Пятнадцатое июля (28 июля)
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ
ВАСИЛИЙ († 1015)
Память его празднуется 15 июля в день преставления и во 2-ю Неделю
Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех
святых, в Малой России просиявших
Св. равноапостольный вел. князь Владимир, младший сын
киевского князя Святослава, родился в 963 г. Ему было только 6 лет,
когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга (память ее 11 июля), и
отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата
матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она
была христианкой, и, когда вел. князь Владимир, став христианином,
основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение,
в котором родился Владимир, Через три года после кончины матери, св.
равноапостольной княгини Ольги (память ее 11 июля), князь Святослав был
убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между
собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и
языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в
Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны
убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть. С семнадцати лет
он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он
провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При
нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городён (Гродно)
до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую землю и
называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов
языческих богов - Перуна и Велеса - и стали им приносить человеческие
жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а
переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была
в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: "Единого Бога
признают они владыкой всего мира". Он назывался Сварогом, что значит
"голубое небо". Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества
считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие
души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к
христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г.
русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море
ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были
разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь
посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси. В том же 860
г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200
семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для
обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и
призвал его принять крещение Старейшины соглашались, но потребовали
чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело.
Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было
второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени
в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После
кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали
дни св. князя Владимира.
В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со
всего мира и проповедники всех вероисповеданий.
Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в
церкви, они не знали, "на земле они или на небе". Расположен был Киев на
"великом водном пути из варяг в греки", то есть из Скандинавии в Грецию.
И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве,
недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в.
Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой
бабки, равноапостольной княгини Ольги, "мудрейшей из людей", как ее
называли современники; не мог не влиять и пример матери его, христианки
княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников
Феодора и Иоанна (память их 12 июля).
В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в
молодости при дворе "конунга Гардарики Вольдемара" (Гардарикой, то есть
страной городов, называлась у скандинавов Сев.-Зап. Русь). Когда он
возмужал, то покинул его для военных подвигов, по обычаю скандинавов
того времени. Но среди моря небесный голос призвал его в Византию для
познания истинного Бога. Там он крестился и на обратном пути был опять у
Вольдемара и убеждал его принять христианство.
Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином,
король Олаф крестил свой народ. Тем не менее князь Владимир был
язычником, держался языческих обычаев и имел 5 жен. Что именно привело
его ко Христу, как совершилось его обращение - это остается его духовной
тайной, скрытой в глубине его сердца.
Проповедник XI в. митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и
Благодати", обращаясь к покойному уже вел. князю Владимиру, говорит так
"Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и
стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю
твою, преклонил сердце твое к смирению... Руководясь только твоим добрым
сердцем и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог. .. Пришло к нему
посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и
воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и
взыскал Единого Бога. А особенно он всегда слышал о православной,
христолюбивой и сильной вере земли Греческой, как чтут там Единого Бога
в Троице и поклоняются Ему... Слыша все это, возгорелся он духом, и
возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю землю свою в
христианство..."
О причине обращения св. Владимира ко Христу другой писатель XI в.,
прп. Нестор Летописец, говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба так
"Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир.
Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник.
Ему Бог преградил путь ("спону некую наведе") и сделал его христианином,
как некогда Плакиду. Так и этому Владимиру было явление Божие и сделало
его христианином. Имя ему было дано Василий".
Память св. мученика Евстафия Плакиды, о котором говорит прп.
Нестор, совершается 20 сентября. Он был римским воеводой и жил при
императоре Тите. Он был язычником и не знал закона Христова, но имел
доброе сердце и делал много добрых дел, которые повелевает делать
Христос. Однажды на охоте он погнался за оленем. Олень вбежал на скалу и
остановился. Остановился в изумлении и Плакида: он увидел между рогами
его распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа и услышал голос:
"Зачем ты гонишь Меня, Плакида?" Плакида упал от страха на землю и
спросил: "Кто Ты, Господи, говорящий со мной?" Господь ответил ему: "Я -
Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и
милостыни дошли до Меня, и Я восхотел спасти тебя!" Плакида взмолился:
"Господи, научи меня, что мне делать?" Видение уже скрылось, но Плакида
услышал голос: "Иди к христианскому священнику, и он наставит тебя ко
спасению!" Плакида крестился с женой и двумя сыновьями и получил имя
Евстафий. При императоре Адриане все они скончались мученически.
Нетленные мощи их почивают в Риме, в церкви их имени.
Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что подобное явление было и
нашему св. князю Владимиру. Но подробности его остались неизвестны.
Таким образом, по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя
Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в
его душе. Необыкновенно величествен и привлекателен образ его, даже в
язычестве.
Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя
Владимира к осуществлению его желания.
Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии)
обратились к
Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир
согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и
присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры
согласились, но, когда Владимир Фоку победил, обязательства своего не
выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров
исполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту
(древнерусское "вено"). Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о
Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что
перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних
(XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином и что
крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве (ныне г. Васильков).
Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним
православные священники - родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда
подвластна Греции) - крестили киевлян при впадении речки, названной
потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги,
переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями
славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (память его 30
сент.). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На
севере - в Новгороде, Ростове, Муроме - язычество держалось дольше и
крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы
уничтожить его.
По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю
Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности
стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным
и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных
отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в
княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то
неслыханным. В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась
"пеней", то есть денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай,
говоря: "Боюсь греха". Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов,
составленный при сыне его вел. князе Ярославе под названием "Русская
Правда". Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и
былинах и называл Красным Солнышком. У себя вел. князь Владимир собирал
старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них
пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах. Он созидал новые
города, как, например, Владимир-Волынский, где до последнего времени
существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы
своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы
крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять
отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими.
При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться.
В Киеве, на месте убиения свв. русских первомучеников Феодора и Иоанна,
он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и
давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноапостольный
князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был
погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в
Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.
Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским
(память его 23 нояб.) после того, как 15 мая 1240 г. - помощью и
заступничеством св. Владимира - была одержана знаменитая Невская победа
над крестоносцами. Церковное почитание на Руси св. князя началось
значительно раньше: в "Слове о Законе и Благодати" святителя Илариона (†
1053) святой князь назван "во владыках апостолом", "подобником" св.
Константина и сравнивается его апостольское благовесте Русской земле с
благовестием святых апостолов.
[Русские святые: Пятнадцатое июля (28.07), С. 11. Жития святых, С. 16399
(ср. Русские святые, С. 422)]
|