День Двадцать второй (4 апреля)
Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского
Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно
старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути
диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что
наступило страшное время, явились князья адских полчищ; ибо у сатаны
есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки; они
являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души
в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время. Потому, -
говорил святой, - я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом
Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и
вовеки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым,
тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого
огня; поэтому мы все, любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя
нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах
неотъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщения диавола и
идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные
Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие.
Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить
истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий
пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии-арианине и от него
за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получит
запрещение священнодействовать; но потом собором двухсот тридцати
епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства.
Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и
многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий
благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем
Констанцием, сыном Константина Великого, будто он смущает народ; будучи
мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был
постоянен и тверд в вере и отеческом предании,
ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на
престол Юлиан Отступник1 и стал губить души людские, издав безумные
законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его
повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же
Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе
Анкире, говоря:
- О, спаситель мира, Христе, свет непомеркающий, сокровище вечных
хранилищ, волею Отчего прогоняющий тьму и Его Духом все составляющий!
Призри святым и страшным Твоим оком и разрушь скверное волшебство
противящихся Твоей святой воле; пусть будет рассеян слабый замысел их и
не будет препятствовать душе, вовеки пребывающей в Тебе Боге!
Идолопоклонники же, услышав, что святой Василий молится так вслух,
весьма разгневались на него, и один из них, по имени Макарий, побежал и
схватил его со словами:
- Что ты обходишь весь город, смущаешь народ и упраздняешь закон
богопочитания, изданный царем! Отвечал ему святой:
- Да сокрушит Бог твои уста, пленник диавольский! Не я упраздняю закон
ваш, а Тот,
Кто на небе, невидимой силой разоряет его и истребит, и погубит всех
вас, пока не изнеможете окончательно и не наследуете уготованную вам
смерть вечную.
Нечестивые люди, полные ярости, повели его к игемону Сатурнину, говоря:
- Этот человек смущает наш город и многих прельщает и вводит в
заблуждение, а теперь он дошел до такой дерзости, что велит разрушать
жертвенники и не стесняется хулить царя.
Игемон Сатурнин спросил святого:
- Кто ты такой, что осмеливаешься на такое дело? Святой Василий отвечал:
- Я христианин; это имя для меня всего почетнее.
Сказал Сатурнин:
- Почему же, ты христианин, а не делаешь того, что нужно христианину?
Святой отвечал:
- Справедливо ты советуешь мне, игемон! В самом деле, нужно, чтоб добрые
дела христианина стали явны всем, как учит святое евангелие: Так да
светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16).
Сказал Сатурнин:
- Зачем же ты смущаешь наш город и хулишь
повсюду царя, будто он нарушил добрые законы?
Святой отвечал:
- Я не хулю вашего царя; но я знаю Вышнего Царя: Он Бог, живущий на
небе, Ему достойные служители отцы наши всюду поклоняются в чистоте
сердца; Он может в короткое время разрушить ваше безрассудное
установленное нечестие.
Сатурнин сказал:
- Разве закон, предписанный нашим царем, ты не считаешь справедливым?
Отвечал святой:
- Как же может быть справедливым закон, повелевающий, подобно бешеному
псу, который пожирает мясо около жертвенника и лает перед ним, класть
тело человеческое на жертвенник, проливать кровь и закалывать младенцев
в жертву бесам? Как можно такой закон назвать справедливым?
Сказал Сатурнин:
- Перестань лгать, гордец, и покорись царю!
Отвечал святой Василий:
- Небесному Царю повиновался я до сих пор и теперь повинуюсь, и никогда
не отступлю от святой веры в Него.
- Про какого ты мне говоришь, - сказал Сатурнин, - Небесного Царя,
Которому ты повинуешься?
- Я говорю, - отвечал святой, - о Том, Который восседает на небесах и все
видит; а тот царь, которого ты хвалишь, тот царь земной и тотчас, как
человек, падет и будет в руках Царя Великого.
Услышав это, Сатурнин разгневался и велел святого раздеть, повесить и
строгать железными орудиями его тело. Он же, вися и претерпевая муки,
молился так Богу:
- Благодарю Тебя, Господи Боже веков, что Ты удостоил меня пострадать за
Тебя и найти путь жизни, идя по которому я могу увидеть наследников
Твоих обещаний.
