Память святых апостолов (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и
Пармена День Двадцать восьмой (10 августа)
После Вознесения Господня и по ниспослании Святого Духа на
апостолов число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему,
по совету апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были
семь мужей, исполненных Святого Духа и премудрости (Деян 6:3), на
служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп,
Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании
их книга Деяний апостольских повествует так: "В те дни, когда умножились
ученики, произошел у эллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их
пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать
апостолов, созвав множество учеников, сказали: "Не хорошо нам, оставив
слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выбирайте из среды себя семь
человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на
эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова". И
угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа
исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и
Тимона, и Пармена, и Николая антиохийца, обращенного из язычников; их
поставили перед апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки. И
слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось в Иерусалиме" (Деян
6:1-7).
Из числа всех сих избранных память святого первомученика Стефана
почитается в двадцать седьмой день декабря месяца; память святого
Филиппа чтится в одиннадцатый день месяца октября; память же прочих
диаконов, за исключением Николая, не причтенного к лику святых1,
святая Церковь почитает одновременно в нынешний день, несмотря на то,
что они скончались в разные времена и в разных местах, проповедуя имя
Христово и запечатлев свою проповедь мученическою смертию.
Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному
апостолу Петру2 (еще до Успения Матери
Божией) вместе с прочими учениками; сим же апостолом Петром святой
Прохор был поставлен в епископы вифинского города Никомидии, как об этом
повествует блаженный Симеон Метафраст3 в
сказании о житии и подвигах святого апостола Петра (под двадцать девятым
числом месяца июня). После же Успения Матери Божией Прохор был спутником
и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова4;
вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания
от язычников за благовествование имени Христова; вместе с Иоанном
Богословом Прохор был заточен на остров Патмос; здесь он записывал все,
что слышал от святого Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию5;
после сего святой Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым
епископом; здесь он обращал ко Христу язычников, умножая новособранную
церковь. Скончался святой Прохор мученически, будучи убит язычниками за
благовествование имени Христова в городе Антиохии6.
Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями
святой первомученик Стефан; в это время было поднято жестокое гонение на
церковь иерусалимскую; святой Никанор, как и первомученик Стефан, был
умерщвлен вместе с двумя тысячами людей, уверовавших во Христа. Об
образе убиения его упоминается в каноне, что он был как ягненок,
принесен в жертву Богу (Песн 4:6. 7).
Святой Тимон был поставлен святыми апостолами епископом города
Бостории, находившегося в Аравии; за проповедь имени Христова он много
пострадал как от иудеев, так и от язычников; наконец был брошен в сильно
разожженную печь, но нисколько не пострадал от огня и вышел из печи
невредимым. Предание римской церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя
из печи невредимым, был предан крестной смерти7.
Святой Пармен со усердием совершал служение, порученное ему святыми
апостолами; на их глазах он умер и их руками был похоронен, и ими же
оплакан. Однако, некоторые утверждают, что он пострадал перед смертию и
был украшен венцом мученическим8.
Примечания
1 Некоторые из церковных писателей (св. Ириней
лионский, Епифаний кипрский, блаж. Иероним и др.) считают диакона
Николая основателем и начальником секты николаитов, коих обличает св.
апостол и евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе (2:6. 16).
Предполагают, что диакон Николай неправильно понял учение I Христа о
любви и свободе христианской и был проповедником несдержанной плотской
любви. Впрочем, Климент александрийский свидетельствует, что диакон
Николай проводил строгую и благочестивую жизнь, имел жену и детей, и его
дочери состарились в девстве. Его слова: "надобно плоть употреблять на
зло", т.е. пренебрегать плотию, не дорожить ею, обуздывать ее, - были
ложно поняты сектантами; сам же Николай был, как строгий аскет, чужд
таких заблуждений.
2 См. житие его под 29-м июня.
3 Симеон Метафраст - знаменитейший церковный
писатель X в.; родился в Константинополе; состоял секретарем при
императоре Льве Философе и Константине VII; исполнял важные
дипломатические поручения; спас г. Солунь от истребления, которым
угрожали этому городу арабы в 904 г., убедив предводителя их взять за
город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром. За свою
благочестивую жизнь причтен св. Церковию к лику святых (память его
празднуется св. Церковию 27 ноября). Симеон Метафраст весьма прославился
своими церковно-историческими трудами; он составил (или, правильнее,
собрал) "Жития святых", но при этом св. Симеон не ограничивался одним
собиранием древних сказаний о житиях, подвигах и страданиях святых, а
пересказал или переложил их; отсюда и его прозвище "Метафраст" (с греч.
- пересказывать, перелагать).
4 Память его празднуется св. Церковию 26 сентября и
8 мая.
5 По преданию, св. Прохор записал, со слов св.
Иоанна Богослова, евангелие.
6 По мнению некоторых исследователей следует
различать двух лиц с именем Прохора: 1) Прохор, диакон, - спутник св.
апостола Петра и впоследствии епископ Никомидии. Этот Прохор
пострадал за исповедание имени Христова в Антиохии 9 августа. 2) Прохор
- позднее живший, ученик и спутник св. апостола и евангелиста Иоанна
Богослова. Этот Прохор считается составителем сказания о жизни и чудесах
св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, от Успения Матери Божией и до кончины
его. Полагают, что именно этот Прохор изображен на древних иконах писцом
(переписчиком Евангелия). Однако с достоверностию мы не можем
утверждать, что следует различать два лица с именем Прохора; быть может,
Прохор диакон и Прохор - спутник св. апостола и евангелиста Иоанна
Богослова - одно лицо, как это принимает св. Димитрий ростовский.
7 Память св. апостола Тимона совершается еще св.
Церковию 30 декабря и 4 января (вместе с собором 70-ти апостолов).
8 По мнению некоторых исследователей, св. апостол
Пармен проповедовал евангелие в Македонии. Мученическую кончину св.
апостола Пармена относят ко времени царствования императора Траяна (98-
117 гг.) и именно к последним годам его царствования.
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать восьмой день (10.08), С.
18. Жития святых, С. 8727 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С.
822)] |