День Первый (14 февраля) Страдание святого
мученика Трифона
Святой Трифон родился в стране фригийской, в селении Кампсада, близ
города Апамеи1. Еще с юных лет
почила на нем благодать Божия и Господь даровал ему силу
чудотворения2, дабы не только из уст
сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу. В
Великих минеях четьях3 много
повествуется об исцелениях от всяких болезней, совершенных
святым отроком Трифоном, и об изгнании им бесов из людей,
обращавшихся к нему. Мы же сначала расскажем об одном из многих
его чудес, свидетельствующих о великой благодати Божией,
почивавшей на нем, а затем будем повествовать об его страдании
за веру Христову.
В двести тридцать восьмом году на престол римский вступил
император Гордиан4, который, хотя и
был идолопоклонник, но христиан не преследовал. Этот царь имел
взрослую дочь по
имени Гордиана - девицу, отличавшуюся умом и красотою, так что многие
великие и славные князья желали взять ее в жены своим сыновьям. Но эту
девицу, а с нею вместе и все ее семейство, постигло великое несчастье:
по Божию попущению в нее вошел диавол, который жестоко мучил ее, ввергая
ее в огонь и в воду; приводимые к больной девице известные своей
мудростью врачи не могли помочь ей. Но вот обитавший в девице нечистый
дух сам, по повелению Божию, провещал: "Никто не может изгнать меня
отсюда, кроме отрока Трифона".
Царь тотчас послал искать повсюду Трифона. Много было приводимо к царю
людей, носивших то же имя, но ни один из них не мог изгнать беса из
царской дочери. Наконец, привели к царю святого отрока Трифона, которого
нашли во Фригии, в селении Кампсада, где он пас гусей при одном озере;
отроку было тогда семнадцать лет. Когда святой приближался к Риму,
диавол, узнав об его приходе и начав еще сильнее мучить девицу, громко
закричал: "Не могу больше здесь жить, потому что приближается Трифон, и
на третий день придет сюда, не могу более терпеть".
Прокричав так, нечистый дух вышел из девицы.
На третий день в город пришел святой Трифон и тотчас был приведен в
царские палаты, где был весьма приветливо принят царем, ибо царь узнал в
нем того Трифона, о котором упоминал диавол, выходя из девицы. Но, чтобы
больше убедиться в том, что именно Трифон исцелил его дочь, царь умолил
его показать диавола воочию так, чтобы можно было видеть его телесными
очами. Святой согласился на просьбу царя и шесть дней пребывал в посте и
молитве и после того получил свыше еще большую и сильнейшую власть над
духами нечистыми. На седьмой день, при восходе солнца, царь пришел к
блаженному со всем своим синклитом, желая видеть диавола. Тогда Трифон,
исполненный Святого Духа и духовными очами взирая на невидимого духа
злобы, сказал ему: "Тебе говорю, дух нечистый, во имя Господа моего
Иисуса Христа, явись воочию перед находящимися здесь и покажи им свой
мерзкий и бесстыдный образ, и яви немощь свою".
И тотчас диавол предстал пред всеми в виде черного пса, который
имел огненные глаза, а голову влачил по земле.
Святой обратился к нему с вопросом:
- Кто послал тебя, демон, сюда, чтобы войти в отроковицу, и как ты
дерзнул войти в созданную по образу Божию, сам будучи столь безобразен и
немощен, и исполнен всякой мерзости?
Диавол отвечал:
- Я послан отцом моим - сатаною, начальником всякого зла,
пребывающим в аду, от которого я получил повеление мучить эту
отроковицу.
Тогда святой спросил его опять:
- Кто же дал вам власть посягать на создание Божие?
Демон, хотя и против своего желания, но принужденный невидимою
силою Божьею, должен был сказать истину.
- Мы не имеем власти над теми, - сказал он, - которые знают Бога и
веруют в Единородного Его Сына - Христа, за Которого Петр и Павел умерли
здесь, - от этих людей мы со страхом бежим, и, только когда нам бывает
попущено, мы причиняем им совне легкие искушения. Которые же не веруют в
Бога и Сына Божия и, будучи послушны своим похотям, творят угодные нам
дела, над теми мы получаем полную власть, чтобы мучить их. Угодны же нам
дела такие: идолопоклонение, хула, прелюбодеяние, чародейство, зависть,
убийство, гордость; этими и им подобными делами люди, как бы сетями,
опутываются, отчуждаются от Бога, Своего
Создателя, и самовольно делаются друзьями нам, и вместе с нами принимают
вечные муки.
