День Третий (16 февраля) Память
святого и праведного Симеона Богоприимца
По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек
праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый
пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии
в мир истинного Мессии (Лк 2:2). Древние историки о получении Симеоном
этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея
был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского
языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского
народа семьдесят ученейших мужей1. В числе
их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное
Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов "се Дева во
чреве приимет и родит Сына" (Ис 7:14). Читая их, он усомнился, думая,
что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял
уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово
"дева" на слово "жена". Но в это время явился ему ангел Господень и,
удержав за руку, сказал: "Имей веру написанным словам, и сам увидишь
исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего
родиться от чистой Девы Христа Господа".
Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением
ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную
жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием.
Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от
вселукавого диавола.
Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по
рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по
законному обычаю (Исх 13:2), в храм, в это время пришел туда же и
праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и
родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный
Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и
исполнилось пророчество
Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными
лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял
Богомладенца2 на руки и произнес: "Ныне
отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели
очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет
к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк 2:29-32)3.
После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии
Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби,
когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк 2:34-35).
Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу4.
О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно
было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во
все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын,
Которому слава во веки, аминь5.
Примечания
1 Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея
Лага (285-247 гг. до Р. Х.), был одним из величайших государей
египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его
старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к
своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии
Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и
его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в
Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже
равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно
переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое
начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые
заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он
хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть,
хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долго временного
пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В
Иерусалиме было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В
письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев,
опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно
перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук
Адуя, Элеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и,
вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми
буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они
были приняты весьма благосклонно Им отвели дом на острове Фаросе, где
они и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех
пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии
александрийских иудеев, и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг
и называется "переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников", или
переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной церкви,
и с него-то сделан наш "Славянский перевод Ветхого Завета".
2 Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.
3 Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца:
ныне отпущаеши раба Твоего,
Владыко - каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении,
чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни,
т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от
уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие
объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий
в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и
Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.
4 Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в
Константинополь при императоре Иустине Младшем (565-578 гг.) и положены
там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня,
построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел
здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.
5 О святом Симеоне, принявшем на руки свои
принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и
Иосифа, многие думают, что он был священником при
храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм
младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой
Афанасий Великий - в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл
Иерусалимский - в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний - в учении
об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию
принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется
"священником", "святителем", "священно- детелем", "приносившим законные
жертвы" и "очищавшим кровными жертвами люди Израилевы". Сами действия
св. Симеона при Сретении Господа (Лк 2:23-37) также показывают, что он
был священником.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Третий день (16.02), С. 20. Жития
святых, С. 1848 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 389)]
|