлению разрушенного храма.
Во второй месяц второго года была произведена по уставу Давида
закладка нового храма, и ибо народ восклицал громогласно, славя
Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд
3:11); многие же старцы, видевшие прежний храм, не могли
удержаться от слез, зная, что при бедности возвратившихся,
второй храм далеко не может быть так великолепен; они плакали
громко, примешивая рыдания к восклицаниям радости (1 Езд
3:12-13). Но сама постройка храма, несмотря на щедрый приток
пожертвований в первое время, шла чрезвычайно медленно. Страна
была неспокойна; всюду рыскали разбойники, и невозможно было
вести правильных посевов и уборки хлеба; тяжелое бремя правления
персидских чиновников (Неем 9:36-37), частые засухи, голод (Аг
1:6,10-11) истощили народ. К этому присоединилась вражда с
самарянами18. Имея свое святилище
на горе Гаризин и считая Палестину уже своим владением, они
крайне враждебно относились к евреям, особенно после того, как
последние отвергли их предложение об участии в постройке храма;
разными наветами перед персидским правительством самаряне
добились остановки работ почти на пятнадцать лет (1 Езд 4)19.
Эти препятствия ослабили благочестивую ревность иудеев к
восстановлению народной святыни; для поднятия религиозного
чувства избранного народа нужны были особенно сильные духом
мужи; таких мужей Господь и воздвиг в лице Своих пророков Агея20
и Захарии,
о котором нам предстоит слово.
Святой пророк Захария21, серповидец22,
происходил из колена Левиина; он был сын Варахии и внук Адды или
Иддо23; последний возвратился
вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии
называется главой священнической фамилии24.
Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений
о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу,
чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка
Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка
Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени
выступления его на пророческое служение. На пророческую
деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах
2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах
1:1), только двумя месяцами позднее пророка Агея (Аг 1:1).
Совместной пророческой деятельностью святые Агей и Захария
достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с
усердием принялись строить храм. Пророк Агей и пророк Захария,
сын Адды, свидетельствует о сем Ездра, говорили иудеям, которые
в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева.
Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков,
и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божий,
подкреплявшие их (1 Езд 5:1-2). И старейшины иудейские строили и
преуспевали, по пророчеству Агея пророка и Захарии, сына Адды (1
Езд 6:14). Служение пророка Захарии, вероятно, продолжалось и
после построения храма; в последних речах его, составляющих
содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к
неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во
время произнесения этих речей последний был уже готов25.
Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой
старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Агеем.
После пророка Захарии осталось драгоценное наследие - книга,
содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта
содержания книги пророка Захарии - обилие мессианских
пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества
подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у
пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по
своему содержанию на две части: в первой (с 1-й по 6 гл.)
находятся видения, и во второй (с 7-й гл. до конца) - речи. Всех
видений восемь; большая часть их объясняется пророку ангелом
Божиим; цель их - уверить народ еврейский в покровительстве
Божием. В первом видении всадников, объехавших всю землю и
нашедших ее в покое, Бог открывает, что благоденствующие народы
- угнетатели евреев будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет
восстановлен и города Иуды возвеличатся (Зах 1:7-17). Какова
будет участь язычников, разъясняет второе видение четырех
кузнецов, которые идут сбить рога - символ народов, рассеявших
иудеев и разрушивших Иерусалим (Зах 1:18-21). После сокрушения
притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма,
Иерусалим снова будет заселен; это открывается в третьем видении
ангела Господня, который идет с землемерной веревкой размерить
Иерусалим, так как последний расселится от множества людей, и
Сам Господь будет ему огненной стеной (Зах 2:1-13). Грехи народа
уже не будут препятствовать поселению Господа на Сионе, потому
что они будут прощены, как показывает четвертое видение: пророк
видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах - символ
греховной нечистоты, причем его обвинял сатана; но Бог
оправдывает его - и с первосвященника, представителя народа,
снимаются испятнанные одежды и заменяются чистыми, чем
предуказывалось на будущее великое дело милости Божией -
изглаждение грехов всей земли в один день Отраслию-Мессиею (Зах
3). В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ
Церкви - Откр 1:13, 20) с семью лампадами, наполняемый маслом от
двух стоящих по сторонам его маслин; это означало, что сам Бог
бодрствует над храмом и народом, а две маслины - Зоровавель и
Иисусе - орудие Его промысла (Зах 4). Но народ еврейский недолго
будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят
предыдущие пять видений:он снова развратится и опять понесет
наказание; эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с
проклятием воров и клятвопреступников (Зах 5:1-4), и в седьмом
видении ефы (мера жидкости) с сидящей в ней женщиной - образ
нечестия, унесенной двумя другими в Сеннаар или Вавилон (Зах
5:5-10). И созерцаемое пророком время, как показывают пятое и
шестое видения, развращение избранного народа достигнет своей
вершины; тогда проклятие полетит по всей Иудее и будет поражать
нечестивых, пока не исполнится мера неправд народа и его не
постигнет последнее показание;
нечестивая женщина - народ еврейский; ефа - мера неправд, вызвавших
проклятие. Не останутся без наказания и язычники, как показывает
последнее седьмое видение четырех колесниц с запряженными в них
разношерстными конями, - символ ангелов Господних, которые
объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении
языческого мира наступит Царство Мессии, что пророк изображает
следующим символическим действием: он надевает на голову
первосвященника Иисуса два венца из золота и серебра, - символ
первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии, -
вместе с предсказанием, что придет Отрасль (Мессия) и созиждет
храм и будет первосвященником: когда это сбудется, то и
отдаленные народы придут строить храм Богу Израилеву (гл. 6).
Во второй части (с 7-й гл. до конца) содержатся речи пророка
Захарии. В первой речи пророк по поводу вопроса его
современников, нужно ли соблюдать посты, установленные в
воспоминание печальных событий плена, учит, что с постами должно
соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в
дни торжества, и на Израиле почиет благословение Божие и радость
спасения, имеющего объять и язычников (гл. 7-8). Во второй речи
пророк предсказывает о гибели враждебных Израилю народов, а
Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим, и
к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк
приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь,
праведный и кроткий; Он водворит на земле праведность и спасет
народ Свой, уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое
царство Он откроет, въехав в Свою столицу на ослице и молодом
осленке, кротких животных, служащих символом мира26.
Царство Мессии - царство мира из Иудеи распространится по всей
земле; Царь будет привлекать в него не силой, но кровавой
жертвой, которую Он принесет за всех людей для примирения их с
Богом. Эллинам - врагам народа Божия предсказывается поражение,
а евреям - благословение плодородия и чадородия. После
изображения светлой судьбы, ожидающей Израиля в недалеком
будущем, пророк переходит к изображению предстоящего затем
отвержения народу иудейскому: пророк обращается к Ливану с
просьбой открыть двери врагу, который опустошит всю Иудею.
Причину такого бедствия пророк Захария объясняет символической
историей о двух жезлах Небесного Пастыря. На одном из них была
надпись благоволение, а на другом узы; когда овцы, несмотря на
заботы о них Пастыря, не исправились, то Он переломил жезл с
надписью благоволение, что означало конец завета между Богом и
Его народом, а потом потребовал Себе платы за пастырские труды,
но иудеи оценили Его деятельность в 30 сребреников; эти
сребреники Пастырь бросил для горшечника в дом Господень27. Вслед
за этим Пастырь переломил другой жезл - узы в знак того, что
расторгнуто братство между Иудою и Израилем. Когда был отвергнут
добрый Пастырь, стадо впало в руки наемников (гл. 9-11). В
последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут
на Иерусалим, но Сам Господь защитит его и истребит нападающих,
на народ же еврейский Господь изольет дух благодати и умиления,
и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о
Нем, как о единородном сыне28.
Тогда откроется дому Давидову источник, омывающий грехи их, и
уничтожится всякая память об идолах и лжепророках; поражен будет
Пастырь и рассеются овцы29.