Услыхав это, царь и окружающие его были поражены великим страхом и
пришли в ужас; и многие, оставив нечестие, уверовали во Христа; а
верующие получили еще большее утверждение в своей вере и прославили
Бога.
Царь, щедро одарив святого, отпустил его с миром домой, но святой
все, что получил от царя, роздал дорогою нищим; сам же, возвратившись в
отечество, предался обычным своим занятиям, исцеляя недужных и
благоугождая Богу святым и непорочным житием.
После Гордиана римский престол занял Филипп5,
который царствовал недолго, будучи убит своими воинами; а после него
воцарился свирепый Декий6, воздвигший
жестокое гонение на христиан; во время этого гонения было убито
бесчисленное множество христиан, причем многие из боязливых, страшась
ужасных мук, отвратились от Христа и склонились к идолопоклонству. Царь
этот издал приказ своим епархам и игемонам всюду преследовать христиан и
убивать их беспощадно. На востоке в это время епархом был некто Акилин;
ему было донесено, что Трифон исповедует Христову веру и, проходя
различные страны, врачует болящих, как весьма сведущий врач, и в то же
время учит всех веровать во Христа и этим прельщает многих; повеления же
царского Трифон не слушает, насмехаясь над всеми богами. Тотчас были
посланы воины разыскать Трифона, которого вскоре и нашли ибо не мог
укрыться светильник, горящий ревностью по Богу и светящий верой и
благими делами. Но и сам святой, узнав, что его ищут, не бежал в пустыню
и не скрывался в горах и пропастях земных, но, вооружившись молитвой и
крестным знамением, смело вышел к ищущим его и, отдавшись им в руки, с
радостью пошел к епарху Акилину, который в то время находился в Никее7.
Когда Акилин, окруженный оруженосцами, начальниками, слугами и
множеством людей, воссел на суде, Помпиниан, скриниарий8
большого чина, сказал ему:
- Вот юноша из города Апамеи, присланный к твоему величеству,
предстоит пред светлым судом твоей власти.
Акилин сказал:
- Предстоящий пусть скажет нам свое имя и отечество и фортуну9.
Святой отвечал:
- Имя мое - Трифон, отечество мое - селение Кампсада, близ города
Апамеи, фортуны же мы
не признаем, ибо веруем, что все совершается по Божию промыслу и
неизреченной Его мудростью, а не фортуной, и не зависит ни от течения
звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободной
своей волей, служа единому только Христу. Христос - вера моя, Христос -
похвала моя и венец славы моей.
Епарх на это сказал святому:
- Вероятно, ты до нынешнего дня вовсе не слыхал о царском
повелении, по которому всякий, кто называет себя христианином и не
поклоняется богам, должен умереть злой смертью; итак, образумься и
оставь свою льстивую веру, чтобы не быть вверженным в огонь.
Но Трифон воскликнул:
- О, если бы мне сподобиться через огонь и все муки получить
кончину за имя Иисуса Христа, Господа моего и Бога!
Епарх продолжал:
- Трифон, советую тебе принести жертву богам, ибо вижу, что ты,
хотя и молод телом, но имеешь совершенный разум, и я не желаю, чтобы ты
умер злой смертью!
- Я тогда буду иметь совершенный разум, - отвечал святой, - когда
принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною,
как многоценное сокровище,
благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя
в жертву ради меня.
Тогда епарх, угрожая святому, с гневом вскричал:
- Огню предам твое тело, душу же твою укрощу самыми лютыми казнями.
- Ты угрожаешь мне огнем угасающим, - отвечал Трифон, - после
которого остается только пепел, я же вам, неверующим, угрожаю огнем
вечным, неугасающим; оставь суетную веру твою и познай истинного Бога,
чтобы не раскаяться тебе после, когда впадешь в огонь вечный.
Но Акилин, воспламенившись сильнейшим гневом, повелел бить святого,
повесив его на дереве. Услыхав это приказание, Трифон сам тотчас снял с
себя одежды и с радостью отдал тело свое палачам на истязание. Палачи,
повесив его на дереве, со связанными сзади руками, жестоко истязали его
в течение трех часов. Но святой мужественно терпел мучения, ни одного
крика, ни одного стона не издав за все время, пока его били. Когда
кончили истязать его, Акилин снова обратился к нему с увещанием:
- Одумайся, Трифон, оставь свое безумие, обещай поклониться богам,
ибо никто из нежелающих повиноваться царскому повелению не может
избежать ужасной смерти.