Когда строгали святого, сказал игемон:
- Василий, теперь ты принял такие страшные муки, покорись царю. Святой
отвечал:
- О, неистовый человек и чуждый надежды христианской! Я сказал уже, что
я повинуюсь моему Богу, как Истинному царю, верую в Него, и мне нельзя
от Него отступить.
Когда слуги, строгавшие святого, устали, Сатурнин велел им перестать и
сказал опять святому:
- Согласись с нами и принеси жертвы нашим богам.
Отвечал святой:
- Не поклонюсь суетным богам и не буду
участником жертв, убивающих души.
Тогда велел игемон отвести мученика в темницу; по дороге туда встретился
святому один эллин, по имени Филикс, и сказал ему:
- Как это, Василий, ты сам идешь на гибель? Не лучше ли бы тебе стать
другом богам и получить дары, обещанные царем? Ведь ты будешь жестоко
страдать и долго еще, и по заслугам: сам того пожелал.
Отвечал ему святой:
- Отойди прочь, развратник и нечестивец, ты не знаешь истинных обещаний
Вечного Царя Небесного Христа и недостоин их знать: как можешь ты во
тьме увидеть свет истины и познать окружающий тебя мрак?
С этими словами святой Василий вошел в темницу. Игемон же Сатурнин
послал письмо царю Юлиану и известил его о случае с пресвитером
Василием. Царь тотчас послал в Анкиру некоего Элпида, учителя неверия,
который был прежде христианином, а потом сделался отступником, а с ним
вместе послал другого нечестивца, также бывшего христианина и отпавшего
потом от небесных сокровищ, по имени Пигасия. По дороге в Анкиру, в
Никомидии, они нашли Асклипия, жреца идольского и, взяв его с собою,
втроем, словно
три начальника диавольского войска, пришли в город Анкиру; а святой
Василий, сидя в темнице, не переставал день и ночь хвалить и
славословить Бога. На другой день пришел Пигасий к святому Василию в
темницу и, приветствуя его, сказал:
- Радуйся2, Василий.
Отвечал ему святой:
- Нет тебе никакой радости, преступнику и обманщику, нет тебе спасения,
которое ты когда-то пил из источника Христова; теперь ты - гнилое
болото, поглощаешь жертвенное мясо: прежде ты был причастником
Божественных Тайн, теперь ты сидишь на первом месте за бесовской
трапезой; прежде ты был учитель истины, теперь вождь погибели; прежде ты
совершал праздники со святыми, теперь веселишься с сатанинскими слугами;
прежде ты вел заблудившихся из тьмы к свету, теперь ты сам весь объят
мраком. Как ты погубишь свою надежду и лишился духовного сокровища? Что
ты будешь делать, когда будешь умирать?
Сказав это, святой Василий обратился к Господу с такой молитвой:
- Прославься, Боже, познаваемый Твоими рабами и приводящий к свету
желающих видеть Тебя, Бога своего, прославляющий надеющихся на Тебя,
наполняющий стыдом ненавидящих
закон Твой, хвалимый небесными жителями и на земле почитаемый людьми!
Соизволь, Боже Вышний, сбросить все диавольские узы с души раба Твоего,
чтоб избежать мне ненавидящих правду, хвалящихся поймать и одолеть меня!
Пигасий же, услышав это, с смущением отошел от него, возвратился к своим
друзьям и передал им все слова Василия; тогда они разгневались, увидав
Пигасия смущенным, пошли и сказали об этом игемону. Игемон же тотчас
приказал привести святого на пытку; святой мученик, став на суде, сказал
игемону:
- Делай, что хочешь делать.
Елпидий, услыхав, что Василий так смело говорит, сказал судье:
- Обезумел этот беззаконник! Если теперь после мучений он согласится
поклониться богам, то будет помилован; если же не захочет, то оставить
его на мучение самому царю.
Разгневанный игемон велел святого опять нагого повесить и долго строгать
его железом по ребрам, а потом снова запереть его в темницу, закованного
в тяжелые цепи.