Господь создает благодатное царство, небольшое по числу,
составляющее только третью часть живущих на земле, но за то
искушенное и святое. Наконец, народы языческие еще раз окружат
Иерусалим, но Господь восстанет на его защиту и поражение, и
тогда будет единственный день, ведомый только Господу: не станет
света, светила удалятся, будет ни день ни ночь; лишь к вечеру
явится свет30. Из Иерусалима
потекут живые воды, он станет средоточием нового царства, в
котором будут обитать только праведники, - ничего нечистого не
будет в нем более (гл. 12-14)31.
Примечания
17 Он царствовал с 559 по 530 г. до Р. X. Милость
Кира к иудеям объясняют тем, что ему было показано пророком
Даниилом пророчество Исаии (Ис 44:28; 45:1), где более чем за
полтораста лет предсказывается освобождение евреев из плена
через Кира.
18 Самаряне народ смешанный, образовавшийся из
соединения переселенцев, занявших область десятиколенного
царства израильского по разрушении его ассириянами с остатками
народа израильского, отведенного в плен. На чужбине переселенцы
продолжали чтить своих прежних богов, но когда Господь наслал за
это на них стаи львов, то самаряне, чтобы отвратить бедствие,
установили у себя почитание истинного Бога, не оставляя в то же
время идолопоклонство (4 Цар 17).
19 Езд 4. Иудеи отказали самарянам, как двоеверам.
20 Память его празднуется 16 декабря.
21 С еврейского:память Господня.
22 Так называется пророк Захария у некоторых отцов
Церкви на основании одного бывшего ему откровения, в котором он
видел летящий по воздуху свиток, вероятно, изогнувшийся
наподобие серпа (Зах 5:1-2).
23 (Зах 1:1). В книгах Священного Писания пророк
Захария называется сыном Адды, это объясняется или обычаем
евреев в родословии указывать имена более известных предков,
или, может быть, тем, что по смерти отца пророк Захария
воспитывался у деда; последнее мнение принадлежит святому
Кириллу Александрийскому.
24 (Неем 12:16). При первосвященнике Иоакиме, сыне
первосвященника Иисуса (Зах 3), пророк Захария сам был уже
священником и главой поколения, вероятно, вследствие ранней
смерти отца. (Неем 12:12, 16).
25 Постройка храма была окончена в шестой год
царствования Дария Гистаспа (1 Езд 6:15). Дарий царствовал с 521
по 486 г.; год постройки храма, следовательно, падает на 515-й
до Рождества Христова.
26 Святые евангелисты, повествуя о торжественном
входе Господа в Иерусалим приводят это место из книги пророка
Захарии, относя его, таким образом, ко Христу Спасителю (Мф
21:4-5; Ин 12:14-16).
27 Св. евангелист Матфей, передавая решение
Синедриона приобрести на повергнутые Иудой сребреники землю у
горшечника для погребения странных, видит в этом исполнение
пророчества Захарии, но называет его пророчеством Иеремии (Мф
27:9); вероятно, потому, что свиток, содержавший пророческие
книги и находившийся у святого евангелиста под рукой, оглавлялся
именем пророка Иеремии, как занимавшего в нем первое место.
28 Св. евангелист Иоанн, передавая об исполнении
этого пророчества на Христе Иисусе, приводит буквально и самое
пророчество (Ин 19:34-37).
29 Сам Господь относит к Себе это пророчество,
когда после тайной вечери на пути в Гефсиманию предсказывает
апостолам, что они вскоре Его покинут (Мф 26:31; Мк 14:27, 50)
30 Здесь можно видеть пророчество о затмении
солнца во время Христова распятия (Лк 23:44-45).
31 Некоторые места из книги пророка Захарии
читаются во время вечерни как паримии. Так, (9:9-14) читаются в
неделю Ваий; (11:10-13) - в Великую пятницу; (8:7-17, 19-23) в
пяток Сырной недели; (14:4, 8-11) (где говорится о явлении
Господа на горе Елеонской) в Вознесение Господне, бывшее на этой
горе.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Восьмой день (21.02), С. 37.
Жития святых, С. 2110 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 444)]
|