Святой дерзновенно отвечал:
- И я тебе говорю, что никто, отвергающийся небесного Царя Христа,
не может наследовать жизнь вечную, но будет послан в огонь вечный,
никогда не угасающий.
Епарх на это сказал:
- Нет другого царя небесного, кроме Зевса, сына Сатурнова10,
он есть отец и богов и людей, и если кто ему не кланяется, тот не может
оставаться в живых; поклонись и ты ему, если хочешь наслаждаться
сладостью этой жизни.
Тогда святой, желая просветить язычника светом истины и изобличить
всю мерзость язычества, сказал Акилину:
- Пусть будут подобны твоему богу Зевсу все поклоняющиеся ему и
надеющиеся на него; а о нем повествуется, что он был первым
пребеззаконным волхвом и пагубным чародеем, отцом всякого нечестия и
безбожия, по смерти которого люди, желавшие следовать его злым делам,
устроили ему золотых и серебряных идолов, назвав его богом; и сделали
это затем, чтобы иметь оправдание и для себя самих в своей нечистоте и
беззаконии, дабы никто не укорял их в постыдных делах, потому что и бог
их был таков же; подобным образом и другие мерзкие и
всезлобные люди были возведены на степень богов своими подражателями11;
вы же, веруя в эти древние нечестивые предания и ложные басни,
поклоняетесь бездушным и немым идолам, забывая о Боге живом, Который
небо утвердил, землю основал на водах и излил воздух; Бог, создавший
каждую тварь и давший ей видимый образ, господином над всем поставил
человека, созданного после; но человек, по зависти диавольской,
прельщенный лукавым змием (Быт 3.), впал в бесчисленные бедствия; тогда
Бог-Слово, умилосердившись над ним, по Своему изволению, Сам благоволил
воплотиться, и явился в подобии человеческом, умер на кресте, был
погребен, в третий день воскрес, вошел на небеса и сидит одесную Бога
Отца, пока не познает Его все создание; тогда Он опять придет с силой и
славой великой и воздаст каждому по делам ого. Он есть Бог богов и Царь
царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на
возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им.
После этого епарх Акилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого
Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения
пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что при
ужасном морозе ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими
ногами - и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к
Богу и пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучения, и пел
слова Давида: "Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы
мои" (Пс 16:5) и другие: "Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай
овладеть мною никакому беззаконию" (Пс 118:133), повторяя вместе с тем и
слова святого первомученика архидиакона Стефа- на12:
"Господи, не вмени им греха сего". Возвратившись после охоты, епарх
призвал к себе мученика и сказал ему:
- Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы
богам, или остаешься в своем прежнем безумии?
Святой отвечал:
- Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества,
потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я
остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины.
Епарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие
пределы страны, где и оставался некоторое время.
По прибытии обратно в Никею епарх, явившись в судилище, снова
вызвал Трифона и сказал ему:
- Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться
царскому повелению и обратиться к богам?
- Бог мой и Господь Иисус Христос, - отвечал святой, - Которому я
служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог
неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому
истинному Царю и Богу я повинуюсь и к Нему прибегаю, твою же и царскую
гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь.
Епарх, сильно озлобясь, вскричал слугам: "Вбейте острые гвозди в
ноги его и, водя по городу, бейте его".
Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить
или, лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он
переносил ужасные страдания - как от вбитых в ноги гвоздей, так и от
сильного мороза по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред
духовным взором своим Христа и взирая на будущие воздаяния, все
переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен
к епарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великой досадой
сказал ему:
- До каких же пор, Трифон, ты будешь нечувствителен к мукам и когда
же ты почувствуешь всю ужасную боль мучений?
Святой отвечал:
- Когда же и ты познаешь силу Христову, во мне пребывающую; когда
ты перестанешь, окаянный, искушать Святого Духа?
Тогда, пылая сильнейшей злобой, мучитель велел снова повесить его
на дереве и нещадно бить железом, а бока его опалять горящими свечами.
Все это слуги исполнили с великим старанием; но внезапно свет небесный
осиял святого, а на голову его спустился с неба прекрасный венец;
пораженные этим видением мучители от страха пали на землю. Святой же
Трифон, ощутив в себе пришедшую свыше помощь, исполнился радости и
веселья и, молясь, говорил: "Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты не
оставил меня без помощи в руках врагов моих, но защитил меня в день
брани и дал мне спасение, и рука Твоя поддержала меня. И ныне молюсь
Тебе, Господи, не оставляй меня, утверждая и защищая меня" и сподоби
меня беспреткновенно совершить подвиг этот, дабы сподобиться получить
венец правды со всеми возлюбившими имя Твое святое, ибо Ты один
препрославлен во веки. Аминь".