Несколько дней спустя царь Юлиан, отправляясь в восточные страны, прибыл
в Анкиру; навстречу ему вышли диавольские слуги с идолом, называемым
Гекатою3; войдя в палату,
он созвал идольских жрецов и наградил их золотом. На следующий день, во
время зрелищ, Елпидий напомнил царю о Василии, и царь, оставив зрелища,
велел привести Василия к себе в палату. И пришел святой Василий и
предстал пред царем с светлым лицом, в чудной красоте. И сказал ему
Юлиан:
- Как твое имя?
Святой отвечал:
- Скажу тебе по порядку, кто я. Во-первых, я называюсь христианином, а
Христово имя вечно и выше ума человеческого; затем, люди зовут меня
Василием; если имя Христово, данное мне, я сохраню непорочным, то получу
от Христа бессмертную награду в день суда.
Царь Юлиан сказал:
- Не заблуждайся, Василий, ведь мне хорошо известны ваши таинства: ты
веруешь в Того, Который принял позорную смерть при Понтийском Пилате.
Отвечал святой:
- Не я заблуждаюсь: ты заблуждаешься, царь, сделавшись отступником и
лишившись небесного царствия. Я верую в моего Христа, Которого ты
отверг, Который дал тебе это вечное царство; но оно скоро отнимется у
тебя, чтоб узнал ты, Какого Бога прогневал.
- Ты беснуешься, безумный, - сказал Юлиан, - не будет так, как ты хочешь!
Святой продолжал:
- Ты не помнишь наград, приготовленных рабам Христовым, не постыдился
алтаря, который спас тебя от убиения, когда тебя, восьмилетнего ребенка,
искали убить и ты был спрятан в священном месте; ты не исполнил закона,
который своими устами проповедовал часто, когда был клириком! За это и
Христос, Царь Великий, не помянет тебя в Своем вечном Царствии, но и это
временное царство скоро отнимет у тебя; тело твое не сподобится
погребения, когда ты извержешь душу свою в лютой болезни. (Это
предсказал святой о скорой смерти Юлиана, труп которого после погребения
земля выбросила из недр своих).
Тогда сказал Юлиан:
- Нечестивый! Я хотел тебя отпустить, но за то, что бесстыдно повторяешь
свои безумные слова и отвергаешь совет мой, да еще бесчестишь меня
разными упреками, повелевает мое величество, чтоб каждый день выкраивали
из твоей кожи семь ремней.
Он приказал Фрументину, начальнику щитоносцев, взять Василия и каждый
день отдирать у него часть кожи, выкраивая по семи
ремней. Фрументин усердно исполнял приказание, а святой доблестно терпел
за Христа такие муки. Когда в несколько дней вся кожа его была уже
содрана и ремнями висела по плечам и спереди и сзади, страдалец сказал
начальнику:
- Я хотел бы теперь пойти к царю и поговорить с ним.
Начальник очень обрадовался его словам, думая, что он хочет поклониться
идолам, пошел к царю и сообщил ему так:
- Владыка Царь! Василий не вынес мук и хочет покориться твоему
величеству.
Царь пошел в храм Асклепия и велел туда привести к себе мученика.
Представ пред царем, святой Василий сказал ему:
- Где твои жрецы и пророки, которые обыкновенно бывают с тобою? Сказали
ли они тебе, зачем я пришел к тебе?
Юлиан отвечал:
- Я думаю, что ты человек умный, понял свое положение, хочешь
соединиться с нами и будешь отныне приносить жертвы богам.
Сказал святой:
- Знай, царь, что те, кого ты называешь богами - ничто; это идолы глухие
и слепые, а верующих в них они влекут в ад.
Сказав это, он оторвал один из висевших на
его теле ремней и бросил в лицо царю со словами:
- Возьми, Юлиан, и съешь, если ты наслаждаешься такой пищей; моя же
жизнь есть Христос и умереть за Него для меня приобретение: Он мой
Помощник, в Него я верую, за Него терплю эти муки!
Повсюду между христианами тотчас прошел слух о таком смелом поступке
святого Василия, и все прославляли его за такое славное исповедание
Христа и за мужественное дело, которым он посрамил мучителя.
