День Двадцать второй (4 февраля) Житие
святого апостола Тимофея
Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области1,
а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры2,
который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою
богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако,
от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из
терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который
был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках,
насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и
высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом
евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом
свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя,
воспоминая о слезах
твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру
твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике;
уверен, что она и в тебе" (2 Тим 1:4. 5).
Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не
столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от
языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу
Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом.
Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою3
пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях
Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и
Дервию и в окрестности их" (Деян 14:6). По прибытии своем туда святой
апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил
единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в
образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги,
а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом
суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы
обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не
только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от
заблуждения своего обратились к благочестию (Деян 14:8-18). В числе
таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою
по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в
дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец,
отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за
совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной
веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и
подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу,
не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в
нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его
родители по плоти4. Но так как святой
Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то
святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему
искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об
этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь
священные писания" (2 Тим 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению
иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел
в другие города.
Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из
Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше
проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу5,
пришел в Листры6, где жил святой Тимофей.
Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой
добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних
христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и
сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о
Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во
множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по
закону Моисееву (Деян 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для
спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом
крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все
они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой
апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие
Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за
солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей7,
воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования
Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом
и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении,
житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях,
страданиях" (2 Тим 3:10, 11).
Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного,
апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету.
Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни
каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место,
возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за
зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый -
радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным
подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего
столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем
пресвитером и наконец - епископом8, хотя он
был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских
служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим
подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим
апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения
Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо
воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей
своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом
свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем
послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был
у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не
пренебрегай его" (1 Кор 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой
апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и
верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе" (1
Кор 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет
святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и
Тимофей брат" (Флм 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и
Тимофей брат" (2 Кор 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа,
и Тимофей брат" (Кол 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата
нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании
Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей" (2 Сол 3:2). Эти
и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в
посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но,
живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными
трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его
подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить
одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых
недугов (1 Тим 5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было
обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною
от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все
концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в
Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было
сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной
слова их" (Пс 18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в
рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный
оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь,
в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В
особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную
благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не
только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого
Иоанна, возлюбленного ученика Христова9.
Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом10
в изгнание на остров Пат- мос11, то Тимофей
был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и
пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.
Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник,
называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины,
надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки
идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При
этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как
разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных
беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя
это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и,
явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал
Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал
заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно
высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во
тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но,
единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках
их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая
ногами, и, наконец, замучили его до смерти12.
Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за
город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом
по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого
апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина
Великого, были перенесены святым мучеником Артемием13
из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с
мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было
благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и
проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти,
тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа
нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки.
Аминь.
Примечания
1 Ликаония - юго-восточная
область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св.
апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с
Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти
апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских
путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде
называет его своим сыном (1 Кор 4:17; 1 Тим 1:2, 18; 2 Тим 1:2,
2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к
христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и
ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь
празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие
св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла
во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его
поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр
до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и
Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал
ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол
посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф,
где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в
Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до
Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом
Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был
освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в
предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и
македонских церквей; в это время он и был рукоположен во
епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом
Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол
Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение,
по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1 Тим
1:18), и самое посвящение произведено по предварительном
исповедании веры (1 Тим 6:12), с возложением рук священства,
причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного
прохождения обязанностей (1 Тим 4:12-16), к которым он был
призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил
Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал
слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом,
мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском
служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель
христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный,
скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от
Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97
г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется
Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов:
евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено
24 июня 356 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (04.02), С. 49.
Жития святых, С. 1459 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 301)]
|