День Двадцать второй (4 июня)
Страданье святого мученика Василиска
После убиения святых мучеников Евтропия и Клеоника1,
вместе с которыми принял много страданий и святой Василиск (хотя сей
последний и остался жив, но находился в темнице), а также и после гибели
правителя Асклипиодота, прибыл в область Понта2,
присланный мучителями Максимианом и Максимином3,
другой правитель, именем Агриппа, с приказанием продолжать гонение и
убивать верующих во Христа. Еще до прибытиия его в город Амасию4,
святой Василиск, находившийся там в темнице, молился со слезами Богу в
таких словах: "Господи Иисусе Христе, помяни меня и не забудь меня до
последней минуты страданий, но помоги мне скорее получить венец
мученический, дабы я не был отделен оттех святых мужей, которые вместе
со мною были взяты, прежде меня пострадали и приняли венец
мученический".
В полночь явился ему Господь в сонном видении и сказал:
"Помню о тебе и не забуду тебя, а твое имя написано (в списке мучеников)
впереди тех, которые с тобой взяты. Не скорби, что ты пострадаешь после
них, ибо ты предупредишь многих; память же о тебе сделаю славной по всей
вселенной. Теперь же иди, простись последний раз с твоей матерью,
братьями и родственниками, а когда вернешься, тотчас примешь венец
мученический и будешь погребен в Команах5.
H е бойся мук, которым ты подвергнешься, потому что Я с тобою, и не
может погубить души твоей злоба людская".
Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил
Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты. Когда начало
рассветать, он сказал стерегущим его воинам и главному стражу темницы:
- Дайте мне свободу на четыре дня, дабы я мог проститься с матерью
моею и братьями моими, живущими в селении Кумиальском; вернувшись же, я
отойду к истинному Отцу моему, Господу Иисусу Христу.
Воины же и темничный страж так ответили ему:
- Твой Бог, Которому ты служишь постоянно, пусть будет свидетелем
того, что мы совершенно отпустили бы тебя из темницы, если бы не боялись
правителя, прибытия которого ожидаем в скором времени.
Святой возразил ему:
- Совершенно отпущенным я не желаю быть, но, как и говорил, только
пойду прощусь с матерью, братьями и родственниками своими, потому что
так повелел сделать мне Господь мой.
- Боимся как бы, вскоре по отлучении твоему, - упорствовали воины,
- не потребовали тебя у нас, потому что, вот, как мы слышали, сегодня
должен прибыть в город правитель, а все заключенные записаны в судебную
книгу.
Святой Василиск сказал на это так:
- Воля Бога моего такова, чтобы я шел в мое родное селение;
поэтому, если вы согласны, пусть несколько человек из вас идут со мною и
опять вместе со мною вернутся.
Тогда воины уступили его просьбе, и несколько человек
из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение.
Встретили же святого его братья (он имел трех братьев) и мать с
великою радостью, а воины были приняты в их дом с большою честью.
На следующий день утром святой созвал всех сродников своих и много
поучал их относительно того, что служит к душевной пользе, а также
наставлял их в истинах христианского учения; он много поучал их и о том,
что только путем скорбей возможно войти нам в царство Христово.
Так утешая всех и в последний раз лобызаясь со своими родными,
святой изрек:
- Братия, отцы и дети по Христу! Пребывайте в вере в Господа нашего
Иисуса Христа и ни в каком случае от Него не отступайте, потому что мир
и все, что он в себе содержит, есть только тень, быстро исчезающая;
Господь же пребывает во веки. Умоляю вас помолиться обо мне Владыке всех
нас - Богу, да подаст Он мне силу совершить подвиг, страдания, как
совершили его и святой Феодор Тирон6, и Евтроний, и Клеоник, которые
были схвачены вместе со мною. Опасайтесь, мужи, жены, братья, сестры и
дети, я же ухожу от вас, и больше вы не увидите меня в этой временной
жизни.
Когда святой окончил эти слова, поднялся сильный плач и рыдание, и
все стали просить святого:
- Когда окончишь святую жизнь свою, помолись о нас и о всех
христианах Господу, да прекратится воздвигнутое мучителями гонение на
православную веру и да уничтожится служение идолам; благодать же
Христова да воссияет по всей земле.
После того святой Василиск отправился в путь с воинами, дабы
возвратиться в темничные узы.