После этого мучитель, приказав развязать связанного святого и
призвав его к себе, начал с лаской увещевать его, говоря:
- Трифон, принеси жертву великому Зевсу и поклонись царскому
изображению, и я отпущу тебя.
Но Трифон с улыбкой отвечал:
- Если я самому царю оказал презрение и его нечестивыми повелениями
пренебрег, то неужели я поклонюсь его бездушному изображению? Этого не
будет. О Зевсе же и других ложных богах ты спроси своих же мудрецов,
которые скажут тебе о том, какие сочиняются басни об этих богах для
покрытия их гнусных дел, прилагая наименования их к другим вещам, назвав
небо - Зевсом, воздух - Герой, землю - Церерой, море - Посейдоном,
солнце - Аполлоном, луну - Дианой13. Эти же
баснотворцы именами богов ваших назвали также различные дурные обычаи и
страсти человеческие, измыслив бога гнева и войны - Марса, а блудную
страсть назвав Венерой14.
И вот вы, оставив Создателя всех Бога, наполнили безумно всю вселенную
идолами и тварь предпочли Творцу: и не только сами, будучи лишены
здравого разума и совратившись с истинного пути, стремглав падаете в
душепагубную пропасть, но и нас стараетесь увлечь туда же, чтобы сделать
участниками вашей погибели, но, льстецы, вы не будете иметь никакого
успеха! Ибо вы никогда не будете в силах совратить с истинного пути и
склонить к вашим идолам надеющихся на истинного и живого Бога.
Выслушав эти слова, Акилин удивился такому дерзновению святого и,
разгневавшись, приказал бить его без всякого милосердия; воины, взяв
святого, истязали его в течение многих часов самым жестоким образом.
Наконец, мучитель, видя, что не может поколебать непоколебимого
столпа веры и отвратить его от Христа, сделал о нем следующий
окончательный приговор: "Трифон Апамейский, противящийся царскому
повелению и после многоразличных мук не пожелавший принести жертвы
богам, должен быть казнен через усекновение главы".
И тотчас воины, взяв мученика, вывели его из города на место
усекновения. Святой же Трифон, став лицом к востоку, обратился к Богу с
такой молитвой: "Господи Боже, Царь царствующих, святейший паче всех
святых! Благодарю Тебя за то, что Ты сподобил меня совершить сей подвиг
без преткновения. И ныне молюсь Тебе: не допусти коснуться меня
уловляющей руке лукавого невидимого врага, дабы он не свел меня во
глубину погибели, но введи меня в возлюбленные селения вместе со святыми
ангелами Твоими, и соделай меня наследником Твоего вожделенного
царствия; приими в мире душу мою, всех же, которые будут воспоминать имя
раба Твоего, и в память мою святые жертвы Тебе принесут, услышь с высоты
святыни Твоей; и призри на них от святого жилища Твоего, подавая им
обильные и нетленные дарования, ибо Ты один благий и щедрый податель во
веки веков".
Так молился святой. И вот еще воины не успели усекнуть его головы,
как Господь взял его душу; честное же тело Трифона осталось мертвым на
земле. Находившиеся в Никее христиане обвили его чистыми плащаницами и
умастили ароматами, намереваясь погребсти его у себя в защищение своему
городу. Но святой, явившись им в видении, велел перенести мощи его в
селение Кампсаду, место родины его, - и Повеление его. было исполнено15.
Так святой Трифон, от юности посвященный Богу, приведший множество
людей ко Христу и исцеливший многих из них от болезней, после великих
мучений, принятых за истину, увенчан нетленным венцом от Отца, и Сына, и
Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь16.
Примечания
1 Фригия - одна из больших областей Малой Азии.
Апамея самый значительный город Фригии, с оживленной торговлей.
2 По греческим евхологиям, однажды молитвой святого
Трифона спасены были от голода жители Кампсады, где появившиеся
вредные гады и насекомые поедали хлебные злаки, древесные листья
и всякую зелень. Святой Трифон, сожалея о бедствии, простер руки
свои к Господу с молитвой, прося Его послать ангела Своего для
поражения вредных насекомых; при этом св. мученик и сам связал
их клятвой, чтобы они удалились в места недоступные, назначенные
к их обитанию.
3 Великие минеи четьи составлены московским
митрополитом Макарием в XVI столетии. Кроме житий святых, здесь
помещены все книги Священного Писания, множество поучений и
разных статей духовного содержания. На основании Макарьевских
миней составлены минеи четьи святого Дмитрия Ростовского.
