День Седьмой (20 сентября) Страдание
святого мученика Созонта
Максимиан1, правитель Киликии, распространяя
по повелению царскому нечестивое идольское многобожие, пришел в город
Помпеополь и, празднуя тамошнему золотому идолу, принес много жертв. Там
находился в это время один юноша, родом из Ликаонии2,
по имени Созонт, по вере христианин, добрый нравом и исполненный благих
дел, ибо в законе Господнем поучался он день и ночь. Он пас стада
бессловесных овец, но в то же время наставлял и словесных овец Христовых
на добрую пажить. Где бы ни был он с овцами, везде собирались к нему
другие пастухи, юноши и мужи; а он учил их познанию Единого Бога, и
многих привел к святому крещению, ибо была на нем благодать Духа
Святого. Раз, пася овец при источнике, у которого стоял большой дуб,
Созонт уснул сладким сном и увидел Божественное видение, призывавшее его
к подвигу мученическому и возвещавшее, что место то принесет пользу
многим, ибо освятится свыше сходящею благодатью, и многие найдут на нем
спасение и прославят Святую Троицу. Встав от сна, этот добрый пастырь
поручил овец другим и, оставив на том месте свой лук и три стрелы, для
памяти себе, отправился в город Помпеополь. Там увидел он нечестие
умножившимся, веру же святую попранною, и воскорбел он о том сердцем
своим. Войдя в капище, где стоял золотой идол, он отломал у него руку и,
раздробив ее, роздал нищим. Отнятие от идола золотой руки вызвало
великое смятение в городе, и многие были допрашиваемы и мучимы. Но
святой Созонт, не желая, чтобы кто-либо другой пострадал за него, сам
пришел к правителю Максимиану и объявил, что он виновник того дела. "Я
взял руку бога вашего, - сказал он, - раздробил ее и роздал золото
нуждающимся". Когда стали его допрашивать, как осмелился он так
поступить и нанести бесчестие богу их, отняв и сокрушив руку его, он
отвечал: "Я сделал это для того, чтобы видеть бессилие вашего бога. Ибо,
когда я отнимал у него руку, он не оказал мне сопротивления, ничего не
сказал, не обнаружил боли, не испустил стона. В самом деле, будучи немым
и безумным, мог ли он сопротивляться? Если бы он был истинным Богом и
живым, то противостал бы мне и не позволил бы мне причинить себе зла. Я
же, зная, что это - идол, а не Бог, раздробил руку его, и даже всего
хотел раздробить, чтобы не поклонялись вы изделию рук человеческих,
которое, хотя имеет и очи, и уши, и уста, и руки, и ноги, однако не
видит, не слышит, не говорит, не осязает, не ходит и ни в чем не может
помочь себе, когда его бьют или раздробляют на части".
Правитель, услыхав это, повелел мучить Созонта без милости. Сначала
его повесили на дерево и стали строгать по ребрам железными когтями,
потом обули его в железные сапоги с острыми внутри их гвоздями и водили
по городу; святой, ходя в них, славил Бога. Потом снова повесили его на
дереве и сильно били железными палками, так что не только тело, но и
кости его были раздроблены. В этих мучениях святой предал дух свой Богу3.
Увидав что он уже умер, мучители, снявши тело его с дерева, развели, по
повелению правителя, сильный огонь, чтобы сжечь тело, в опасении, чтобы
оно не сделалось предметом почитания верующих. И когда это
многострадальное тело ввергли в огонь, то внезапно заблистала молния,
загремел гром и тотчас угас; бывшие же там люди от страха убежали, и
тело святого осталось целым. По наступлении ночи верующие хотели взять
святые мощи его и не могли, так как была великая тьма, и они
сильно скорбели о том. Но вот в полночь свет с неба осиял мощи, и
верующие, взяв их, погребли с честью. От гроба мученика истекло много
чудес, и не только от гроба, но и от источника, протекавшего под дубом,
где святой некогда во время сна имел видение, подавались благодатью
Христовой и молитвами святого мученика различные исцеления болящим.
Поэтому впоследствии там была создана церковь во имя его, для
прославления в ней Истинного Бога, в Троице Единого. Слава Господу во
веки, аминь.
Примечания
1 В некоторых древних месяцесловах (имп. Василия и
других) вместо Максимиан - стоит: Максим. Полагают, что это был Нумерий
Максим, состоявший правителем Киликии в 304 году.
2 В месяцеслове имп. Василия место рождения
мученика Созонта названо Ликиею, а в Прологе, как и в Четьих-Минеях,
Ликаонией; по актам мученическим это - Киликия, где был приморский город
Помпеополь, в древности Солы.
3 Страдания и смерть св. мученика Созонта
последовали после 288 года.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Седьмой день (20.09), С. 28. Жития
святых, С. 10219 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 81)]
|