В это время прибыл в город Амасию правитель Агриппа и, созвав всех
почетнейших граждан, вошел с ними в храм языческий, называвшийся Петасон7,
а потом в другой, называвшийся Серапион8,
и принес жертву своим нечистым богам. А на следующее утро правитель
пришел на место судилища и справлялся здесь о заключенных в узы и прежде
всего спрашивал о Василиске, потому что слышал о нем и хотел в самом
начале привлечь его на свой суд.
Градоначальник отправился в темницу, желая привести к правителю
Василиска, но, не нашедши его там, схватил темничного стража и, связав,
привел его перед судилище. Правитель же, подвергнув его истязаниям,
спросил:
- Как ты осмелился выпустить из темницы заключенного в нее врага
наших богов и ослушника царских повелений?
- Ныне второй день, - отвечал темничный страж, - с того времени,
как Василиск с воинами ушел в свое селение.
- Я прикажу умертвить тебя, - исполнившись ярости, воскликнул
правитель, - если ты не представишь мне того человека, хулившего наших
богов!
- На четвертый день я представлю его пред тебя, - отвечал темничный
страж.
И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана9,
человека злого и свирепого нравом, и с ним воинов и дал ему поручение в
таких словах:
- Только тогда я поверю, что ты человек, ревнующий о наших богах,
когда ты схватишь того богохульника и приведешь его ко мне. Направь же
его в Команы, потому что я сам отправляюсь туда.
Магистриан, выйдя от правителя, изготовил медные сапоги со
множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв с собой
темничного стража и воинов, отправился в родное селение Василиска, везя
на осле тяжелые железные цепи, приготовленные для мученика.
- Шел же и я, - говорит описатель дальнейших событий, святой
Евсигний10, - следуя за ними в надежде
видеть страдания и кончину святого Василиска. Достигши до того селения,
они схватили мученика, выходившего уже из дома по направлению к городу
Амасии, чтобы вернуться в свою темницу, и связали его двойными цепями;
также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги
с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых
костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители
сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману. С плачем
провожали его мать, братья и сродники его. На прощание мать сказала ему:
- Сын мой любезный! Христос, Которого возлюбил ты, да будет тебе
помощником в этом мученическом подвиге. Недолговременно будет житие твое
здесь, зато в будущем веке тебя ожидает вечная жизнь; тяжкие ныне
принимаешь муки, зато получишь славный венец от Христа Бога; злые люди
мучают тебя на земле, зато ангелы мира примут тебя на небе; как
разбойника судят тебя, но тот самый разбойник, что был распят со
Христом, примет тебя в рай; цари смертные и подверженные тлению отнимаю
ту тебя жизнь, но Бог Вечный возвратит тебе жизнь и сопричислит тебя к
силам ангельским. И нас воспомяни, дорогой сын мой, на этом пути ко
Господу, по которому ты шествуешь!
Произнесши это, мать возвратилась обратно в дом свой, молясь Господу о
своем сыне, да укрепит Он его мужественно перенести мучения.
Святой же, оглянувшись назад и видя следующих за ним трех братьев своих,
а также сродников и многих из народа, плакавших о нем, такими словами
умолял их воз -вратиться к себе
домой:
- Не плачьте обо мне, но лучше молитесь Господу, чтобы Он дал мне
силу победить диавола и посрамить его служителей, Потом он облобызал
каждого и, увещевая всех вернуться, сказал им:
- Опять увидимся друг с другом в день воскресения и жизни вечной.
Но провожавшие святого не хотели вернуться и с плачем следовали за
ним.
И снова увещевал их святой такими словами:
- Для чего вы своим плачем и слезами смущаете мое сердце? О, если
бы мне позволено было много раз умереть за Господа нашего Иисуса Христа!
Умоляю вас, возвратитесь и молитесь за меня Богу!
Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан
сказал им:
- Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я
свяжу вас всех и отведу к правителю.
Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами
начал бить их и едва мог отогнать их от святого.
Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть
железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во
многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и
путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал:
- Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое (Пс 26:3),
потому что Ты, Христос Господь, со мною.
Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и
молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим,
несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма
удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его
страдания.
Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и
воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень.
Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с
воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было
их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они
ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными
назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К
святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя
его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также
видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему
соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: "Господи, посети меня,
как ты посетил Иосифа в темнице (Быт 41), Даниила во рве львином (Дан
6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан 3). И как Ты явил милость
Сусанне (Дан 13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра
из темницы (Деян 5:17-20), а Феклу защитил от поруга- ния11, так и на
мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви
чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!"
Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение
и был слышен голос свыше, говоривший: "Не бойся, Я с тобою!"