4 Гордиан царствовал с 238 по 244 г.
5 Филипп (Аравитянин) царствовал с 244 по 249 г.
6 Декий царствовал с 249 по 251 г.
7 Никея (ныне Исник) в древности богатый и цветущий
город Вифинии (в Малой Азии), ныне весьма бедный и
малонаселенный. В этом городе происходили I и VII Вселенские
Соборы.
8 Скриниарий - придворный казнохранитель, имевший
большую силу при епархе (правителе области), почему ему
оказывалось особенное царское доверие и поручались разные
ответственные должности.
9 Фортуна (лат. Fortuna) богиня судьбы и счастья у
римлян.
10 Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог,
почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех
богов и людей.
11 Вообще боги греков и римлян, по их верованию,
отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и
люди.
12 Деян 7:60. Память святого первомученика
архидиакона Стефана, побитого камнями от евреев, празднуется
Церковью декабря 27 дня.
13 Гера (Юнона) почиталась древними греками и
римлянами сестрой и женой Зевса, наиболее почитаемой между
богинями, считалась богиней земли, покровительницей брака и
родов. Церера (или Деметра) римская и греческая богиня земли и
плодородия. Посейдон (Нептун) почитался братом Зевса и
полновластным повелителем морей, рек и всех источников и
водовместилищ. Аполлон (Феб) один из наиболее почитаемых
древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом
солнца и умственного просвещения, а также охранителем закона.
Диана (Артемида) известная языческая богиня у греков и римлян,
пользовавшаяся особым поклонением у них; Диана считалась богиней
луны и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей.
14 Марс (или Арей) - греко-римский бог войны.
Венера - греко-римская богиня красоты и любви. Празднества в
честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и
разврата.
15 Часть мощей святого Трифона хранится в Москве,
в церкви его имени, что в Напрудной. Существует предание,
имеющее тесную связь с историей этого храма. Однажды на охоте у
царя Иоанна Грозного по какой-то оплошности сокольника боярина
Трифона Патрикеева улетел любимый кречет; царь приказал тому
сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в
противном случае угрожая смертной казнью. Весь лес изъездил
сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый,
он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной
слободе) и от сильного изнеможения заснул крепким сном под
деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи святому
мученику Трифону, которого, по самому имени своему, почитал
покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий
дивный сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и
держит на руке царского кречета. Возьми, говорит, пропавшую твою
птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься. Проснулся сокольник
и видит на руке у него действительно сидит царский кречет,
которого он и отвез к Грозному, причем рассказал
ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее
сокольничему страшное бедствие заменились милостями царскими, и
благочестивый боярин Трифон Патрикеев в благодарность пред Богом
и пред угодником Божиим святым мучеником Трифоном за спасение
своей жизни немедленно построил сперва часовню на том месте, где
нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже
самого государя, соорудил близ этой часовни и каменную церковь
во имя святого мученика Трифона, на том самом месте, где
совершилось вышеописанное явление ему этого святого мученика.
16 В Большом Требнике (гл. 60) помещен Чин,
бываемый на нивах, или винограде или вертограде, аще случится
вредитися от гадов или иных видов. Этот Чин совершается в том
случае, если появятся вред и тщету нивам, виноградам, садам же и
вертогpaдам наносящие, многовиднии зверие, червие, гусеницы,
хрущи и прузи, мыши, щуры к критицы и различные роды мух и мушиц
и проч. В указанном Чине говорится: подобает быти литургии и
вжигати кандило святого Трифона, или св. Евстафия, или св.
Иулиана Ливийского, или и обоих, и после литургии взяти елей от
кандил, и воду св. Богоявлений и кропить крестообразно на ниву
или виноград или вертоград, глаголя молитвы (см. их в Б.
Требнике). В том же Чине находится заклинание святого мученика
Трифона, составленное от лица этого св. угодника. Веруя, что
святой Трифон, при жизни отгонявший единым токмо пришествием
своим духи лукавствия и своими молитвами отвращавший
общественные бедствия, и по блаженном успении своем не оставляет
помощью тех, которые прибегают к нему, упомянутое заклинание
вредных для растительного царства насекомых и гадов и
произносится от лица святого Трифона, как такого угодника Божия,
который имеет великую славу у Бога и может с большим
дерзновением повелеть им именем Господа изыти от места и окрест
предел рабов Божиих.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Первый день (14.02), С. 27. Жития
святых, С. 1810 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 381)]
|