Фрументин, начальник полка щитоносцев, который привел святого мученика
Василия к царю, увидав, что сделал Василий, как он оторвал от своего
тела ремень и бросил его в лицо Юлиану с дерзкими словами, устыдился и
испугался гнева царского: он увидал, как царь изменился в лице от гнева,
а разгневался царь не столько на мученика, сколько на него, потому что
он привел узника на такое бесчестье лицу царскому. Тотчас схватив
мученика, скрываясь от царя, привел его в преторию4 и, дыша яростью
лютой, приказал мучить его еще больше, чем мучил его все эти дни, и не
только содрал всю кожу с мученика, но так изранил все его тело, что
обнажились внутренности. Святой же Василий среди таких мучений молился
Богу так:
- Благословен, Господи Боже, надежда христиан, поднимающий падших,
восстановляющий низверженных, освобожда- ющий от тления надеющихся на
Тебя, знающи наши страдания, Благий и Щедрый, Милостивый и
Долготерпеливый, призри с высокого престола Твоей славы, дай мне верно
окончить мою жизнь и удостой меня вечного и бессмертного Твоего
царствия!
Потом, когда уже настал вечер, Фрументин приказал заключить святого в
темницу, а Юлиан очень рано утром вышел из города, не удостоив его
свидания, и отправился в Антиохию. Фрументин же, видя, как царь
гневается на него из-за Василия, еще пуще разъярился на святого Василия
и, приведя его из темницы, сказал ему:
- Что же, безумнейший из всех людей! Принесешь ты жертвы богам, как
приказал царь, или нет? Что ты решил: повиноваться царскому повелению,
или погибнуть в мучениях?
Отвечал ему святой мученик Василий:
- Безумный и нечестивый! Ты забыл, сколько ремней содрал ты с моего тела
вчера и в предшествовавшие дни, как все, смотря на меня, умилялись и
плакали, видя, каким мукам подвергаешь ты меня, святотатец, и видишь: я
опять, благодатью моего Христа, стою здоров
перед тобой. Слуга диаволов, свирепый и бесчеловечный! Возвести своему
мучителю царю Юлиану, какая сила у Христа Бога, которую он оставил; он,
прельщенный диаволом, погубил свою душу; я уже не стану вспоминать, как
Христос Бог избавил его от смерти, защитив святыми Своими иереями под
божественным алтарем святой церкви; он забыл благодеяния ее, отрекся сам
от себя и бежал от нее. Я же надеюсь на Христа моего, что вскоре воздаст
ему по заслугам, и погибнет окаянный отступник в муках!
Фрументин сказал ему:
- Ты беснуешься, безумный! Непобедимый владыка Юлиан, по своему
человеколюбию и милосердию к тебе, повелел тебе вместе с нами совершать
праздник, приносить жертвы и курить благовонными кадилами; ты же не
захотел послушаться, а напротив дерзко сначала обесчестил царя, а потом
и меня ввел в беду; я отплачу тебе по заслугам такими муками, от которых
ты быстро лишишься жизни.
С этими словами Фрументин приказал раскалить железные прутья и колоть
ими святого в плечи и живот. В таких мучениях святой Василий упал на
землю, громко молясь Богу и говоря:
- Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых
волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал
душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне имя Свое незапятнанным!
Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой, по
обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого Иисуса Христа,
Господа нашего! Теперь же прими с миром душу мою, пребывающую неизменно
в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и
Пребывающий во веки веков, аминь.
Совершив такую молитву, когда живот мученика был уже весь исколот
раскаленными прутьями, он словно уснул сладким сном, предав душу свою в
руки Божий. Так скончался святой Василий в исповедании мученическом 28
января. Вскоре же, после убиения и погибели Юлиана отступника, 22 марта,
христиане явно воздали почтение многострадальному телу мученика, и в
этот день установили память ему. Его доблестное страдание укрепило всех
христиан в вере в Иисуса Христа, Господа нашего, Его же слава и царство
бесконечно во веки. Аминь.
Примечания
1 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.
2 Так здоровались греки.
3 Геката - божество лунного света.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (04.04), С. 23.
Жития святых, С. 3528 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 741)]
|