И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как
воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел,
распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его
тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и
где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.
После этого святой вознес в таких словах благодарение Богу: "Господь
Иисус Христос, Предвечное Слово и Сын непостижимого и несказанного Отца,
благоволивший сойти на
землю и сделаться человеком, дабы искупить нас от древнего мучителя
диавола и избавить от всех лукавых его козней, вознесший нас на небо, а
его поправший и осудивший на пребывание в бездне, даровавший нам новую
жизнь, - какими устами прославлю Тебя, какими словами перескажу Тебе
свои чувства, как воспою Тебя и возвещу Твои великие дела и силу,
которые Ты ныне явил на мне, рабе Твоем, как раньше на святых Твоих,
Евтропии и Клеонике, когда они были замучены по приказанию правителя
Асклипиодота! В самом деле, кто я, недостойный, что столь великую и
удивительную милость Ты явил на мне; сама земля, видевшая силу Твою,
потряслась".
Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, убежали из того
дома и, увидев происшедшие чудеса пришли в сильное недоумение. Одни из
них говорили, что это только так кажется, другие же считали это
волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился этому и
прославлял силу Христа Бога. И многие уверовали во Христа, говоря: "Вот
святой человек послан сюда Богом, чтобы освятить наше место".
Принесли к святому расслабленного, лежавшего на постели; когда
мученик Христов коснулся его, тотчас расслабленный поднялся, как
здоровый, и, взяв свою постель, пошел к себе в дом, прославляя Бога;
привели еще и прокаженных, и он исцелил и их, прикоснувшись к ним; всех,
страдавших водобоязнью и лихорадочными припадками, а также страдавших
всякими другими болезнями или одержимых нечистыми духами - всех исцелял
святой словом своим. Все, видевшие чудеса сии, прославили истинного Бога
и уверовали в Него; жители же того селения преисполнились великой
радости. Уверовала во Христа также и владетельница того селения Трояна,
с сыном своим Тройном, и просила крестить ее. "Я, грешный Евсигний, -
говорит повествователь, - видя все случившееся, от всего сердца
прославлял Господа". В тот же день, вечером, стадо волов, шедшее с
пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов
мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на
колени.
Тогда магистриан и воины раскаялись в тех жестокостях, какие они
причинили святому, потому что ужас охватил их, когда они увидели дивные
чудеса, совершенные Господом по молитвам святого. На следующий день,
магистриан кротко сказал мученику:
- Если угодно тебе, господин Василиск, то отправимся в путь, чтобы
ради тебя мы не подверглись наказанию отправителя.
- Хорошо, пойдем в путь, - отвечал святой, - потому что я хочу
умереть за моего Господа.
Когда все они вышли из селения того, весь народ, с владетельницею
Трояною, провожал святого. Святой же мученик умолял всех их возвратиться
к себе обратно: одни вернулись, другие же продолжали следовать за ним.
Когда же вступили на большой мост, положенный чрез реку Иреос, затрясся
мост от присутствия Христа, Который шел невидимо с рабом Своим, святым
Василиском, как после сам святой мученик Василиск поведал мне,
недостойному Евсигнию, - говорит повествователь. - Когда мост потрясся,
святой остановился и, воссылая хвалу Богу, умолял народ вернуться
обратно и едва убедил его исполнить свою просьбу.
Во время шествия своего святой на каждом высоком и красивом месте
преклонял колена свои и молился ко Господу такими словами: "Во всех
местах владычества Его благослови, душа моя, Господа!" (Пс 102:22).
Когда же все достигли селения, называемого Саон, то воины и
магистриан приготовились вкусить пищи и убеждали святого вкусить вместе
с ними хлеба. Он же отказывался, говоря: "Господь - пастырь мой; я ни в
чем не буду нуждаться (Пс 22:1); меня питает Владыко мой, Иисус
Христос".
Они же снова уговаривали его, говоря:
- Вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не
приняли наказания, если не приведем тебя ко правителю; ведь уже третий
день, как ты вовсе не принимал пищи.
Святой сказал им на это:
- Я преисполнился пищи бессмертной, а потому не хочу вкушать пищи
смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие;
вас веселит вино, а меня - благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а
меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя
Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас
украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я
утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего временного, смертного и
подверженного тлению, жаждете видеть его и исполняете его законы, а я
люблю Бога и Царя моего небесного, лобызаю законы Его и желаю питаться
лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете
известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде
при воскресении праведных, когда скажет Владыка мой: придите,
благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от
создания мира (Мф 25:34).
