День Двенадцатый (25 января) Страдание
святой мученицы Татианы
Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных
родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным
христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую
Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее
Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла
совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в
девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему
любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом
умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную
жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена
диакониссой и, подобно бестелесным ангелам, она служила Богу во
плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом.
Она пострадала следующим образом.
Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин
Гелиогабал1, и тело его, влекомое по
граду с поруганием, было брошено в реку Тибр2,
на царский престол был возведен Александр3
юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью - христианку,
именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно
с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам
и поклоняться им, как древним богам римским. В его дворце были
изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона4,
ветхозаветного Авраама и языческого Орфея5
и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не
преследовал христиан, но наместники его, правители областей и
консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был
слишком молод, то управление государством было поручено
некоторым из членов совета; главным среди них был городской
епарх6 Ульпиан, жестокий нравом и
великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли
всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так
они называли христиан) всюду принуждать поклоняться римским
богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениями и
даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами
это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и
верные слуги диявола: комит7
Виталий, кувику- лярий8 Васс,
доместик9 Кай. Тогда и в Риме и во
всех областях римского государства, полилась кровь христиан,
подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали
смерти.
В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и
приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому
идолу. Она же помолилась истинному Богу, и вдруг произошло
землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части,
обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и
жрецов. Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием
бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень,
пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они
стали бить ее по лицу и терзать очи ей железными крючьями. После
долгого мучения, сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой
страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы
наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая
мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары
тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к
беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить
мучения; они говорили, что сами они больше страдают, чем сия
святая и невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая
страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы
Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный
свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели
четырех ангелов, окружающих святую, услышали глас с небес,
бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить
ее:
- Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по
нашей воле мы причиняли тебе мучения.
Все они (их было числом восемь человек) уверовали во Христа и
восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за
исповедание Христа жестоко мучили и наконец усекли им главы.
На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять
приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала
пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и
радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла
жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он
приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело
ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран,
вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое
благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на
небо, молилась среди сих мучений. Затем ее крестообразно
распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что
мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, ангелы
Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто
причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали,
заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец
девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а
остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и
его служителей и говорила, что боги их - бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу.
Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы.
Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с
нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу
вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все
были изумлены и удивлены. Сначала ее стали ласково и льстиво
уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их - Диане10.
Святая дева показала вид, что согласна последовать их совету. Ее
повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал
приближение святой девы и стал громогласно взывать:
- Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже
Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма,
гонит меня?
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением
и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался
страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба,
попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих,
опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую
Татиану в претор11, подвесили ее
там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После
сего святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы
небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее
от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую
Татиану привели в цирк12 и
выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но
свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и
покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно
из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного
сановника, по имени Евмения, и растерзал его. Святую Татиану
снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы
невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мертвыми. Тогда
святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного
пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все
сии дивные знамения приписывали не силе Христовой, а
волхвованию; они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары
будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих
святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя
повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в
храм Зевса13. Безбожные думали, что
святая никак не может более повредить их божеству, потому что с
потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела
святая заключенной в том храме. Небесный свет, который всегда ее
осиявал, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее.
На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву
своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и
разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа
Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще
сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была
усечена мечом14.
Вместе с нею казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин.
Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все
его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со
своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа
получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во
веки. Аминь.
Примечания
1 Антонин Гелиогабал, - римский император,
царствовал с 218 по 222 г.; был крайне развращенным человеком,
почему скоро навлек на себя презрение солдат. Он усыновил своего
двоюродного брата, благородного Александра Севера, но когда он в
этом раскаялся и стал покушаться на жизнь последнего, был
умерщвлен солдатами.
2 Тибр - река, вытекающая из Апеннин, на которой
расположен город Рим.
3 Александр Север царствовал с 222 по 235 г.
4 Аполлон - один из наиболее почитаемых
греко-римских языческих богов; почитался богом солнца и
умственного просвещения, а также общественного благополучия и
порядка, сохранителем закона и божеством предсказания будущего.
5 Орфей - певец-герой греческих мифов, сила пения
которого, по верованию древних греков, была столь велика, что он
приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей.
6 Епарх - начальник области;
иногда же под этим именем разумелся начальник крепости,
комендант. Ульпиан был одним из приближеннейших к царю
придворных вельмож.
7 Комитами назывались первоначально спутники высшей
чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров,
составлявшие их приближеннейшую свиту.
8 Кувикулярий царский постельничий, спальник.
9 Доместики охранная стража римских императоров.
10 Диана иначе Артемида греческая богиня луны и
охоты.
11 Претор - судебное место, где заседал начальник
римский или судья.
12 Цирком называлась площадь, огороженная рядом
скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собою
и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан и
потом выпускали хищных зверей, которые
содержались при цирке в особых клетках.
13 Зевс или Юпитер - греко-римский бог,
почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех
богов и людей.
14 Св. мученица Татиана пострадала во время
гонения, воздвигнутого на христиан в четвертом году царствования
Александра Севера, в 226 г.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двенадцатый день (25.01), С. 87.
Жития святых, С. 737 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 154)]
|