Когда святой говорил так, магистриан велел оседлать животных и
предложил мученику сесть на одного осла, сказав:
- Три дня идешь ты, голодный; сядь хоть на животное, чтобы ты не
изнемог окончательно.
Святой же не согласился сесть, сказав:
- Меня укрепляет Господь мой, Иисус Христос, а покой и отраду
подает мне Святой Дух.
Затем все отправились в путь, а к вечеру пришли в одно селение, где
и остановились ночевать. И когда воины сели за вечернюю трапезу,
магистриан умолял святого Василиска вкусить с ними чего-нибудь, но он
отказался и провел всю ночь в молитве и пении, причем сами святые ангелы
пели вместе с угодником Христовым.
Когда настал день, снова все отправились в путь и дошли до города Команы
в четвертом часу дня. И когда приближались к городу, то услышали от
многих, встречавшихся по дороге, что правитель предает казни всех, не
соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился святому Василиску и
сказал ему: "Мужайся, не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с
тобою".
Когда они вступили в город, воины, сопровождавшие святого, спрашивали
жителей города:
- Где сейчас находится правитель?
Им было сказано, что правитель находится в храме Аполлона12 и
приносит там жертву богам.
Магистриан, отправившись к правителю, сообщил ему, что он доставил
Василиска. Правитель весьма обрадовался этому. Рассказал магистриан
также и о чудесах, случившихся во время их пути, но правитель не поверил
ему, заметив:
- Все это - волшебство христиан.
Затем он приказал привести к себе святого Василиска в храм
Аполлона, думая принудить его здесь к принесению жертвы. Тотчас же к
Василиску побежали воины правителя и насильственно повлекли святого в
храм, сказав:
- Иди в храм к правителю и поклонись богам, если хочешь быть жив.
Магистриан же и воины, пришедшие с ним из путешествия, начали
рассказывать воинам правителя о чудесах, которые они видели, и
прибавляли:
- Поистине удивительные знамения и силу Божию видели мы, не в
видении или волхвовании, но в действительности происходившие.
Потом, обратившись к святому, они сказали ему:
- Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему
неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу!
Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили
мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о
Господе, Боге своем.
Увидав его, правитель спросил:
- Это ты Василиск?
- Да это я, - отвечал святой.
- Так скажи, - продолжал правитель, - принесешь ты жертву богам,
или нет?
- Кто это сказал тебе обо мне, - возразил святой, - что я не
приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего
Бога.
Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому:
- Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов.
Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих:
- Как называется этот бог ваш?
Ему сказали:
- Аполлон.
- Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, - подтвердил
святой; - Аполлон - значит губитель13 и поистине влечет в погибель
верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог.
- А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? -
спросил правитель.
- Бог мой, - отвечал святой, - неизреченный, непостижимый,
невидимый и необъяснимый по Своим свойствам.
- А не имеет ли имени Бог твой? - допытывался правитель.
- В святых книгах заключены имена Бога моего, - ответствовал
святой, - и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе.
- Назови их, - сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал:
- Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом14,
Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему
одному приношу я жертву хвалы!
- Какому богу хочешь приносить жертву - это для меня все равно, - только
принеси, - настаивал правитель, - ты призван ведь не рассуждать, а
только принести жертву.
- Так, внимай, - обратился святой к правителю, - какова моя жертва.
И подняв руки к небу, он так помолился Богу:
- Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе
служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту
глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые
народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только
Ты - единый всесильный Бог.
Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля,
идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в
храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск
остался в храме и пел:
- Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Егo
ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их... как тает воск от
огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия (Пс 67:2-3).
Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма
и, скрежеща зубами в
злобе против него, сказал:
- О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал
принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш,
Аполлон, упал и рассыпался.
Святой же ответил:
- Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его.
Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм
Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ
убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к
нему с такими словами:
- О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег!
Но святой возразил ему:
- Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть
он отметит мне за себя.
- Боги наши добры, - возразил правитель, - и не причиняют никакого
зла своим врагам.
- О неразумный человек! - воскликнул святой. - Как бесы могут
делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей,
вовлекут с собою в ад.
- Окаянный волшебник, - убеждал святого правитель, - принеси жертву
богам; в противном
случае я предам тебя лютой смерти.
На это святой ответил правителю:
- Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ
диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я
тороплюсь окончить жизнь свою!
Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом.
Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту,
называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого.
Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело
святого в реку.
"Когда усекновен был Христов15 мученик, увидели мы (повествует
святой Евсигний), которым дано видеть, страшное чудо: явилось множество
святых ангелов, которые, приняв душу святого, возносили ее на небо.
Господь наш Иисус Христос виден был стоящим на небе и говорящим: "Приди
добрый и верный раб Мой, Василиск, войди в небесное Царствие в сонм
праведных, где пребывают рабы Мои, взятые вместе с тобой на мучения за
Меня".
Мы, все это видевшие и слышавшие, - продолжает повествователь, -
упали ниц на землю и поклонились Господу, благодаря его за то, что Он
сподобил нас такого видения.
Затем палач, по имени Приск, взяв тело мученика, повлек его к реке. Мы,
приступив к нему (говорит Евсигний) просили, чтобы он немного подождал,
пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за
тело мученика. Он предоставил нам тело мученика сказав:
- Смотрите, чтобы кто не узнал и не рассказал правителю об этом;
будет тогда неприятность вам и мне.
Мы же, взяв честное тело, - продолжает Евсигний, - скрыли его и ночью
вынесли его на вспаханное поле, похоронили и на том месте посеяли
семена. В ту же ночь семена дали росток, а в следующий день дали цвети
плод. Когда мы копали мученику могилу, то некоторые из нас захотели пить
воды; по молитвам святого Василиска, которого мы призвали, тотчас близ
могилы показался источник воды; напившись, мы прославили и
возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени,
и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление."
После всего этого напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он
стал искать тело мученика, помышляя в себе: "Если бы я прикоснулся к
телу Василиска, наверно я
избавился бы от несчастия".
И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в
земле. Некоторые сказали ему: "Ты велел бросить тело в реку; для чего же
теперь ищешь его?"
Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел
там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с
земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого
духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа.
Спустя некоторое время, гражданин Комана, Марин, муж благочестивый,
построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли
святые его мощи, перенес их в эту церковь. От мощей святого совершалось
множество чудесных исцелений от всяких болезней, по молитвам его и по
благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом
воссылается честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Примечания
1 Кончина святых мучеников последовала ок. 308 г. - См.
житие их под 3 марта.
2 Понт - страна, занимавшая в древности северо-восточную
часть Малой Азии. Ныне на месте древнего Понта находятся дна турецких
вилайета (области): Трапезунт и Сивас.
3 Максимиан был императором с 284 по 305 г. и управлял
западною половиною Римской империи, а Максимин царствовал с 305 по 311
г. и управлял восточною половиною империи.
4 Амасия - в древности главный город понтийского
государства, служивший резиденцией (местопребыванием) понтийских царей.
5 Этот город отстоял от Амасии на расстоянии 4-х дней
пути.
6 Святой Феодор Тирон - родной дядя святого Василиска,
пострадал ок. 306 г. См. житие его под 17 февраля.
7 Очевидно здесь разумеется храм в честь
египто-эллинистического божества Пта (Ptah) - бога мертвых.
8 Серапион - храм в честь Сераписа (Serapis) -
египто-эллинистического божества, соответствовавшего древнегреческому
Зевсу. Как Серапис, так и (упомянутый выше) бог Пта - были богами
собственно египетской религии. Но в период увлечения восточными
религиями (II в. до Р. Х.) греки оказывали большое уважение этим
божествам и строили в честь их многочисленные храмы.
9 Магистриан - помощник правителя области, имевший в
своем распоряжении известное количество воинов, с которыми он
обыкновенно посылался правителем в провинцию с различными поручениями.
10 Святой мученик Евсигний, описывавший житие и подвиги
святого мученика Василиска, в течение 60-ти лет был воином при трех
римских императорах: Диоклитиане (284-305 гг.), Максимиане (305-311 гг.)
и Константине Великом (311-337 гг.), и пострадал в царствование
императора Юлиана Отступника
(361- 363 гг.). - См. житие его под 6 августа.
11 См. житие ее под 24 сентября.
12 Аполлон - по греческой мифологии - бог света, сын
Зевса и Латоны.
13 Аполлон - в переводе с греческого значит "губитель"
(Apollon - от apollymi - уничтожаю, гублю). У греков он изображался
обыкновенно с луком, стрелами и колчаном, как враг и победитель сил,
вредных свету, т.е. нравственному порядку вещей.
14 Господь Саваоф - Господь воинств, Господь сил (1 Цар
1:3, 11).
15 Кончина святого мученика последовала в нач. IV в.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (04.06), С. 26.
Жития святых, С. 6060 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 243)]
|